Как подавать апелляцию егэ по интернету. Установлены сроки подачи апелляции по спорным вопросам егэ. Пример заполненного заявления-апелляции о несогласии с полученными баллами

В этом году не было скандалов, связанных с утечкой КИМов перед ЕГЭ, сравнительно мало случаев списывания, но существенно выросло количество жалоб на процедуру и суть апелляции о несогласии с баллами экзаменов. Педсовет собрал несколько наиболее показательных рассказов о том, как апелляции происходили.

Почему апелляция ЕГЭ по русскому языку - это лохотрон?

1. Срок подачи апелляции ограничен двумя днями. Если вы работаете, то подготовиться к ней вы не успеете.
2. Вам не показывают КИМы (задания), включая текст, по которому пишется сочинение.
3. Не разрешается проверка теста и корректности составления заданий (между тем в базе ФИПИ есть ошибки и некорректно составленные задания).
4. Вам не дают ознакомиться с полным пакетом документов по экзамену. Подсовывают ребенку на подпись отдельные бумажки и не дают времени на ознакомление с ними.
Документы не сброшюрованы. Тетеньки носятся с кипой бумажек. Можно потерять или постфактум заменить какую угодно из них.
5. В сочинении нет правок экспертов, поэтому их трудно оспорить. Очумевшие эксперты конфликтной комиссии порой не в состоянии даже внимательно прочесть текст, поэтому предпочитают запугивать ребенка и родителей или же нагло врут и несут околесицу, указывая на "ошибки" там, где их нет.
6. Вам не позволяют приобщить делу письменные объяснения или мотивированную апелляционную жалобу. Этого они боятся как огня..
7. Ограничивают время 15-20 минутами.
8. Вы не узнаете ФИО экспертов. Они - анонимы.
10. Специально создается суматоха и неразбериха, в один день через КК пропускаются сотни людей. Нужного количества помещений нет. Несколько КК сидят в одном классе.
11. На вас постоянно кричат, угрожая снять уже выставленные баллы.
12. По телефону горячей линии Рособрнадзора дозвониться невозможно.

Апеллянт ни на что повлиять не может

Мы в этом году с мужем сдавали ЕГЭ по истории как выпускники прошлых лет.

Мужу баллы поставили очень низкие, совершенно необоснованно. Он пошёл на апелляцию, готовился к защите своей позиции целый вечер. А оказалось, что апеллянт ни на что повлиять не может: комиссия заранее перепроверила работу и занесла результаты в протокол. Апеллянт приходит просто для того, чтобы лично узнать у комиссии свой результат. В итоге ему накинули 3 балла - уж совсем некомпетентно их сняли при первой проверке. Но вот четвёртый оспариваемый балл ему не поставили и не смогли объяснить почему. Якобы в сочинении была фактическая ошибка. Сколько муж ни просил указать ему эту ошибку, сделать этого комиссия не смогла. Притянули за уши какую-то формулировку, только чтобы что-то ответить. Заподозрив нарушение правил, после апелляции муж позвонил на федеральную горячую линию Рособрнадзора, и там подтвердили, что апеллянт не может никак повлиять на перепроверку, его доказательства никому не нужны. Так что присутствие родителя, учителя или репетитора нужно только для психологической поддержки. Да и присутствие самого ученика непонятно зачем.

Баллы нам не вернули, хотя доказательства были железобетонные

Наш разговор выглядел примерно так:
— Тема в задании 15 раскрыта хорошо, но балл не вернём, потому что можно было начать с биографических данных поэта.
— Нет, нельзя было. Подменять лирического героя биографическим автором — одна из грубейших ошибок в ЕГЭ по литературе.
— Хм… А вот тогда смотрите, она написала, что поэт должен оставаться настоящим. Надо было сказать «истинным», это фактическая ошибка.
— Нет никакой ошибки, это слова-синонимы.
— Эээ… Смотрите, какой почерк плохой. Наверняка можно будет найти какие-нибудь речевые ошибки.
— Там нет речевых ошибок.
— При желании всё равно что-нибудь можно найти.

Когда вы приходите, то всё уже решено

Я в этом году сдавала ЕГЭ по своим предметам, из интереса. Пошла на апелляцию, как дурочка весь вечер готовила свою стратегию защиты, а меня так же просто познакомили с результатами пересмотра моей работы. На горячей линии Рособрнадзора сказали, что таков порядок и всё прошло без нарушений. Так что, увы, да - готовиться к апелляции бессмысленно. Когда вы приходите, то всё уже решено, протоколы подписаны.

Неправильно, потому что не правильно

Сегодня побывала на апелляции по ЕГЭ по обществознанию. Там административное право не работает, там, как нам сказали, "образовательное право". Их бы на повышение квалификации... Итак, новости:
1. Информационное и постиндустриальное общество - это одно и то же.
2. В США - не демократия.
3. В мире две постиндустриальные страны - Япония и США.
4. Экономический рост не может определяться как стадия экономического цикла.

Процедура непрозрачная, конфликт интересов не устранен, регламент устанавливает только общий порядок, все "частности" - на усмотрение Председателя. Аргументы по вопросам высказывать запрещено. Итог апелляции уже известен (!) на момент входа в кабинет и его реально зачитывают. Представьте, реально... Вы приходите, Вам просто говорят итог... и все... И плевать, что никто из них не понимает, что такое ВВП! А да, кстати, на заметку, ВВП - это объемы производства продукции. Срочно меняйте СНС и учебники. И позвоните в Росстат, а то они не знают.

С утра была профессор Полякова, а к обеду стала "послушайте мамочка". Это полная профанация. И после этого вопрос: кто наших детей учит и чему. Ведь рискну предположить, что в комиссии сидят не худшие педагоги. Из необходимости соблюдения Закона о персональных данных имена героев не выкладываю.

Как в Краснодаре нарушили проведение апелляции ЕГЭ

В этом году я закончила 11 класс и сдала ЕГЭ. Меня не порадовал результат по литературе - всего 69 баллов. Что делать в таком случае? Можно либо смириться и поступать в ВУЗ на коммерцию, либо подать апелляцию о несогласии с результатами, что я и сделала. Скажу сразу, все запугивали нас тем, что снимут баллы за работу, что лучше ничего никуда не подавать. Баллы мне не сняли, но и не добавили. Но к самой процедуре отнеслись по-свински.

1.Я пришла к завучу своей школы и заполнила бланк об апелляции. Тут важно было выбрать, буду ли я присутствовать при рассмотрении моей работы/ работу рассмотрят без меня / вместо меня будет присутствовать мой законный представитель. Я выбрала первое, т.е. мою работу должны были перепроверить ВМЕСТЕ со мной. После чего я отнесла бланк на подпись к директору и начала ждать даты, когда мне нужно будет отвезти бланк в центр образования.

а)В интернете написано что бланк должен был быть в двух экземплярах. Мне выдали один и с этим не было никаких проблем.

2. Я приехала на опознание. Я просмотрела листы, подписала бумагу за верно отсканированную первую часть и целостность моей работы. Тут как раз и был первый звоночек. Я спросила у женщины, во сколько мне нужно приехать на апелляцию. Сначала она замялась:"Результаты вам сообщат по телефону". Но когда я настояла, выяснилось, в 14:00 заседание состоится в актовом зале, куда меня тоже приглашают. На этом мы попрощались.

3. Я пришла на заседание. В зале было полно выпускников с их родителями. По бокам сидели эксперты, а на сцене - 10 человек сидели за огромным столом, "Большие У" (управляющие).

Итак, тут началось самое интересно. Я думала, что отстою свою правоту, мне повысят баллы и я без проблем поступлю на свой факультет. Но нет. Главная Женщина (увы, не помню как её звали) сказала всем нам, сидящим в зале:"Ваши работы уже проверены. Сейчас мы огласим ваши результаты. Если у вас возникнут вопросы - вы сможете задать их экспертам, но ваши баллы уже не изменятся".

Я не буду рассказывать, как мы мило побеседовали с женщиной-экспертом о романтизме в стихотворении В.Солоухина или о том, как радовались 3 девочки, которым из 20-30 присутствующих повысили балл. Я расскажу, почему я пишу об этом сюда и прошу вашей помощи. Сейчас есть такая штука как "интернет"(да-да), так вот я пообщалась с людьми, которые были на апелляции в других городах. Они называли ЦИРКОМ то, что происходило в нашем городе. Во-первых, мне не дали подписать документ о моём согласии с результатом апелляции. Т.е. её как будто и не было. Во-вторых, как вы помните, я решила ЛИЧНО присутствовать на апелляции, это значит, что мою работу должны были проверять вместе со мной, в отдельной аудитории (возможно и без меня, но приватная встреча должна была быть) и только после этого выставлять баллы (как это и делалось в других городах).

Меня и других просто поставили перед фактом, нарушив тем самым процедуру проведения апелляции. Если кто-то знаете куда и как писать жалобу в таком случае - пожалуйста, отпишитесь в комментарии, от этого зависит моё будущее и будущее других выпускников. С помощью интернет ресурсов недавно разоблачили липовую медалистку, не дайте замолчать и это. Я могу в чём-то ошибаться, но тут я рассказала обо всём что знаю, обо всём, о чём меня проинформировали.

Педсовету не удалось найти апеллянта, которому в этом году удалось в итоге подачи апелляции повысить свой балл более, чем на 3 первичных. Хотя мы нашли тех, кто считает, что имеет право на более серьезное повышение, и готов это доказать. Надеемся, что дело не в установке, спущенной во все апелляционные комиссии, а в том, что мы плохо искали.

Процедура ЕГЭ предусматривает для участника ЕГЭ возможность подать апелляцию в двух случаях.

Апелляция о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ

Такая апелляция подаётся в день экзамена сразу после его окончания. Если участник ЕГЭ хочет подать апелляцию, он должен это сделать до того, как покинет ППЭ (пункт приёма экзамена).
О намерении подать апелляцию нужно сообщить организатору экзамена и получить форму, по которой составляется апелляция.
Апелляция пишется в двух экземплярах и передаётся уполномоченному представителю ГЭК (государственной экзаменационной комиссии), который должен скрепить оба экземпляра своей подписью, после чего один экземпляр отдать участнику ЕГЭ, а другой передать в конфликтную комиссию.
Результат рассмотрения апелляции должен быть предоставлен выпускнику не позднее чем через 3 календарных дня после её подачи. При подаче апелляции необходимо выяснить, где можно получить ответ о её рассмотрении. Обычно с результатом рассмотрения апелляции можно ознакомиться в своём ОУ (образовательном учреждении) или в МОУО (местный орган управления образования).

По факту апелляции проводится служебное расследование. Если нарушения установленного порядка проведения ЕГЭ подтверждаются и признаётся, что они могли оказать существенное влияние на результат работы выпускника, то апелляция удовлетворяется.

Внимание:

Апелляция не принимается, если нарушение процедуры экзамена и установленных правил было допущено самим участником ЕГЭ.

Каков результат подачи апелляции в случае, если она будет удовлетворена?

Результат ЕГЭ аннулируется и участнику предоставляется возможность сдать ЕГЭ по данному предмету в другой день. Другой день - это резервный день для сдачи экзамена по данному предмету. Дата и место повторной сдачи ЕГЭ определяются для всех лиц, сдающих экзамен в резервный день.


Апелляция о несогласии с результатами ЕГЭ

Как и когда подаётся апелляция?

Такую апелляцию можно подать в течение двух рабочих дней после официального объявления результатов ЕГЭ и ознакомления с результатом работы.
Если участник ЕГЭ не согласен с результатом и намерен подать апелляцию, то в течение двух рабочих дней ему необходимо составить апелляцию в произвольной форме либо по форме, полученной у руководителя своего ОУ (образовательного учреждения) - для выпускников текущего года, или ответственного секретаря конфликтной комиссии - для выпускников прежних лет.
Апелляция составляется в двух экземплярах и передаётся указанным выше лицам, которые должны принять её, удостоверив оба экземпляра своей подписью. После этого один экземпляр возвращается участнику ЕГЭ, а другой передаётся в конфликтную комиссию.
Участник ЕГЭ должен получить информацию о времени и месте рассмотрения его апелляции.

Как рассматривается апелляция?

Участник ЕГЭ имеет право присутствовать на процедуре рассмотрения его апелляции. При себе необходимо иметь паспорт и пропуск с печатью "Бланки ЕГЭ сданы" (или штампом ППЭ).

Внимание:

Если участнику ЕГЭ еще не исполнилось 18 лет, вместо него или вместе с ним при рассмотрении апелляции могут присутствовать его родители или законные представители, которые должны иметь при себе паспорта (законные представители должны иметь при себе документы, подтверждающие их полномочия).
На рассмотрение апелляции не допускаются учителя или репетиторы участника ЕГЭ.

Участник ЕГЭ подтверждает в протоколе апелляции, что копии бланков предъявлены, ответы в бланках распознаны правильно, и подписывает протокол рассмотрения апелляции.

В случае, если участник ЕГЭ или его родитель (законный представитель) на рассмотрение апелляции не явился, то правильность распознавания бланков подтверждается членами конфликтной комиссии.

Внимание:

  • Не принимаются к рассмотрению апелляции по содержанию и структуре КИМов.
  • Черновики не могут быть материалом для апелляции.

В ходе рассмотрения апелляции эксперты-предметники показывают участнику ЕГЭ работу, разъясняют, за что начислены или не начислены баллы.

Запомните:

При рассмотрении апелляции учитывается только выполнение участником ЕГЭ задания части С (сочинения).
К тестовой части возможны только технические претензии.

В результате рассмотрения апелляции конфликтной комиссией оценка может быть изменена в лучшую сторону только на 1-2 балла. Поскольку при рассмотрении апелляции работа проверяется заново, то не исключена ситуация, при которой эксперты сочтут необходимым не повысить, а снизить баллы за работу.

В жизни каждого выпускника может произойти такой момент, что при сдаче ЕГЭ он получает не тот бал, на который рассчитывал. Уверенность в правильном выполнении задании позволяет ученику подать апелляцию, чтобы пересмотреть результаты ЕГЭ. Ошибочные результаты возникают из - за плохого сканирования бланков, а также из - за ошибок экспертов в выставлении оценок в части С.

Процедура подачи документов на апелляцию ЕГЭ

Процедура подачи документов на апелляцию в 2017 году включает в себя

  • в течение 2х рабочих дней , после оглашения результатов ЕГЭ необходимо написать заявление в 2х экземплярах (в произвольной форме, либо взять бланк у организаторов экзамена );
  • оба экземпляра отдать организатору и дождаться проставления печати и подписи о том, что апелляцию приняли, и она ожидает рассмотрения ;
  • после приема организатор должен огласить вам время и место рассмотрения апелляции на ЕГЭ ;
  • если выпускник не достиг совершеннолетнего возраста, то может присутствовать на апелляции с законными представителями , при себе каждый должен иметь документ, удостоверяющий личность, а также у ученика должен быть пропуск на ЕГЭ с соответствующей отметкой ППЭ; также возможно рассмотрение в отсутствии ученика.

Следует помнить

  1. После рассмотрения апелляции будут другие результаты ЕГЭ , баллы выставят как в большую, так и в меньшую сторону. Снижение баллов невозможно при подаче апелляции, так как каждый имеет право усомниться в качестве проверки. Черновики не рассматривают на комиссии, при апелляции исследуется вся работа, включая в себя все части.
  2. Также каждый выпускник имеет право подать не только апелляцию о пересмотрении результатов ЕГЭ , а также может подать апелляцию на нарушения в процедуре проведения ЕГЭ .
  3. В процессе рассмотрения участвует конфликтная комиссия, срок рассмотрения составляет не более 4х рабочих дней с момента подачи апелляции выпускником . Комиссия вправе отклонить ваше заявление из - за отсутствия технических ошибок. Экзаменационная работа не выдается на руки при подаче апелляции для самостоятельной проверки.

Редакция "сайт"

Перечень основных моментов на которые следует обратить внимание при подаче апелляции.

Началась сдача ЕГЭ и в скором времени появятся первые результаты. Кто-то из выпускников увидев их вздохнет с облегчением, а кто-то посчитает, что на самом деле он заслуживает большего, и оценка выставленная проверяющими не отражает его реального уровня знаний. Что в этом случае делать?

Ответ лежит на поверхности - выпускники, которые хотят оспорить результат ЕГЭ, могут прибегнуть к апелляции - процедуре, направленной на защиту прав экзаменующихся. Стоит это делать или нет в конечном итоге личное дело каждого. С одной стороны, это, конечно, дополнительный стресс и риск. Но иногда один-два дополнительных балла могут стать решающими при поступлении в вуз и поэтому всегда находятся те, кто готов идти до конца.

В каких случаях можно подать апелляцию?

Таких случаев два. Первое - это оспаривание самой процедуры проведения экзамена, нарушения которой привели к тому, что вы не смогли написать экзамен максимально успешно.

Второй вариант - оспаривание баллов, полученных на ЕГЭ. Рассмотрим каждый из перечисленных выше вариантов чуть подробнее.

Апелляция при нарушении процедуры проведения ЕГЭ

В этом случае апелляцию нужно подать сразу же после окончания экзамена, причем до того момента, как ученик покинул класс. Написать заявление требуется в двух экземплярах - первый из них идет в конфликтную комиссию, а второй - остается у выпускника. При этом необходимо проследить, чтобы член экзаменационной комиссии поставил на заявлении пометку о том, что документ принят на рассмотрение.

Заявление должно быть также зарегистрировано в специальном журнале и рассмотрено в течение двух дней после подачи. Срок, место и время проведения процедуры обязательно сообщается ученику и его родителям или законным представителям.
В итоге комиссия может удовлетворить требования ученика, или напротив - решить, что они беспочвенные. Положительное решение комиссии означает, что результат работы будет аннулирован, а школьник сможет переписать ЕГЭ - для этого отводятся специальные дни в расписании. Если решение отрицательное, результат экзамена остается без изменений.

Апелляция при несогласии с результатами ЕГЭ

В этом случае апелляционное заявление должно быть подано в течение двух рабочих дней с момента оглашения итогов ЕГЭ по предмету. Как и в предыдущем случае, нужно будет написать два экземпляра заявления, направив один из них в адрес конфликтной комиссии, а второй оставив себе. На заявлении должна быть проставлена отметка, что оно составлено по форме и принято к рассмотрению.

Решение о проведении апелляции должно быть принято не позже, чем через 4 рабочих дня после получения такого заявления конфликтной комиссией. Каждое заявление проходит процедуру регистрации, а информация в отношении даты, времени и места проведения апелляции доводится до ученика (его родителей или законных представителей).

На апелляции ученику обязательно должны показать пакет его документов и письменный вывод комиссии по предмету. На этом этапе нужно быть особенно внимательным: ученику предстоит расписаться о том, что, к примеру, отсканированная работа с ответами принадлежит ему. Члены комиссии по апелляции должны дать четкий ответ, почему были выставлены те или иные баллы. Процедура, как правило, занимает не более 20 минут на одного ученика. По ее итогам комиссия может вынести следующие решения:
- отклонить требования ученика и сохранить проставленные баллы, если не было обнаружено технических и прочих ошибок в процессе оценивания;
- удовлетворить апелляционное заявление и изменить баллы, если были выявлены ошибки. При этом следует помнить, что баллы могут быть пересмотрены как в ту, так и другую сторону (увеличены или уменьшены).

Что важно сделать до апелляции?

В первую очередь, необходимо по максимуму освежить в памяти свою работу, чтобы иметь аргументы для отстаивания собственной точки зрения.

Следует также внимательно ознакомиться с критериями выставления баллов, чтобы понять, насколько объективным вы считаете решение комиссии по каждому пункту;
подойдите к учителю-предметнику или репетитору, с которым готовились к ЕГЭ - они помогут разобрать неоднозначные моменты и дадут рекомендации, как себя вести и пояснить свое мнение.

Немаловажным является и тот факт, что по каждому пункту, с которым вы не согласны, необходимо заранее сформулировать точный вопрос в адрес комиссии, чтобы разговор носил предметный характер, и вы могли бы пояснить, почему сделали именно так, а не по-другому. Аргументация, подкрепленная конкретными фактами, всегда выглядит более веско.

Как вести себя на апелляции?

Здесь можно посоветовать следующее:
Первое: отправляйтесь на апелляцию с кем-то из родителей или другим взрослым человеком, который может представлять ваши интересы. Вчерашний школьник, скорее всего, растеряется перед лицом конфликтной комиссии. Кроме того, ему могут дать ответ, лишенный конкретики. Мама, папа или другой близкий человек помогут вам чувствовать себя гораздо увереннее, а их мнение и аргументы могут сыграть решающую роль в споре.

Второе: настаивайте на том, чтобы работу перепроверили в вашем присутствии. Довольно часто выпускнику заявляют, что работа уже была перепроверена, и комиссия решила оставить результат без изменений. Помните, что такое положение дел грубо нарушает ваши права - заочная апелляция возможна лишь в случае, если школьник и его представители попросту не явились на процедуру. Итоговое решение по работе должно приниматься в присутствии апеллянта, причем члены комиссии должны пояснить каждый снятый балл.

Третье: не покидайте место проведения апелляции, пока не будет дано исчерпывающее пояснение по работе и решению комиссии. Все заниженные баллы должны соответствовать критериям, выдвигаемым к оценке работы, так что не принимайте в качестве ответа общую формулировку о том, что баллы за решенный КИМ и так достаточно высокие. Пока вас не удовлетворит пояснение по каждому снятому баллу, не ставьте подпись под документами о проведении апелляции.

Четвертое: не сдавайтесь на полпути. Если уж вы решились на апелляцию, то терять, по большому счету, уже нечего.

Пятое: не бойтесь апелляции. Ведите себя спокойно и уверенно. Воспринимайте эту процедуру, как возможность отстоять свои интересы. Помните, что значительная часть учеников, которые не довольны своими результатами, попросту боится идти на апелляцию, чтобы не потерять набранные баллы. Конечно, если член комиссии найдет при проверке дополнительные ошибки, баллы могут пересмотреть в сторону понижения. Однако общая статистика говорит о том, что повышают баллы обычно чаще, чем снижают.

Каждый год на апелляциях нарушают права участников ЕГЭ. Мы записали истории выпускников, которые пытались оспорить выставленную оценку, но столкнулись с абсурдными аргументами, психологическим давлением и негласной квотой на баллы.

«Апелляция - процедура защиты интересов участника экзамена в случае выявления нарушений установленного порядка проведения экзамена и (или) несогласия с выставленными баллами», - официальный информационный портал единого государственного экзамена.

Когда Лиза Паршина узнала свой результат по литературе, она впала в ступор.

У меня был шок. Я просто сидела и ничего не понимала. Смотрела в компьютер и все

Лиза получила 66 баллов. В голове пульсировала единственная мысль: «Мама расстроится». Девушка потянулась за телефоном, набрала номер подруги и спокойным голосом отчеканила: «Я никуда не поступлю». Вместо объяснений Лиза разрыдалась.

Даша Спичко не нашла в себе сил справиться с волнением. Когда на сайте вывесили баллы по литературе, она попросила друга посмотреть результат за нее. Тот долго молчал и уходил от разговора. На экзамене Даша набрала 68.

Я до сих пор благодарна моим преподавателям за то, что они не бросили меня и помогали бороться за мои баллы. Они поддерживали меня, хотя даже я осознавала, как подвела их

Весь год Даша занималась с экспертами ЕГЭ, на практике изучившими критерии оценивания. После первых минут отрицания и сомнения девушка отправила преподавателям сканы своих ответов и стала ждать их вердикта. Репетиторы сошлись во мнении, что у нее отличная работа, которая заслуживает 90+ баллов. Они советовали идти на апелляцию. Преподаватели были уверены, что девушка сможет добиться повышения оценки.

Олег Ян подошел к четырехэтажному желтому зданию. Обычная школа на полпути от Семеновской до корпуса Вышки на Кирпичной. Московские комиссии по большинству предметов собираются именно здесь. Пришедшие раньше своего времени апеллянты сидели на ступеньках крыльца и на заборчике - внутрь не пускали. Один нервно листал тетрадь, второй выслушивал наставления от учительницы. Олег поднялся на крыльцо - навстречу выбежала девушка с заплаканным лицом.


Света Зайцева сдавала географию. По мнению комиссии, девушка допустила ошибку в расчетах. Чтобы нарисовать профиль местности, нужно было отмерить линейкой 8 сантиметров. Допустимая погрешность - от 7,6. Света потеряла два балла, потому что нарисовала линию длиной 7,5 см.

Даша Спичко утверждает, что свободно владеет английским языком. В устном ответе на экзамене она использовала инверсию - перестановку слов в предложении. Преподавательница из комиссии настаивала, что в разговорной речи такое построение фразы недопустимо.

Вы должны были применить свои коммуникационные навыки, а вместо этого стали заворачивать какие-то немыслимые конструкции!

На экзамене по литературе Саша Козлов выбрал сочинение по роману Михаила Шолохова «Тихий Дон». Анализируя образ главного героя, он написал, что Григорий Мелехов искал правду. «Правда у каждого своя», - непринужденно парировала женщина из комиссии. С ее точки зрения, Саша должен был использовать слово «истина». Неправильный подбор синонима стоил ему нескольких баллов.

В одиннадцатом классе Маша К стала призером межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба» по обществознанию. Углубленное изучение предмета позволило девушке включить в эссе материал по философии. Конфликтная комиссия увидела в этом достаточную причину для снижения баллов.

Вот вы привели теории философов, зачем вы это сделали? Хотели выпендриться?

«Председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь, члены Конфликтной комиссии обязаны обеспечивать объективное рассмотрение апелляций», - приказ департамента образования города Москвы, пункт 4.6.


На апелляции по обществознанию Машу Л. встретили три женщины с непроницаемыми лицами.

Всем своим видом они заведомо пытались вселить ужас и страх

Девушка пошла на апелляцию с мамой. Они сели рядом, эксперты - напротив. Маша подписала документы. «Знаете ли вы, что баллы можно не только поднять, но и снизить?» - сухо произнесла одна из преподавательниц. Началось обсуждение Машиной работы. Девушка пыталась высказать свою точку зрения, но ее обрывали на полуслове, утверждая, что она не права. Никто даже не пытался ее слушать. Следующий шаг, после которого Маша поднялась и ушла, - сказанное с нажимом: «Мы напоминаем вам, что можем не только поднять, но и снизить баллы. Я вижу в вашей работе еще кое-какие неточности…» Маша вышла и расплакалась.

Очень тяжело, когда люди на тебя давят, и ты чувствуешь, что они сильнее

«Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке», - Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, глава X «Прием и рассмотрение апелляций», пункт 80.


«Члены Конфликтной комиссии соблюдают требования законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих Порядок проведения ГИА-11», - приказ департамента образования города Москвы, пункт 4.4.

На апелляции по обществознанию комиссия вначале вела себя лояльно, вспоминает Маша Л. Преподаватели разводили руками и сетовали, что не могут ничего изменить. Потом направление разговора резко переменилось.

Мне показалось, что они намекали на взятку. Дословно это звучало так: «Мы не в состоянии что-то для вас сделать, потому что потом у нас будут неприятности. Если вы согласны оплатить штрафы, которые нам выпишут, то мы пойдем вам навстречу»

«Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации», - Федеральный закон об образовании, статья 59 «Итоговая аттестация», пункт 8.

Маша Коноплева пришла на апелляцию по русскому языку, получив на экзамене 83 балла. Разговаривать с ней не стали. Конфликтная комиссия мотивировала свой отказ тем, что балл и без того слишком высокий.

Готовясь к апелляции по литературе, Олег Ян оформил нотариальную доверенность на свою учительницу, Елену Красовскую, чтобы она стала его законным представителем. Это стоило ему 1500 рублей. Член конфликтной комиссии препятствовала проходу Елены К. в кабинет. Сначала утверждала, что такого в правилах нет, потом говорила, что это только для тех, у кого нет родителя, и просила показать паспорт. Пока длилась дискуссия, подошел массивный мужчина с пометкой «секретарь» на бейдже. Олег протянул ему доверенность.

Какая доверенность? Ну, это для меня не документ!

С этими словами мужчина вернул Олегу доверенность и теперь уже сам не пустил Елену в кабинет.

«Обучающийся, выпускник прошлых лет и (или) его родители (законные представители) при желании присутствуют при рассмотрении апелляции», - Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, глава X «Прием и рассмотрение апелляций», пункт 80.

Полине К. обнулили баллы сразу за несколько сочинений, которые соответствовали всем критериям. На апелляции выяснилось, что бланк ответов не прочитали с обратной стороны. Несмотря на это, конфликтная комиссия согласилась добавить лишь два первичных балла. Поднимать выше нельзя из-за «указания сверху», пояснили свое решение преподаватели.


Олег Ян охрипшим голосом спорил с комиссией четвертый час подряд. Ему трижды сменили экспертов, причем слова каждого нового противоречили тому, на чем настаивал предыдущий. Шел уже девятый час вечера, и комиссия завершала работу. Олега попытались убедить, что у него нет выбора и нужно подписывать протокол. Тем самым они скрыли информацию о повторном рассмотрении на федеральной комиссии в случае несогласия апеллянта. Однако Олег все же знал о такой процедуре, и его нехотя направили в кабинет на подписание документов.

Катя Собко , ходившая на апелляцию по английскому языку, внимательно изучила свои права еще на этапе подготовки. После безуспешных попыток добиться изменения баллов она заявила, что хочет продолжить дискуссию на федеральном уровне. Женщина с бейджем «психолог» буднично продиктовала порядок действий: нужно подписать отказ от апелляции, затем спуститься на первый этаж и пройти в железную серую дверь. Катя переспросила несколько раз, схема оставалась той же. Тогда она подписала все необходимые бумаги, вышла из аудитории и бодрым шагом направилась к железной двери.

Здравствуйте, я хотела бы подать заявление о пересмотре работы на федеральном уровне.
- Девочка, у тебя апелляция была?
- Была. Я подписала отказ и хочу обратиться к федеральной комиссии. Меня направили сюда.
- Ну вот раз отказ подписала, апелляция закончилась. Гуляй.

«С целью оказания консультационной помощи участникам ГИА-11 организуется работа консультационного пункта Конфликтной комиссии», - приказ департамента образования города Москвы, пункт 5.8.

Позже знакомый преподаватель объяснил Кате, как это работает. Если человек подписывает отказ, его просто отправляют домой. Если же он пишет заявление на федеральную комиссию, действуют по-другому. Пока человек спускается с третьего этажа на первый, люди из конфликтной комиссии успевают позвонить коллегам из федеральной и убедить их не принимать заявление.


Федеральная комиссия собралась в том же здании неделю спустя, вспоминает Олег Ян . По правилам в ней не могут участвовать эксперты, проводившие рассмотрение апелляции на первом этапе. За полчаса до начала заседания Олег стал свидетелем странной картины. Уже знакомая ему преподавательница сидела рядом с женщиной, которая должна будет спорить с ним сегодня, и объясняла ей, как это нужно делать.

Сама комиссия напоминала суд: большой стол, во главе судья - председатель конфликтной комиссии. Слева прокурор - представитель экспертной комиссии, которую только что подробно инструктировали. Вдоль стола сидело десять экспертов. Олег предполагает, что из них экспертами в действительности были лишь двое, ведь только они участвовали в дискуссии и высказывали мнения. Остальные лишь поднимали руки на голосовании. Приятно удивило Олега наличие «адвоката»: женщина, представившаяся гражданским наблюдателем, поддерживала его аргументы и даже смогла убедить комиссию добавить один балл.

Олег отмечает источники, на которые прокурор ссылалась в ходе дискуссии. Она упоминала монографии неких докторов наук и даже цикл лекций на канале «Культура».

Говорить о том, что отношения к школьной программе эти материалы не имеют никакого, думаю, будет излишне

Когда комиссия склонилась к тому, чтобы прибавить один балл, прокурор прибегнула к последнему аргументу. Она достала заявление Олега, зачитала цитату про противоречивые аргументы и сказала, что это неуважение к экспертам. По результатам федеральной комиссии, Олег все-таки смог улучшить свой результат, но только на один балл.


На ЕГЭ по английскому языку Оле М. удалось набрать 91 балл, но естественное желание увидеть и проанализировать ошибки все равно присутствовало. Когда Оля изучала работу по сканам, то заметила странность в оценке эссе. Девушка и ее репетитор пришли к выводу, что баллы урезали неоправданно.

В выходной день Оля отправилась на другой конец Москвы. Уже на месте она узнала, что с комиссией ей придется общаться по скайпу.

«Для участников ГИА-11, по уважительным причинам не имеющим возможности прибыть лично в Конфликтную комиссию, возможно проведение апелляций с использованием информационно-коммуникационных технологий в режиме видеоконференции», - приказ департамента образования города Москвы, пункт 5.6.

Девушку усадили за ноутбук, подключили аппаратуру. Наушники казались большими и неудобными, а микрофон постоянно спадал. Собеседников было трудно расслышать из-за плохой связи. Как только Олю соединили с экспертами, они раздраженно сообщили, что очень спешат на обед. Сначала девушка растерялась. Потом перевела дух и стала зачитывать распечатанные критерии. «Вы там что-то не то читаете», - грубо перебили ее. Она пыталась объяснить, что это критерии с официального сайта, но никто и не думал слушать. Внезапно в разговор влез какой-то посторонний мужчина. Он не счел нужным представиться, а сразу перешел на повышенные тона. Оля не запомнила содержания его слов, только громкий и резкий голос, который заставил ее вжаться в кресло от страха. Она и без того сильно нервничала - качать права девушка не умела и не привыкла. Оля настраивалась на мирную беседу с экспертами, к такому отношению она не была готова. В какой-то момент девушка больше не смогла сдерживать слезы.

Апелляция на ЕГЭ бессмысленна. Ни один балл никто не поднимет, даже при явной ошибке проверяющих


К сожалению, федеральная статистика апелляций не публикуется в открытом доступе. Наша редакция провела исследование на основе данных по регионам России. Для этого мы использовали информацию из официальных документов Республики Татарстан, Хабаровского края, Саратовской и Томской области.

Нам удалось выяснить, что в Республике Татарстан в 2017 году количество апелляций уменьшилось почти вдвое.

В Хабаровском крае в 2017 году отклонили около 85% поданных апелляций.

В Саратовской области в 2018 году больше двух баллов добавили только шести апеллянтам из 180-ти.

В Томской области количество удовлетворенных апелляций снижается в среднем на 5-6% в год.

Из этих цифр видно, что количество поданных и удовлетворенных апелляций сокращается с каждым годом. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов признался «Российской газете», что положительно оценивает этот процесс.

«В последнее время количество заявлений в конфликтные комиссии уменьшилось. Перестали обращаться те ребята, которые подавали апелляцию просто так, на авось: а вдруг экзаменаторы прибавят баллы? Теперь все заявления - по существу, как правило, от тех, кто очень уверен в своих силах и знаниях».

11 ноября в паблике «Пространство Политика» появилась запись о том, что проект «ЗаГраницы» потерял статус студорганизации. В посте студенты утверждают, что по мнению администрации ВШЭ, они «занимаются политическим активизмом», поэтому их поставили перед выбором: либо отказаться от этой деятельности, либо потерять статус студорганизации. Сотрудник ЦПСИ прокомментировал публикацию