Закрыли вуз? Как получить высшее образование, не беспокоясь о возможном закрытии вуза. Российские студенты рассказали, какие вузы скоро закроют В какие вузы закрыт набор

Такой список должен был быть подготовлен до конца года Министерством образования и науки России по поручению руководителей страны. Предполагается, что вузы, работа которых будет признана неэффективной, преобразуют или вовсе ликвидируют. Окончательно определиться со своими планами ведомство должно к предстоящей весне.

В распоряжении «Российского студенческого союза» (РСС) оказался список вузов и филиалов, которые были признаны неэффективными, а, значит, могут быть в будущем реорганизованы или ликвидированы, - сообщил глава общественной организации Артем Хромов. - Чтобы выявить слабые университеты, специалисты Минобрнауки России с 15 августа по 15 сентября проводили мониторинг и собирали информацию о вузах.

Ожидается, что официально этот список могут огласить в декабре на коллегии Минобрнауки РФ .

Вузы и филиалы, подлежащие закрытию или реорганизации

(ЦФО, по данным «Российского студенческого союза»)

Москва:

Российский государственный гуманитарный университет,

Российский государственный социальный университет,

Государственный университет управления,

Московский педагогический государственный университет,

Московский государственный технический университет «МАМИ»,

Московский государственный открытый университет,

Московский архитектурный университет,

Литературный институт им. А.М. Горького .

Брянская область:

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского,

Брянская государственная инженеро -технологическая академия.

Владимирская область:

Ковровская государственная технологическая академия им. В.А. Дегтярева .

Воронежская область:

Воронежский государственный педагогический университет,

Воронежский государственный педагогический институт,

Воронежская государственная лесотехническая академия,

Воронежский государственный институт физической культуры.

Ивановская область:

Ивановская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д.К. Беляева ,

Филиал Российского государственного гуманитарного университета в г. Иваново .

Калужская область:

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского .

Костромская область:

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова ,

Костромской государственный технологический университет,

Костромская государственная сельскохозяйственная академия.

Московская область:

Московская государственная академия физической культуры,

Филиал МГУ в г. Пущино ,

Бронницкий филиал МАДИ,

Лобненский филиал МЭСИ ,

Егорьевский филиал МГГУ им. М.А. Шолохова ,

Филиалы РГГУ в г. Кашире , Воскресенске , Павловском посаде , Чехове , Электростали ,

Филиалы МАМИ в г. Дмитрове и Ликине-Дулеве ,

Филиалы МГУПИ в г. Сергиев Посад, Дмитрове, Лыткарине и Можайске .

Орловская область:

Орловский государственный аграрный университет.

Рязанская область:

Рязанский государственный университет им. С. Есенина ,

Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева .

Смоленская область:

Филиал МАДИ в г. Смоленск ,

Филиал МГИУ в г. Рославль .

Тульская область:

Филиал Московского государственного университета культуры и искусств,

Филиал Московский государственный университет путей сообщения.

Тверская область:

Филиал МГУПИ в г. Кимры ,

Филиал РГГУ в Твери ,

Филалы ТГУ в г. Нелидово и Ржев ,

Филиалы ТГТУ в г. Ржев, Торжок , Бежецк , Вышний Волочок, Конаков, Кувшинов.

Ярославская область:

Ярославский государственный технический университет,

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского,

Ярославская государственная сельскохозяйственная академия.

Первого сентября 2014 года первый курс журналистов узнал о закрытии института и переводе в содружественный вуз. Новость оказалось удивительной и пугающей, так как никто не представлял, что будет дальше, как будет происходить перевод и что при этом мы приобретем, а что – потеряем.

По закону, институт обязан предоставить список университетов и обеспечить перевод. Сразу возникает вопрос о разнице в предметах, так как специальность одна, но программу обучения во все вузах проходят по-разному. Как правило, отличается количество часов и порядок прохождения. Вышло так, что три предмета мы не прошли за прошлый год по программе «нового» университета и ещё несколько мы прошли наперед, их нам посещать не пришлось.

Академическая разница – вещь субъективная, в большинстве случаев её сдавать проще, чем обычный зачет или экзамен. Многие преподаватели идут навстречу, и процедура сдачи проходит спокойно. Но бывают и случаи, когда учителя не волнует, в какой ситуации образовалась задолженность, и сдавать приходится по полной программе. Ты должен освоить предмет, который не проходил, найти нужную информацию, самостоятельно изучить дисциплину.

И снова здравствуйте !

Спустя полтора года обучения вуз не смог пройти аккредитацию, и нам вновь пришлось перебираться в другое место. Документы, нервы, переживания... и снова академическая разница. Только теперь она составляла 15 предметов. Звучит страшно, а сдавать ещё страшнее. Практика показала, что второй перевод отличался лишь разницей в программе, а документы и все процедуры не поменялись.

Хотите верьте, хотите нет, но новый университет снова закрыли

Последняя сессия перед дипломом, обучение идет полным ходом, как вдруг нам сообщают о лишении института акредитации. А это снова разборки, подготовка документов, и нервы, которых уже и так нет… И между делом надо писать диплом и готовиться к государственному экзамену, билеты которого постоянно меняются вместе с переводами. Очень много денег, переживаний и сил ушло на то, чтобы пережить все эти путешествия по образовательной системе Санкт-Петербурга. Самое обидное, что в этой суматохе падает качество знаний, полученных во всех университетах.

Для того чтобы избежать подобные ситуации, стоит тщательно выбирать университет, в который поступаете, узнавать о нем всю информацию и следить за репутацией, успешностью его деятельности и преподавателями.

Если университет закрыли, у ниверситет должен:

· Сообщить в течение пяти дней о лишении аккредитации,

· Предоставить список вузов, в который вам обеспечат переход,

· Огласить условия, на которых вас переводят (в каждой ситуации они разные). Например, сохранят ли вам бюджетное место или придётся платить, как изменится стоимость обучения, какое количество предметов окажется в академической разнице,

· Оформить и передать документы в выбранный университет (списочный состав обучающихся, копии учебных планов, соответствующие письменные заявления и согласия обучающихся, их личные дела),

· Издать приказ о зачислении обучающихся в принимающую организацию в порядке перевода в течение пяти рабочих дней после получения представленных документов

Если вы узнали, что ваш университет закрывают, вам нужно:

· Ознакомиться с законодательной частью. Разобраться в обязанностях сторон. (Случай лишения образовательной организации государственной аккредитации регулирует федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»),

· Написать заявление о переводе,

· Закрыть все долги,

· Определиться с выбором университета, принимая во внимание учебный план (дисциплины, курсовые работы, практика), оплату обучения, смену коллектива,

· Обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) при несоблюдении образовательной организацией условий осуществления перевода.

За три года число вузов и их филиалов в России сократилось почти наполовину - на 1097 организаций. Таким образом, фактически завершена «зачистка» высшего образования в России, объявленная предыдущим руководством Минобрнауки. Она предполагала сокращение числа вузов на 40%, а филиалов - на 80%. В экспертном сообществе отмечают, что теперь система оценки качества высшего образования в России должна сосредоточиться на проверках только там, «где риски наиболее высоки». Собеседники “Ъ” не исключают, что этот вопрос может быть поднят в ближайшее время в связи с «возможной сменой кабинета министров».


В распоряжении “Ъ” оказалась ведомственная аналитическая справка, из которой следует, что в 2017 году Федеральная служба по контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзор) приостановила действие лицензии 35 организаций высшего образования. В 68 вузах и их филиалах был запрещен прием абитуриентов. Лишены государственной лицензии на образовательную деятельность 58 вузов. В 125 действие государственной аккредитации было приостановлено (в 70 из них после устранения нарушений лицензия возобновлена). По решению арбитражных судов в 32 организациях было аннулировано действие лицензии (18 из них - в Москве).

Аккредитация подтверждает уровень реализуемых образовательных программ и соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам. Лицензия дает образовательной организации право осуществлять образовательную деятельность.

Таким образом, с 2014 по 2017 год количество вузов и филиалов в России сократилось на 1097 (с 2268 до 1171; данные на январь 2018 года). Сокращение более всего затронуло филиалы государственных и негосударственных вузов: число первых уменьшилось с 908 до 428, вторых - с 422 до 81. Государственные головные вузы за три года также понесли потери, их стало меньше на 83 (с 567 до 484), негосударственных - на 193 (с 371 до 178). С 2014 по 2017 год по итогам проверок возбуждено 2850 дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц образовательных организаций, которые были оштрафованы на общую сумму 48,3 млн руб.

Фактически эти показатели соответствуют планам Минобрнауки, где ранее сообщали о намерении к концу 2016 года «завершить очистку высшего образования от вузов и филиалов, которые не дают качественного образования». Как сообщал “Ъ”, в марте 2015 года работавший тогда министром образования Дмитрий Ливанов заявлял, что концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы предусматривает сокращение количества вузов на 40%, а их филиалов - на 80%. «Речь идет прежде всего о сокращении негосударственных вузов, дающих некачественное образование,- подчеркнул господин Ливанов.- У нас есть примерно 100–150 хороших негосударственных вузов. Им ничего не грозит, наоборот, мы будем им помогать, давая в том числе и доступ к государственным бюджетным местам. Но все, что касается некачественного образования, должно уйти из нашей жизни. И именно вот это означает для нас сокращение сети высших учебных заведений». По словам министра, слабым вузам Минобрнауки «объявило войну».

«Безусловно, решить все проблемы нельзя, но ощутимые подвижки в этой сфере я вижу,- заявил “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по образованию Геннадий Онищенко.- Когда закрывают абсолютно надуманные факультеты или вузы, где, по существу, просто покупают липовые дипломы». По мнению депутата, проблема оценки качества образования сейчас особенно актуальна в связи с приходом бизнеса в образование: «Рособрнадзор сделал серьезный шаг в сторону наведения порядка в этой области».

Теперь механизм контрольно-надзорной деятельности в высшем образовании в России должен измениться, считает ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко: «В рамках существующей нормативно-правовой базы в сфере высшего образования Рособрнадзор сделал немало, однако сам по себе механизм вузовской аккредитации устарел, оцениваются формальные требования, которые не могут говорить о качестве образования в целом. В Рособрнадзоре понимают, что требуется кардинальная перестройка системы оценивания». По его словам, новая система оценки качества образования должна соответствовать требованиям работодателей. «Думаю, что этот вопрос должен быть на повестке дня в 2018 году, тем более с учетом возможной смены кабинета министров»,- отметил господин Реморенко.

Ранее в Рособрнадзоре сообщали, что в России готовится масштабная реформа контрольно-надзорной деятельности, которая коснется в том числе высших учебных заведений. Предполагается, что все университеты попадут в одну из четырех категорий по уровню риска в соответствии с выявленными при проверке нарушениями. В ведомстве рассчитывают, что переход на новую систему поможет «сосредоточиться на проверках там, где риски наиболее высоки». В вузовской среде отмечают, что новая модель проверок «сбережет нервы» вузам с хорошей репутацией и приведет к дальнейшему сокращению общего числа высших учебных заведений в России (см. “Ъ” от 20 июня 2017 года). Ожидалось, что закон, устанавливающий новые правила контрольно-надзорной деятельности, будет принят до конца 2017 года, однако этого до сих пор не произошло.

В Минобрнауки заявили об инициативе значительно сократить количество филиалов российский вузов. По словам представителя ведомства, в течение двух лет будут закрыты около 30% отделений высших учебных заведений. В министерстве связывают эти меры с модернизацией системы внутривузовского управления.

О грядущем сокращении числа филиалов российских вузов рассказал заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Святослав Сорокин во время совещания в Екатеринбурге. По его словам, подобная мера окажет положительное влияние на развитие кадрового потенциала и инновационную деятельность высших учебных заведений.

ПО ТЕМЕ

"К 2017 году произойдет сокращение филиалов вузов на 30% от существующей системы", – цитирует ТАСС Сорокина. Он добавил, что это не значит, что каждый третий филиал будет закрыт: часть из них будет реорганизована и продолжит работу.

Представитель ведомства отметил, что данное решение было принято с учетом научно-исследовательской и образовательной деятельности , которая ведется в вузах. Кроме того, сокращение числа филиалов должно положительно повлиять на процесс совершенствования системы внутривузовского управления.

Добавим, что параллельно с этим в России происходит закрытие большого количества высших учебных заведений . Чаще всего причиной тому является недостаточный уровень образования, предоставляемого вузом. Минобрнауки либо приостанавливает лицензию, либо вовсе лишает учебное заведение права на набор студентов.

Как писали Дни.Ру , по состоянию на ноябрь 2015 года Рособрнадзор приостановил действие государственной аккредитации 129 вузов и филиалов, в 72 запретил прием, в 15 приостановил действие лицензий, 14 лишил государственной аккредитации образовательной деятельности.

Которые нарушают права людей на качественное образование».

Этому заявлению предшест­вовали и их филиалами. Например, в станице Вёшенская Ростовской обл. за последние пять лет открылись представительства четырёх вузов, три из которых поселились в одном здании - местной библиотеке им. Шолохова. Как выяснилось, некоторые «головные» вузы о существовании «филиалов» даже не подозревали. Похожая ситуация сложилась в Свердловской обл. А один частный университет Иркутска преподавал программу, полностью «списанную» у Высшей школы экономики (ВШЭ), и немало на этом зарабатывал.

Вузовские чистки

Но, судя по всему, закрытие коснётся не только откровенно мошеннических организаций, которые незаконно работали под брендом известных учебных заведений. Ими должны заняться правоохранительные органы. Оптимизация же пройдёт гораздо шире. И она уже началась. «О каких вузах может идти речь? Во-первых, об аттестации филиальной сети, - поясняет Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ . - У нас на тысячу вузов приходится около 3000 филиалов. В среднем по 11 филиалов у гуманитарных вузов и по 3-4 у технических. Во-вторых, о вузах, которые . Нужны тщательные проверки на соответствие вуза аттестату. Отобрать лицензию у вуза сложно. Сначала нужно ответить на вопрос: а студентам куда деваться, тем более если они уже оплатили обучение? Вопрос требует проработки».

Тем не менее, по некоторым данным, из тысячи вузов власти планируют через несколько лет оставить около трети, выкорчёвывая, как выразился один из высших чиновников, вузы-«поганки». Однако не все эксперты согласны, что слабые вузы нужно только закрывать.

«Сама идея закрытия вузов неправильная, - считает Марк Агранович, исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования . - Надо закрывать не вузы, а программы. В одном вузе могут быть две хорошие программы, а 15 - дрянь. Скажем, в областном вузе сохранилась старая школа преподавания литейного дела. Её нужно сохранить. Что значит «плохая программа»? Это значит, что п . Не жалко тогда их и выставить, если они имеют наглость преподавать то, в чём не разбираются. Если студент приходит в вуз, а его обманывают, то такому вузу не место в системе высшего образования. Если в вузе из всех программ останется только одна хорошая, то его можно присоединить к более крупному. Нужно создавать системы внешней оценки качества вместо сегодняшней формальной аккредитации вузов».

Откуда «левые»

Возникают и другие вопросы. Если сейчас, по данным специалистов, высшим образованием охвачено 80-90% населения, то не получится ли, что из-за уменьшения числа вузов снизится доступность выс­шего образования, особенно для детей из регионов? И как результат - понизится общий интеллектуальный уровень населения.

«Почему «левые» вузы востребованы? - задаётся вопросом Кирилл Митрофанов, руководитель Центра независимой оценки качества образования ФИРО . - Самый простой ответ: продаются «корочки». Идёт снижение ценности высшего образования и дипломов. Человек с дипломом ничем не отличается от человека без него. Второй момент: мальчики идут в любой вуз, чтобы избежать прелестей организации под названием «армия», а девочки - вслед за ними, на поиски мужа. Ведь там образованная девушка имеет больше шансов выйти замуж за образованнного мужчину. Но даже у псевдовысшего образования есть позитивные аспекты. Например, почему многие бизнесмены даже продавцами в «ларёк» охотнее берут девушек с выс­шим образованием, чем ? Потому что у них более высокий культурный уровень, они разговаривают по-другому. Кстати, исторически высшее женское образование появилось для того, чтобы женщина могла грамотно общаться в семье - с прислугой (ставить цели гувернанткам, экономкам), детьми. Можно просто уничтожить слабые вузы, а можно заняться . Мы начинаем догонять по общему образованию европейские страны. В Европе учатся 12-14 лет, у нас - 9-10. Так пусть наши дети добирают недостающее за счёт 3 лет бакалавриата. А дальше уже по желанию - магистратура, а лучше не одна. И вообще, пока не сформулирована цель («Для чего это делается?», а не «Почему?»), сокращение вузов напоминает «зачистку».

Очевидно, что должна быть нацелена на повышение качества, а не на сокращение количества. Один из главных аргументов властей - якобы так много вузов иметь экономически неоправданно. Их больше, чем студентов. Ведь 5-6 лет назад у нас было 1,5 млн выпуск­ников школ, в прошлом году - 730 тыс.

Но не получится ли как с ? В 90-е, когда рождаемость в стране упала на рекордно низкий уровень, детские сады массово закрывались, помещения продавались, сдавались в аренду. А сегодня начался обратный процесс: за 2007-2011 гг. рождаемость выросла почти на 20%, мест в садах катастрофически не хватает, в результате строят новые, пытаются вернуть и отремонтировать старые. Но ведь эти малыши через 10-15 лет пойдут в вузы. Опять будем начинать выстраивать необходимое количество институтов заново?