Как написать методическую разработку? Что такое методическая разработка? Как составить учебное пособие

Чтобы образовательный процесс был структурированным и полностью обеспеченным всеми необходимыми материалами, преподаватели и учителя готовят различные специфические документы. В данной статье хочется рассказать о том, как написать методическую разработку, что это такое и зачем вообще нужно это делать.

Терминология

Изначально надо понять, о чем же именно будет идти сейчас речь. Первый вопрос, который может возникнуть у каждого: "Что такое методическая разработка?" Итак, пособие. В нем описываются различные методы и элементы которые могут пригодиться для проведения урока или внеклассного занятия. Важные моменты:

  1. Подготавливать методическую разработку можно применительно к одному только уроку, теме или же целому курсу полностью.
  2. Данный документ может быть как индивидуальным, так и подготавливаться целой командой специалистов, то есть быть коллективным.

Главная же цель методической разработки - педагогическо-профессиональное совершенствование учителя при подготовке уроков или курсов.

Важные моменты

  • Общий объем документа (так называемый «чистый текст») должен составлять не менее 16 листов информации, набранной на компьютере. И это не считая титульного листа и списка литературы.
  • Также надо помнить, что поля должны быть: 3 см - слева, по 2 см - сверху, снизу и справа.
  • Номер страницы ставится по центру снизу. Сам же символ должен быть арабским (то есть «1», «2», «3» и т. д.).
  • Шрифт обязательно Times New Roman, размер 14-й, одинарный. Если в работе есть таблицы, шрифт текста, написанного в них, - Times New Roman, 12-й.
  • Выравнивание текста должно быть по ширине страницы.
  • Красная строка отступается на пять знаков.
  • Все заголовки выделяются полужирным шрифтом (Times New Roman, размер 14-й), предпочтительно их размещение по центру страницы.

При этом важно помнить, что все иллюстрации должны обозначаться термином «Рисунок» или «Рис.», все они нумеруются по порядку. Основная часть может быть разделена на разделы, подразделы.

Главные правила создания методической разработки

Стоит сказать, что методическая разработка проще, чем кажется на первый взгляд. Ведь сделать ее совершенно не трудно, если человек свободно ориентируется в материале. Ведь в этом документе его нужно всего лишь грамотно структурировать и преподнести в удобном для чтения и использования виде. При создании методической разработки нужно придерживаться следующих важных правил:

  1. Содержание работы должно четко соответствовать цели, а также обязательно тематике.
  2. Суть создания методической разработки - подача сведений о максимально рациональной и эффективной организации учебного процесса в той или иной дисциплине.
  3. Все разработанные методики должны быть творческой работой, а не копированием частей учебников, пособий и иных ранее существовавших образовательных документов.
  4. Язык в тексте должен быть лаконичным, простым и понятным. Однако важно также использовать соответствующую профессиональную терминологию.
  5. Все методы, приемы и формы подачи учебного материала должны «иллюстрироваться» ссылками на свой ранее примененный педагогический опыт.
  6. В данном документе надо описать все вспомогательные средства, которыми пользуется педагог во время подачи ученикам материала. Это могут быть карточки, схемы, таблицы, инструкции для проведения лабораторных работ и т. д.

Просматривая варианты того, как написать методическую разработку, стоит помнить главное: все написанное должно соответствовать действительности. Так, не нужно описывать тот или иной метод обучения, если нет возможности его материально-технического обеспечения. И главное - методическая разработка должна ответить на вопросы: «Как научить? Как сделать так, чтобы ученик наилучшим образом усвоил предложенный учителем материал?»

Кратко о структуре

Рассматривая рекомендации по написанию и оформлению методических разработок, нужно также помнить и о том, что подача материала должна быть структурированной. Так, очень важно помнить, что любая серьезная работа должна состоять из следующих элементов (и методическая разработка не исключение):

  • Титульный лист.
  • Аннотация.
  • Содержание.
  • Вводная часть, или введение.
  • Основная часть, где будет изложен весь материал.
  • Заключение (можно вместе с выводами).
  • Список использованной в работе литературы.
  • Если есть необходимость, могут присутствовать в работе приложения.

Титульный лист

Теперь же стоит разобраться, как правильно оформлять все вышеперечисленные части методической разработки. Итак, начинается документ с титульного листа. Он оформляется следующим образом:

  1. Сверху пишется наименование учреждения, куда данный документ подается (название указывается в соответствии с выданной лицензией).
  2. В центре листа пишется название самой работы.
  3. Немного ниже от названия, по правой стороне, надо указать следующие сведения об авторе: место работы, занимаемая должность, а также ФИО.
  4. В центре в самом низу надо указать город и год, то есть где и когда данная методическая разработка была создана.

Важно отметить, что к оформлению названия работы строгих требований нет. Так, тут можно поэкспериментировать с различными особенностями оформления (однако в рамках дозволенного, ведь методическая разработка - это официальный документ).

Аннотация

Просматриваем далее рекомендации к оформлению методической разработки. На данном этапе важно рассказать о том, что же такое аннотация и как ее нужно правильно оформлять. Ведь нередко люди боятся этого слова и теряются, если нужно составить аннотацию. Так, это всего лишь краткое объяснение того, что будет изложено далее в документе. Тут важно помнить, что нужно указать в таком случае:

  • Главное - рассказать о той проблеме или особенности, которой посвящена разрабатываемая методика.
  • Нужно высветлить те вопросы, на которые можно будет найти ответ в тексте ниже.
  • Также указываются потенциальные пользователи данной разработки.

Сама же аннотация не должна быть большой. Достаточно будет 10 предложений, где и нужно изложить всю суть.

Введение

Идем далее, разбираясь в том, как написать методическую разработку. После следует оглавление, и написать его не составит труда. Следующее в списке - введение. Вот это очень важный раздел всей работы, где также надо кратко и доступно рассказать о том, в чем же особенность данного труда.

  1. Изначально излагается новизна этой работы, ее уникальность и обязательно актуальность. Тут нужно рассказать, чем руководствовался автор при выборе данной тематики, чем она особенна.
  2. Далее надо описать цель работы.
  3. Следующий важнейший пункт - условия применения этой работы, то есть надо рассказать, когда и в каких случаях изложенные в документе рекомендации могут применяться.
  4. Также можно указать возможные сложности, риски.

Объем введения не должен превышать 2 страниц текста, набранного на компьютере.

Основная часть

Продолжаем говорить о том, как написать методическую разработку раздела ООП (то есть основной образовательной программы) или же просто самостоятельную работу (независимо от иных образовательных документов). Так, пришло время понять, как же надо оформлять основную часть работы. Именно тут и происходит изложение всего того материала, который подготовил педагог.

  • Важно раскрыть специфику методической разработки.
  • Также надо придерживаться существующих требований с учетом специфики дисциплины.
  • Важно логически подавать материал, чтобы замысел автора был максимально понятен.

Заключение

Это последняя основная часть работы. Именно тут делаются определенные выводы, могут подаваться также рекомендации. В данном разделе важно рассказать о том, где и как будет приводиться в действие все изложенное в этой методической разработке. Объем этого текста - до одной страницы.

Все остальное, о чем не было упомянуто

Список литературы оформляется в алфавитном порядке, сначала подаются все нормативные документы. Тут также можно указывать ссылки на интернет-источники (в самом конце списка).

Если в работе есть приложения, они подаются после списка литературы. Каждое отдельно взятое приложение нумеруется арабской цифрой, ему присваивается имя («Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.).

Чаще всего также надо будет написать рецензию на методическую разработку. Так, они бывают двух видов:

  • Внутренние.
  • Внешние.

В первом случае рецензия пишется работником того же заведения, где работает педагог, во втором - специалистом иного образовательного учреждения, однако всегда в соответствии с профилем и спецификой самой методической разработки.

Методическое пособие

Методическое пособие - разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу(ам) курса, либо по направлению учебно-воспитательной работы. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты уроков, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь учителю в его повседневной работе.

Методическое пособие – это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации.

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам образовательного учреждения в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Требования к методическим пособиям

Информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз).

Ясность и четкость изложения (популярность).

Ясность структуры.

Наличие оригинальных способов организации соответственной деятельности.

Наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания.

Наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями, или материалами экспериментальной апробации.

Структура методического пособия включает:

Введение или пояснительная записка – до 15 % текста, где раскрывается история вопроса, анализируется состояние науки по данной проблеме, наличие или отсутствие сходных методик, технологий, обосновывающих необходимость данного пособия. Описываются особенности построения пособия, цель, кому адресовано.

Основная часть – до 75 % текста, в основной части пособия в зависимости от назначения и целей могут быть различные разделы (главы). Их название, количество, последовательность определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.

Например:

Глава 1 - излагается изучаемый теоретический материал;

Глава 2 - описываются основные методики, технологии, используемые или рекомендуемые для успешного решения вопроса;

Глава 3 - перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению;

Глава 4 - контрольные задания для проверки усвоения материала.

В теоретической части излагается в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе образования детей, обладающей своими специфическими чертами.

В практической части систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в образовательном учреждении.

В дидактической части сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Заключение – до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы и результаты, логически вытекающие из содержания методического пособия, в каком направлении предполагается работать дальше.

Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуе­мого вида деятельности с использованием данного методического пособия, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть различные необходимые нормативные документы, в том числе образовательного учреждения, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет свое название. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и ставят его номер (например «Приложение 1»). Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методические рекомендации заканчиваются 16 страницей, приложение начинается с 17).

Методическое пособие должно содержать все составные части, которые входят в издание, при этом помимо основного текста рукопись должна включать обложку, титульный лист и оборот титульного листа.

На обложке по центру располагается заглавие работы, И.О.Ф. автора помещается выше заглавия. Вам следует помнить, что сначала пишутся инициалы, а затем фамилия. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию рукописи.

На титульном листе прописывается заглавие, выше заглавия И.О.Ф. автора. Вверху по центру пишется название организации, от имени которой выпускается издание, с названием вышестоящей организации. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе. Аннотация содержит следующие лаконичные сведения:

Указывается, чему посвящено данное пособие;

Предназначение данного методического пособия, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа;

возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где может быть использовано настоящее пособие).

Технические требования к оформлению методического пособия

Текстовая часть рукописи должна быть обязательно набрана на компьютере (А4: 210Х297), формат А 4. Интервал между строками – 1или 1,5. Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт - Times New Roman, кегль 14. Если необходимо в тексте выделить слово или предложение, выделяем жирным или курсивом, но обязательно 14 шрифтом. Подчеркивания не допускается. Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27. В тексте не допускаются переносы, выравнивание по ширине. Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится. Тексты структурных элементов - разделов - следует начинать с нового абзаца. Необходимо помнить о важности деления (рубрикации) текста с помощью абзацев - отступов в строке при начале новой смысловой части. Номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию. Нумерация проставляется с основного текста.

Поля постоянные:

Верхнее поле – 2 см. Нижнее поле – 2,5 см.

Левое поле – 3 см. Правое поле – 1 см.

Чебоксары 2013

Составитель:

Начальник отдела документационного обеспечения управления и методической работы БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии

1. Введение

2. Структура методического пособия………………………………

3. Оформление методического пособия …………………………..

2.2.10. Текст методического пособия разделяется на разделы, подразделы и пункты.

Разделы, подразделы и пункты следует нумеровать арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста методического пособия, за исключением приложений.

Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела, пункта, разделенных точкой.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела пункта и порядковый номер подпункта, разделенных точкой.

После номера раздела, подраздела, пункта, подпункта в тексте документа точка не ставится.

Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется.

Каждый пункт или подпункт печатается с абзаца.

2.2.11. Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки печатаются прописными буквами без точки в конце. Заголовки располагаются по центру текста.

Переносы слов в заголовках не допускаются.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

3.1. Библиографическая ссылка является частью справочного аппарата и служит источником библиографической информации о документах. Она содержит библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе, необходимые и достаточные для его идентификации, поиска и общей характеристики. Объектами составления библиографической ссылки являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях, также составные части документов.

3.2. По месту расположения в документе выделяются следующие виды библиографических ссылок:

3.2.1. Внутритекстовые, помещенные в тексте документа.

3.2.2. Подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску).

3.2.3. Затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску).

3.3. При повторе ссылок на один и тот же объект различают следующие виды библиографических ссылок:

3.3.1. Первичные, в которых библиографические сведения приводятся впервые в данном документе.

3.3.2. Повторные, в которых ранее указанные библиографические сведения повторяются в сокращенной форме.

3.3. Правила представления элементов библиографического описания, применение предписанных знаков препинания, независимо от назначения ссылки, осуществляются в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 СИБИД Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления и ГОСТ 7.82-2001 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

3.4. Внутритекстовая библиографическая ссылка содержит сведения об объекте ссылки, не включенные в текст документа. Внутритекстовую библиогрфическую ссылку заключает в круглые скобки, например,

(Методические рекомендации по фондированию документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации. М. ВНИИДАД, 2006. С. 12 – 20).

3.5. Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа в низ полосы, например:

, Рысков документы в управлении. М., 2008.

При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единообразный порядок для всего документа – сквозную нумерацию по всему тексту, в пределах каждой главы, раздела, части и т. п., или для данной страницы документа.

Совокупность затекстовых библиографических ссылок оформляется как перечень библиографических записей, помещенный после текста документа или его составной части. Совокупность затекстовых библиографических ссылок не является библиографическим списком или указателем, как правило, помещаемым после текста документа и имеющими самостоятельное значение в качестве библиографического пособия. При нумерации затекстовых библиографических ссылок используется сплошная нумерация для всего текста документа в целом или для отдельных глав, разделов, частей и т. п..

Для связи с текстом документа порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке указывают в знаке выноски, который набирают на верхнюю линию шрифта, или в отсылке, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа.

3.7. При составлении библиографического описания следует соблюдать нормы современной орфографии . Первое слово каждого элемента описания начинается с прописной буквы. Употребление прописных букв в других случаях осуществляется в соответствии с нормами русского литературного языка. Названия научных произведений, книг, сборников, газет, журналов, издательств в кавычки не заключаются. Сокращения отдельных слов и словосочетаний проводятся в соответствии с действующими правилами.

3.8. Оформление отдельных элементов библиографической ссылки.

Однозначные качественные числительные, если при них нет единиц измерения , пишутся словами, например:

десять единиц хранения и т. п.

Порядковые числительные, входящие в состав слова, пишутся цифрами, например:

30 – летний период и т. п.

Условные графические сокращения пишутся с точками на месте сокращения, например:

т. е., т. п., пр., др.

Текст цитаты заключается в кавычки и начинается с прописной буквы. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставится многоточие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическое пособие раскрывает единые требования к оформлению методических пособий, соблюдение которых позволяет составителям подготовить качественные документы.

Приложение

Министерство культуры, по делам национальностей и

архивного дела Чувашской Республики

Бюджетное учреждение Чувашской Республики

«Государственный архив современной истории Чувашской Республики»

ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

Чебоксары 2013

Составитель:

Ведущий методист отдела документационного обеспечения управления и методической работы БУ «Госархив современной истории Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии

Оформление методических пособий

Методические рекомендации «Оформление методических пособий (рекомендаций, пособий, разработок и др.)» предназначены для сотрудников и специалистов государственных и муниципальных архивов, занимающихся составлением методических пособий в целях определения единых требований к оформлению методических пособий. В Методических рекомендациях описаны требования к оформлению разных частей методического пособия.

Приложение

1. Общие положения…………………………………………………………………

2. Документация организаций……………………………………………………….

3. Правила подготовки и оформления документов……………………………………

4. Документирование управленческой деятельности……………………………..

5. Бланки документов………………………………………………………………

6. Оформление реквизитов документов………………………………………………….

7. Особенности подготовки и оформления отдельных видов служебных

документов. Составление и оформление личных документов…………………………

8. Изготовление документов с помощью компьютерной техники . Тиражирование документов……………………………………………………………………………………

9. Регистрация и учет документов, построение поисковых систем……………………

10 Регистрация документов……………………………………………………………….

11. Построение поисковых систем…………………………………………………………

12. Организация документооборота………………………………………………………..

13. Регистрация и учет поступающих документов……………………………………

14. Порядок прохождения и исполнения документов……………………………………

15. Регистрация и учет отправляемых документов………………………………………

16. Регистрация и организация движения внутренних документов……………………

17. Учет объема документооборота……………………………………………………

18. Работа с обращениями граждан……………………………………………………

19. Контроль исполнения документов…………………………………………………

Электронные ресурсы:

3. http:// rudocs. /docs/index-59225.html / Методические указания «Правила оформления методических разработок преподавателей» /ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» - г. Ростов-на-Дону. 2011.

Цель доклада – обмен опытом работы над учебным изданием, формирование умений работы над учебным изданием, повышение профессиональной компетенции педагогов.

Классификация учебных и методических изданий

Учебные издания:

    Учебник

    содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе;

    официально утвержден;

    предназначен для студентов.

Учебное пособие

    частично или полностью дополняет учебник;

    официально утверждено;

    предназначено для студентов.

Учебно-методическое пособие:

    содержит материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания;

    предназначено для преподавателей.

Практикум:

    сборник практических заданий и упражнений, способствующих усвоению, закреплению, проверке знаний;

    предназначен для студентов.

Пособие учебное:

    словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, диаграммы, схемы, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы, видеофильмы, звукозаписи, слайды и др.

    предназначено для студентов.

Методические издания:

1.Методическая разработка:

    содержит конкретные материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, темы, урока) или проведения внеклассного мероприятия, по современным технологиям обучения, по обобщению лучшего опыта;

    планирование материала по курсу (примерная и рабочая программа, рабочий учебный план), положения по вопросам учебно-воспитательной работы (на основе нормативных актов);

    предназначена для преподавателей.

2. Методическое пособие

Методическое пособие - разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу(ам) курса, либо по направлению учебно-воспитательной работы. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты уроков, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь преподавателю в его повседневной работе. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации.

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально. В методических пособиях систематизируется практический материал собственной работы и работы коллег по профессии.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам образовательного учреждения в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Требования к методическим пособиям

Информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз).

Ясность и четкость изложения (популярность).

Ясность структуры.

Наличие оригинальных способов организации соответственной деятельности.

Наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания.

Наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями, или материалами экспериментальной апробации.

Составляя методическое пособие, необходимо разобраться в материале.

Последовательность действий следующая:

    Изучить существующую литературу, примеры, практическое применение.

    Написать тестовые примеры использования рассматриваемой технологии.

3.Составить план методического пособия.

4. Разработать полные примеры, которые будут поддерживать изложение.

5. Разработать текст методического пособия.

6. Снабдить пособие необходимыми иллюстрациями.

7. Разработать контрольные вопросы и варианты задач.

8. Сформировать список использованной и рекомендованной литературы.

Разрабатывая пособие, необходимо его писать «как бы для себя, но только что знакомящегося с темой». То есть пишите такое пособие, получив которое в руки до знакомства с темой, вы легко бы поняли и освоили материал. Основной акцент необходимо делать на простоте изложения материала и подкреплении его практическими примерами. Больше пояснений и примеров. Выясните, какие практические проблемы возникают при использовании или освоении технологии и обязательно расскажите, как их решать. В пособии рекомендуется использовать иллюстрации – диаграммы, рисунки с пояснениями, снимки с экрана. Использовать их стоит лишь в том случае, когда они, действительно, упрощают понимание материала. Не стоит добавлять иллюстрации, когда из текста вполне ясен излагаемый материал.

Структура методического пособия

Введение или пояснительная записка – до 15 % текста.

Функция данного раздела состоит в том, чтобы обосновать причины, по которым автор предлагает действовать тем или иным способом, раскрыть логику изложения, аргументировать подход к выходу из проблемной ситуации в педагогическом процессе и пр. По сути, это введение в основную часть, поэтому здесь надо четко сказать о ее ключевых моментах, более подробно изложить аргументацию главных позиций автора. Итак, задача введения– объяснить и обосновать.

Во введении должны быть показаны:

1. актуальность и значимость данной методической разработки;

2. степень разработанности данной проблемы в научно-педагогической и методической литературе;

3. учебно-практическая или научная ценность;

4. объяснение того, какое место занимает данная методическая разработка (предлагаемая цель и задачи) в данном курсе обучения и системе профессиональной подготовки;

5. особое внимание во введение уделяется учебной цели работы, то есть объяснение того какие знания, умения, навыки должны быть приобретены пользователем в результате работы с предлагаемой методической разработкой.

В ведении также может быть в кратком виде представлена логическая структура методической разработки или общий принцип работы с ней.

Основная часть – до 75 % текста, в основной части пособия в зависимости от назначения и целей могут быть различные разделы (главы). Их название, количество, последовательность определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.

Например:

Глава 1 - излагается изучаемый теоретический материал;

Глава 2 - описываются основные методики, технологии, используемые или рекомендуемые для успешного решения вопроса;

Глава 3 - перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению;

Глава 4 - контрольные задания для проверки усвоения материала.

В теоретической части излагается в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе образования, обладающей своими специфическими чертами.

В практической части систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в образовательном учреждении.

В дидактической части сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Заключение – до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы и результаты, логически вытекающие из содержания методического пособия, в каком направлении предполагается работать дальше.

Заключение методической разработки представляет собой не просто перечень полученных результатов, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено автором в решение проблемы. Заключение не должно подменять механическим суммированием выводов.

Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуе­мого вида деятельности с использованием данного методического пособия, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть различные необходимые нормативные документы, в том числе образовательного учреждения, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет свое название. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и ставят его номер (например «Приложение 1»). Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методические рекомендации заканчиваются 16 страницей, приложение начинается с 17).

Методическое пособие должно содержать все составные части, которые входят в издание, при этом помимо основного текста рукопись должна включать обложку, титульный лист и оборот титульного листа.

На обложке приводится наименование вышестоящей организации и наименование учреждения, для методических указаний - № протокола и дата проведения заседания методического совета на котором они утверждены; заглавие (название) работы; вид учебной литературы (учебное пособие, методические указания, методические разработки, методические рекомендации, инструкции к лабораторным и практическим занятиям, программа и т.п., с указанием, для кого предназначено данное издание – отделение, курс), по центру располагается заглавие работы, И.О.Ф. автора помещается выше заглавия. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию рукописи.

Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе.

Аннотация содержит следующие лаконичные сведения:

Указывается, чему посвящено данное пособие;

Предназначение данного методического пособия, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа;

Возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где может быть использовано настоящее пособие).

Данные о рассмотрении рукописи на заседании цикловой комиссии (№ протокола, дата рассмотрения); рецензенты работы (указывается ученая степень, звание, должность, место работы, ФИО).

Содержание или оглавление. Оглавление пишется только тогда, когда в работе есть главы. В остальных случаях пишется содержание. В нем не используются номера и слова типа стр. или с. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Оглавление может быть помещено вначале методической разработки – после титульного листа, или в конце методической разработки – после списка литературы.

Технические требования к оформлению методического издания

    Требования к оформлению текста:

    Формат А 4.

    Ориентация – книжная.

    Поля постоянные: Верхнее поле – 2 см. Нижнее поле – 2,5 см. Левое поле – 3 см. Правое поле – 1,5 см.

    Номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию, список литературы не нумеруется.

    Шрифт – Times New Roman . Если необходимо в тексте выделить слово или предложение, выделяем жирным или курсивом, но обязательно 14 шрифтом. Подчеркивания не допускается

    Высота шрифта – 12 (14) пунктов;

    Красная строка. Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27.

    Междустрочный интервал – одинарный.

    Выравнивание текста – по ширине.

    Исключить переносы в словах.

    Необходимо следовать основным правилам компьютерного набора.

    Расстояние между текстом и последующим текстом равно трем интервалом.

    Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

    Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

    Приложения располагают в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. Посередине страницы пишут слово «Приложение» и его обозначают заглавной буквой русского алфавита, например «Приложение А».

Порядок и последовательность подготовки издания к публикации

Экспертиза подготовленной к печати рукописи учебного пособия, методических указаний, начинается с рассмотрения на заседании цикловой комиссии. Работа с положительными рецензиями обсуждается на заседании методического совета колледжа, выносится решение и оформляется выписка из протокола заседания. Далее работа с выпиской из протокола заседания представляется в областной методический кабинет.

Памятка

по рецензированию методического материала

Как указывается в словарях понятие «рецензия» -

1) статья, целью которой является критический обзор какого-либо научного или художественного произведения;

2) отзыв на научную работу или какое-либо произведение перед публикацией, защитой.

Освещает содержание рецензируемого документа и дает критическую оценку, как отдельным документам, так и рецензируемому документу в целом.

В рецензии на методический материал важно указать следующие моменты:

1. актуальность работы;

2. научная достоверность содержания;

3. доходность языка и качество стиля;

4. оригинальность преподнесения материала;

5. логичность изложения материала;

6. практическая значимость содержания;

7. широта использования данных материалов;

8. соответствие формы изложения и содержания той категории читателей, к которой данное пособие адресовано

9. возможность широкого распространения.

В конце рецензии необходимо указать дату, фамилию, имя отчество, должность и роспись рецензента.