Как разобраться в своих способностях. Дееспособность – называется признаваемая нормами объективного права способность субъекта самостоятельно своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности. Преимущества осознанной жизни

Вы уверены, что знаете о себе все? Наверное, не каждый из нас полностью знает, на что он способен. Бывает такое, что человек проживает жизнь и даже не догадывается о том, что в нем на самом деле скрыто. У всех есть какие-то способности и качества характера, которые, к удивлению, каким-то волшебным образом проявляются в нас в момент необходимости. Получается, для того, чтобы полностью познать свою сущность, нужно выявить то, что в нас скрывается. Поможет в этом нумерология имени . Итак, давайте подробнее рассмотрим то, как правильно высчитать нумерологическое число нашего тайного «я».

Напишите свои полные фамилию, имя и отчество на листе бумаги и выпишите все согласные буквы, которые составляют эти данные. Затем посчитайте согласные и доведите результат их сложения до однозначного числа.

Пример: Иванова Тамара Степановна. Согласных букв в этом ФИО - 12. Складываем цифры, из которого состоит это число: 1+2=3. Полученное число и расскажет вам о скрытых талантах и способностях.

Число 1 - в вас есть задатки лидера и талантливого организатора. Если вы до сих пор не нашли в себе эти качества, то вам нужно их развивать. Вы умеете ставить перед собой цели и добиваться их. Кроме того, ваш ум горазд на оригинальные идеи. Если вы до сих пор такого не замечали в себе, то попробуйте открыть в себе эти таланты.

Число 2 - в вас заложены способности к психологическому анализу. Если вы не так хорошо понимаете людей и трудно находите с ними общий язык, то пора развивать в себя коммуникативные качества. Если у вас это получится, то вы почувствуете, каким чудесным образом изменилась ваша жизнь. Если вы задумались о выборе профессии, то вам рекомендуется обратить внимание на такие специальности как психолог, психоаналитик.

Число 3 - в вас заложены невероятные творческие способности, которые вам просто необходимо развить. Может, когда-то в детстве, у вас совсем не получалось рисовать или кто-то раскритиковал вашу скульптуру из пластилина, после чего вы решили навсегда забросить творчество. У вас отличное воображение и талант к созданию прекрасного, только вы это тщательно скрываете.

Число 4 - ваши скрытые способности и таланты - это умение логически мыслить и усердно работать. На самом деле вы - трудоголик. Если сейчас вы про себя не можете такого сказать, значит, не пришло еще то время, когда бы вам потребовалось проявить усердие и терпение в работе.

Число 5 - в вас скрывается авантюрист. Если вы впредь такого не замечали, то вам нужно поэкспериментировать над собой. К примеру, спонтанно сорвитесь в поездку или начните делать то, о чем раньше вы даже и не мечтали. Понаблюдайте за своими эмоциями: если то, что вы будете делать, принесет вам радость и позитивные эмоции, значит вы точно скрытый авантюрист.

Число 6 - вы прирожденный актер! Вам необходимо развить до совершенства свою речь, поставить голос и, вперед, на построение актерской карьеры. Вы, без сомнения, личность творческая. Даже если вы не имеете никакого отношения к творчеству, в повседневной жизни, скорее всего, вас все же окружают произведения искусства.

Число 7 - вы умеете заинтересовать человека и донести до него нужную информацию. У вас скрытый педагогический талант. Вы не только можете помочь людям обрести знания, но и сами способны постоянно совершенствоваться и развиваться.

Число 8 - вы амбициозны и напористы. Если сейчас вы не можете чего-то достичь, то вам следует как можно быстрее развить в себе эти скрытые . Нас самом деле вы обладаете деловой хваткой и стратегическим мышлением.

Число 9 - вы очень благородный и милосердный человек. Если кто-то называет вас безжалостным и равнодушным, то значит, что-то заставило вас таким стать. Найдите в себе эти качества, помогайте людям и вы заметите, как мир заиграет новыми красками.

Не всегда мы в жизни играем ту роль, которая нам предназначена свыше. Если вы раньше думали, что знаете о себе все, то теперь вы поняли, что всегда есть возможность узнать себя лучше. Если вы начнете развивать в себе таланты и способности, которые по каким-то причинам, были скрыты, то сможете изменить в лучшую сторону не только себя, но и окружающий мир. Не переставайте познавать себя! И не забывайте нажимать и

09.10.2013 18:03

Таланты и способности человека к той или иной деятельности можно определить по холмам на руке. Для этого достаточно просто...

1. Решайте загадки и головоломки. 2. Развивайте амбидекстрию (двуправорукость, способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой). Старайтесь чистить зубы, расчесывать волосы, манипулировать компьютерной мышью своей неосновной рукой. Пишите обеими руками одновременно. Меняйте руки во время еды при пользовании ножом и вилкой. 3. Работайте с двусмысленностью, неопределенностью. Научитесь наслаждаться такими вещами, как парадоксы. 4. Изучайте интеллект-карты. 5. Блокируйте одно или несколько ощущений. Ешьте с завязанными глазами, затыкайте на время уши тампонами, принимайте душ с закрытыми глазами. 6. Развивайте сравнительные вкусовые ощущения. Учитесь полноценно чувствовать, смаковать вино, шоколад, пиво, сыр и что-нибудь еще. 7. Ищите области пересечения между на первый взгляд не связанными между собой вещами. 8. Учитесь пользоваться клавиатурами с разным расположением клавиш (научитесь печатать вслепую). 9. Придумывайте новые способы применения для обычных предметов. Сколько разных способов вы можете придумать, например, для гвоздя? Десять? Сто? 10. Изменяйте свои привычные представления на противоположные. 11. Изучайте техники развития творчества. 12. Не останавливайтесь на очевидном, устремляйтесь мысленно дальше первого, «верного» ответа на вопрос. 13. Изменяйте установленный порядок вещей. Задавайте себе вопрос «А что если?..» 14. БЕГАЙТЕ, РЕЗВИТЕСЬ! 15. Переверните картины, фотографии вверх ногами. 16. Развивайте критическое мышление. Опровергайте распространенные заблуждения. 17. Изучайте логику. Решайте логические задачи. 18. Изучите научный способ мышления. 19. Рисуйте, чертите автоматически. Вам не нужно быть для этого художником. 20. Мыслите позитивно. 21. Займитесь каким-нибудь видом искусства – скульптурой, живописью, музыкой – или испытайте себя в каком-либо другом творчестве. 22. Изучайте искусство показывать фокусы, развивайте ловкость рук. 23. Ешьте продукты, полезные для мозга. 24. Стремитесь к тому, чтобы постоянно испытывать легкое чувство голода. 25. Занимайтесь физическими упражнениями! 26. Сидите прямо. 27. Пейте много воды. 28. Глубоко дышите. 29. Смейтесь! 30. Разнообразьте виды деятельности. Выберите для себя увлечение, хобби. 31. Заботьтесь о хорошем сне. 32. Практикуйте короткий сон. 33. Слушайте музыку (не абы что, учтите!). 34. Объявите войну своей склонности к отсрочкам, промедлению. 35. Ограничивайте себя в применении техники. 36. Изучайте материалы по изучению мозга. 37. Смените одежду. Ходите босиком. 38. Совершенствуйтесь в беседах с самим собой. 39. Станьте проще! 40. Играйте в шахматы или другие настольные игры. 41. Играйте в игры для ума – Судоку, кроссворды и бесчисленное множество других игр к вашим услугам. 42. Будьте непосредственны, как дети! 43. Играйте в видео игры. 44. Развивайте чувство юмора! Пишите или сочиняйте шутки. 45. Составьте Список 100 (прим.: техника для генерации идей, обнаружения скрытых проблем или принятия решений). 46. Используйте метод Квота Идей (Idea Quota) (прим.: метод составления в течение дня предварительного списка идей). 47. Рассматривайте каждую идею, приходящую к вам. Составьте банк идей. 48. Позвольте своим идеям развиваться. Возвращайтесь к каждой из них через определенные промежутки времени. 49. Проводите «тематическое наблюдение». Постарайтесь, например, отмечать предметы красного цвета как можно чаще в течение дня. Отмечайте автомобили конкретной марки. Выберите тему и концентрируйтесь на ней. 50. Ведите дневник. 51. Изучайте иностранные языки. 52. Ешьте в разных ресторанах – предпочтение национальным ресторанам. 53. Изучайте компьютерное программирование. 54. Читайте длинные слова наоборот.! еинеджуборП 55. Измените свое окружение – измените место расположения предметов, мебели, переезжайте куда-нибудь. 56. Пишите! Пишите рассказы, поэзию, заведите блог. 57. Изучайте язык символов. 58. Изучайте искусство игры на музыкальных инструментах. 59. Посещайте музеи. 60. Изучайте функционирование мозга. 61. Изучайте технику динамического чтения. 62. Определите свой стиль обучения.63. Учитесь методу определения дней недели для любой даты! 64. Старайтесь по ощущениям оценивать промежутки времени. 65. «Приблизительный расчёт». Чего больше – листьев в лесах Амазонки или нейронных связей в мозгу? (ответ) 66. Подружитесь с математикой. Боритесь с «неумением считать». 67. Стройте Дворцы Памяти. 68. Изучайте систему образного мышления для развития памяти. 69.Любите!

Творческие люди, непосредственно связанные с фрилансом, сотрудничают с заказчиками самостоятельно по контрактам, с привязкой к бирже (например, Автор24) или студии. Стать хорошим и востребованным исполнителем не просто. Предстоит усердно работать, иногда и без выходных, чтобы в дальнейшем стать популярным специалистом. Как же понять собственные способности и уметь их грамотно презентовать клиенту?

Все зависит от вашего уровня профессионализма, опыта и стремления стать лучшим. Чтобы начать писать интересные тексты и получать удовольствие от рабочего процесса, важно сразу оценить свой креатив и творческий потенциал, организовав новый бизнес должным образом.

Как определить, можно ли рассчитывать на успех?

Чтобы точно определить, есть ли у вас шансы достигнуть высоких результатов во фрилансе, необходимо учитывать некоторые факторы и уметь их правильно продавать заказчику.

  1. Оцените творческие способности. Прежде чем стать фрилансером, желательно честно оценить собственные возможности. Объективный анализ приобретенных знаний и навыков позволит понять, подходит ли вам именно этот вид деятельности.
  2. Систематически сравнивайте свои проекты с работами других исполнителей, находите в этом положительные стороны, которые помогут стать высококвалифицированным сотрудником. Ваш итоговый материал сравним по качеству или лучше? Вы не сможете добиться высоких результатов, если качество выполненных заданий будет ниже среднего уровня.
  3. Проанализируйте, как часто работодатели или коллеги хвалят ваш труд и интересуются методами, которые использовались в ходе творческого процесса? Если да, это является свидетельством того, что вы пользуетесь определенным спросом, так как сарафанное радио - это хороший шанс получить постоянных клиентов.
  4. Финансовая сторона. В этом случае вы должны быть готовы вложить деньги в новый проект предложив людям что-то совершенно новое и интересное.

Самый необходимый навык для автора

Прежде чем вы решите познакомиться с фрилансом, вы должны честно поговорить с собой. Вы преодолеете трудности удаленной занятости только при наличии определенных способностей. Как правило, в данной среде необходимо грамотно распределять собственное время, а также целеустремленность и внутренняя мотивация. Но это важно только на начальном этапе сотрудничества, когда еще непонятны требования заказчиков, пугает общение и срывы дедлайнов, а также вопросы, связанные с получением гонораров и разноплановых проектов.

Однако постепенно развиваясь и получай ценный опыт, тайм-менеджмент и самоорганизация автоматически уходят на второй план, а вот развитие полученных навыков и желания выполнять работу качественно становятся главными качествами хорошего фрилансера. Вот это самое основное для исполнителей, именно поэтому с этого желательно начинать. Понимание и стремление к лучшему, придаст вашей удаленной деятельности привкус неограниченной свободы.

Имея большие мечты и желания, вы непременно найдете возможности для их дальнейшей реализации, соответственно, техника и организация рабочего пространства будут легко ложится в голову, а дисциплинированность поможет отметать ненужные проекты.

Что должен уметь фрилансер или как выжить вне офиса

Для офисных сотрудников удаленка кажется настоящим раем, где задания выполняются без особых усилий, деньги просто льются рекой, а личного времени хватает и на отдых, и на саморазвитие. На практике, указанный сценарий достаточно реален, однако редко кому удается добиться таких результатов. Фрилансер должен обладать конкретными способностями, помогающие стать востребованным специалистом, которого ценят и уважают заказчики. Чтобы грамотно демонстрировать собственное мастерство желательно:

  1. Научится контролировать каждый свой поступок. Поощрение — основной фактор для правильной внутренней мотивации, поэтому данным критерием следует пользоваться правильно.
  2. Постарайтесь понять причину возникновения проблему и способы ее решения до того, как покинете офисное помещение: на вольных хлебах у вас появится много других задач.
  3. Коммуникативные навыки являются абсолютной необходимостью, так как практически все рабочие переговоры с клиентами авторы вынуждены проводить посредством телефона, скайпа и почты.
  4. Умение быстро понимать требования работодателя и выражать собственные мысли лаконично имеет решающее значение для дальнейшей самореализации.
  5. Научитесь редактировать файлы различных форматов. Каждый второй фрилансер сталкивался с надобностью отредактировать какой-либо материал. Например, часто требуется сделать ретушь фотографии, сделать видео в ином размере, внести некоторые правки в векторное изображение или вставить видео. Навык работать в разных приложениях- достаточно ценная способность. В этом случае у вас нет необходимости обращаться за помощью к сторонним экспертам, ведь вы можете все сделать самостоятельно.
  6. Умение исправлять технические неисправности. Понимание того, как реально устранить неполадки является одним из главных качеств настоящего профессионала. Компьютеры могут часто ломаться и знание причин подобных сбоев поможет автору быть эффективным.

Увеличить уровень профессионализма может не только практический опыт, но и ваша теоретическая база знаний. Так, вы пополните собственную копилку навыков за счет тематических курсов в интересующей сфере. Такие уроки полезны для фриланса, так как повышают конкурентоспособность исполнителя на рынке. Более того, важно получить ценный опыт, который предлагают различные партнерские программы. Среди них авторы рекомендуют биржу Автор24, где готовы к плодотворному сотрудничеству.

Помните, что сделать правильный выбор и добиться успехов может только уверенный в себе человек. Следовательно, это качество должно стать главным навыком, который необходимо постоянно развивать. Без этого умения, замешанного в основном на профессионализме, делать на фрилансе нечего. Его совершенствование зависит от самодисциплины. Научитесь на должном уровне выполнять задания, не надейтесь на помощь коллег, трезво оценивайте собственные силы, не опускайте руки при первой же неудаче, и тогда все обязательно получится.

Когда после множества бессонных ночей диплом, наконец, готов, хочется сдать его и забыть. Но так просто университет от студента не отстанет. Ведь полный текст диплома читал только научный руководитель, а оценивать его соберется целая комиссия. Поэтому во многом именно от того, как студент защитит диплом , зависит его оценка.

Итак, в чем же заключается успешная защита?

  • грамотный текст защиты
  • положительная рецензия на диплом
  • уверенные ответы на вопросы комиссии

Во введении к курсовой необходимо указывать много важных моментов. Один из них – методология. От студента требуется указать, какими методами он будет пользоваться при исследовании темы. Это не самая простая задача, и зачастую студенты не могут сами справиться с этой задачей. В этом случае можно обратиться к нам. Наши специалисты напишут вам работу любой сложности, а цену вы сможете обговорить с ними лично.

Во введении к курсовой необходимо указывать много важных моментов. Один из них – методология. От студента требуется указать, какими методами он будет пользоваться при исследовании темы. Это не самая простая задача, и зачастую студенты не могут сами справиться с этой задачей. В этом случае можно обратиться к нам. Наши специалисты напишут вам работу любой сложности, а цену вы сможете обговорить с ними лично.

Во введении к курсовой необходимо указывать много важных моментов. Один из них – методология. От студента требуется указать, какими методами он будет пользоваться при исследовании темы. Это не самая простая задача, и зачастую студенты не могут сами справиться с этой задачей. В этом случае можно обратиться к нам. Наши специалисты напишут вам работу любой сложности, а цену вы сможете обговорить с ними лично.

Структура речи

Конечно, что именно говорить на защите зависит главным образом от темы дипломной работы и от того, что конкретно в ней написано, но существуют общие рекомендации, которые подойдут для всех.

  • Для начала необходимо поприветствовать членов аттестационной комиссии. (“Уважаемые члены аттестационной комиссии! Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему…”)
  • Вводная часть. Здесь нужно раскрыть тему и обозначить вопросы, которые затрагиваются в работе.
  • Актуальность темы. На этом этапе важно доказать актуальность выбранной темы и степень ее разработанности в чужих трудах. Обозначить предмет, объект, задачи и цель исследования.
  • Структура раскрытия темы. Здесь необходимо просто перечислить параграфы, которые есть в работе и кратко их описать.
  • Постановка проблемы. В подтверждении актуальности темы, необходимо заявить проблему и обозначить дискуссионные мнения по этому поводу.
  • Выводы. В заключении речи комиссия должна услышать выводы, к которым пришел студент по ходу написания диплома, в которых есть пути и методы решения заявленных проблем.

С одной стороны кажется, что речь к диплому написать гораздо проще, чем сам диплом. Однако качественная речь это умелая выжимка из работы, а также грамотное ее преподнесение. И часто бывает так, что диплом написан на высший балл, а студент получает оценку хуже. Поэтому, если существует неуверенность в своих силах, можно заказать речь у нас на сайте. И тогда исчезнет вероятность провала из-за плохой речи. Ведь мы даем двадцатидневную гарантию на работу, и если вас что-то не устроит – вы можете бесплатно потребовать от автора доработать заказ. Мы заботимся о том, чтобы студенты оставались довольны, поэтому если и в окончательном варианте работа не удовлетворяет заявленным требованиям – вы получите назад свои деньги.

Формальные требования

При написании речи к дипломной работе необходимо также учитывать, что существуют и чисто формальные требования.

  • Время. Не стоит забывать, что студентов много, а комиссия одна. Поэтому время на защитную речь регламентировано и составляет от 5 до 7 минут. При этом следует помнить о времени, которое уйдет на вопросы комиссии.
  • Интонация. Где как ни на защите диплома важно расположить к себе слушателей? Поэтому читать речь лучше не монотонно, делая акценты интонацией.
  • Стиль. При изложении речи следует помнить, что главная цель - это понимание со стороны комиссии. Поэтому не стоит слишком “умничать”, однако переходить на разговорную речь тоже нельзя. В этом вопросе нужно соблюдать золотую середину.
  • Местоимения. Как и в самом дипломе, на защите важно помнить, что хоть автор диплома четко прописан, истинных владельцев знаний, отраженных в работе очень много (авторы всех источников, на которые опирался студент плюс научный руководитель), поэтому местоимения первого лица здесь не уместны.
  • Вопросы. После окончания речи неизбежно последуют вопросы от комиссии, и к ним нужно быть готовым. Предполагаемые вопросы нужно записывать по ходу написания диплома, проработать все вопросы, возникшие на предзащите, а также можно посмотреть вопросы в конце глав из учебников по данной теме.
  • Предзащита. В таком вопросе, как защита диплома, лучше не быть самонадеянным и пренебрегать предзащитой. На ней можно потренироваться произносить речь и записать возможные вопросы слушателей. Это позволит более уверенно чувствовать себя на официальной защите.

Конечно, это лишь рекомендации, и никто не заставляет строго им следовать. Однако отбрасывание некоторых позиций во время защиты создаст дополнительные вопросы от аттестационной комиссии, которая не всегда настроена лояльно. Поэтому лучше всего продумать все возможные вопросы и дать на них ответы заранее в защитной речи. Тогда у преподавателей останется минимум вопросов, и они будут благодарны за сохраненное время.

Сам человек тоже является частью действительности, и он, чтобы действовать, должен принимать себя в расчет. В связи с этим ПСУ включает как отдельное звено - построение субъективной модели значимых внутренних условий . Эта возможность не может быть обеспечена рассмотренной способностью, основанной, в основном, на функционированииинтеллекта исознания . Как показывает литературный анализ (Л.В. Алексеева, 1996; 2004), осознание себя, отношение к себе, самоконтроль, саморегуляция, рефлексивные возможности относятся к функциям самосознания. Итак, в обсуждаемом контексте выделяется вторая ССС -способность осознавать себя и социальное значение своих действий в уголовно-правовой ситуации . При проявлении этой способности системообразующим в функционировании психики оказываетсясамосознание , развивающееся в процессе онтогенеза субъектности личности и становящееся центральныморганом ее самоуправления. Проблему самосознания А.Н. Леонтьев характеризовал, как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности» (1983. С. 228), и она остается проблемой до сих пор.

А.Г. Спиркин писал, что главное отличие самосознания и сознания в отличии их предмета. «Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя... Оно ориентировано на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе» (А.Г. Спиркин, 1972. С. 141). В свою очередь А.Н. Леонтьев объединял работу сознания и самосознания: «Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния» (1975. С. 125). Выделение Ф.Е. Василюком (1988) режимов функционирования психики позволяет режим сознавания отнести к функционированию сознания, а режим рефлексии – самосознания, более позднего новообразования в фило- и онтогенезе.

Режимы работы психики можно представить и в «горизонтальной модели». Ю.Б. Гиппенрейтер считает: «Поле сознания… неоднородно: оно имеет фокус, периферию и, наконец, границу, за которой начинается область неосознаваемого. И вот эта неоднородная картина сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия. При этом самые высокие этажи системы – наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия – оказываются в фокусе сознания; следующие этажи попадают на периферию сознания; наконец, самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания (1988. С. 66). В поле сознания происходит постоянное изменение содержаний, отношение различных компонентов действий к сознанию нестабильно.

Рефлексия - сложная психосоциальная активность, которую надо специально развивать. Возможность выйти в рефлексивную позицию подразумевает «раздвоение» сознания. Однако справедлива и трактовка, «что работа сознания обеспечивает автоматическую рефлексию того, где, когда, что и зачем человек отражает и делает» (В. Вилюнас, 1990. С. 15). Вышесказанное подразумевает уровневое рассмотрение функционирования способности к осознанию как разные по качеству возможности для осуществления «самоотчета».

Особенность работы самосознания заключается в том, что с помощью него человек подключает специфическую внутреннюю активность, направленную на свой образ, собственные переживания, действия и т.п. Таким образом, осознание значения совершаемых действий в определенной ситуации требует, прежде всего, до выполнения деяния на этапах актуализации потребности, целеполагания или программирования, а такжев процессе ипосле его совершения подключения дополнительной, надстраивающейсянад замыслом этого деяния илик этому деяниюрефлексивной активности человека. Г.П. Щедровицкий (1964, 1974, 1975) для описания этого рефлексивного механизма вводит понятие «рефлексивный выход» и в основу построения модели рефлексии кладет принцип кооперативных связей между рефлексируемой и рефлексирующей деятельностями. Рефлексивная активность начинается свыхода в рефлексивную позицию и переходом функционирования психики в режим рефлексии.

Возникновение рефлексии затруднено при полной отдаче какой-либо деятельности, а также переживанию. Однако эмоции могут быть причиной выхода в рефлексивную позицию. Они становятся «предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем-то ему препятствуют» (Я. Рейковский, 1979. С. 21). Итак, легче осознается тормозящее состояние страха, чем мобилизующее состояние гнева, способствующее вовлечению в деяние.

Какой же минимум выделяется для характеристики осознанности деяния? С.Л. Рубинштейн писал: «Осознанный или неосознанный… характер какого-нибудь акта существенно определяется тем, что именно в нем осознается. Так, я могу совершенно не осознавать автоматизированного способа, которым я осуществлял то или иное действие, значит, самого процесса его осуществления, и тем не менее никто не назовет из-за этого такое действие несознательным, если осознана цель (здесь и далее выделено мною. - Л.А.) этого действия. Но действие назовут неосознанным, если не осознано былосущественное последствие илирезультат этого действия, который при данных обстоятельствах закономерно из него вытекает и который можно было предвидеть» (1946. С. 10).

Что касается цели, согласно исследованию Г.С. Никифорова (1989), «цель может в одной ситуации составить содержание контролируемой переменной, в другой - эталона. В первом случае цель представляется как объект самоконтроля, с помощью которого субъект пытается не ошибиться в самом выборе цели деятельности, адекватности своих намерений и желаний, мотивов поведения при принятии решения. Во втором случае уже как эталонная составляющая цель помогает субъекту решить для себя вопрос о том, достиг ли он желаемого в результате осуществленных им действий» (1989. С. 29).

А.З. Зак писал, что «одним из основных условий рефлексии действия выступает моделирование человеком собственного решения» (1978. С. 109). Образцом для контроля может быть цель ,мотив ,план ,образ будущего ,перцептивная прикидка ,модель действия ,деятельности , тактический и стратегическийпрогноз результатов с учетом своих желаний и возможностей и особенностей ситуации, включая возможные действия других людей.Уровень планирования также важен для проявления рефлексии. При частичном планировании «планирование действия и его выполнение чередуются. Целостное планирование характерно для более высокого уровня внутреннего плана действий, развитой способности действовать "в уме"» (В.В. Давыдов, А.З. Зак, 1987. С. 44).

Среди условий, позволяющих кооперировать рефлексируемую деятельность и рефлексивную активность, следует выделить параметр трудности решаемой задачи (А.З. Зак, 1978; др.), а также развитый умственный план, способность к внутреннему диалогу. В свою очередь, рефлексию облегчает наличие образца в наглядном плане, присутствие другого человека, наличие опыта и привычность для субъекта проявления такой активности.

Характеристики, приведенные выше, а также анализ, проведенный в разделе 4.2, дают основание представить рефлексивную активность в соответствии с авторской моделью ПСУ как специфично организованные его 13 функциональных звеньев, связанные с осознанием их «продукции». Подрефлексивным самоуправлением понимается психическая активность, возникающая в результате разрыва выполняемой деятельности и направленная на осознание и преодоление этого разрыва, создающихся как продукт рефлексивной активности. Таким образом,способность осознавать себя и значение своих действий является видом рефлексивной активности, аЯ-образ ,Я-концепция ,самоотчет опрогнозе ,результате ,контроле собственного деяния являются ее продуктом.

Рефлексивная активность возможна только в том случае, если возможно расширение целостности актуализируемого ситуативного контекста. Это осуществляется, благодаря продлению человеком в егосамосознании координат жизнедеятельности: из точкинастоящего в прошлое и вбудущее (временная координата), из точкижеланий Я ипринципа удовольствия в направленииобщественных значений исоциальных ценностей (координата ценностей), а также учета не только своей позиции, но итребований извне : сложившейся ситуации, интересов группы, общества, мира в целом (координата центризма).

Чтобы подключилась рефлексия в процессе совершения деяния, необходима веская причина выхода за рамки Я ,ситуации ,совершаемого , т.е. непосредственного течения жизни. Например, возникновение затруднений в выполнении деятельности, представление о последствиях, получение не того результата, который планировался и т.д. Человек получает эту информацию, если осуществляетсяпонимание действительности исамопознание , что актуализирует учет связи рассматриваемых способностей. Однако эта информация только в том случае даст эффект, если человек ее с чем-то сличит. Таким образом, способность осознавать себя не проявится без звена (этапа)контроля . Кроме того, осознание должно проявляться каксамопонимание , предполагающее участие ситуативной оценки и устойчивого отношения к осознанным фактам.

Таким образом, при проявлении способности осознать себя, кроме этапов выхода в рефлексивную позицию , самопознания , значимыми оказываются этапысамоконтроля ,самооценки исамоотношения . Функционированиеконтроля довольно разнообразно, т.к. сравниваются цель (как эталон) и результат, как окончательный, так и промежуточные; цель и ее общественная допустимость (как эталон); цель и способы ее достижения; цель и вероятность ее достижения; разные образы Я и т.п. Вся информация должна объединиться, включаякооперирование информации от выполняемой деятельности и рефлексивной активности. Это возможно при проявленииинтегрирующего звена ПСУ. Итак, как выход в рефлексивную позицию, так и кооперацию выполняемой деятельности и рефлексивной активности можно связывать с этим звеном, работающим, благодаря звенуотношения , вначале надиссоциацию , а потом наинтеграцию .

Поскольку в акте рефлексии сознание встречается непосредственно с сознанием, для этой встречи важна возможность проявления действия в уме : развитие умственного плана действия, осуществление внутреннего диалога, незанятость оперативного поля сознания. Такие параметры, как скорость событий или собственных действий, кратковременность ситуации, вынужденная необходимость действовать, а не обдумывать, сложность ситуации и рефлексируемой деятельности, затрудняют проявление способности к осознанию.

Чтобы справиться с затруднением в выполняемой деятельности или общении, необходимо понимание действительности. Осмысливая ситуацию и себя, свои действия в ней, человек входит вдиалог с собой , для чего необходимо не только развитие речи и мышления, но и внутреннего (умственного) плана активности. Следующий за ними важный этап –принятие решения . Если кооперация деятельности и рефлексивной активности происходит, инициируется продолжение деятельности, если нет, инициируетсясамокоррекция в виде либо нового витка рефлексивной активности, либо отказа от деятельности. Если отказаться нет возможности из-за значимости происходящего исамоценностности , у человека возникает дилемма: начать осуществлять регуляцию, проявивнепосредственность иреактивность , вплоть до брутальности, переведя противоречие в конфликт с действительностью; либо в русле осмысления проявитьавтономность ,опосредствованность ,креативность ,целостность для совладающего, преодолевающего, преобразующего, созидающего варианта решения. Таким образом, в функционировании обсуждаемых способностей видны проявления атрибутовсубъектности илиобъектности личности.

Развитие самосознания человека невозможно без взаимодействия с социальным окружением и формирования сознания. Социальные знания, образцы и потребность им соответствовать задаются социумом извне, образ Я как психосоциальный продукт, строится также при участии других людей. Но в целом развитие у человека способности осознавать себя зависит от актуализации противоречий «Я - действительность». Если противоречия не актуализируются, способность не развивается, т.к. человек ведет себя привычно непосредственно. Кроме того, функционирование обсуждаемой способности зависит от возможностей мыслящего самосознания, с помощью которого формируется осмысленная Я-концепция как теория о себе, а также от опыта рефлексивной активности.

В целом проявление способности осознавать себя и значение своих действий связано с возможностью человека выйти в рефлексивную позицию и осуществить рефлексивную активность в соответствии с социальными и ситуативными требованиями к своему поведению. Уровневое строение осознания себя и строения обсуждаемой способности возникли из идей о генезисе самосознания (В.М. Бехтерев, 1888; Л.И. Божович, 1968, 1995; С.Л. Рубинштейн, 1946;E. Ericson, 1968) и разных уровней активности человека, т.е. разных характеристик Я-образа.

«Масштаб» деления по уровням проявления способности должен соответствовать задаче ее изучения и применения знаний о ней. Значимыми для психосоциального анализа являются уровни активности человека как организма (особи), индивида, личности, индивидуальности и генезис его самосознания как органа самоуправления. Причем на возникновение самосознания в онтогенезе можно выделить три точки зрения, требующие интеграции: первично самосознание в его элементарных формах - органических ощущениях (В. М. Бехтерев, 1988), первично - сознание, самосознание - высший его этап (Л.С. Выготский, 1982; С.Л. Рубинштейн, 1946); самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием и позволяет диссоциироваться человеку от среды, разделяя ощущения, идущие извне, и самоощущения (И.М. Сеченов, 1947).

Исходя из анализа исследований, признаком организма является его существование, выраженное самочувствием. Признакииндивида выделялись как возрастно-половые и индивидуально-типичные свойства и формы психики, поведения (Б.Г. Ананьев, 1977; Н.А. Леонтьев, 1975). Признакиличности как проявление социально-типичных или нормированных форм поведения (А.Г. Асмолов, 1983), сферы социальных значений (Н.А. Леонтьев, 1975) и социальных отношений (В.Н. Мясищев, 1995; Б.С. Братусь, 1988). Признакииндивидуальности : особенность социального поведения, творчество и самоактуализация (А. Адлер, 1995; А.Maslow, 1967), уникальность отношений, сферы переживаний и личностных смыслов (З. Фрейд, 1989, 1990; А.Н. Леонтьев, 1975; В.Франкл, 1990; Ch. Osgood, 1964; Д.А. Леонтьев, 1999), надситуативная или сверхнормативная активность (А.Г. Асмолов, В.А. Петровский, 1978; А.Г. Асмолов, 1986; А.Г. В.А. Петровский, 1978; 1991).

Итак, прежде всего следует отметить значимость самоощущений для проявления самосознания. Дифференциация ощущений извне и изнутри позволяет проявиться диссоциации себя и среды. Моменты «забывания себя» и слияния с окружением эпизодически возможны и нормальны. Однако именно самосознание дает возможность не сливаться с окружением, выделять границы (Ф. Перлз, 2001; И. Польстер, М. Польстер, 1997), понимать свою автономность и проявлять независимость. Итак, можно рассматривать, как писал Л.С. Выготский, «самые примитивные формы взаимоотношений с собственным организмом как биологические корни самосознания» (1984 а. С. 228).

Таким образом, первый уровень самосознания - органическое самочувствие. Например, человек, пришедший в себя, задает вопрос: «Где я?» - уже ведя отсчет от себя; ущипнув себя, удостоверяется в реальности происходящего вокруг него, становясь своеобразной точкой отсчета. Понятен дискомфорт человека, когда он «расстроился», он не в форме, точка отсчета флуктуирует. Более того, исследования показывают деформацию функционирования последующих уровней самосознания при плохом самочувствии или депривации базовых потребностей: в безопасности, пище, принятии, любви, отражающихся на самочувствии. Психическая травма в понимании ее как своеобразного разрушения связана с болевыми ощущениями, создающими явный или латентный дискомфорт, или с эмоциональным переживанием по поводу образа события, дающего ощущение неудовольствия. Итак, основу представления о себе дает органическое самочувствие за счет работы внутренней рецепции, непроизвольного переключения внимания, эмоций. Образцом для контроля на этом уровне может являться привычное сенсорное состояние как фоновое самочувствие.

Исходя из индивидного образа жизни, понимание которого дано в разделе 4.1., вторым уровнем образа Я является отражение себя и своих действий в системе координат физического мира: место, время, расположение в пространстве; сила, скорость, направление и т.п. своих действий. Л.И. Божович (1968) показала, что прежде чем ребенок осознает себя социальным субъектом, он осознает себя субъектом активности. Таким образом, ориентировка в своих физических координатах, имея специфику, выступает как отдельный уровень.

Когда человек в виде ориентира и образца использует различного рода социальные категории, нормы, ценности, образуется иной по качеству - третий уровень самосознания. На этом уровне он соотносит свое поведение с тем, что видит себя глазами других людей. Социальный контроль на психологическом уровне становится возможным, благодаря функционированию памяти, не зависимо от реального присутствия других людей. Важную роль в самоорганизации личности имеет понятиеидеального . Так, Б.Д. Эльконин (1994; 1995) вслед за Л.С. Выготским отмечает существованиеидеальной формы действия , предшествующей и взаимодействующей с реальной, составляющей специфику ситуации человеческого развития. Идеальная форма запечатлена в виде образцов поведения, норм и правил, системы значений и понимается как более совершенное, развитое и осмысленное действие, совершаемое в полном соответствии с правилами. Наличие правил контрастирует с их отсутствием в спонтанном натуральном действии и требует от субъекта выхода в рефлексивную позицию.

В процессе того, как другие люди дают ребенку обратную связь о нем как социальном существе, у него возникает условие для соотнесения внешне и внутренне образованного образов Я и для наполнения образа Я содержанием, объединяющим его с другими людьми и отличающим от них. Без выделения уникального наполнения Я-образа невозможны автономность в самоконтроле и эффективность самоуправления в целом. Высшим результатом выделения уникальности в образе Я, пронизывающего все уровни, является осознанное присвоение себе всего того, что человек делает, принятие ответственности за дела и свои поступки, как писал С.Л. Рубинштейн, «в качестве их автора и творца».

Осознание своей личностной уникальности и то, что человек значит для самого себя, оформляется в онтогенезе в Я-концепцию, которая может отличаться у различных людей, например, по степени стабильности (крайние варианты: человек одинаковый в разных ситуациях или наоборот), уровню осознания, интеграции (она есть или ее нет), ценности своего Я , проявляемого как уровень собственного достоинства. Сличения обобщенной Я-концепции с реальными, идеальными и другими образами его Я, образами других людей и социальными нормами вызывают различные оценки себя. Итак, понимание своей уникальности, осознание смысла собственной активности образует особое содержание самопознания и будет представлено отдельным – его 4-м уровнем.

Поскольку социальные образцы не единственные, в сравнении с которыми может осуществляться самопознание, в самосознании человека формируются 4 разноуровневых характеристикиобраза Я как: организма, индивида, личности, индивидуальности. Итак,о бразцы для самоконтроля у человека могут соответствовать разнымобразам его Я : органическому (1 уровень); физическому (2 уровень); общественно-социальному, т.е. публичному (3 уровень); уникально-социальному, т.е. приватному (4 уровень). Четырехуровневый характер контроля связан с четырехуровневым строением способности к осознанию. Причем 1 и 4 уровни осознания Я – оба приватные, но действуют по-разному: органический образ Я – непосредственное информирование, а уникально-социальное Я – опосредствованное, но на обоих уровнях значим атрибут самоценностности (как биологическое или культурное по природе самоотношение). Разноуровневость контроля связана с неоднозначностью в проявлении способности осознавать себя и значение своих действий.

Поуровневую возможность осознания себя можно продемонстрировать на примере человека в ситуации драки. Удар в органических параметрах может осознаваться на уровне самочувствия, напряжения или болевых ощущений; в физических (индивидных) параметрах быть представленным в характеристиках его силы, скорости, времени, а также расположения частей тела в пространстве. Социальными характеристиками становятся значения удара как драки, приема спортивной борьбы, телесного повреждения, убийства. Наконец, личностным смыслом удара может быть нападение или защита, преступление, игра, шутка, испытание себя или самоутверждение. Личностный смысл при болевых ощущениях может формироваться не опосредствованно – через социальные значения, а непосредственно - через органические ощущения. Затем по типу «экстренного реагирования», как «короткого замыкания» в опосредствованной цепи функциональных звеньев самоуправления, проявляться в виде бессознательной или эмоциональной - непосредственной и реактивной регуляции.

Социальные нормы и ценности являются приоритетными эталонами для понимания и контролирования человеком себя, своего поведения в юридически значимых ситуациях. Однако существующие общественные нормы не являются однозначными, устойчивыми и только просоциальными. Проникновение криминальной субкультуры в общество обеспечивается в нашей стране не только количеством людей, отбывших наказание, но и содержанием светской культурной продукции. Так, подростки-подэкспертные понимают слово «опущенный», «лох», «подельник», но не знают, что такое «личное достоинство», «патриот», «волевой человек». Это значит, что контроль их поступков с помощью этих социальных значений может быть затруднен.

Итак, диагностическимии признаками способности осознавать себя и социальное значение своих действий в уголовно-правовой ситуации являются:

а) развитость речи , возможность проявленияумственного плана действий и продлениякоординат жизнедеятельности за счет развития и функционированиясамосознания (координаты: временная, ценностная, центризма);

б) проявление в исследуемой ситуации основных этапов или функциональных звеньев рефлексивной активности, представленных таким образом:

- остановка исполнения (коррекция регуляции),

- выход в рефлексивную позицию (диссоциация в интегрирующем звене),

- осознание результата ,

- самопознание исамоанализ ,

- осознанное целеполагание и программирование способов,

- самоконтроль ,

- самооценка ,

- внутренний диалог (регуляция),

- осознание смысла совершаемого илисамоотношения ,

- прогнозирование,

- кооперация выполняемойдеятельности ирефлексивной активности (интеграция),

- осознание нового результата ,

- принятие решения в видеинициации активности в соответствии с прежними параметрами деяния, или очередное осуществлениесамокоррекции ;

в) уровень сличения с образцом: что охваченоконтролем ;

г) возможность соответствовать требованию сложившейся ситуации при проявлении функциональных звеньев рефлексивной активности;

д) возможность соответствия рефлексивной активности социально-правовым требованиям.

Уровневая модель обсуждаемой способности строится с учетом того, что человек должен не только отдавать себе отсчет в том, чтоон делает (осознание себя), но и в том,что онделает (осознание значения своих действий).

Эталон способности осознавать себя и значение своих действий в уголовно-правовой ситуации :

1 уровень – осознание органических параметров в образе Я, констатацияуровня бодрствования и отнесения совершаемого к себе самому.

2 уровень - осознание физических параметров в образе Я, в своих движениях и действиях.

3 уровень – осознание общественно-социального значения в образе Я, характера своего деяния и его прямых и косвенных последствий.

4 уровень - осознание уникально-социального значения в образе Я, личностного смысла совершаемого.

Характер неполноты («мог, но не проявлял»; «проявлял, но недостаточно») или тотального снижения («не мог») данной способности будет связан с несоответствием этим требованиям.

Следующие выдержки из материалов уголовных дел демонстрируют нарушение 1 и 2 уровней осознания себя и своих действий в аффективных преступлениях, приводящих к тому, что контроль в социальных координатах на 3 уровне осознания будет нарушен: «"Я был сам не свой, в глазах у меня все поплыло". "Я после этих оскорблений полностью перестал ощущать себя и свое тело". "Мне казалось, я сдавил несильно". "Я не почувствовал, каким образом вытащил нож, каким образом удержал его в руке"».

Способность осознавать себя и значение своих действий в полной мере в социально-правовой ситуации проявляется как возможность человека, отражая себя и свои действия как объект, относить к себе совершаемое, соотносить и оценивать при этом свои возможности и состояние с требованиями ситуации, а также с социально-нормативным прогнозом основных (прямых и косвенных) результатов деяния.

Способности - это индивидуальные качества, которые есть у каждого из нас.

Благодаря им мы можем успешно осуществлять ту или иную деятельность.

Это не полученные навыки, знания, умения. Хотя и они тоже важны. Способности - это изначальная предрасположенность к в определенном роде занятий, работы, творчества. Это возможность достигать необходимых результатов с минимальными затратами.

У кого они есть? У всех!

В основе любых способностей лежат задатки - наши природные, биологические качества, с которыми мы рождаемся. Это особенности строения нашего тела, двигательного аппарата, органов чувств, мозга и т.д.

Память, мышление и воображение не являются способностями. Это психические процессы. Но их качество, быстрота, интенсивность влияют на реализацию наших способностей, на то, насколько мы сумеем их применить.

Конечно, приобретенные знания, умения, навыки свидетельствуют о наличии способностей. Но, скорее, они все-таки говорят о чертах характера, нежели о врожденной предрасположенности.

И вот что важно! При отсутствии даже большие задатки не становятся способностями. Зато при надлежащем воспитании даже из небольших задатков могут развиться выдающиеся способности. Получается, что не только растения нуждаются в надлежащем уходе и культивировании, но и мы с вами. Иначе чахнут не только цветы, но и наши задатки и способности.

Хотите успешно проявлять способности? Сочетайте их со своим темпераментом

Чтобы понять, к чему вы наиболее предрасположены, важно знать, . Темперамент может способствовать или препятствовать проявлению ваших способностей. Например, холерик не может долго быть усидчивым, поэтому даже если у него есть художественные способности, он не сможет заниматься некоторыми видами искусства. Например, не сможет расписывать мелкие миниатюры или заниматься точечной графикой. Ему больше подойдет монументальная живопись или создание плакатов.

Темперамент сам по себе не имеет отношения к способностям. Но он важен для выбора той области деятельности, в которой вы сумеете максимально эффективно воплощать свои способности и быстро добиваться успеха.

Чтобы найти свои способности, надо многое пробовать

Как можно понять, есть у кого-то способности к той или иной деятельности или нет? Их наличие можно определить по быстроте, глубине и прочности обучения какому-то виду деятельности, скорости овладения ее приемами.

Например, если ваш ребенок на детской площадке лучше всех умеет качаться на кольцах, бесстрашно и ловко забирается на верх лестницы, готов часами упражняться на брусьях и других детских тренажерах, то это говорит о том, что у него есть способности к спортивным, физическим видам деятельности.

А если он моментально запоминает мелодии, легко повторяет их звучание и ритм, любит слушать музыку, в том числе симфоническую, то, скорее всего, в нем заложено музыкальное дарование. И т.д.

Чтобы вовремя выявить способности, наблюдайте за ребенком. Присматривайтесь к тому, что он быстро схватывает и запоминает, что он умеет делать лучше других детей.

Ученые считают, что способности формируются и развиваются в деятельности. Если вы хотите узнать, какими способностями обладает ваш ребенок, отправьте его заниматься в : рисования, музыки, иностранного языка, гимнастики и т.д. Привлекайте его к домашним работам: пусть он помогает вам украшать интерьер, печь пироги, ухаживать за животными, младшими братьями и сестрами. Наблюдая за ним в процессе деятельности, вы сможете заметить то, к чему он предрасположен. Со временем это поможет вам определиться - где ему лучше учиться, какую профессию выбрать.

И вот что еще важно. Между способностями и талантом (не говоря уже о гениальности) есть разница. Она заключается в том, что способный, талантливый человек может использовать свой , а может и нет. А у гения все сложнее. Он является заложником своего дара: он физически не может не работать в той области, в которой он одарен. Если его лишают возможности заниматься ею, то для него это худшее наказание. Поэтому если вы замечаете, что вашего ребенка невозможно оторвать от рисования, он постоянно что-то рисует, и другие занятия ему не интересны, то это явный повод задуматься о дальнейшем серьезном развитии его дара. Как говорится, этот тот случай, когда нельзя «зарывать талант в землю».