Налог наполняющий бюджет любой страны. Смотреть что такое "Государственный бюджет" в других словарях. Налоги: сущность, функции и виды. Кривая Лаффера

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Налоги и государственный бюджет

Экономические отношения, складывающиеся в обществе по поводу использования денежных средств, называются финансами. Значительная часть из них аккумулируется правительством в форме государственных финансов. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть ВНП. Главным звеном государственных финансов является бюджет.

Бюджетное устройство унитарных государств отличается от федеративных: у первых имеются два уровня бюджета - общенациональный (федеральный) и местный, а у вторых - три: между федеральным и местным бюджетами имеется промежуточное региональное звено в виде бюджетов штатов (США), земель (Германия), субъектов федерации (Россия). Если свести все уровни бюджетов воедино, то можно получить консолидированный бюджет государства, который используется для специального анализа и прогноза денежных потоков в национальной экономике.

Ведущим звеном бюджетного устройства страны является государственный бюджет - финансовый план государства по централизованному привлечению и расходованию денежных ресурсов для выполнения его функций .

В странах с развитой рыночной экономикой государственный бюджет выполняет помимо своих прямых функций по обеспечению безопасности страны, содержания государственного аппарата управления, осуществления социальной политики и развития науки, образования, культуры еще одну дополнительную функцию - регулирование экономики, косвенное воздействие на рыночное поведение фирм с целью достижения стабильного развития.

Бюджетные профицит и дефицит

Государственный бюджет составляется в виде баланса доходов и расходов за год. Равенство доходной и расходной частей между собой предполагает сбалансированность бюджета, однако наличие в экономике цикличности, необходимость проведения активной стабилизационной политики и осуществления структурных сдвигов в народном хозяйстве с целью внедрения достижения НТП, нередко ведет к рассогласованности собственных частей бюджета и возникновению дефицита (чаще) и профицита (реже).

Бюджетный дефицит - сумма превышения расходов государства над его доходами в пределах финансового года. Различают текущий (временный, не превышающий 10 % доходной части бюджета) и хронический (многолетний, критический, превышающий 20 % доходной части). При утверждении дефицитного государственного бюджета обычно устанавливается его предельно допустимая величина. Если в процессе исполнения бюджета она превышается, то осуществляется секвестр бюджета, т. е. пропорциональное снижение трат на оставшийся бюджетный период по всем статьям расходов, за исключением социально защищенных.

Бюджетный профицит - сумма превышения доходов государства над его расходами в пределах финансового года.

Чередование периодов бюджетного дефицита и профицита позволяет сбалансировать бюджет не на год, а на 5 лет. Такой подход позволяет государству маневрировать своими финансами с целью выглаживания делового цикла примерно на 30-40 % (рис.1).

Рис.1. Циклическое балансирование Госбюджета R - государственные доходы; G - государственные расходы; M - сбалансированный бюджет.

Государственный долг

Государственный долг - это превышение суммы накопленных за предшествующие годы общих дефицитов государственного бюджета над его профицитами. Государственный долг страны формируется за счет как внутренних, так и внешних заимствований.

Внутренний государственный долг - задолженность правительства своей страны. Он обслуживается с помощью выпуска облигаций государственных займов и получения кредитов у ЦБ страны.

Внешний государственный долг - задолженность государства перед иностранными кредиторами: частными лицами, государствами, международными организациями. Если правительство не способно оплачивать свой государственный долг и срывает сроки платежей, то возникает ситуация дефолта - временного отказа от обязательств, влекущая за собой санкции кредиторов вплоть до бойкота и конфискации государственного имущества, находящегося за рубежом.

Значительный государственный долг приводит в расстройство финансовую систему государства, ухудшает предпринимательский климат в стране и существенно ограничивает рост благосостояния населения.

Принцип налогообложения

Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Они на 90 % формируют доходную часть государственного бюджета страны.

Налоги, помимо фискальной функции (т. е. наполнения госбюджета), предназначены для:

1. регулирования;

2. стимулирования;

3. перераспределения доходов.

Принципы рационального налогообложения, разработанные еще А. Смитом, не потеряли актуальность до настоящего времени:

· Принцип справедливости: налоговое бремя должно нести все общество, а уклонение от налогов, создание различных "серых схем" расчетов с государством должно осуждаться обществом.

· Принцип определенности: налог должен быть конкретным по величине, сроку и способу оплаты. Нельзя вводить налоги задним числом (современная практика России).

· Принцип удобности: налог должен быть удобен прежде всего населению, а не налоговику.

· Принцип экономии: затраты на сбор налогов не должны быть чрезмерными, обременительными для общества.

Прямое и косвенное налогообложение

По методу взимания различают налоги прямые и косвенные.

Прямые налоги - это видимые налоги, так как они устанавливаются на получаемый человеком или фирмой доход, а также на принадлежащее им имущество: подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог на наследство и дарение, поземельный и имущественный налог и др.

Косвенные налоги - это неявные, невидимые потребителями налоги, так как ими облагаются производители, обязанные государством включать их в цену товара и перечислять в доход государства сразу же после продажи. Это налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы. бюджетный профицит долг собственность налогообложение

Кривая Лаффера

При налогообложении значительную роль играют ставки налогообложения - размер налога на единицу обложения. Если они чрезмерно высоки, то экономическая активность населения будет сдерживаться. В начале 80-х гг. XX в. А. Лаффер, бывший тогда советник президента Р. Рейгана, установил, что рост ставок увеличивает поступление налогов в казну лишь до определенного предела, после него население уходит в теневую экономику, предпочитая вообще не платить налоги. Эта ситуация в экономической теории описывается с помощью кривой Лаффера (рис.2).

Рис.2. Кривая Лаффера

2. Собственность в юридическом и экономическом смысле. Типы и формы собственности

Собственность одна из базовых правовых категорий. Поэтому выделяют юридические и экономические аспекты содержания собственности. С юридической стороны под собственностью понимаются отношения собственников, субъектов собственности к ее объектам. Они детально определены частным правом (в России - Гражданским Кодексом), по которому юридические правомочия собственника - право по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. В зависимости от того, кто является субъектом собственности, различают виды правоотношений собственности. Так как основными субъектами являются гражданин и государство, поэтому основными правовыми формами собственности являются - частная и государственная. В юридическом смысле любая негосударственная форма собственности - это частная. В соответствии с Гражданским Кодексом в РФ существуют такие юридические формы собственности:

O частная

O государственная (федеральная и субъектов федерации)

O муниципальная

O смешанная

Собственность в экономическом смысле этого слова, выражает объективно складывающиеся экономические отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, в которых реализуется присвоение тех или иных благ. Так, человек, обладая собственностью на свою рабочую силу и вступая в отношения найма, присваивает заработную плату и тем самым реализует отношение собственности. Предприниматель, обладая собственностью на капитал, присваивает прибыль. Земельный собственник, передавая в аренду землю, присваивает процент на данную ссуду. Таким образом, каждый собственник, вступая в хозяйственные отношения с другими собственниками, реализует экономическое отношение собственности. Предприниматель, обладая собственностью на капитал, присваивает прибыль. Земельный собственник, передавая в аренду землю, присваивает ренту. Кредитор, выдавая ссуду, присваивает процент на данную ссуду. Таким образом, каждый собственник, вступая в хозяйственные отношения с другими собственниками, реализует свою собственность в определенной экономической форме: заработной платы, прибыли, ренты, процента, т.е. в той или иной форме дохода.

Система отношений собственности включает, прежде всего, два полюсных отношения - присвоения и отчуждение. Присвоение выражается в том, что никто не может использовать средства производства, не вступая в отношения с их собственником. Отчуждение - это лишение данного лица возможности использовать некий предмет в производстве и потреблении, что и происходит в процессе продажи объекта собственности.

Между этими полюсами внутренней структуры отношений собственности располагаются отношения владения, пользования и распоряжения. Владение представляет собой неполное присвоение, позволяющее владельцу присваивать часть дохода от использования не принадлежащих ему средств производства. Пользование объектами собственности - это оперирование средствами производства в производственном процессе. Под распоряжением понимается управление использованием собственности, которое в настоящее время является прерогативой менеджеров.

Экономически собственность существует там, где она реализуется. Формами собственности выступают присвоение дохода со своих факторов производства и участие в управлении использованием собственности. Поэтому экономические формы собственности различаются по формам присвоения дохода:

O частое присвоение - индивидуальная частная собственность;

O групповое (коллективное), закрытое присвоение - совместная (партнерская) (кооперативная, долевая) собственность;

O групповое открытое присвоение - корпоративная собственность;

O присвоение в интересах общества (или его уровня - территории) - государственная собственность (федеральная, субъектов федерации, муниципальная).

Ф ормы и виды собственности.

Классификация собственности предполагает выделение следующих двух разновидностей: частной и общественной собственности.

Мировая практика показывает, что определяющим видом собственности является частная, которая выступает в трех основных формах:

O единичной

O партнерской

O корпоративной

Частная собственность.

Частная собственность - собственность отдельного гражданина или семьи на земельные участки с постройками, жилье, предприятия в сфере производства товаров, бытового обслуживания, торговли и иной сфере предпринимательской деятельности, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иные средства производства, а также денежные средства, акции, облигации и другие ценные бумаги. Частная собственность создается и приумножается за счет участия гражданина в производстве и иного распоряжения своими способностями к труду, его доходов от предпринимательской деятельности, от ведения собственного хозяйства и доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретения имущества по наследству и по иным основаниям, допускаемым законодательством

Единичная собственность.

Единичная собственность характеризуется тем, что физическое или юридическое лицо реализует все отношения собственности (присвоение, распоряжение, владение, пользование). Речь идет об обособленных простых товаропроизводителях, которые одновременно являются собственниками и средств производства, и рабочей силы. Здесь может использоваться труд членов семьи, например, фермерские семейные хозяйства. Кроме того, единичная собственность может быть представлена в форме собственности отдельного частного лица, которое может использовать и наемный труд.

Партнерская собственность.

Партнерская собственность предполагает объединение в той или иной форме имущества, капитала нескольких юридических или физических лиц с цельюосуществления общей предпринимательской деятельности. Здесь речь идет об образовании предприятия на основе паевых взносов (средств производства, земли, денег, материальных ценностей, инновационных идей) учредителей. Они могут создаваться на основе полной или ограниченной ответственности. При полной ответственности учредители общества несут перед своими кредиторами всю полноту ответственности всем своим имуществом, включая и то, которое не входит в партнерскую собственность данного предприятия. Причем это еще и взаимная ответственность: недостаточность средств у одного из партнеров при расчете с кредиторами возмещается имуществом других партнеров. В партнерских предприятиях с ограниченной ответственностью его учредители несут ответственность перед своими кредиторами исключительно в размерах доли капитала (пакета акций), принадлежащего каждому из них. Имущественная ответственность не распространяется на объекты собственности его участников, которые не имеют отношения к собственности партнерского предприятия. Акции таких предприятий распространяются только среди их учредителей.

Корпоративная собственность.

Корпоративная собственность базируется на функционировании капитала, который формируется путем свободной продажи титулов собственности - акций. Каждый владелец акции является собственником капитала акционерного общества открытого типа. В противоположность партнерской собственности, если последняя функционирует в виде закрытых акционерных обществ, акции обществ открытого типа свободно продаются и покупаются на рынках. В связи в этим через отдельные периоды времени могут происходить смены собственников акций - фиктивного капитала, тогда как общество будет продолжать свое существование до момента его ликвидации или реорганизации. Следует подчеркнуть, что, хотя в корпоративной собственности и представлены раздробленные, частные собственники акций, тем не менее ее можно считать переходной формой от частнойсобственности к общественной.

Что же касается общественной собственности, я бы хотела рассмотреть:

O коллективную,

O государственную,

O общенародную собственность.

Коллективная собственность.

Коллективная собственность формируется путем ее распределения среди членов коллектива, занятых на определенном предприятии. Как правило, она функционирует в акционерной форме капитала, однако акции могут распределяться исключительно среди работников данного предприятия. Это неделимая общая собственность трудового коллектива, начиная от руководства предприятия и кончая неквалифицированными рабочими. Если работник увольняется с предприятия, уходит на пенсию или умирает, его пай или акции остаются в распоряжении предприятия, будут проданы (или переданы) вновь поступившим на работу или распределены между уже работающими членами коллектива. При этом работник, покинувший предприятие, ушедший на пенсию, или родственники умершего получат только возмещение стоимости акций в денежной форме. Следовательно, коллективная собственность будет продолжать функционировать, даже если весь персонал предприятия полностью обновиться.

Данная форма собственности получает все большее распространение на Западе.

Например, в США таких предприятий насчитывается уже более 10 000. Они пользуются поддержкой государства в виде предоставления им кредитных и налоговых льгот. Это один из способов трансформировать работника в собственника, когда отношения собственности и на рабочую силу, и на средства производства становятся персонифицированными в одном и том же лице.

Государственная собственность.

Государственная собственность выступает в качестве собственности всех членов общества. Однако реализация отношений присвоения через отношения владения осуществляется государственным аппаратом, который призван олицетворять собой социально-экономические интересы всех слоев населения, профессиональных и социальных групп общества.

Реализуя отношения государственной собственности, правительство прежде всего должно проводить такую экономическую политику, используя средства от этой реализации, которая бы привела к сбалансированности интересов различных слоев населения общества, к смягчению социальных противоречий и конфликтов.

Другая проблема заключается в том, чтобы не допустить узурпирования прав собственности общества со стороны государственной бюрократии и использования этой собственности в интересах своего обращения, или в таких формах, которые наносят экономический, социальный и экологический ущерб обществу.

Общенародная собственность.

Что касается общенародной собственности. В свое время закрепленной

Конституцией СССР, то она имеет чисто правовую трактовку, тогда как с точки зрения экономических отношений собственности она не могла и не может быть реализована в обозримой перспективе: налицо расхождение, несоответствие юридической формы и экономического содержания. Фактически форма оказалась без содержания. Общенародная собственность предполагает принадлежность всего общественного достояния прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому в отдельности.

При этом отношении распоряжения реализовывало бы отношения владения общенародной собственностью реализовывал бы каждый член общества.

Историческая тенденция накопления капитала указывает первоначально на отрицание индивидуальной частной собственности капиталистической частной собственностью, затем - на отрицание капиталистической частной собственности и установление индивидуальной собственности в рамках общественной собственности. Это отрицание отрицания.

Оно восстанавливает не частную, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры, кооперации и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами производства, т.е. в рамках общественной собственности. Таким образом, можно сделать вывод, что общенародная собственность - принадлежит всему народу, т.е. всем и каждому одновременно, что предполагает полную свободу перемены труда.

Способы изменения форм собственности

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить одна в другую. Этот процесс осуществляется разными способами. Я рассмотрю важнейшие из них:

Национализация - передача из частной собственности в собственность государства предприятий и целых отраслей экономики

Приватизация (от лат. privatus - частный) - часть процесса разгосударствления собственности на средства производства и передача ее в собственность частным и акционерным компаниям, отдельным физическим лицам (частным собственникам) и трудовым коллективам на основе выкупа или в аренду с правом последующего выкупа, а также безвозмездно, т.е. трансформация государственной собственности в иные формы собственности. К формам приватизации относятся также распродажа определенной доли акций; денационализация и реприватизация (передача государственной собственности в иные формы собственности)

Денационализация - возврат государством национализированного имущества прежним владельцам. В настоящий момент этот процесс получил широкое распространение в странах Балтии - Эстонии, Латвии, Литве.

Реприватизация - это возврат в частную собственность государственной собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций т.д. у частных собственников. Реприватизация, как правило не сопровождается актами государственной власти.

П риватизация.

Преобразования собственности в России ассоциируются чаще всего с приватизацией.

Однако приватизация является только одной из форм. Преобразования собственности включают в себя как перераспределение прав в рамках одной и той же формы собственности, так и переход от одних форм собственности к другим. В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса. Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие "приватизация", его соотношение с категориями "частная собственность", "разгосударствление". Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов, приоритетов. Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с "государственной" на "частную". Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений.

Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

В соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" подприватизацией понимается "возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц" - оборудования, зданий, других материальных активов предприятий, долей государства и местных органов в капитале АО.

В современной России приватизация приняла широкий размах, механизм был определен Законом о приватизации, принятым в 1991 году. В этом законе были заложены основы приватизации:

1.определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.

2.созданы две государственные структуры: комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом и фонда имущества. В функции первых входили подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляют продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.

3.были определены объекты приватизации и их денежная оценка.

Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов. Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер.

Основными негативными чертами являются следующие:

1.Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском "золотой акции".

2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.

3. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъявителя.

4.Административное установление высоких "заданий" по срокам и объемам приватизации.

Последствия приватизации - тема многих научных дискуссий. И это неудивительно, ведь приватизация - чрезвычайно сложный процесс, затрагивающий практически все сферы экономической, политической и социальной жизни. В целом множество суждений можно свести к одному: итоги приватизации разочаровывают.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принципы построения бюджетной системы. Доходы и расходы государственного бюджета. Суть бюджетного дефицита и профицита. Экономическая суть понятия государственного долга. Виды государственного долга: внешний и внутренний, параметры их классификации.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2009

    Причины возникновения и оценка экономических последствий бюджетного дефицита и профицита. Общий состав и раскрытие сущности государственного долга, его взаимосвязь с дефицитом бюджета. Источники финансирования бюджетного дефицита и управление госдолгом.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Понятия бюджетного дефицита и причины его возникновения. Виды, концепции регулирования, финансирование бюджетного дефицита. Государственный долг. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия. Развитие бюджетного дефицита в Республик

    курсовая работа , добавлен 01.06.2005

    Изучение состава доходов государственного бюджета - основного финансового плана государства на текущий год, имеющего силу закона. Расходы государственного бюджета: экономическое значение, классификация, структура. Понятие и причины бюджетного дефицита.

    контрольная работа , добавлен 13.08.2010

    Причины возникновения государственного долга. Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга. Последствия государственного долга. Конверсии и консолидации государственных займов. Влияние государственного долга на развитие экономики России.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2009

    Характеристика теоретических основ формирования внутреннего долга страны. Сущность, виды и факторы роста бюджетного дефицита. Полный анализ консолидированного бюджета Республики Беларусь. Перспективные направления по сокращению бюджетного дефицита.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    Сущность государственного долга, причины возникновения и последствия, влияние на развитие экономики России. Способы сокращения государственной задолженности. Оценка дефицита федерального бюджета РФ. Его прогноз на 2010-2012 гг. и источники финансирования.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Бюджетная система государства. Формирование бюджета в странах с рыночной экономикой и в России. Дефицит государственного бюджета. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита. Государственный долг. Проблемы государственного долга РФ.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2003

    Основные причины устойчивого бюджетного дефицита и способы его сокращения. Анализ федерального бюджета Российской Федерации. Направления совершенствования бюджетной политики. Анализ основных стратегических направлений управления государственным долгом.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2014

    Государственный бюджет как основной финансовый план страны, его структура и основные макроэкономические функции. Понятие профицита и дефицита бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Балансирование госбюджета и его особенности в России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

I. Налоги в экономической системе общества

1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения

1.2 Функции налогов

1.3 Налоги как средство государственного регулирования

II. Государственный бюджет

2.1 Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономических процессах

2.2 Доходы государственного бюджета

2.3 Расходы государственного бюджета

Заключение

Использованная литература

Введение

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно технического прогресса.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные, причём это подразделение известно с глубокой древности. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путём надбавки к цене. Следует иметь ввиду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное. Прямые налоги при определённых обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объёме переложены на потребителя, поскольку рынок необязательно в прежнем объёме примет товар по повышенным ценам.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонной, правоохранительной и др. Как составная часть производственных отношений налоги относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует её структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

I. Налоги в экономической системе общества

1.1 Сущность налогов и принципы налогообложения

Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определённых законодательными актами.

Государство осуществляет регулирующую функцию в сфере экономики, которая проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов.

Бюджетно-финансовая система призвана обеспечивать эффективное развитие экономики. Важной "кровеносной артерией" бюджетно-финансовой системы являются налоги.

Изъятие государством в свою пользу определённой части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта. За счёт налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах.

В течение 1992-1993 годов серьёзные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов. На издержки становления налоговой системы можно отнести и несоблюдение принципа стабильности. Только в 1992 году в налоговое законодательство семь раз вносились изменения и дополнения.

Источником налоговых платежей независимо от объекта налогообложения является валовой национальный доход, который количественно не совпадает с валовым внутренним продуктом. Валовой национальный доход образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления - во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в перераспределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников - в форме подоходного налога и отчислений в пенсионный фонд, а от хозяйствующих субъектов - в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

Прибыль (доход);

Стоимость определённых товаров;

Добавленная стоимость продукции;

Имущество юридических и физических лиц;

Передача имущества (дарение, продажа, наследование);

Операции с ценными бумагами;

Отдельные виды деятельности;

Другие объекты установленные законом.

Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи "питают" бюджетную систему РФ. Кроме того, существует около 20 государственных Внебюджетных фондов, отчислений. На долю отчислений в эти фонды приходится 46% суммы изъятия финансовых ресурсов в бюджетную систему РФ. Причём 3 / 5 общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в так называемые социальные фонды. Источником этих отчислений также является произведённый валовой внутренний продукт, за счёт которого на стадии образования доходов осуществляются соответствующие платежи. В частности, внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции. Ставки отчислений в фонды составляют: в пенсионный фонд - 28% (кроме того, 1% уплачивается работником из его заработной платы); в фонд социального страхования - 5,4%; в фонд занятости населения - 2%; в фонд обязательного медицинского страхования - 3,6%.

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относят: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами).

По мере повышения материального благосостояния населения, расширения круга товаров массового потребления косвенные налоги эволюционировались: от однократного налогообложения к многократному обложению хозяйственного оборота, начиная со стадии производства, т.е. от акциза к налогу с оборота и затем к налогу на добавленную стоимость и акцизам.

В нашей стране платежи государственных предприятий из прибыли не носили налогового характера. Осуществление рыночных преобразований в экономике России активизировало работу по совершенствованию налоговой системы. Вместо налога с оборота и налога с продаж были введены два других косвенных налога: акцизный (на ограниченный круг товаров) и на добавленную стоимость.

1.2 Функции налогов

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функции налогов:

1. Фискальная (бюджетная) функция - формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Благодаря этой функции формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимые для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

2. Контрольная функция - проявляется в возможности количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

3. Распределительная функция - обладает рядом свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.).

Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие подфункции, а так же подфункция воспроизводственного назначения. В отлаженной налоговой системе реализуются все функции и подфункции налогов.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки.

Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:

Финансирования затрат на развитие производства и непроизводственное строительство;

Малых форм предпринимательства;

Занятости инвалидов и пенсионеров;

Благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах.

Преференции установлены в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между предприятием и региональным налоговым органом.

Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного налогового кредита может предоставляться любому предприятию органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет. Порядок и условия предоставления те же, что и у налогового кредита.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство природно-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют чёткую отраслевую принадлежность.

Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчётов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции(работ, услуг), и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, транспортный налог, земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами.

При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги.

1.3 Налоги как средство государственного регулирования

Основными объектами государственного регулирования экономики при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, капиталовложения, цены, научно-исследовательские и опытно-конструктивные работы, внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.

Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

Установление и изменение системы налогообложения;

Определение налоговых ставок, их дифференциация;

Предоставление налоговых льгот - освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственное экономическое программирование.

Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Например, налог с оборота при допущении его с оборота между предприятиями по "принципу ограничения единства" не взимается с оборота между предприятиями "органически единой" формы, корпорации и ставил таким образом, крупные фирмы в привилегированное положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось инструментом централизации капитала, создания единых структур. подразделения которых тесно связаны между собой технически.

Изменения налоговой ставки на прибыль. государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов - воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.

По мере усложнения и совершенствования государственного регулирования экономики налоги всё шире использовались для регулирования структуры народного хозяйства. Налоговые ставки всё более дифференцировались по отраслям и регионам. Они стали оказывать усиливающееся воздействие на отраслевую и подотрослевую структуру, на изменение роли отдельных земель, штатов, департаментов в народно хозяйственном комплексе. Так, налоги на добычу нефти и газа традиционно высокие, а в малоосвоенных, экономически менее развитых районах они часто ниже.

Налоговая система становится всё более гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям государственного регулирования экономики. Стали широко практиковаться скидки с налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, на научные исследования и внедрение их достижений, на создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды.

Регулирующая функция налогов в современных условиях не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать общие и селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать жёсткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.

Большинство целей государственного регулирования экономики достигается на Западе путём целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном темпы роста, состояние коньюктуры, занятость, спрос, национальная конкурентоспособность, а от структуры инвестиций - отраслевая и региональная структура, темпы и направленность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Преобладающей формой обеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетий является самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только благодаря государственной налоговой политике, и в частности санкционированному правительственными органами ускоренному амортизационному спасению основного капитала.

II. Государственный бюджет

2.1 Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономических процессах

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определённая доля национального дохода, необходимая для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социокультурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления. Возникновение бюджетных отношений немыслимо вне государства; но, будучи связанными с государством, они тем не менее являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения - это органическая часть экономической структуры общества; их функционирование объективно предопределённо тем, что нужна материально-финансовая база для осуществления государством его функций.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач; масштабов намеченных структурных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях и т.п. В основе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах.

Бюджет - категория, являющаяся частью финансов, характеризующаяся теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие её от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и её использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, состоящими перед обществом на каждом историческом этапе развития;

Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функцию.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общественных потребностей.

2.2 Доходы государственного бюджета

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет. а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой стороны выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используемая для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходится до 90% все поступлений в бюджеты промышленно развитых стран (см. выше).

Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности и от её продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг.

Так же доходы государственного бюджета могут получаться в виде процентов и дивидендов от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги, а также доходы от продажи ценных бумаг.

2.3 Расходы государственного бюджета

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят своё выражение две стороны распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Активная роль государства в экономической жизни общества, осуществлении социальных преобразований обуславливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально экономического развития страны, разветвлённостью связей бюджета с народным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных фактов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Функция социального регулирования занимает первое место в бюджетных расходах, которая включает в себя социальные пособия, образование, здравоохранение и т.д. Функция хозяйственного регулирования включает в себя выделение бюджетных субсидий сельскому хозяйству. Функция политического регулирования включает в себя расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики.

Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их влиянии друг на друга. С одной стороны, бьем расходов бюджета лимитируется жёсткими рамками поступающих бюджетных доходов, причём последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. Поэтому очень важно установить такой бьем бюджетных расходов и такие сроки использования бюджетных средств, которые обеспечивали бы решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах с максимальным народнохозяйственным эффектом. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.

Заключение

Главным средством перераспределения валового внутреннего продукта служат государственные финансы, состоящие из государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный бюджет представляет собой годовой план государственных расходов и источников их покрытия. Он состоит из центрального и местного бюджетов, их проекты и отчёты об их исполнении ежегодно принимаются парламентами.

Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные, хозяйственные, военные, а также на содержание управленческих органов и платежи по государственному долгу. Бюджетные расходы на хозяйственные цели осуществляются в форме государственных кредитов, субсидий и поручительств.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный, обязательный характер, простота и гибкость.

Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

В современных условиях налоги стали предметом международных соглашений. В первую очередь это относится к таможенным пошлинам, а также к внутренним налогам в странах - участницах интеграционных объединений.

Подведя итог выше сказанному, можно сказать, что налоги играют одну из важнейших функций в финансовой системе перераспределения доходов в государственной системе.

Использованная литература

1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. М., 1996.

2. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. М., 1996.

3. Курс экономической теории/Под ред. Чепурина М.Н., Кисилёва Е.А., Киров, 1994.

4. Липсиц И.В. Экономика. М., 1996.

5. Макконнелл К.Р.,БрюС.Л. Экономикс. М., 1996.

6. Налоги: Учебное пособие/Под ред. Черника Д.Г. М., 1995.

7. Сажена М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. М., 1996.

8. Современная экономика/Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, 1996.

9. Финансы/Под ред. Родионовой В.М. М.,1995.

10. Экономика: Учебник/Под ред. А.С. Булатова. М., 1995.

Подобные документы

    Роль государственного бюджета как экономической категории, его значение в социально-экономических процессах. Бюджетная система Российской Федерации. Формирование бюджета и его функции. Порядок финансирования государственного аппарата, Вооруженных сил.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Принципы построения бюджетной системы. Доходы и расходы государственного бюджета. Суть бюджетного дефицита и профицита. Экономическая суть понятия государственного долга. Виды государственного долга: внешний и внутренний, параметры их классификации.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2009

    Понятие государственного бюджета. Доходы и расходы государственного бюджета. Суть бюджетного дефицита. Государственный долг как составная часть государственного бюджета. Внутренний и внешний долг Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2007

    Доходы государственного бюджета. Расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит. Анализ состояния федерального бюджета РФ в текущем году. Федеральный бюджет 2005г. Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2005

    Доходы государственного бюджета. Расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит. Причина бюджетного дефицита. Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета РФ. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы. Характер бюджетного сальдо.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2008

    Структура государственного бюджета, его доходы и расходы. Роль бюджета в распределении и перераспределении национального дохода. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. Анализ основных проблем формирования государственного бюджета.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2015

    Экономическая сущность государственного бюджета и его функции. Сбалансированность, источники формирования и расходы государственного бюджета. Анализ динамики статей доходов и расходов федерального бюджета РФ, контроль и эффективность его исполнения.

    научная работа , добавлен 05.12.2011

    Экономическая суть, роль, содержание государственного бюджета как экономической категории. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества. Особенности формирования и использования средств федерального бюджета.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2015

    Сущность государственного бюджета, особенности его функций. Общая характеристика экономических форм функционирования бюджета: доходов и расходов. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития современного общества.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2013

    Сущность понятия "государственный бюджет". История возникновения бюджета. Понятие и роль государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Бюджетное устройство Российской Федерации. Принципы бюджетной системы РФ. Условия сбалансированности бюджета.

Выберите верные суждения о налогах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Налоги наполняют государственный бюджет и оплачивают расходы государства.

2) К косвенным налогам относят налог на доходы физических лиц, налог на наследство.

3) Налоги направляются на поддержку малообеспеченных слоёв общества за счёт частичного перераспределения средств.

4) Прямые налоги, в отличие от косвенных, носят обязательный характер.

5) Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика.

Пояснение.

Налоги служат как источником пополнения государственных доходов, так и рычагом воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любой страны. Основным элементом налоговой системы являются налоги. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. Налоговая система - законодательно закрепленная совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы:

Всеобщность - охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих доходами, имуществом.

Обязательность. Юридические и физические лица, облагаемые налогами, обязаны уплачивать их в строго указанное сроки, нарушение сроков или отклонение от уплаты карается законом.

Равнонапряженность, т. е. взимание налогов по единым ставкам, независимо от субъектов налогообложения.

Однократность - недопущение того, чтобы с объекта обложения налог взимался более одного раза.

Стабильность. Ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто изменяться.

Простота и доступность для восприятия.

Гибкость. Налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики.

Справедливость.

В теории налогообложения различают принципы горизонтальной и вертикальной справедливости. Первый предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны уплачивать одинаковые налоги. Второй - то, что налогоплательщики, находящиеся в неравном положении, должны уплачивать неравные налоги. Налоговая система содержит следующие элементы:

Субъект налога (налогоплательщик) – юридическое или физическое лицо, на которое законодательно возложено обязательство платить налоги.

Носитель налога - лицо, из дохода которого выплачивается налог.

Источник налога - средства, из которых выплачивается налог (прибыль, заработная плата и т. д.).

Единица обложения - единица измерения объекта налогообложения (рубль, гектар и т. д.).

Налоговая ставка - величина налога с единицы обложения.

Налоговые льготы - уменьшение налоговых ставок, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, амортизационных отчислений), освобождение от налогов и т. д. Они устанавливаются, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Налоговые платежи - виды и группы налогов.

Налоговая база - сумма, с которой взимается налог.

Налоговое бремя - отношение налоговой суммы к доходу.

К настоящему времени сформировались две основные концепции налогообложения: концепция полученных благ (принцип выгоды) утверждает, что тот, кто получает больше выгод от государства, должен уплачивать и более высокие налоги; концепция платежеспособности утверждает, что размер налогов должен зависеть от получаемого дохода.

1) Налоги наполняют государственный бюджет и оплачивают расходы государства - да, верно.

2) К косвенным налогам относят налог на доходы физических лиц, налог на наследство - нет, неверно.

3) Налоги направляются на поддержку малообеспеченных слоёв общества за счёт частичного перераспределения средств - да, верно.

4) Прямые налоги, в отличие от косвенных, носят обязательный характер - нет, неверно.

5) Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика - да, верно.

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги . Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним - «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне).

В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «государственные финансы », «финансы страны». Для обозначения совокупности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная система» (сфера, отношения и т.д.) или иногда просто - «финансы».

Государственный бюджет

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности , между центром и регионами - по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм - в отношении государственных заказов.

Теоретические подходы к бюджету

Несмотря на уменьшение роли государства во многих сферах современной рыночной экономики , оно вынуждено расходовать все большие средства на социальную сферу, науку и культуру. В результате перераспределяемая через госбюджет доля ВВП, резко увеличившаяся в предвоенные и военные годы, т.е. в период социально-политических потрясений, продолжала расти и в послевоенные десятилетия, несмотря на экономическую, социальную и политическую стабилизацию во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Статьи госбюджета

Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе и России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции , практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость , ценные бумаги , участие в капитале , права . Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности .

Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.

4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам - региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к национальной экономической политике, в частности к денежно-кредитной политике, поощрению конкуренции и приватизации, сведению до минимума дефицита государственного бюджета . К таким кредитам в 90-х гг. часто обращаются постсоциалистические страны, в том числе Россия (см. 37.3).

Эти и другие мероприятия называют регулированием внешнего долга. В истории ХХ в. встречались и другие примеры регулирования внешней задолженности. Так, и после Первой, и после Второй мировой войны Великобритания и Франция оплатили часть внешней задолженности своими иностранными активами. Некоторые развивающиеся страны, чтобы смягчить кредиторов, предоставляли им право пользования своей морской хозяйственной зоной, континентальным шельфом, строительства военных баз, станций слежения за спутниками.

Налоги

Как уже отмечалось, главной статьей бюджетных доходов являются налоги .

Сущность налога и налоговой системы

5. Налоги на товары и услуги , прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. В России используется несколько упрощенная, так называемая косвенная модель исчисления добавленной стоимости, т.е. не прямо с величины добавленной стоимости, рассчитать которую непросто, а исходя из величины реализации произведенной продукции за минусом закупленных сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д.

Налог на добавленную стоимость взимается в России (по стандартной ставке 20%) и почти во всех развитых странах по основной (стандартной) ставке, которая колеблется, например, в ЕС , вокруг 15%. Однако по некоторым товарам и услугам НДС не взимается, а по другим взимается по повышенной или пониженной ставке. В большинстве регионов России взимается и налог с продаж (по ставке до 5%) с ряда товаров и услуг. В некоторых регионах России начал действовать единый налог на вмененный доход. Его плательщиком является малый бизнес в сфере услуг. Налог уплачивается раз в квартал в размере 20% от предполагаемого будущего налога.

Федеральные, региональные и местные налоги

Налоговые платежи, как мы уже знаем, поступают в центральный, региональные и местные бюджеты . Существует определенный порядок распределения поступающих средств. В России в местные бюджеты целиком поступают налоги на имущество физических лиц и земельный налог, налог на наследство или дарение и некоторые незначительные налоги. К региональным налогам в России относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость , налог с продаж, дорожный и транспортный налоги и ряд менее значительных налогов. К федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий , взносы во внебюджетные фонды, таможенные пошлины и сборы, различные налоги на пользователей природными ресурсами. Поступления от ряда налогов (в России это НДС, налог на прибыль предприятий, акцизы) делятся между центральным и территориальными бюджетами.

В связи с определенными противоречиями между интересами центрального правительства и территориальными экономическими интересами вокруг разделения налоговых поступлений идет политическая борьба. Местные жители и власти заинтересованы, чтобы больше средств поступало в бюджеты штатов, земель, муниципалитетов, общин, так как из этих средств финансируются образование, здравоохранение, благоустройство территории , местное общественное строительство, охрана порядка и окружающей среды. У центрального правительства постоянно не хватает средств на административные и военные расходы , решение глобальных экономических и социальных задач.

Налоговое бремя

Величина налоговой суммы (так называемое налоговое бремя) зависит прежде всего от налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база - это та величина, с которой взимается налог , а налоговая ставка - это размер, в котором взимается налог.

Существуют проблемы объективной оценки стоимости земли и другой недвижимости при взимании налогов с этого вида капитала .

Много трудностей и хлопот доставляет налоговым инстанциям налог на личные доходы , получаемые не от наемного труда, т.е. на доходы предпринимателей , рантье, лиц свободных профессий. Окончательная сумма налога на эти доходы определяется по итогам года, и налог они часто вносят в течение текущего года как бы авансом в размере налогового платежа за прошедший год. Окончательный перерасчет производится на основе налоговой декларации по итогам года, т.е. фактически эти налогоплательщики получают отсрочку уплаты части налога и имеют возможность существенно сократить его величину. Кроме того, проверка правильности уплаты налогов на личные доходы от предпринимательской деятельности , прибыль корпораций и на недвижимость требует содержания значительного штата финансовых инспекторов, а в ряде стран даже финансовой полиции (в России она называется налоговой полицией).

Международные аспекты налогообложения

Выбор и изменение налоговой системы, установление налоговых ставок, предоставление льгот относится исключительно к компетенции национальных государственных законодательных и исполнительных органов.

Национальная конкурентоспособность экспортируемых товаров и услуг, возможности той или иной страны вывозить капитал за рубеж зависят не только от эффективности национального хозяйства, но и от степени обремененности его налогами . Отчасти это смягчается стимулированием внешнеэкономической деятельности национальных фирм, осуществляемым, в частности, при помощи налоговых льгот.

Примером воздействия налогов на международные экономические отношения может служить НДС. Обычно этот налог не распространяется на экспорт, но им облагаются все реализуемые в стране товары и услуги вне зависимости от страны происхождения. В результате НДС стимулирует экспорт и препятствует импорту, а так как этот налог косвенный, а не прямой, то он не подпадает под ограничения Всемирной торговой организации (ВТО) на прямые экспортные субсидии. В России экспорт в дальнее зарубежье также не облагается НДС.

Классическим примером защиты внутреннего рынка от чрезмерной иностранной конкуренции являются таможенные пошлины на импорт. Так, в России в 1998 г. размер средневзвешенной пошлины составлял около 13% от таможенной стоимости ввозимых товаров. Кроме того, эти товары облагаются НДС и акцизами (если это подакцизные товары).

Международное регулирование двойного налогообложения

Все развитые страны обычно облагают налогом доходы , заработанные на их территории . Многие страны (США , Канада, Япония, Великобритания, а также Россия) облагают налогом также доходы своих физических и юридических лиц , полученные ими за рубежом. В результате возникает так называемое двойное налогообложение.

В России налоговые органы засчитывают уплаченные за рубежом российскими физическими и юридическими лицами налоги. Тем не менее Россия имеет с рядом стран соглашения об избежании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества.

Гармонизация налоговых систем

В интеграционных группировках действует тенденция к сближению (гармонизации) налоговых систем входящих в них стран. Наиболее активна она в ЕС , где намечается создание в перспективе общих ставок налогообложения корпораций, устранено двойное налогообложение прибыли компаний стран - членов ЕС, получающих доходы в других странах Союза. Теперь прибыли, переводимые дочерней компанией материнской, либо не облагаются налогом в стране пребывания первой, либо засчитываются при налогообложении второй. Достигнуто соглашение о единстве основной ставки НДС (15%) и введении единых минимальных размеров акцизных сборов. Здесь уже гармонизированы национальные налоги на выпуск займов (1-2%) и отменены сборы с выпуска ценных бумаг . Гармонизация налоговых систем предполагается и в СНГ.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства . Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества .

Фискальная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, например, в период спада, и тогда ее называют фискальной экспансией. Главными ее рычагами являются увеличение государственных расходов или/и снижение налогов.

Направленная на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией , фискальная политика называется фискальной рестрикцией. Она предполагает снижение государственных расходов или/и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы

Госбюджет, сбережения и инвестиции. Эффект вытеснения

Рис. 27.1 демонстрирует, что при росте ВВП (Y) рост государственных доходов (Т) приводит к тому, что они со временем начинают превышать государственные расходы (G). В результате дефицит госбюджета, типичный для периода спада ВВП, превращается в профицит. Заметим, что размеры и дефицита, и профицита зависят от наклона линии Т, который обусловлен тем, насколько налоговые поступления в бюджет восприимчивы (эластичны) к изменениям ВВП.

Рис. 27.1. Изменение государственных доходов в зависимости от динамики ВВП

В свою очередь, указанная восприимчивость во многом зависит от силы так называемых встроенных стабилизаторов. Это прогрессивная система налогообложения, государственные трансферты малоимущим и тому подобные средства воздействия на доходы. Они не только уменьшают меру снижения и повышения совокупного спроса, но и смягчают циклические колебания в доходах госбюджета.

Налоги и совокупное предложение

Рис. 27.1 показывает, что в ходе экономического цикла автоматически может возникать дефицит бюджета (в фазе спада) и профицит (в фазе подъема). Для борьбы с дефицитом госбюджета и в целях оживления хозяйственной жизни сторонники экономики предложения предлагают снижать налоги . Они полагают, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к увеличению дефицита госбюджета из-за сокращения налоговых поступлений (как полагают кейнсианцы), а подъему производства (предложения) и спроса помогут обязательно. В качестве доказательства того, о снижение налоговых ставок оборачивается ростом налоговых вступлений в бюджет, приводится кривая Лаффера (см. рис. 7.3). Однако проблема состоит в том, что если это и происходит, то в долгосрочном периоде, а в краткосрочном периоде поступления догов в бюджет могут и снизиться.

Отметим также, что косвенные налоги, в отличие от прямых, являются одним из встроенных стабилизаторов бюджета. В фазе спада, когда объем прибыли и других доходов обычно снижается больше, чем объем ВВП, также резко сокращается поступление прямых налогов. Что касается косвенных налогов, то объем сделок с товарами и услугами снижается заметно меньше, в результате чего поступления в госбюджет от НДС, налога с продаж, акцизов снижаются не в такой степени, как объем ВВП. Более того, косвенные налоги уменьшают и отрицательное воздействие инфляции на бюджет. Если прямые налоги дают в бюджет поступления в основном от тех доходов и имущества, размеры и цены которых растут обычно медленнее инфляции, то косвенные налоги базируются на тех товарах и сделках, цены которых не отстают, а иногда и опережают индекс -дефлятор ВВП.

Выводы

1. Главным средством перераспределения ВВП служат бюджет и налога.

2. Государственный бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств , предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления . Он состоит из центрального и территориальных бюджетов; их проекты и отчеты об исполнении ежегодно принимаются парламентом .

3. Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные, хозяйственные, военные цели, а также на содержание управленческих органов и платежи по государственному долгу. Бюджетные расходы на хозяйственные цели осуществляются в форме государственных кредитов , субсидий и поручительств.

4. В случае превышения расходов над доходами возникает государственная внутренняя и внешняя задолженность. Некоторые страны-должники прибегают к консолидации международной задолженности и к конверсии долгов в иностранную собственность на своей территории .

5. Под налогом, пошлиной, сбором понимается осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами, обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд. Налоги бывают прямые и косвенные: они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

6. Основные функции налогов: фискальная, социальная и регулирующая.

7. Большое воздействие налогообложение (НДС, таможенные пошлины, двойное налогообложение) оказывает и на внешнеэкономические связи.

8. В современных условиях налоги стали предметом международных соглашений. В первую очередь, это относится к таможенным пошлинам, согласуемым в рамках ВТО, а также к внутренним налогам в странах - участницах интеграционных объединений.

9. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни или на ее ограничение. Она осуществляется через государственные расходы и сбор налогов.

Термины и понятия

Финансы
Финансово-кредитная система
Финансово-кредитная политика
Государственный бюджет
Бюджетный процесс
Государственные внебюджетные фонды
Целевые бюджетные фонды
Бюджетный дефицит
Бюджетный федерализм (межбюджетные отношения)
Реструктуризация (консолидация) внешнего долга
Конверсия внешнего долга
Регулирование внешнего долга
Обслуживание долга
Налоги
Налоговая система
Прямые налоги
Косвенные налоги
Подоходный налог с физических лиц
Налог на прибыль предприятий (фирм, корпораций)
Социальные взносы (социальные налоги)
Поимущественные налоги
Акцизы
Налоговая база
Налоговая ставка
Налог на вмененный доход
Двойное налогообложение
Эффект вытеснения

Вопросы для самопроверки

1. Что такое государственный бюджет?

2. Из каких статей состоят доходная и расходная части бюджета?

3. Почему существуют центральные и территориальные бюджеты, как они финансируются?

4. Почему государство вынуждено прибегать к займам?

5. Перечислите основные налоги в России.

6. Какое воздействие оказывают налоги на экономику страны?

7. В чем заключаются фискальная и регулирующая функции налогов?

8. Что такое налоговые льготы; кому и в каких целях они предоставляются?

9. На какие цели расходуются бюджетные средства?

10. Как избегают двойного налогообложения?

11. Что такое гармонизация налогов?

12. Что такое фискальная рестрикция?

13. Какие последствия от снижения ставок налогов предрекают Кейнсианцы и сторонники экономики предложения?

  • 2Ресурсы и факторы производства: их классификация и характеристики
  • 3 Экономические блага. Классификация и основные характеристики
  • 4 Проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы экономического развития общества
  • 5 Проблема эффективности и экономического роста
  • Тема 3. Экономические системы
  • 1. Понятие, элементы и уровни экономической системы.
  • 2 Собственность: понятие, эволюция. Типы и формы собственности
  • 3 Способы координации хозяйственной деятельности: традиции, рынок, команда
  • 4Типология современных экономических систем
  • Тема 4. Рыночная экономика и её модели
  • 1Рынок, рыночная экономика и её модели. Рыночная экономика: понятие, функции, структура
  • 1.Несовершенство (фиаско) рынка. Роль государства в рыночной экономике
  • 3 Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели
  • 4 Трансформационная экономика. Либерализация и стабилизация
  • Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие
  • 1 Спрос, закон спроса, факторы (детерминанты) спроса
  • 3.Понятие рыночного равновесия. Товарный дефицит и излишки
  • 4 Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя
  • Тема 6. Эластичность спроса и предложения
  • 1 Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса и ее определение
  • 3 Эластичность предложения по цене
  • 4 Практическое значение анализа эластичности. Эластичность и налоговое бремя
  • Тема 7. Основы поведения субъектов современной рыночной экономики.
  • 1 Домашнее хозяйство как экономический субъект. Понятие общей и предельной полезности
  • 2 Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий
  • 3 Производственная функция. Закон убывающей отдачи
  • 4Понятие и классификация издержек производств
  • 5 Доход и прибыль фирмы. Правило максимизации прибыли
  • 6 Государство как экономический субъект. Инструменты микроэкономического регулирования
  • Тема 8. Основные макроэкономические показатели
  • 1 Общая характеристика системы национального счетоводства (снс)
  • 2Ввп (внп), понятие и принципы расчета. Другие показатели снс
  • 4Национальное богатство. Его состав, структура, проблема оценки
  • Тема 9. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения
  • 1 Понятие совокупного спроса. Его неценовые факторы
  • 2 Понятие совокупного предложения. Его неценовые факторы. Кривая совокупного предложения
  • 3 Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели «ad-as»
  • Тема 10. Макроэкономическая нестабильность
  • 1Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла.
  • 2 Безработица: типы, уровень, экономические издержки, закон Оукена
  • 3 Инфляция, её определение и измерение, причины и формы инфляции
  • 4 Проблемы макроэкономической нестабильности в Беларуси
  • Тема 11. Денежный рынок. Денежно-кредитная система
  • 1 Сущность и функции денег
  • 2 Денежный рынок: спрос на деньги, денежное предложение, равновесие
  • 3 Структура денежно-кредитной системы. Центральный и коммерческие банки. Особенности денежно-кредитной системы в Республике Беларусь
  • 4 Инструменты и виды кредитно-денежной политики государства
  • Тема 12 Финансовый сектор экономики и основы его функционирования
  • 1 Понятие финансов и их функции. Государственные и частные финансы
  • 2 Госбюджет, его функции и структура. Виды налогов
  • 3 Бюджетный дефицит, его причины и виды. Финансирование бюджетного дефицита
  • 4 Проблемы бд и государственного долга в рб
  • Тема 13. Основы мировой экономики. Мировая экономика и экономические аспекты глобализации
  • 1 Мировая экономика и предпосылки ее возникновения
  • 2 Формы экономических отношений в мировом хозяйстве
  • 3 Международная торговля. Движение капитала. Миграция рабочей силы
  • 4. Валютный рынок и валютный курс.
  • 5 Платежный баланс страны и его структура
  • 6 Понятие глобализации. Региональная интеграция
  • 7 Место рб в системе мирохозяйственных связей
  • Список литературы
  • Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод 3
  • 2 Госбюджет, его функции и структура. Виды налогов

    Госбюджет – главный финансовый план государства, в котором отражаются его доходы и расходы на конкретный период (на год).

    Функции госбюджета :

      Перераспределение НД (от 20 % до 60 % НД перераспределяется в разных странах через госбюджет.

      Стабилизация национальной экономики.

      Осуществление государственной социальной политики.

    Бюджетная система Республики Беларусь:

      Республиканский бюджет,

      местные бюджеты.

    Принципы построения бюджета:

    1. единства (сосредоточение в госбюджете всех расходов и доходов государства),

    2. полноты (учёт по каждой статье всех доходов и расходов),

    3. реальности (госбюджет должен учитывать конкретную экономическую и политическую ситуацию),

    4. гласности (как условие соблюдения прав человека).

    Расходная часть госбюджета .

    Существуют разные классификации государственных расходов:

      Трансформационные расходы – государственные инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, з\пл, трансфертные расходы – расходы как прямая передача средств.

      Функциональный принцип распределения расходов (по целевому назначению).

    • экономические,

      на социальные цели,

      на внешнеэкономическую деятельность,

    Государственные доходы:

    1. Налоговые и неналоговые доходы .

    2. Обычные и чрезвычайные доходы .

    Главное – налоговые поступления.

    Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.

    Функции налогов:

    1) фискальная (аккумуляция средств в госбюджет),

    2) регулирующая,

    3) стимулирующая.

    С понятием “налоги” связано понятие “налоговая система”.

    Налоговая система – это совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.

    Принципы построения налоговых систем определил ещё А.Смит:

    1) справедливость,

    2) эффективность (минимальные негативные последствия для распределения ресурсов),

    3) простота и дешевизна.

    Для соответствия всем этим принципам современные налоговые системы исполняют различные виды налогов, в основу классификации которых положены разные признаки.

    Налоги :

      В зависимости от объекта обложения :

      прямые (устанавливаются на доход и имущество): подоходный налог, налог на прибыль, на социальное страхование;

      косвенные (налоги на товары и услуги, включаемые в их цену): НСО, НДС, акцизы на наследство, на ценные бумаги.

      В зависимости от органов взимания :

      государственные (подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины);

      местные (поимущественные налоги, акцизы).

      По направлению :

      общие (в госбюджете) – обезличены

      специальные (целевые) – на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС).

    Каждый налог содержит следующие элементы:

      субъект (физические и юридические лица),

      объект (доход, имущество),

      налоговый оклад (сумма налога с одного объекта),

      источник (заработная плата, прибыль),

      налоговые льготы (полное или частичное освобождение от налога),

      единица обложения (единица измерения объекта),

      налоговая ставка (величина налога с единицы измерения).

    Способы изъятия налогов:

    1) кадастровый (по реестру),

    3) у источника доходов (до получения дохода) – заработная плата, наследство,

    4) в процессе потребления (сборы с владельцев автомобильных транспортных средств).

    Известна модель “кривая Лаффера”, ставящая вопрос об оптимальной величине налоговой ставки.

    При r0 = max.R. Дальнейшее увеличение налоговой ставки сопровождается уменьшением налоговых поступлений. При r = 100 % производство становится бессмысленным. Лаффер считал, что государство должно изымать не более 30 % дохода предприятий и населения.

    "