Гражданско правовое регулирование договоров на оказание услуг. Правовое регулирование оказания услуги в гражданском праве российской федерации. Организационно-правовые и иные формы деятельности по оказанию правовых услуг

Нормативно-правовое регулирование и обеспечение законодательной базы являются частью административного метода регулирования со стороны государства и не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Данное регулирование базируется на силе государственной власти и включает в себя меры запрета, разрешения и обязательств. Законодательная база ограничивает свободу экономического выбора хозяйствующих субъектов.

Существует множество нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность сферы услуг за счет обеспечения законодательной базы и контролем над ее исполнением:

1. Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который «регулирует сферу обеспечения и оказания социальных услуг населению на безвозмездной основе». Например, ст. 41 пункт 1, где говорится о том, что «каждый имеет право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которая оказывается гражданам за счет средств соответствующего бюджета». Для коммерческой деятельности Конституция РФ не несет нормативной нагрузки, то есть не является ее регулятором.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации - кодекс федеральных законов Российской Федерации, который эффективно регулирует предпринимательскую коммерческую деятельность, а в частности и сферу услуг. Например:

Глава 1 (ст. 1) в которой говорится, что «все товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации»;

Глава 6 (ст. 128), в которой прописаны объекты гражданских прав. Откуда следует, что к объектам гражданских прав помимо вещей (наличные деньги и документарные ценные бумаги), бездокументарны ценных бумаг, имущественных прав, результатов работ относят еще и оказание услуг;

Глава 25 (ст. 393 - 406), в которой говорится об обязанности «возместить убытки, если услуга была совершена некачественно или же вовсе не была оказана». В ней также определяется способ и размер возмещения убытков;

Глава 27 (ст. 424. Цена, ст. 426. Публичный договор, ст. 429. Предварительный договор). В данной главе определяется понятие договора об оказании услуг, что должно быть в нем прописано, различные виды договоров, их условия выполнения и расторжения, а также обязанности и права сторон;

Глава 39. Возмездное оказание услуг, состоящая из пяти статей:

1) ст.779. Договор возмездного оказания услуг;



2) ст.780. Исполнение договора возмездного оказания услуг;

3) ст.781. Оплата услуг;

4) ст.782. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг;

5) ст.783. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг.

Из данных статей следуют правила оформления договора возмездного оказания услуг, исполнения обеими сторонами-участниками, процесс регулирования отношений между ними.

3. Федеральный закон Российской Федерации - федеральный законодательный акт Российской Федерации, который также имеет непосредственное влияние на сферу услуг. Существуют два основных закона, регулирующих данную сферу в общих чертах:

ФЗ РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей в РФ»;

Важнейший закон РФ, «регулирующий отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг», устанавливающий права потребителей на приобретение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, получение полной информации об услугах и об их исполнителях.

ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184 «О техническом регулировании».

Настоящий Федеральный закон «регулирует отношения, возникающие при производстве, монтаже, перевозке и при оказании услуг». А также регулирует исполнение обязательных требований и соответствие требуемой оценки качества.

Существуют Федеральные законы, регулирующие конкретные виды и отрасли, для которых характерно оказание услуг. Например, ФЗ РФ от 02.12.1990 N 395-1«О банках и банковской деятельности».

4. Межгосударственный стандарт (ГОСТ) или национальный стандарт (ГОСТ Р) – стандарты, принятые соответственно межгосударственным или национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей. Следует выделить два основных стандарта, регулирующих сферу услуг:

ГОСТ Р 50646-2012 Услуги населению. Термины и определения;

ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.



Стандартов на оказание услуг существует на множество различных видов и подвидов. Например, ГОСТ Р 51108-97. Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия, ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения. И на прочие: ритуальные услуг, услуги населению, парикмахерские, услуги фитнес-клубов, клининговые услуги, ремонтные услуги и так далее.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации - кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации, затрагивающий сферу оказания услуг:

Ст. 39. Реализация товаров, работ или услуг;

Ст. 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения;

Ст. 148. Место реализации работ (услуг).

В данных статьях можно найти информацию о правилах определения цены оказываемой услуги, а также об установленных общих принципах налогообложения лиц, занимающихся оказанием услуг населению.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)

Юридический Факультет

Реферат на тему:

Правовое регулирование оказания интернет-услуг

Студентка группы 124432

Пурцхванидзе С.Р.

Москва 2016

Введение

1. Общая характеристика обязательств по оказанию Интернет-услуг

1.1 Понятие Интернет

1.2 Место оказания Интернет-услуг

1.3 Принципы государственной политике в сфере деятельности по оказанию Интернет-услуг

2 Установления общих подходов к лицензированию в области оказания Интернет-услуг

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы очень велика, т.к. переход к третьему тысячелетию связывается целым рядом специалистов в области философии, информатики, экономики, юриспруденции и других наук с переходом к информационному обществу, обладающему новой структурой, в которой решающую роль играют отрасли, связанные с получением, распространением и обработкой информации.

В юридической науке отношения, связанные с использованием Интернета, исследованы фрагментарно. Большинство авторов посвящают свои работы отдельным проблемам правовой охраны объектов авторских прав, доступных пользователям телекоммуникационных сетей, затрагиваются также вопросы прав на доменное наименование, идентифицирующий сетевой информационный ресурс (сайт), соотношения этих прав с правами на товарный знак и фирменное наименование, вопросы защиты персональных данных, обеспечения права граждан на получение информации из Интернета, в том числе правовой информации и информации о деятельности государственных органов, вопросы предотвращения распространения с использованием Интернета сведений, несоответствующих действительности, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию граждан либо юридических лиц, оскорбительных и клеветнических сведений, а также пропаганды, направленной на разжигание национальной, расовой и религиозной розни, насильственное изменение конституционного строя, вопросы электронного документооборота, электронной подписи и заключения сделок в электронной форме, регулирования отношений по поводу осуществления безналичных платежей с использованием телекоммуникационных сетей.

интернет услуга обязательство лицензирование

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ОКАЗАНИЮ ИНТЕРНЕТ-УСЛУГ

По мнению ряда ученых, обязательства по оказанию услуг отличаются отсутствием овеществленного результата деятельности исполнителя.

В обязательствах, конечной целью которых является предоставление услугополучателю информации, в качестве такого овеществленного результата может выступать материальный носитель информации.

Вместе с тем, как совершенно справедливо отмечено Шерстобитовым А.Е., “...далеко не во всех случаях материальный носитель информации носит вещный характер”.

Так, в случае передачи результатов сканирования по каналам сети Интернет материальный результат деятельности будет присутствовать в виде изменения магнитных характеристик накопителя информации (жесткого диска) в компьютерной системе заказчика после получения им заказа. Такой материальный результат не имеет признаков вещи, поэтому в данном случае можно будет говорить об оказании услуги, а не выполнении работы.

1.1 Понятие «Интернет»

Сеть - это система, которая позволяет производить обмен информацией, т.е. совокупность компьютеров, соединенных между собой физическим каналом передачи данных, по которым передается информация.

Локальная сеть представляет собой несколько компьютеров и периферийных устройств, соединенных друг с другом кабелем и расположенных в одном месте. В такой системе компьютеры могут сообща использовать периферийные устройства. Например, сеть позволяет работать с принтером всем подключенным пользователям, а не только тому, к машине которого подсоединено устройство.

Глобальная сеть - совокупность локальных сетей, связанных между собой коммуникационными каналами. Internet является примером глобальной сети.

Интернет - это международная глобальная сеть, образованная компьютерами и локальными компьютерными сетями, использующими различные аппаратные и системные средства.

Интернет можно рассматривать в двух смыслах физическом и логическом.

Интернет в физическом смысле - это совокупность взаимосвязанных компьютеров и компьютерных сетей, объединенных физическими соединениями и едиными стандартами.

В логическом смысле «Internet» представляет собой глобальную всемирную информационную систему - огромное информационное пространство.

1.2 Место осуществления Интернет-услуг

Местом осуществления деятельности считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия лиц, указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Фактическое место расположения оборудования для пользования Интернетом или оказания Интернет-услуг (сервер, средства связи) не влияет на определения места осуществляния деятельности.

Если оказание Интернет-услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), то местом оказания вспомогательных услуг считается место реализации основных работ (услуг).

По требованию отправителя данных или адресата оператор связи бесплатно выдает квитанцию или иное подтверждение о получении или отправке данных по форме, устанавливаемой законодательством, а при отсутствии утвержденной в надлежащем порядке формы, в произвольной форме с указанием имеющихся реквизитов данных, позволяющих их идентифицировать (тема сообщения, его отправитель и адресат, дата отправки или приема, другие сведения), названия и организационно-правовой формы оператора связи, номера его лицензии на оказание услуг связи, даты выдачи квитанции или иного документа, фамилии и должности лица, выдавшего подтверждение, а также проставлением его подписи и печати организации - оператора связи.

1.3 Принципы государственной политики в сфере деятельности по оказанию Интернет-услуг

Государственная политика в сфере деятельности по оказанию Интернет-услуг строится исходя из приоритета общепризнанных норм и принципов международного права, соблюдения международных договоров и иных актов международного права, ратифицированных в Российской Федерации в установленном Федеральным законом порядке, а также с учетом необходимости обеспечения информационной безопасности и защиты законных интересов Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, прав физических и юридических лиц при оказании Интернет-услуг.

Основными направлениями государственной политики в сфере деятельности по оказанию Интернет-услуг являются:

· обеспечение информационной безопасности государства, муниципальных образований, физических и юридических лиц в процессе оказания Интернет-услуг;

· обеспечение всеобщего и равного доступа к услугам подключения к сети Интернет путем создания и поддержки инфраструктуры государственных, муниципальных и общественных центров, предоставляющих на некоммерческой основе в пользование компьютерные устройства, подключенные к сети Интернет и другие услуги подключения к сети Интернет;

· предоставление льгот при оказании Интернет-услуг социально незащищенным слоям населения;

· развитие инфраструктуры услуг подключения к сети Интернет в сельских, отдаленных и труднодоступных районах;

· обеспечение установленных в правовых актах минимальных требований к качеству услуг подключения к сети Интернет путем их государственной сертификации и лицензирования деятельности лиц, их оказывающих;

· создание условий для развития дистанционных форм обучения с акцентом на распространение базовых знаний и навыков, необходимых для потребления Интернет-услуг;

· включение базовых знаний и навыков, необходимых для потребления Интернет-услуг в обязательные государственные стандарты среднего образования;

· содействие дистанционным формам занятости работников для более полной реализации права каждого на труд, устранения нехватки либо избытка кадров в отдельных местностях, а также участия в трудовых процессах лиц с ограниченной трудоспособностью;

· формирование и интеграции в сеть Интернет сетей и информационных ресурсов государственных органов, образовательных и библиотечных учреждений для предоставления к ним всеобщего доступа граждан.

· своевременное совершенствование механизма правового регулирования деятельности по оказанию Интернет-услуг с учетом изменения технологий и общественных отношений по поводу их использования.

2. УСТАНОВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОДХОДОВ К ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ОКАЗАНИЯ ИНТЕРНЕТ-УСЛУГ

Чрезмерное вмешательство государства при развитии новых отраслей на базе Интернет-технологий оказывает пагубное влияние на темпы их роста, однако и отсутствие всякого контроля может привести к массовым нарушениям прав граждан, угрозе информационной безопасности Российской Федерации. Соответственно, в случае, когда лицо, оказывает Интернет-услуги на базе оборудования, которое предоставлено ему по договору с оператором связи, имеющим лицензию, дополнительное лицензирование представляется избыточным административным барьером.

При возникновении спорных ситуации по поводу передачи каких-либо документов или иных компьютерных данных по сетям электросвязи ряд вопросов не урегулирован законодательством Российской Федерации. Среди них наибольшую практическую значимость имеют вопросы порядка установления требований к форме передаваемых данных и последствия несоблюдения требований этой формы, а также определение момента, когда обязанность по передаче данных считается исполненной.

В настоящее время одной из основных проблем в сфере Интернет-услуг является сложность доказывания фактов передачи каких-либо данных, поскольку передаваемые данные нигде не фиксируются и операторы связи не обязаны их сохранять.

Однако сплошное фиксирование всех отправлений электронной почты видится нецелесообразным, так как большинство отправлений не относятся к официальной переписке и подтверждение факта их отправки или получения, как правило, не требуется.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Категория "Интернет" стала использоваться в Российском законодательстве с 1997 года. Фундамент правового регулирования отношений, связанных с ее использованием, оказанием Интернет-услуг, заложила Конституция, закрепив такие основополагающие положения как право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (часть 4 статьи 29) и др.

Основополагающие нормы также содержатся в международных договорах Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений по поводу оказания Интернет-услуг осуществляется на основе федеральных законов, в частности, ГК РФ, Федерального закона "О связи", Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене", Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" и других законов и подзаконных актов.

Проанализировав признаки Интернета, существенные для определения правового статуса ее использования, можно сделать вывод о том, что Интернет это международная телекоммуникационная сеть общего пользования, то есть международная сеть электросвязи общего пользования, предназначенная для обмена данными. Под машиночитаемыми сообщениями (данными) понимаются сообщения, содержащие сведения об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, объективированные в форме, позволяющей провести их непосредственную машинную обработку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. См. напр.: Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М.: Проспект, 1998. С. 540; Кротов М.В. Указ. соч. С. 59 и др.

2. Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовое регулирование обязательств по передаче информации: Дис. канд. юр. наук. М., 1980. С. 29

3. Малахов С.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в глобальной компьютерной сети Интернет.

4. Мелюхин И.С. Интернет и правовые отношения.

5. ФЗ «О правовом регулировании оказания Интернет-услуг» от 30.01.2001

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие услуг как категории гражданского права и их роль в гражданском обороте. Правовые формы реализации услуг. Анализ процесса исторического становления отношений по возмездному оказанию услуг. Элементы и содержание договора возмездного оказания услуг.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2015

    Гражданско-правовое регулирование договорных отношений по оказанию медицинских услуг. Структура договора возмездного оказания медицинских услуг. Правовые последствия - ответственность за нарушение договора возмездного оказания медицинских услуг.

    дипломная работа , добавлен 02.05.2008

    Законодательство, регулирующее заключение, исполнение и прекращение действия договора возмездного оказания услуг. Права и обязанности сторон договора, ответственность за неисполнение обязательства по оказанию услуг. Система договоров оказания услуг.

    дипломная работа , добавлен 15.04.2014

    Правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг. Услуги как гражданско-правовая категория. Виды возмездного оказания услуг. Особенности договора возмездного оказания услуг в гражданском праве России. Права и обязанности заказчика.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг. Услуги как гражданско-правовая категория. Особенности договора возмездного оказания услуг в гражданском праве России. Понятие, условия и содержание договора возмездного оказания услуг.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2008

    Место правового регулирования услуг связи в системе Российского законодательства. Регулирование лицензирования почтовых услуг связи. Правовая природа приостановления оказания услуг связи. Проблемы правового регулирования сети Интернет и лицензирования.

    дипломная работа , добавлен 04.03.2010

    Сущность, виды услуг и их роль в развитии потребительского рынка. Место договора возмездного оказания услуг в системе договорного права России. Инфраструктура товарного рынка. Классификация гражданско-правовых обязательств по предоставлению услуг.

    дипломная работа , добавлен 05.11.2016

    Особенности гражданско-правового договора на оказание услуг с участием потребителя. Понятие и способы защиты и восстановления нарушенных прав потребителей услуг. Обзор проблем разрешения споров, вытекающих из обязательств по оказанию медицинских услуг.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2016

    Понятие, правовое регулирование и правовая природа договора возмездного оказания услуг. Элементы договора возмездного оказания услуг. Содержание договора возмездного оказания услуг.

    реферат , добавлен 22.04.2003

    Понятие и принципы предоставления государственных услуг. Показатели оценки их качества и доступности. Показатели эффективности государственных услуг в РФ. Особенности их оказания в электронном виде. Анализ стандартов оказания государственных услуг.

Правовой предпосылкой развития системы оказания юридических услуг вначале послужил Закон о кооперации в СССР, предусмотревший право оказания кооперативами платных правовых услуг, а затем и Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности 1990 года, явившийся до принятия нового Гражданского кодекса Российской Федерации основным документом, определявшим статус субъекта предпринимательской деятельности, ее организационно-правовые формы, закрепивший принцип свободы предпринимательства, элементом которого стала норма, предоставляющая предпринимателю право заниматься любыми не запрещенными законом видами предпринимательской деятельности, среди которых свое место заняли и юридические услуги. 45

Следует отметить, что для осуществления юридической деятельности частнопрактикующими юристами не существует какого-либо разрешительного порядка. Из-за особого социального и правового значения такого правового явления необходимо, чтобы порядок осуществления деятельности по оказанию юридических услуг подлежал особому специальному регулированию. Зарубежный опыт свидетельствует, что разрешительный порядок деятельности по оказанию юридических услуг действует практически во всех зарубежных странах. Так, в условиях правовой системы США регулирование этой деятельности в силу исторических традиций отдано государством судебной ветви власти, которая, в свою очередь, делегирует данные полномочия частным организациям- ассоциациям адвокатов, действующем в каждом штате и разрабатывающим кодексы (правила) профессионального поведения юристов, служащие основным документом, регулирующим их деятельность, в том числе в части приобретения права на оказание данных услуг. Однако согласно этим правилам правомочной считается только юридическая практика, осуществляемая по специальному разрешению (лицензия, сертификат, свидетельство), действительному лишь на территории штата, полномочный орган которого его выдал. Условия получения права на занятие деятельностью по оказанию юридических услуг, а, значит, приобретения статуса адвоката, действующие в каждом из штатов, сводятся к тому, что кандидат должен продемонстрировать профессиональную пригодность, базирующуюся на образовательном цензе (наличие высшего юридического образования, как правило, полученного в аккредитованном учебном заведении США), профессиональной квалификации (формальная проверка знаний и профессиональных навыков) и личных моральных качествах, проверка репутации). 46

В настоящее время существует проект Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации». 47 Согласно статье 1 данного проекта закона: « … Федеральный закон регулирует общественные отношения, связанные с оказанием на территории Российской Федерации квалифицированной юридической помощи, и направлен на обеспечение конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи в соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации». Статья 2 проекта Федерального закона дает следующее определение понятия юридическая помощь: «Под квалифицированной юридической помощью понимается любая самостоятельная деятельность по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг на территории Российской Федерации».

Основная цель принятия закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи» заключается в устранении несоответствия существующего положения дел в области оказания квалифицированной юридической помощи общемировым стандартам и, прежде всего, Конституции РФ, которая закрепляет право каждого на судебную защиту (статья 46), равенства всех перед законом и судом (статья 19) путем реализации прав каждого на получение не любой, а именно квалифицированной юридической помощи (статья 48).

Проект Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» может регулировать рынок юридических услуг. Принятие данного законодательного акта необходимо по следующим причинам:

1. Физические и юридические лица, обратившиеся за оказанием юридических услуг, не осознают ценностную значимость самой юридической услуги и поэтому не готовы соответствующим образом ее оплачивать. Это связано с тем, что в сознании многих граждан право не выглядит как безусловный регулятор общественных отношений, отсюда и юридические услуги может оказывать кто угодно.

2. В России отсутствует легальное определение понятия «квалифицированная юридическая помощь», а также видов субъектов, имеющих право ее оказывать и порядка ее оказания.

Сегодня в России отсутствует какое-либо регулирование деятельности юридических фирм и частнопрактикующих юристов, что несомненно является серьезным пробелом в законодательстве. Адвокаты, в отличие от частнопрактикующих юристов и юристов в юридических фирмах, прежде чем приступить к занятию адвокатской деятельности, сдают квалификационный экзамен, но в отличие от последних, над адвокатами осуществляют контроль за их деятельностью, что является хоть какой-то гарантией, что они оказывают именно качественную юридическую помощь. Юрист должен оказывать качественную юридическую услугу. Но, к сожалению, сегодня очень часто бывает, что и адвокаты, и частнопрактикующие юристы оказывают некачественную юридическую помощь 48 .

Статья 3 законопроекта предлагает сузить круг субъектов, имеющих право оказывать юридические услуги, к которым относятся в основном: «…только физические лица, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации статус адвоката, нотариуса, патентного поверенного, а также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях их профессиональные образования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Таким образом, принятие Закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи» должно решить следующие вопросы:

1. указание лиц, которые могут оказывать квалифицированные юридические услуги (помощь) в отдельную группу, в определенное сообщество.

2. деятельность юристов должна регулироваться самим сообществом, а государство должно вовлекаться только в исключительных случаях (например, при привлечении к уголовной, административной и иной публично установленной мере ответственности). Функционирование системы саморегулирования профессиональной деятельности в ряде областей таких как нотариат уже на практике доказали свою состоятельность.

3. государство не должно вмешиваться в деятельность лиц, оказывающих юридические услуги (помощь).

4. квалифицированная юридическая помощь не может оказываться на безвозмездной основе, за исключением случаев, предусмотренных иными правовыми актами.

5. обязательное страхование профессиональной ответственности лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь.

6. ограничение круга лиц, которые могут заниматься услугами в сфере судебного представительства, лицами, имеющими статус адвоката.

До принятия данного закона субъектами, оказывающими юридические услуги являются адвокаты и иные лица – частнопрактикующие юристы и юридические фирмы. Частнопрактикующие юристы оказывают юридическую услугу по принципу свободы волеизъявления и отношения, которые возникают между сторонами договора на оказание юридических услуг, подчиняются дозволительному методу регулирования. Необходимо также отметить, что если деятельность адвокатов сегодня законодательно урегулирована, то специальные законы о частнопрактикующих юристах и юридических фирмах, а также об их статусе, порядке осуществления ими деятельности по оказанию правовых услуг отсутствуют.

Представляется, что на современном этапе развития России не является нормальной ситуация, когда вопросы оказания услуг по лечению животных (ветеринарные услуги) или услуг автостоянок регулируются Правительством России отдельными Постановлениями, а оказание юридических услуг вообще никак не регламентируется. При этом представляется, что важность вопроса исключают возможность для исправления сложившейся ситуации ограничиться Постановлением Правительства России. Следует также отметить, что лица, оказывающие юридические услуги, поставлены в неравные условия, в чем-то граничащими с дискриминацией: адвокаты несут множество обязанностей, тогда как к лицам, не имеющим статуса адвоката, а равно нотариуса или патентного поверенного, но также оказывающим юридические услуги, никаких требований и условий осуществления такой деятельности, законодательство не устанавливает. Такие лица, как правило, не желают идти в адвокатуру, рассуждая при этом следующим образом: зачем стремиться в адвокатуру с ее стандартами, ответственностью, ограничениями, если можно подвязаться на ниве права не связывая себе руки? При существующем правовом регулировании оказывается доходнее заниматься юридическими услугами, не обременяя себя обязательствами и соблюдением квалификационных требований. Кроме того, это выгоднее коммерчески, если даже судить просто по налогообложению.

Предлагаемый закон направлен на устранение дискриминации, в частности, между адвокатами и остальными лицами, оказывающими юридические услуги, создание для них равных прав и обязанностей. Возражения против законопроекта могут вызываться современным состоянием российской адвокатуры, в которой еще имеются недостатки. Однако принципиально эти недостатки не являются поводом для того, чтобы отказаться исправлять неудовлетворительную ситуацию, сложившуюся в сфере оказания юридической помощи. Недостатки имеются и в армии, и в системе пенсионного обеспечения, но это не может служить поводом для отказа улучшать касающееся их регулирование.

Принятие федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия новых законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Введение

2. Правовое положение участников рынка правовых услуг

2.1Адвокаты и адвокатские образования

2.2Юридические фирмы и другие специализированные юридические организации

2.3Индивидуально практикующие юристы

2.4Нотариусы

3. Юридическая служба в коммерческих организациях

3.1 Юридическая служба как структурное подразделение коммерческой организации

3.2 Функциональные обязанности юрисконсульта организации

4. Договоры на правовое обслуживание и оказание правовых услуг

4.1 Квалификация договоров на оказание правовых услуг

4.2. Виды договоров, заключаемых юристами с клиентами

4.4 Оплата правовых услуг

4.5 Ответственность сторон по договору возмездного оказания правовых услуг

Заключение

Список используемой литературы


Введение

На данный момент, юридическая помощь - это перспективное, быстроразвивающееся направление в правоохранительной деятельности. Кроме того, право на юридическую помощь – это важный конституционный принцип, закрепленный в Конституции РФ. Статья 48 Конституции РФ гласит: «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно» (ст. 48, п.1) .

Однако надо отметить, что на сегодняшний день это направление недостаточно хорошо изучено. Причина этого в том, что до недавнего времени основными формами организации юридической помощи были адвокатура, нотариат и правовые (или юрисконсультские) службы, которые создавались на предприятиях, в организациях и общественных объединениях для оказания помощи соответственно этим предприятиям, организациям или объединениям. Теперь же создано поле для новых форм юридической деятельности, это пресловутые «иные формы оказания юридической помощи». Так называют в учебниках все остальные формы оказания юридических услуг, которые не относятся к адвокатуре и нотариату. К сожалению, более точного определения этим формам дать нельзя, так как они представляют великое множество различных форм оказания юридических услуг, причем их перечень является открытым. Это и вносит путаницу в понимание юридической помощи.

Эта работа есть скромная попытка систематизировать формы юридической помощи, осознать их значение и функции и внести хоть какую-то ясность в понятие юридической помощи и ее значение в современном обществе. Это очень актуальная, с моей точки зрения, проблема, так как, несмотря на новизну многих принципов и форм юридической помощи, она (юридическая помощь) хорошо «прижилась» в нашей стране и сейчас в любом городе можно встретить какую-нибудь форму: нотариальную кантору, или адвокатуру, или частные консультативные фирмы по вопросам права, или даже частные детективные агентства и детективов, которые тоже оказывают юридические услуги.

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой каждому человеку, а не только юристу необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент и так далее - везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста. Для этого и существует юридическая помощь, которая оказывает населению помощь в понимании, осмыслении законодательства и помогает использовать его во благо человека, который нуждается в этой помощи.


1. Понятия правовых услуг и деятельности по их оказанию

Правовые услуги - это услуги по оказанию помощи лицам по вопросам правового характера. Деятельность по оказанию правовых услуг - один из видов юридической практики, которая объективно необходима в любом обществе, имеющем государственное устройство.

Юридическая деятельность стоит в одном ряду с другими видами деятельности по оказанию услуг, как то: аудиторская, консультационная, маркетинговая, информационная, мониторинговая, оценочная и риелторская деятельность. Все эти виды деятельности удовлетворяют общественный спрос на определенные виды услуг, сопутствующих основным - производственным - видам экономической деятельности.

Юридическая деятельность это: государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, консультации по юридическим вопросам и вопросам права, которая направленная на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан .

Спорным является вопрос о необходимости жесткого государственного контроля за частной юридической практикой. Госконтроль может осуществляться различными способами, прежде всего путем лицензирования и аккредитации. Среди юристов, как ученых, так и практиков, имеются и сторонники, и противники лицензирования юридической деятельности. В настоящее время для занятия юридической практикой, в том числе по оказанию платных правовых услуг, лицензии не требуется, так как действующим Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по оказанию платных правовых услуг не включена в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Основными профессиональными участниками рынка правовых услуг являются: адвокаты и адвокатские образования; юридические фирмы, иные организации, специализирующиеся на оказании правовых услуг; индивидуально практикующие юристы. Деятельностью по оказанию правовых услуг занимаются также организации, не являющиеся юридическими фирмами, но в соответствии со своими уставными целями и задачами предоставляющие правовую помощь своим участникам и иным лицам. Близкой к деятельности по оказанию правовых услуг является деятельность нотариусов, способствующая надлежащему оформлению совершаемых сделок и других актов. Многие коммерческие организации имеют в своем составе штатную юридическую службу, благодаря которой обеспечиваются потребности организации в правовых услугах.

Единый обобщающий закон, в котором были бы собраны нормы, регулирующие отношения по оказанию правовых услуг, в законодательной системе России отсутствует. В постановлении Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 7ХI Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Агентство корпоративной безопасности" и гражданина В. В. Макеева» отмечается, что «общественные отношения по поводу оказания юридической помощи в качестве обособленного предмета правового регулирования в действующем законодательстве не выделены, - они регламентируются рядом нормативных правовых актов, в систему которых входят нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности его главы 39, касающиеся обязательств по договору возмездного оказания услуг» (п. 3) В принципе можно было бы поставить вопрос о принятии общего Закона об основах государственного регулирования деятельности по оказанию правовых услуг, аналогичного по своей направленности действующим Законам «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и «Об аудиторской деятельности», но, как представляется, в этом нет необходимости, по крайней мере в настоящее время. К тому же деятельность некоторых участников рынка правовых услуг опирается на специальные законы: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон об адвокатуре) и Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 44621 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» .

Значение правового обслуживания предпринимателей. Предпринимательская деятельность осуществляется на определенной правовой основе. Соблюдение правовых норм дает предпринимателям возможность успешно развивать свой бизнес. Напротив, нарушение предписаний правовых норм влечет для предпринимателей нежелательные последствия в виде, например, ответственности по обязательствам, а неоднократные или грубые нарушения законодательства могут привести к принудительной ликвидации предпринимателя - юридического лица в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 61 ГК РФ, к административной и уголовной ответственности индивидуальных предпринимателей и должностных лиц коммерческих организаций.

Для того чтобы избежать нарушений и во всем следовать требованиям законодательства, предприниматели обращаются к специалистам, обладающим правовыми знаниями, т. е. к практикующим юристам. Правовое обслуживание бизнеса - закономерное объективно обусловленное явление, одна из составных частей правовой деятельности.

Правовое содействие, оказываемое юристами предпринимателям, называют также правовой поддержкой, правовым сопровождением, правовым обеспечением. Все перечисленные термины близки по смыслу и могут употребляться в различных контекстах в одном и том же семантическом значении: оказание юристами-профессионалами консультационных и иных услуг предпринимателям по правовым вопросам осуществления бизнеса. В более широком аспекте используется также термин «правовое обслуживание», под которым понимается оказание заинтересованным лицам - клиентам, заказчикам - разнообразных правовых услуг на договорной основе, предполагающей постоянное или периодическое взаимодействие и сотрудничество исполнителя и клиента.

Деятельность по оказанию услуг - это деятельность, полезный результат которой выражается в ней самой: например, консультационные услуги по правовым вопросам. В данном случае результат действий консультанта неотделим от самой деятельности и потребляется заинтересованным лицом в процессе этой деятельности. В гл. 39 ГК РФ приведен примерный перечень таких услуг (медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, образовательные, туристические и т. п.), выступающие предметом договора возмездного оказания услуг.

В таком узком смысле деятельность по оказанию услуг отличается от деятельности по производству работ, направленной на достижение овеществленного результата, подлежащего передаче заинтересованному лицу. Результат работ в таких случаях может быть отделен от самих действий. Правовой регламентации подвергается не только сам процесс осуществления указанных работ, но и овеществленный результат этих работ. Правовой формой производства работ выступает договор подряда. Гражданский кодекс РФ, определяя перечень объектов гражданских прав, различает результаты работ и оказание услуг (ст. 128).

Иногда понятие «услуги» используется законодателем в более широком смысле. Например, п. 3 ст. 1 ГК РФ гарантируется свободное перемещение на всей территории России товаров, услуг и финансовых средств. В Законе о защите прав потребителей также закреплено понятие услуги в широком смысле - как любые действия по обслуживанию потребителей, включая продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг . Услуги в широком смысле опосредуются не только договором возмездного оказания услуг, но и другими договорами: купли-продажи, подряда, страхования и др.

Деятельность по возмездному оказанию услуг опосредуется разными по природе отношениями: по возмездному оказанию услуг, выступающими предметом гражданско-правового регулирования, и по публичной организации сферы возмездного оказания услуг (государственному регулированию и контролю), выступающими предметом публичного права.

Отношения по возмездному оказанию услуг могут возникать как в коммерческом обороте, так и вне его. Те из них, которые возникают между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, являются предпринимательскими.

Источники правового регулирования деятельности по возмездному оказанию услуг включают гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ, нормы которой применяются к отношениям по оказанию услуг, не урегулированным другими главами ГК РФ (например, гл. 37

«Подряд», гл. 38 «Выполнение научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ», гл. 40 «Перевозка» и др.).

Для целей экономии нормативного материала в ГК РФ установлено, что к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст. 702-729) и положения о бытовом подряде (ст. 730-739), если это не противоречит правилам о договоре возмездного оказания услуг (ст. 779-782), а также особенностям предмета такого договора (ст. 783). Это объясняется единой экономической сущностью отношений по производству работ и оказанию услуг, опосредуемых разными правовыми формами в силу особенностей предметов соответствующих договоров.

Очевидно, что система договоров по оказанию услуг еще не устоялась, ее закрепление в ГК РФ нельзя признать идеальным. На наш взгляд, правила гл. 39 Кодекса о возмездном оказании услуг могли бы быть общими для всех разновидностей договоров по оказанию услуг, подобно тому, например, как правила гл. 30 «Купля-продажа» являются общими по отношению ко всем разновидностям договоров купли-продажи (розничной купли-продажи, поставки и т. д.) 1 .

Регулирование отношений по возмездному оказанию услуг осуществляется также федеральными законами «Об аудиторской деятельности», «О связи», «О ветеринарии», от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» , некоторыми другими. В этой сфере широко используется подзаконное правовое регулирование.