Содержание организации работы с личным составом. Воспитательная работа с личным составом в рамках управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел. Исследование проблем организации работы с личным составом ВС РФ

Кажется, что вопрос работы с кадрами командира роты не очень касается.

В самом деле - личные дела на военнослужащих по контракту ведутся в штабе части, издаются приказы по строевой части, которые хранятся в Архиве.

Есть обязанности, которые командир должен выполнять потому, что от него требуют руководящие документы.

Но есть и обязанности, которые влияют на боевую готовность роты или на подчиненный личный состав.

Необходимо знать и вопросы пенсионного обеспечения - если ваши подчиненные уходят на пенсию.

Присвоение воинских званий и назначение сержантов в ваше подразделение, перемещение личного состава в пределах роты и перевод из роты.

Важно понять, что ОФИЦЕРЫ, ПРАПОРЩИКИ, СЕРЖАНТЫ И СОЛДАТЫ - разные КАТЕГОРИИ военнослужащих. И переход из одной в другую связан с определенными формальностями.

Считалось, что присвоить звание младшего сержанта можно лишь одним приказом. Затем назначайте его на должность командира отделения - и у вас готовый командир.

Так же и с прапорщиками - сержант с высшим или средним техническим образованием может стать прапорщиком.

Увы. Чтобы стать сержантом (и прапорщиком) необходимо сдать зачеты комиссии и на основании этого командир части издает приказ о присвоении сержантского звания. Присвоить первичное звание младшего сержанта в порядке поощрения нельзя.

Есть и другие тонкости, о которых мы поговорим в этом разделе.

Руководящие документы по этому вопросу

Материал Комментария подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 апреля 2007 года.

Этот документ раскрывает нюансы, с которыми приходится встречаться во время воинской службы. Командира роты они касаются их мало, поэтому рассмотрим бегло.

Раскрывается понятие «военное и чрезвычайное положение».

Изложено назначение вооруженных сил. Возможно, для других стран будут свои особенности.

Кроме Вооруженных Сил есть и другие государственные военизированные формирования. Каждое из них имеет на вооружении современную технику и оружие. Прямо скажем - их количество можно вполне сократить без ущерба для решения задач, однако каждое из их готово навести порядок в стране, и в то же время нет опасений, что руководители этих силовых ведомств смогут сговориться и осуществить захват власти.

Подробно раскрыт воинский учет, его организация и подготовка к воинской службе.

Есть информация о суворовских военных училищах и военных кафедрах при институтах.

Подробно рассказано об освобождении и отсрочке от призыва.

Подробно раскрыта организация призыва и направления в войска, например, «братья-близнецы, если они призываются на военную службу одновременно одной призывной комиссией, должны направляться, как правило, для прохождения военной службы в одну воинскую часть;»

Работа сборных пунктов и призывных комиссий. Возможно, придется встретиться и с этим. Например, при командировке за молодым пополнением.

Контракт и служба, контракт с иностранными гражданами.

Требования к тем, кто хочет служить по контракту, сдача испытаний.

Какие документы требуются в военкомат для заключения контракта.

Поступление и обучение в военных вузах.

Дано разъяснение, когда исполняются обязанности военной службы, например, «военнослужащие, получившие повреждение здоровья в состоянии опьянения любого вида, не признаются исполняющими обязанности военной службы».

Командировки.

Поведение в плену.

Последствия повреждения здоровья при исполнении обязанностей военной службы,

Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту - для пенсии или увольнения солдата.

Предоставление отпусков - по частям, продолжительность. По семейным обстоятельствам и другим причинам.

О дисциплинарном батальоне. В блоге Михаила Михина Блог о дисциплинарном батальоне есть очень хорошие заметки о Дисциплинарном батальоне.

Назначение на должности - родственников, для работы с секретами,

Перевод на низшие и равные должности.

Аттестации

Плановая замена и перевод из Вооруженных Сил.

Условия присвоения званий, сроки выслуги званий, лишение званий - нюансы.

Увольнение со службы - нюансы. В том числе и солдат.

Организационно-штатные мероприятия.

Смерть военнослужащего.

Дополнительная информация

Защита прав призывника
Срок службы по контракту. Новый контракт.
ОШМ (организационно-штатные мероприятия). Формирование и переформирование. Расформирование. Увольнение женщин
Контроль за наличием личного состава. Действия при самовольном оставлении части. Сверка учета личного состава

Прохождение службы офицерами и прапорщиками.

Принятие на военную службу из запаса. Заявление в военкомат. Личное дело
Требования к кандидату на службы по контракту
Присвоение очередного воинского звания. Задержка в присвоении. Как обосновать эту задержку
Перемещения на должность
Аттестации офицеров и прапорщиков. Сроки аттестаций. Содержание отзыва. Аттестационная комиссия
Предоставление отпусков офицерам и прапорщикам. Отпуска солдатам, отпуска офицерам. Отпуска по семейным обстоятельствам

Введение

Новая для нашей страны деятельность по связям с общественностью применяется сегодня для поддержания позитивного имиджа и коррекции нежелательного отрицательного отношения к явлениям, институтам, элементам различных сфер, для нахождения и исключения разных проблемных разрывов.

Проблемная ситуация:

Изменения, произошедшие в общественно-политической, социально-экономической жизни Российской Федерации затронули все без исключения сферы. Не могли они не коснуться и армии. Экономический кризис, терзающий страну, привёл к сокращению расходов на нужды военно-силовых структур, конверсии, приостановке развития и даже функционирования предприятий ВПК, а значит ухудшению оснащенности и боеспособности российской армии. Изменение общественной морали заставило пересмотреть отношение гражданского населения к военнослужащим, некоторый упадок в духовной жизни мгновенно отразился на психологическом климате среди личного состава военных подразделений. В современных условиях, когда российская армия комплектуется по смешанному принципу (служащие-контрактники, служащие по призыву), процесс набора личного состава сопряжён с рядом проблем. Самая сложная из них - нежелание молодых людей проходить службу по призыву в российской армии. Данную проблему можно разрешить используя мероприятия паблик рилейшнз, но в РФ подобные программы используются в недостаточной мере.

Проблема: Нежелание молодых людей проходить службу по призыву в российской армии.

Цель: анализ программы мероприятий по преодолению нежелания молодых людей проходить службу по призыву в российской армии.

Задачи:

Исследование особенностей проблемы в России

Исследование путей разрешения проблемы за рубежом

Исследование проблем организации работы с личным составом ВС РФ

В военной среде существует следующий термин, актуальный, впрочем, и для государства в целом, морально-психологическое обеспечение. На государственном уровне он представляет собой комплекс согласованных мероприятий, проводимых государством и военным руководством, органами военного управления, должностными лицами армии и флота в целях достижения такого морально-психологического состояния личного состава и населения, который необходим для выполнения задач, поставленных в мирное время и достижения победы в войне (конфликте). На этом уровне МПО охватывает политический, экономический, военный аспекты и осуществляется всеми государственными и военными организациями, командирами, штабами и организациями воспитательной работы с активным использованием СМИ, достижений науки, литературы и искусства, других возможностей воздействия на сознание и поведение населения страны. Таким образом, всё гражданское население страны, а особенно та его часть, которая составляет мобилизационные ресурсы ВС, должна рассматриваться как целевая аудитория мероприятий по связям с общественностью, проводимых военным и государственным аппаратом. Каждому гражданину должна быть понятна идея защиты Отечества, смысл военной службы. Каждый военнослужащий должен понимать и вырабатывать в себе такие элементы: дисциплина, боевой дух, воля к победе, самообладание, чувство собственного достоинства, честность, преданность воинскому долгу, чувство солдатской и воинской чести. Только общество, сам народ могут придать армии соответствующую духовную энергию. В настоящее время катастрофически нарастает бездуховность и безнравственность. Отечественной культуре, истории, нашим нравам и обычаям, вековой мудрости народов России противопоставляется культ насилия, мести, цинизма, откровенного невежества и глупости. Девальвируются такие понятия как долг, честь, служба Отечеству, другие составляющие мотивации военной службы. Среди значительной части населения, особенно молодёжи, растут экстремистские, националистические, антиармейские настроения. Мировоззренческий, идеологический, морально-психологический кризис, в котором оказалась Россия, реальная угроза её будущему, её государственности, положению и роли в мировой цивилизации. Если общество и государственные власти не формируют в народе чувство любви и уважения к военному человеку, плохо заботятся об армии (а кое-кто из политических деятелей и представителей СМИ считает её обузой для государства), то такое общество и такая власть никогда не смогут вдохновить воинов на подвиг, а значит, и не вправе ждать от них побед. Всё это свидетельствует о необходимости коренных перемен в отношении государственных органов, СМИ к ВС, усиления работы по формированию в народе, особенно у молодёжи патриотического сознания, понимания важности военной службы и готовности к защите Отечества, развития и укрепления единства армии и народа.

Некоторые исследователи считают, что наиболее важным на современном этапе моментом является проблема снижения престижа военной службы. Понимаемый как сложное и многогранное явление, престиж военной службы рассматривается как сравнительная оценка обществом и его членами социальной значимости и необходимости настоящих ВС, их деятельности, статуса, реального положения в обществе. По данным ВЦИОМ только 7% родителей высказывают желание, чтобы их дети выбрали профессию кадрового военного. Индекс самооценки престижа военной службы по результатам опроса военнослужащих по призыву составляет в 2001 году 40 единиц (в 1999 - 30 ед.). В силу сравнительно молодого возраста опрашиваемых, основными “плюсами” военной службы были выбраны: возможность испытать себя в сложных условиях, получить физическую закалку, посмотреть новые места. Однако отсутствие эффективной системы подготовки и воспитания допризывной молодёжи приводит к тому, что ценности военно-корпоративного характера у сержантов и солдат не являются доминирующими. На складывание подобной ситуации повлияли не только недостаточность морального и материального вознаграждения за тяжёлый труд, связанный с риском и ограничением ряда гражданских прав, но и безучастное отношение или даже антиармейские кампании некоторых СМИ.

Между тем СМИ оказывают огромное влияние на население страны и, в частности, на военнослужащих (58% опрошенных военнослужащих указали, что СМИ играют важную роль при формировании общественного мнения о военной службе). Они способны как поднять моральный дух войск, мобилизовать их на выполнение боевого задания, так и деморализовать личный состав, вселить сомнение в правоте своего дела. СМИ может сформировать в обществе благоприятное отношение к армии, к воинской службе, к выполнению обязанностей гражданина по защите страны. В их власти и настроить население страны против службы в армии, подорвать в глазах общественного мнения авторитет ВС, престиж армии.

Наиболее ярким примером, подтверждающим вышесказанное, является характер освещения событий на Северном Кавказе. Так, в первой чеченской кампании телевизионные и радиорепортажи, газетные публикации во многом способствовали формированию крайне отрицательной реакции общественности на действия российских войск. Во время же контртеррористической операции в Дагестане и Чечне благодаря грамотной политике руководства страны в отношении СМИ, действия войск объединённой группировки были поддержаны населением, популярность военной организации в стране возросла.

Для решения проблем комплектования Вооруженных Сил РФ важно повышать престиж военной службы, использовать возможности рекламы, как это делается в западных странах. В нашей стране 25% солдат и сержантов подобной рекламы вообще не встречали, 30% - увидели переступив порог военкомата.

Между тем, хотелось бы вновь подчеркнуть важность использования СМИ при работе над вопросами воинской службы, а также необходимость создания пресс-центров и служб по связям с общественностью при военкоматах и воинских частях.

Боевая служба розыскной группы

Специальная операция может проводиться органами внутренних дел (органами государственной власти и управления района чрезвычайного положения) совместно с частями (подразделениями) внутренних войск для: - задержания особо опасных и...

Инженерное обеспечение обороны МСБ на БМП в пустыне

При уяснении задачи: Ш основные задачи инженерного обеспечения, от выполнения которых будет зависеть успех ведения оборонительного боя (содержание, силы, средства и время, необходимое для их выполнения); Ш задачи инженерного обеспечения...

· оценка и расчеты химической обстановки на химически опасном объекте; · оценка воздействия опасных факторов пожара на персонал и население; · оценка радиационной обстановки на местности при проведении работ в мирное время; · исследование...

Исследование инженерно-технических мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования автотранспортного предприятия в условиях чрезвычайных ситуаций

Командно-штабные учения, их цели, классификация и методика организации подготовки

Подготовка командно-штабного учения (КШУ) осуществляется в соответствии с календарным планом. Форма и содержание этого плана зависят от масштаба, темы, целей и этапов учения. Обычно в календарном плане указываются: 1. мероприятия...

Комплексная безопасность

Усложняющийся характер проблем безопасности в XXI веке...

Методы разрешения неуставных взаимоотношений в войсковой части

Множество проблем существует сегодня в нашей стране и в Вооруженных Силах. Некоторые из армейских проблем, возможно, решить только на государственном уровне, другие на уровне Министерства обороны, третьи, возможно...

Особенности и последствия ядерных техногенных катастроф

2.1 Индикаторы В главе 1 были представлены примеры различных техногенных катастроф. Однако их ущерб огромен не только с экологической, экономической, политической, психологической и др. сторон, но и с социальной...

Особенности организации морально-психологического обеспечения боевых действий войск в чеченском конфликте

На начальном этапе выдвижения федеральных войск к Грозному главная задача состояла в своевременном прибытии частей и подразделений в назначенные районы в полной боевой готовности. На решение ее были направлены усилия командиров, штабов...

Планово-экономический отдел является структурным подразделением войсковой части 42737. Структуру и штат подразделения регламентируется Штатным расписанием...

Отчет о прохождении производственной практики в планово-экономическом отделе войсковой части 42737

Последовательность содержания работы командира патрульного взвода, по организации выполнения поставленной задачи

Инструктивные занятия со всем личным составом войсковых нарядов проводят офицеры подразделения и прапорщики -- командиры взводов по решению командира роты в учебном городке, классе, помещении с учетом особенностей выполняемой задачи...

Проблемы осеннего призыва в Вооруженные Силы РФ 2011 года (на примере отдела военного комиссариата г. Санкт-Петербурга по Красносельскому району)

Процесс формирования местных органов военного управления Ленинградской области тесно связан с политическими, социально-экономическими и военными событиями, происходившими на территории России в начале XX века...

Пути формирования и совершенствования педагогического мастерства командного состава роты

Действенность форм педагогического мастерства во многом зависит от характера деятельности участников. Самый нежелательный вариант, когда организаторы максимально активны, а воспитанники пассивны, только слушают или смотрят...

Советская артиллерия в Великой Отечественной войне

Развитие организационных форм советской артиллерии происходило в зависимости от экономических возможностей страны и конкретных условий ведения войны. В развитии организации артиллерии можно отметить два этапа. На первом этапе...

Итоговый документ (выписка)
гражданского Форума «Духовно-нравственная составляющая
военного строительства России. Современность и перспективы»

...Значительные усилия деструктивных сил направлены против армии. Во все времена в любом государстве она всегда несла важную воспитательную функцию. Различия состояли лишь только в том, какое место занимали данные вооруженные силы в системе национальной безопасности, и кто конкретно реализовывал эту функцию на практике.

Это объяснялось тем, что 95% численности армии составляли молодые люди, у которых в период прохождения службы формировались духовные и нравственные позиции, выбирались жизненно важные ориентиры и приоритеты.

В связи со складывающейся международной обстановкой особую актуальность приобретают вопросы обеспечения информационной безопасности и идеологического противоборства. Всё это предполагает глубокое и коренное переосмысление состояния национальной безопасности в целом и военной в первую очередь, серьезную оценку угроз и вызовов Российской Федерации, а также ускоренное завершение модернизации её Вооруженных Сил...

В ближайшее время в нашем государстве будет сохраняться смешанный принцип комплектования Вооруженных Сил, что предполагает активизацию духовно-нравственного воспитания прежде всего гражданской молодежи и военнослужащих , представителей силовых структур. Это, в свою очередь, требует коренной перестройки и активизации всей военно-патриотической и воспитательной работы с населением России , совершенствования ее материально-технической базы.

...Имеет место постоянное уменьшение численности призываемого контингента в связи с сокращением населения России и увеличением числа лиц, не подлежащих призыву в армию и на флот по состоянию здоровья и другим объективным причинам. Сокращение сроков срочной службы до одного года отрицательно сказывается на уровне их профессиональной подготовки и, следовательно, морально-психологическом состоянии воинских коллективов.

Выход из сложившейся обстановки видится в осуществлении подготовки к службе в Вооруженных Силах в стенах средних учебных заведений с привлечением опытных офицеров из числа находящихся в запасе.

Наметился разрыв между технической оснащенностью военнослужащих и их морально-психологической подготовкой к выполнению задач в условиях современной войны , который с каждым годом увеличивается. В то время как в других армиях ведущих государств эта часть работы с военнослужащими возрастает и ей постоянно уделяется неослабное внимание, в наших Вооруженных Силах она свертывается.

Проведенный анализ показывает, что в армиях зарубежных государств широко внедрен и подкреплен современной пропагандистской техникой и методиками опыт политико-воспитательной работы в Советских Вооруженных Силах.

В тоже время руководство Российской армии неоправданно и необоснованно отказывается от использования сложившихся в течение столетий постулатов учебно-воспитательного процесса. Образовался серьезный разрыв между обучением и воспитанием военнослужащих , что отрицательно сказывается на уровне боевой подготовки, формировании морально-боевых качеств личного состава и воинской дисциплине, снижает боевой потенциал армии и флота.

Опора только на экономические и материальные стимулы в работе с военнослужащими в конечном итоге может развратить армейскую среду и способствовать формированию их сознания, в соответствии с которым они будут служить и защищать не своё Отечество, а того, кто больше им заплатит.

Общество обеспокоено и тем, что в последние годы крайне снизился уровень культуры в войсках, появилась современная «унтерпришибеевщина». Нередко, к сожалению, руководители органов военного управления, в том числе высших, грубят и хамят подчиненным, унижают их, творят чиновничий произвол, отсутствует соблюдение воинского этикета, что стало уже нормой поведения.

Одна из главных задач, стоящая перед российским обществом, это формирование устойчивой системы духовно-нравственных ценностей, мотивов, интересов личности военнослужащих, обеспечивающих их органическое включение в военно-профессиональную деятельность.

Большую угрозу для обеспечения военной безопасности представляет и развязанная в отдельных средствах массовой информации кампания по дискредитации отечественной военной техники и вооружения , критиканского подхода в оценке престижа службы в Вооруженных Силах.

Даже СМИ, сотрудничающие с Министерством обороны и находящиеся в его подчинении, больше озабочены проблемами зарабатывания денег , чем проведением серьезной работы по патриотическому и нравственному воспитанию телезрителей, радиослушателей и читателей.

В современном российском обществе нет должного понимания, что человек, обученный современным профессиональным приемам и способам убийства и применения оружия, без должного уровня нравственного воспитания, привития высокой культуры и патриотических чувств опасен для общества и окружающих .

Особого внимания со стороны государства и общества требует офицерский корпус, являющийся системообразующей основой Вооруженных Сил. Именно офицеры решают ключевые задачи по укреплению боевой готовности частей и соединений, воспитанию и обучению солдатского и сержантского состава.

Офицерский корпус – становой хребет любой армии. Эта истина многократно подтверждена отечественной и мировой историей. Специалисты едины в том, что главной трудностью при организации армии является создание корпуса офицеров, способного вдохнуть жизнь в новые формирования. С потерей офицеров, или вследствие снижения их качественных характеристик армия теряет стержень, возможность её использования значительно сокращается.

Ошибочным решением является монетизация ряда льгот для военнослужащих.

Отрицательный общественный резонанс вызвала и политика военного ведомства по механическому сокращению численности академий и военных училищ и в первую очередь элитных: военно-воздушных сил и воздушно-космической обороны.

В этом вопросе неоправданно игнорируется то, что офицерский корпус – это основа Вооруженных Сил, который всегда в первую очередь жертвовал своими жизнями во имя Отечества. В связи с этим военный педагог генерал М.А. Драгомиров говорил: «если офицер не сделает, то и никто не сделает».

Легковесное отношение Министерства обороны Российской Федерации к судьбам десятков тысяч офицеров и членов их семей отрицательно сказывается на престиже армии и флота, уровне боевой готовности и боевой подготовки, воспитании личного состава и наносит огромный ущерб обороноспособности государства.

В ходе формирования нового облика Вооруженных Сил, на наш взгляд, совершен ряд серьезных ошибок, которые значительно снижают эффективность работы с личным составом:
резко ослаблен организационно-штатный и кадровый состав воспитательных структур;
ликвидирована подготовка профессиональных военных специалистов;

Значительно ухудшено психологическое обеспечение войск;
существенные потери понесли система и база информационно-пропагандистской и культурно-досуговой работы;
неэффективно используется материально-техническая база военных СМИ;
система защиты войск и населения от информационно-психологического воздействия противника практически деградирует;

Утрачиваются передовые направления и школы военного обществоведения;
теряются лучшие традиции воспитания личного состава на боевых традициях; нарушается важнейший принцип военного российского строительства – единство армии и народа.

Проявляется недопустимая медлительность в выполнении поручения Президента Российской Федерации по организации работы в войсках (силах) с верующими военнослужащими.

В интересах дальнейшего укрепления военной мощи Российской Федерации и повышения боеготовности ее Вооруженных Сил участники гражданского Форума предлагают:

Президенту Российской Федерации:
дать поручения Совету Безопасности Российской Федерации по:

А) разработке доктринальных документов, определяющих систему мер по укреплению морально-политической составляющей военной мощи Российской Федерации;

Б) обеспечению реализации Программы перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания (Пр. № 1462 от 22 августа 2002 г.);

В) разработке стратегии противодействия попыткам фальсификации отечественной истории в политических целях, с учетом технологий информационно-психологической войны;

Г) проведению теоретико-практического анализа военных реформ в современной России и осуществления необходимых корректив в военном строительстве с учетом отечественного опыта в интересах усиления места и роли духовно-морального фактора многонациональности и многоконфессиональности воинских коллективов;

Инициировать разработку проекта Закона «О Вооруженных Силах Российской Федерации» и внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «Об обороне»;

Инициировать принятие Федерального закона о гражданском (общественном) контроле над деятельностью силовых структур в целях упорядочивания механизма взаимодействия общества и органов управления в области национальной безопасности страны, предупреждения коррупции и должностных преступлений;

Инициировать разработку Федерального закона о «О государственно-патриотическом воспитании граждан Российской Федерации»;

Дать указания органам власти субъектов Российской Федерации по перепрофилированию переданных из Министерства обороны Российской Федерации Домов и клубов офицеров в места размещения структур по военно-патриотическому воспитанию граждан и ветеранских организаций;

Создать в составе Правительства Российской Федерации органа (департамент, министерство) по межнациональным отношениям;

Принять решение по воссозданию при Президенте Российской Федерации рабочего органа (Комиссии) по военнопленным и без вести пропавшим военнослужащим с определением ей дополнительных задач по поиску мест захоронения погибших, местонахождение останков которых в настоящее время не известно, идентификации останков и перезахоронению на Родине военнослужащих (и гражданского персонала) Вооруженных Сил СССР и России, погибших в Афганистане, «горячих точках» в ходе межнациональных конфликтов на территории других государств при выполнении своего интернационального долга;

Осуществить оперативные и действенные меры по повышению эффективности системы профессионального отбора граждан из числа пребывающих в запасе, а также военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, для прохождения ими службы по контракту и кандидатов для поступления в высшие военные учебные заведения;

Разработать по согласованию с субъектами Российской Федерации государственную программу по шефству над воинскими соединениями, частями и подразделениями (с участием государственных органов, общественных организаций и бизнеса);

Разработать федеральную целевую программу подготовки молодежи к военной службе , в которую включить мероприятия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по общей начальной военной подготовке, подготовки по дефицитным военно-учетным специальностям, физической, морально-психологической подготовке, военно-патриотическому воспитанию, правовой профилактике;

Провести учет и инвентаризацию кадетских корпусов и классов , объединений и клубов военно-патриотической направленности на предмет качества подготовки молодежи к службе в армии и на флоте, определить их статус и нормативно-правовую базу;

Восстановить преференции для выпускников суворовских и нахимовского училищ при поступлении в вузы Министерства обороны Российской Федерации;

Изучить вопрос о восстановлении в общеобразовательных средних учебных заведениях начальной военной подготовки как предмета обучения с привлечением к его преподаванию опытных офицеров запаса, создав для этого необходимые условия;

Осуществить скоординированные действия по противодействию ведущейся против России информационно-психологической войне, а также по созданию эффективной системы морально-психологического обеспечения и воспитательной работы в войсках , воинских формированиях и органах; организационному укреплению воспитательных структур, прежде всего в воинских подразделениях ;

Предусмотреть в процессе создания телевизионных каналов общественного телевидения программ, посвященных проблемам военно-патриотического воспитания граждан, армейской молодежи, освещению вопросов, связанных с ее духовно-нравственным воспитанием.

Федеральному Собранию Российской Федерации:
совместно с Правительством Российской Федерации принять участие в подготовке изменений в Законе «Об обороне», обсуждении и принятии Закона «О Вооруженных Силах Российской Федерации», других документов, законодательно закрепляющих ход и результаты военной реформы в области духовно-нравственного воспитания молодежи и военнослужащих силовых структур;

Принять кодекс законов о ветеранах , отвечающий международным правовым стандартам и нормам и привести в соответствие с ним законодательные акты;

Внести в принятые законодательные акты, касающиеся деятельности силовых министерств, структур и ведомств, положения о приоритетном направлении деятельности по воспитанию личного состава , привитию ему высоких нравственных качеств;

Принять закон «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» .

Министерству обороны Российской Федерации:
принять меры по организационному и кадровому укреплению органов по работе с личным составом;

Осуществить работу по обобщению и изучению опыта организации воспитательной работы в вооруженных силах других государств, внедрению в практику воспитательных структур российской армии новых форм и методов воздействия на личный состав с учетом исторического прошлого России;

Сформировать современную информационную систему Вооруженных Сил , сеть специальных «мозговых центров», творческих лабораторий, аналитических рабочих групп, информационно-разведывательных и научно-исследовательских подразделений, групп информационного противоборства в сфере общественного сознания и в кибернетическом пространстве. Привлечь к этой работе ведущих исследователей, аналитиков, специалистов;

Проработать вопрос целевого финансирования создания современной базы идеологического воздействия на личный состав Министерства обороны Российской Федерации и на военнослужащих противника с использованием передовых технологий;

Рассмотреть вопрос о создании в Министерстве обороны Российской Федерации системы подготовки научных и научно-педагогических кадров, в том числе и для организации морально-психологического обеспечения, а также идеологического противоборства в глобальной сети Интернет;

Повысить уровень патриотизма, духовных и моральных качеств военнослужащих Российской армии. Предложить Министерству обороны совместно с общественными организациями ветеранов обсудить и принять Кодекс чести офицера Вооруженных Сил Российской Федерации;

Обратить внимание в 2012 году, объявленном Президентом Российской Федерации Годом Российской истории , на практическое изучение и пропаганду отечественной военной истории и культуры, духовного наследия, российской военной классики, науки и искусства побеждать, заветов и советов лучших военных умов России;

Переработать Положение об Офицерских собраниях (Приказ Министра обороны Российской Федерации 2004 г. № 435) в целях активизации их деятельности и усиления влияния на жизнь воинских коллективов и прохождение службы офицерского состава;

Сосредоточить основные усилия органов военного управления и должностных лиц всех степеней на решении проблем обеспечения безопасности военной службы, предупреждении гибели и травматизма личного состава, профилактики правонарушений, особенно связанных с преступлениями против личности военнослужащих;

Создать достойные условия для военной службы, жизни и быта военнослужащих, их информационного и культурно-досугового обеспечения, проведения спортивно-массовых мероприятий;

Привести учебно-материальную базу работы с личным составом в соответствие с современными требованиями;

Активизировать работу по духовному образованию и работе с верующими военнослужащими, введению в войсках должностей штатных священнослужителей;

Поручить руководству органов военного управления всех уровней, должностным лицам соединений и частей активно взаимодействовать с государственными органами, средствами массовой информации, общественными организациями по вопросам пропаганды важности и значения военной службы, повышения её престижа, формирования уважительного отношения к военнослужащим;

Пересмотреть деятельность средств массовой информации Министерству обороны и прежде всего телеканала «Звезда», где наблюдается приоритет передач информационно-развлекательного жанра и коммерциализация в ущерб созданию серьезных воспитательных передач, показа программ, направленных на военно-патриотическое воспитание, освещение истории России и ее Вооруженных Сил, их героического прошлого и настоящего;

Осуществить научно обоснованный подход к вопросу сокращения численности военно-учебных заведений и в первую очередь элитных: авиационных и обеспечивающих космическую оборону. При этом, в первую очередь, рассматривая не экономические выгоды, а целесообразность с позиций обеспечения безопасности государства;

Подготовить предложения по созданию в Вооруженных Силах молодежных организаций, структур, занимающихся проблемами армейской молодежи , подготовкой кадров и специалистов для проведения этой работы.

Силовым министерствам, структурам и ведомствам:
предпринять необходимые меры по укреплению воспитательных структур, усилению их кадрового потенциала, совершенствованию учебно-материальной базы , использованию в своей практической работе современных технологий.

Министерству культуры Российской Федерации:
активизировать работу по осуществлению шефства над соединениями, частями и учреждениями силовых министерств, структур и ведомств по работе, направленной на повышение культуры их сотрудников, привитию им высоконравственных качеств, совершенствованию эстетического воспитания;
восстановить работу военно-шефской комиссии. Рекомендовать ее руководителем Народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии В.С. Ланового.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
осуществить перепрофилирование переданных из Министерства обороны Российской Федерации Домов и клубов офицеров в места размещения структур по военно-патриотическому воспитанию граждан и ветеранских организаций;

Оказать необходимую организационную, информационную, методическую и финансовую помощь общественным ветеранским организациям для осуществления ими функций воспитания молодежи и прежде всего армейской;

Поддерживать постоянную связь с руководителями воинских соединений, частей и подразделений, военных комиссариатов, дислоцированных в данном регионе. Оказывать им всестороннюю поддержку в вопросах повышения уровня боевой готовности и боеспособности воинских коллективов, укрепления в них дисциплины, правопорядка и предупреждения преступлений и правонарушений. Осуществлять помощь в организации и осуществлении профессионального отбора на службу по контракту граждан, находящихся в запасе, и призыва на службу молодежи;

Создать при руководителях субъектов Российской Федерации постоянно действующие координационные центры по вопросам патриотического воспитания. Всячески способствовать созданию сети военно-патриотических клубов, лагерей, возрождать и поддерживать проведение военно-спортивных игр «Патриот», «Зарница», «Орленок», «Звезда», «Поиск», уроков «Мужества», вахт Памяти «Патриоты России», празднований «Дней Славы России», смотров песни и строя учащихся, фестивалей военной песни;

Способствовать повышению авторитета военнослужащих и престижа военной службы. Шире освещать в местных средствах массовой информации повседневную жизнь и деятельность войск, пропаганду лучших традиций защиты своего Отечества, мужества и героизма военнослужащих при выполнении служебных и боевых задач.

Общественной палате Российской Федерации:
осуществлять постоянный общественный контроль соблюдения прав военнослужащих (сотрудников) в том числе в удовлетворении своих культурных и духовных потребностей;

Взять под общественный контроль предложенные меры, направленные на повышение эффективности работы по воспитанию личного состава, привитию ему высоконравственных качеств и морально-психологической устойчивости;

Совместно с Министерством обороны Российской Федерации организовать и провести презентацию коллекционных книг «Российская военная классика» с вручением лучшим офицерам книг «Российского военного сборника»;

Спланировать проведение выездных заседаний Комиссий Общественной палаты Российской Федерации и Общественных советов при Минобороны России, ФСБ, ФСО, МВД, МЧС и других силовых ведомствах с местными органами власти, Общественными палатами и общественными организациями по наиболее животрепещущим проблемам обучения и воспитания военнослужащих.

В любой войне побеждает та сторона, личный состав которой не только мастерски владеет оружием, но и беззаветно любит свою Родину, свой народ, предан своему Отечеству, обладает высокими морально-боевыми и психологическими качествами.

Поэтому воспитание личности - важнейшая проблема для общества и, в частности, для российских Вооруженных Сил.

Воспитание военнослужащих - это центральная составная часть процесса модернизации армии и флота Российской Федерации, одно из слагаемых общей системы обучения и морально-психологической подготовки военнослужащих.

Необходимо отметить, что в процессе реформирования Вооруженных Сил РФ воспитательная работа с военнослужащими была переименована в работу с личным составом, а органы воспитательной работы - в органы по работе с личным составом.

В современных условиях грамотное воспитание личного состава Вооруженных Сил РФ имеет огромное значение.

Основных причин тому несколько:

  • 1. коренные изменения геополитической и стратегической обстановки в мире, например, продолжающееся после распада Организации Варшавского договора расширение НАТО;
  • 2. нестабильная социально-экономическая и политическая обстановка в отдельных государствах близ азиатских границ России;
  • 3. снижение морально-психологического потенциала Вооруженных Сил из-за ослабления системы духовных ценностей в обществе;
  • 4. стремительное совершенствование оружия и боевой техники;
  • 5. все увеличивающаяся роль морально-психологического противоборства как компонента ведения вооруженной борьбы (это можно проследить на примере военных кампаний США в Ираке);
  • 6. применение новых подходов к комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воспитательная работа командира подразделения в этих условиях становится приоритетным направлением его служебной деятельности.

Командир (начальник) является организатором воспитательной работы. Он должен четко воспринимать сущность воспитания военнослужащих как процесс целеустремленного воздействия на сознание, чувства и волю воинов с целью формирования у них высоких морально-психологических и боевых качеств.Командиру подразделения важно уяснить, что субъектами воспитания в подразделении являются он сам, другие офицеры, старшинский состав, воинский коллектив, общественные организации.

Кроме того, субъекты воспитания могут находиться вне воинской части (трудовые коллективы, где работали подчиненные, родственники, друзья военнослужащих, органы государственной власти).

Командир также четко должен представлять себе объекты воспитательной работы: прапорщики (мичманы), старшинский состав, военнослужащие, проходящие службу по контракту, личный состав срочной службы, гражданский персонал ВС РФ.

Исходя из основного содержания воспитательной работы (про ведение государственной политики в Вооруженных Силах, формирование у воинов качеств гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества), командир определяет для себя главную цель воспитательной работы.

Главная цель воспитательной работы заключается в формировании у подчиненных научного мировоззрения, целостного комплекса социально-ценностных качеств и на этой основе достижения высокого уровня морально-психологического состояния личного состава, сплоченности воинского коллектива, способности подразделения успешно решать практические задачи военной службы.

Достигая поставленной цели по воспитанию подчиненных, командир выполняет следующие функции воспитателя.

Основными структурными элементами системы управления воспитательной работой в подразделении являются:

  • 1. уяснение целей воспитания, анализ реального состояния воспитательной работы, определение направлений воспитательной деятельности;
  • 2. принятие решения на осуществление воспитательной работы и ее планирование;
  • 3. организация работы по выполнению поставленных целей;
  • 4. контроль над исполнением;
  • 5. оценка результатов воспитательной работы;
  • 6. коррекция воспитательной деятельности.

Основанием для определения целей и задач воспитания являются: ведомственные нормативно-правовые документы по вопросам воспитания личного состава; достигнутый уровень морально-боевых и психологических качеств личного состава, морально-психологического состояния подчиненных; мнения младших командиров; характер и содержание задач, решаемых подразделением. Переработав и осмыслив эту информацию, командир приступает к планированию воспитательной работы.

Сущность планирования воспитательной работы заключается в определении наиболее целесообразных в конкретных условиях воспитательных мероприятий, форм и методов их проведения.

Спланированные воспитательные мероприятия включаются в расписание занятий, составляется план воспитательной работы на месяц и отдельно - план на период выполнения конкретных учебно-боевых (боевых) задач.

План должен по своему содержанию обеспечить выполнение задач воспитания военнослужащих в ходе всей повседневной жизнедеятельности.Следует помнить: воспитание подчиненных осуществляется постоянно и непрерывно, а его конечные результаты зависят не только от воспитательной работы, а от всего уклада воинской службы.

В плане предусматриваются: собрания личного состава, беседы, мероприятия с активом подразделения, викторины, конкурсы, вечера вопросов и ответов, обмены опытом, тематические утренники.

Приступая к составлению плана, необходимо учитывать:

  • 1. требования руководящих документов по организации боевой подготовки и воспитательной работы, задачи, поставленные старшими командирами (начальниками);
  • 2. задачи подразделения на месяц;
  • 3. текущие события в стране и за рубежом, в районе дислокации подразделения (части);
  • 4. итоги выполнения плана за прошедший месяц;
  • 5. мнения командиров взводов и актива.

С учетом вышеизложенного целесообразно продумать и спланировать мероприятия (в соответствии с основным содержанием плана воспитательной работы), определить сроки их выполнения и исполнителей.

Данные мероприятия и сроки их проведения согласовываются с командиром части (корабля). План подписывается заместителем командира части (корабля) по работе с личным составом. После утверждения плана необходимо своевременно ознакомить с ним непосредственных исполнителей.

Чтобы план не остался на бумаге, следует позаботиться о том, чтобы ответственные за выполнением намеченных в нем мероприятий были своевременно проинформированы, осмыслили цель и значение порученной им работы. Важно дать им обстоятельные советы, как лучше выполнить поручение, на что обратить главное внимание и обязательно проконтролировать исполнение.

В целях мобилизации личного состава на выполнение стоящих перед подразделением учебно-боевых задач (тактическое учение, боевое дежурство, караульная служба) отрабатываются отдельные планы воспитательной работы. Например, в ВМФ в плане подготовки и выполнения кораблем боевой задачи в море выделяют 4 периода.

Они компактны по объему, а структура отлична от ежемесячных планов и включает в себя работу:

В период подготовки выхода корабля в море организуются разъяснительные и мобилизующие мероприятия (общие собрания, инструктажи, беседы, обмен опытом).

В период перехода корабля в район выполнения боевой задачи и в период выполнения боевой задачи проводится регулярное информирование экипажей, расчетов, дежурных смен, распространение опыта отличившихся воинов.

В период перехода (возвращения) корабля на базу организуются поощрения личного состава, популяризация передового опыта, проведение мероприятий по психологической реабилитации военнослужащих.

Информационно-пропагандистская работа во многом определяет эффективность всей системы воспитания личного состава в подразделениях, мотивацию повседневной деятельности военнослужащих.

Информационно-пропагандистская работа - это целенаправленное комплексное использование органами военного управления, военными средствами массовой информации, офицерами и прапорщиками (мичманами) средств и методов информационною воздействия на личный состав в целях успешного решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации.

Основными формами информационно-пропагандистской работы являются:

  • 1. общественно-государственная подготовка;
  • 2. информирование;
  • 3. использование потенциала средств массовой информации;
  • 4. применение средств наглядной агитации.

В ходе информационно-пропагандистской работы особое внимание необходимо уделять формированию у личного состава уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн), олицетворяющих систему его государственных, социальных и духовных ценностей, отражающих особенности исторического развития и функционирования данного общества, сложившихся в нем обычаев и традиций.

В практике воспитания личного состава на боевых традициях, примерах мужества и героизма российских военнослужащих применяются следующие формы работы:

  • 1. проведение торжественных мероприятий, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, Дням воинской славы (победным дням) России, дням видов Вооруженных Сил, родов войск, военных округов (флотов), объединений (флотилий), соединений и воинских частей;
  • 2. проведение воинских ритуалов;
  • 3. работа по увековечению памяти военнослужащих, погибших при защите Отечества: создание и сохранение музеев боевой славы воинской части, соединения, установление и благоустройство памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений и объектов, установление на местах воинской славы мемориальных знаков;
  • 4. организация взаимодействия с организациями ветеранов войн и военных конфликтов, армии и флота, воинской части;
  • 5. зачисление военнослужащих, проявивших мужество и героизм при выполнении воинского долга, в списки воинских частей навечно и почетными солдатами (матросами) и пропаганда их боевого опыта;
  • 6. проведение встреч личного состава с ветеранами Великой Отечественной войны, вооруженных конфликтов и Вооруженных Сил;
  • 7. проведение бесед, тематических вечеров (утренников), читательских конференций по военно-патриотической тематике, истории боевых традиций.

Как отдельное направление следует выделять работу по воспитанию военнослужащих на традициях вида Вооруженных Сил, рода войск, округа (флота), соединения, корабля.

Контрольная деятельность командира включает получение информации о выполнении плана воспитательной работы, анализ полученной информации, оценку и коррекцию деятельности исполнителей.

Виды контроля:

По источникам получения информации:

  • 1. личный контроль (непосредственное наблюдение, изучение или участие в мероприятиях по воспитательной работе);
  • 2. доклады лиц, назначенных для проверки;
  • 3. доклады самих исполнителей;
  • 4. проверка отчетных документов (планы, протоколы).

По степени регулярности:

  • 1. систематический контроль, проводимый по заранее разработанному графику;
  • 2. эпизодический контроль;
  • 3. разовый контроль.

По объему информации:

  • 1. детальный контроль, когда проверяется не очень опытный исполнитель;
  • 2. общий контроль, когда осуществляется проверка знания основных положений проблемы.

Контроль позволяет выявить недостатки в проведении воспитательной работы, установить причины этих недостатков и ввести коррективы в деятельность исполнителей.

Оценка командиром результатов воспитательной работы включает следующие элементы:

  • 1. оценка достижений в работе;
  • 2. оценка соответствия проводимых воспитательных мероприятий решаемым задачам, правовым нормам, потребностям воинов;
  • 3. уточнение оптимальности и действенности воспитательных мер;
  • 4. определение уровня мастерства участников воспитательного процесса.

Оценить воспитательную работу можно лишь через практический результат службы личного состава.

В соответствии с нормативными документами по организации и проведению воспитательной работы во Вооруженных Силах Российской Федерации главным содержанием воспитательной работы со всеми категориями личного состава является проведение в войсках государственной политики, формирование у военнослужащих качеств, гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества, личной ответственности за выполнение поставленных задач. Воспитательная работа строится на основе идей российского государственного патриотизма, верности воинскому долгу, готовности защищать интересы России.

Воспитательная работа отражается отдельным разделом в документах по планированию мероприятий боевой и мобилизационной готовности воинской части (подразделения), организации боевой подготовки, учебно-воспитательного процесса, боевого дежурства (боевой службы), учений, боевых походов и полевых выходов, караульной и гарнизонной служб и др.

Подведение итогов и постановка задач по организации воспитательной работы проводятся в батальонах, в полках, бригадах, дивизиях - ежемесячно и за период обучения.

Подведение итогов воспитательной работы предшествует анализ и предварительная оценка соответствующими должностными лицами хода и результатов воспитательной работы в воинской части (подразделении).

Исходными материалами для проведения анализа воспитательной работы могут служить:

  • 1. учет проведенных мероприятий в воинской части и подразделениях;
  • 2. учет контроля и участия руководящего состава воинской части в наиболее значимых мероприятиях воспитательной работы подразделений;
  • 3. мнения должностных лиц вышестоящих органов при посещении воспитательных мероприятий в воинской части;
  • 4. состояние боевой и мобилизационной готовности, боевого дежурства и боевой службы, боевой подготовки, караульной и внутренней служб, правопорядка и воинской дисциплины;
  • 5. регулярные доклады из подразделений о проведенной воспитательной работе за определенный период времени с кратким анализом ее состояния и перспектив.

Анализ состояния воспитательной работы отражает:

  • 1. выполнение плана воспитательной работы за определенный период (количественно-качественные характеристики проведенных мероприятий воспитательной работы в масштабе воинской части и в подразделениях);
  • 2. организацию и проведение мероприятий по основным направлениям воспитательной работы:
    • а) общественно-государственной подготовке;
    • б) информирование;
    • в) военно-социальной работе;
    • г) психологической работе;
    • д) культурно-досуговой работе;
  • 3. осуществление взаимодействия с государственными, общественными, религиозными органами, средствами массовой информации;
  • 4. эффективность методической и профессиональной подготовки должностных лиц воинской части, участвующих в проведении мероприятий воспитательной работы;
  • 5. морально-психологическое состояние военнослужащих, подразделений и воинской части в целом;
  • 6. состояние правопорядка и воинской дисциплины;
  • 7. личную примерность всех категорий военнослужащих части;
  • 8. индивидуально-воспитательную работу с военнослужащими, входящими в «группу риска»;
  • 9. участие должностных лиц управления воинской части (подразделения) в воспитательной работе;
  • 10. успешность выполнения решаемых воинской частью (подразделением) задач.

При проведении анализа следует сконцентрировать особое внимание на организации и проведении мероприятий по следующим основным направлениям воспитательной работы.

Общественно-государственная подготовка. Оценивается по следующим показателям:

  • 1. планирование и качество проведения занятий;
  • 2. участие руководящего состава в проведении занятий;
  • 3. методическая грамотность и подготовленность руководителей занятий;
  • 4. использование на занятиях наглядных пособий, аудио- и видеоматериалов по программе;
  • 5. использование возможностей Домов офицеров, музеев и комнат боевой славы, клубов, библиотек, местных учреждений науки и культуры;
  • 6. причины необоснованных срывов занятий;
  • 7. посещаемость и оценки за индивидуальные знания обучаемых.

Информирование. Оценке подлежит:

  • 1. состояние методического обеспечения информационных мероприятий;
  • 2. тематики информации и участие руководящего состава при их проведении;
  • 3. насыщенность и злободневность информирования;
  • 4. состояние пропаганды передового войскового опыта, обучения и воспитания личного состава;
  • 5. взаимодействие с органами государственной власти на местах, общественными организациями, ветеранскими движениями, патриотическими клубами в интересах общественно-государственной подготовки, информирования личного состава, военно-патриотического воспитания населения, подготовки молодежи к военной службе;
  • 6. использование военных средств массовой информации;
  • 7. состояние подписки на газеты и журналы, и их распространение по подразделениям;
  • 8. информационные запросы и настроения личного состава;
  • 9. реализация мер по защите военнослужащих от негативного информационно-психологического воздействия;
  • 10. регулярность просмотра и прослушивания личным составом информационных программ российского радио и телевидения;
  • 11. состояние работы библиотеки, телецентра и радиоузла воинской части в интересах методического и информационно-справочного обеспечения общественно-государственной подготовки и информирования;
  • 12. посещаемость и организационные вопросы при проведении информационных мероприятий.

Кроме того, заместитель командира по работе с личным составом дает оценку деятельности должностных лиц, которые подчинены ему непосредственно; общую оценку достигнутого уровня воспитанности личного состава, индивидуальную оценку, оценку отдельных категорий и подразделений; предварительную оценку проведенной воспитательной работы в воинской части для доклада командиру воинской части.

В настоящий момент нормативными документами не определены критерии и порядок оценки воспитательной работы в воинской части (подразделении). Следовательно, каждый командир (начальник) вправе самостоятельно делать оценку воспитательной работы. Наиболее целесообразна, на наш взгляд, двухуровневая система оценки: «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Таким образом, работа командира подразделения по воспитанию личного состава является приоритетным и сложным направлением его деятельности.

Чтобы успешно выполнять функцию воспитателя и руководителя военно-педагогического процесса, следует постоянно заниматься самообразованием, совершенствовать педагогическое мастерство.