Разъяснение о функционировании системы нмо и образовательных баллах. Аккредитация медицинских работников: алгоритмы и схемы прохождения Как набрать баллы для аккредитации врачей

Давайте разберемся что такое НМО и зачем это нужно врачам.

НМО

НМО - непрерывное медицинское образование. Новая форма получения сертификата для осуществления профессиональной деятельности.

Раньше, чтобы получить новый сертификат, необходимо было пройти курс повышения квалификации в объеме 144 часов. Назовем этот путь «старой» программой.

С 1 января 2016 года произошли изменения в допуске к профессиональной деятельности. «Новая» программа называется - аккредитация специалиста .
Обновление от 19 июня 2017 - Переход к системе НМО необязателен - .

Если вы получили последний сертификат до 1 января 2016 года

Чтобы получить новый сертификат - выберите один из двух вариантов:

  1. Пойти по «старой» программе. В объеме 144 часа с получением сертификата.
  2. Пойти по «новой» программе. В этом случае 144 часа делятся на 108 + 16 + 20 часов:
    108 часов - прохождение цикла в ВУЗе;
    16 часов - участие в мероприятиях: конференции, семинары, мастер-классы, онлайн вебинары, интернет-лекции;
    20 часов - при самостоятельном изучении электронных учебных модулей.
    В итоге получаются те же 144 часа, Вы получаете сертификат на следующие 5 лет.

Если вы получили последний сертификат после 1 января 2016 года

Вариантов нет, Вы вошли в систему НМО.

Обновление от 19 июня 2017 - Переход к системе НМО необязателен даже для тех, кто получил сертификат после 1 января 2016 года - .

Как войти в систему НМО:

  1. Регистрируетесь на порталах Координационного совета и «РосМинздрава»;
  2. Обучаетесь по индивидуальному пятилетнему циклу;
  3. Получаете допуск к аккредитации;
  4. При успешном прохождении аккредитации получаете сертификат сроком на 5 лет.

В системе НМО меняется количество часов. Вместо привычных 144 часов - 250.

250 часов делятся на пять лет, по 50 часов в год:

  • 14 часов - образовательные мероприятия: конференции, мастер-классы, электронные учебные модули.
  • 36 часов - циклы в ВУЗах. Вы можете пройти один цикл в объеме 36 часов или два цикла по 18 часов.

В год необходимо набрать 50 часов, если Вы наберете больше, они не будут учитываться. В итоге за пять лет вы набираете 250 часов и получаете допуск к аккредитации.

Как перейти к НМО

Чтобы Вам перейти к НМО, нужно зарегистрироваться на двух порталах. На сайте Координационного совета http://www.sovetnmo.ru/ и на портале «РосМинздрав» http://edu.rosminzdrav.ru/

Индивидуальный план обучения

Для НМО Вам нужно составить индивидуальный план обучения.

Информация о новых учебных мероприятиях и электронных учебных модулях размещена на сайте Координационного совета http://www.sovetnmo.ru/. После регистрации вы сможете выбирать мероприятия, которые планируете посетить. Выбранные мероприятия появятся в разделе «План обучения».

А в личном кабинете на портале «РосМинздрав» http://edu.rosminzdrav.ru/ размещена информация о всех циклах повышения квалификации в ВУЗах.

Баллы за мероприятия и что с ними делать

Для определения трудоемкости в НМО применяют баллы. Один балл равен одному академическому часу. При получении свидетельства, обратите внимание на количество баллов. В зависимости от того сколько часов длилось мероприятие, столько баллов вы получите. Максимально за одно мероприятие можно получить 12 баллов.

Чтобы использовать полученные баллы за мероприятия вновь обратитесь к сайту Координационного совета http://www.sovetnmo.ru/. Зайдите в раздел «План обучения», введите код в поле и сразу увидите информацию о пройденном мероприятии. Информация об изучении электронных образовательных модулей добавляется в раздел «План обучения» автоматически.

В следующих выпусках

  • Как зарегистрироваться?
  • Как и зачем связывать порталы?
  • Как составить индивидуальный план обучения?

Пишите вопросы в комментариях - ответим.

Чтобы узнать о новых статьях: подписывайтесь

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ НАБОР БАЛЛОВ УЖЕ НАЧАЛСЯ В 2016 ГОДУ.

БАЛЛЫ БУДУТ НАЧИСЛЯТЬСЯ ТОЛЬКО ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЧЛЕНАМ ОБЩЕСТВА!

Появившиеся в последние месяцы новые нормативные документы, которые размещены на официальном образовательном Портале Министерства Здравоохранения www.edu.rosminzdrav.ru (далее Портал ) вносят существенные изменения в систему последипломной подготовки врачей-хирургов. Происходит изменение системы допуска к профессиональной деятельности. До 1 января 2016 года допуском к профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников являлась общепринятая процедура сертификации специалиста: в течение пятилетнего периода врач должен был пройти обучение на цикле повышения квалификации с последующей сертификацией и опять мог быть допущен к профессиональной деятельности на пятилетний срок . С 1 января 2016 года внедряется новая процедура допуска к профессиональной деятельности - аккредитация специалиста. Основание: Федеральный закона от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с изменениями, внесенными ФЗ от 29.12.2015 № 389-ФЗ , а так же приказ Минздрава России от 25.02.2016 №127н .

В период с 1 января 2016 по 1 января 2021 года допуск к профессиональной деятельности осуществляется как через аккредитацию, так и через сертификацию специалиста, в зависимости от срока прохождения "последней" сертификации или аккредитации специалиста.

Специалисты, прошедшие "последнюю" сертификацию до 1 января 2016 года, после истечения срока полученного сертификата еще однократно будут допускаться к профессиональной деятельности на протяжении пяти лет через процедуру сертификации специалиста (как раньше). При этом сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока.

Повышение квалификации специалистов, прошедших "последнюю" сертификацию или аккредитацию после 1 января 2016 года , будет проходить в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности.

Такое обучение должно включать : формирование индивидуального плана обучения по соответствующей специальности и последующее его дискретное освоение в течение 5 лет, по окончанию которого специалист допускается к процедуре повторной аккредитации. Компонентами индивидуального плана являются различные виды образовательной активности, информация о которых размещена на Портале :

· дополнительные профессиональные программы повышения квалификации непрерывного образования (далее - программы непрерывного образования), емкостью 18 или 36 академических часов, реализуемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

· образовательные мероприятия, к которым относятся очные образовательные мероприятия (конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары))

· заочные образовательные мероприятия (дистанционные интерактивные образовательные модули и электронные образовательные курсы, разработанные по клиническим рекомендациям), реализуемые различными организациями, в том числе профессиональными некоммерческими организациями.

Для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется система зачетных единиц (ЗЕТ): 1 ЗЕТ равен 1 академическому часу. Общая трудоемкость индивидуального плана обучения по специальности составляет не менее 250 академических часов/ЗЕТ в течение 5 лет с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов/ЗЕТ, набранных за счет программ непрерывного образования и образовательных мероприятий. При этом ежегодно в зачет пойдет 14 академических часов/ЗЕТ за счет освоения разделов образовательных мероприятий во вне вузовском компоненте образовательных программ, проводимых РОХ или другими общественными организациями.

Освоение компонента индивидуального плана подтверждается соответствующим документом. Учет освоения компонентов индивидуального плана ведется с помощью Портала. После успешного выполнения индивидуального плана специалист может быть допущен к прохождению процедуры повторной аккредитации специалиста. Таким образом, за 5 лет нужно набрать 70 баллов НМО (14×5=70) и еще 180 учебных часов (144 ч. стандартный цикл повышения квалификации на кафедре (или 4 модуля по 36 часов каждый) и еще 36 часов по выбору врача - итого 180 учебных часов). То есть, у врача появляется возможность самостоятельно регулировать процесс непрерывного медицинского образования.

Таким образом, если Вы прошли «последнюю» сертификацию или аккредитацию специалиста после 1 января 2016 года, Вам необходимо вступить в систему непрерывного образования через настоящий Портал. Если Вы прошли «последнюю» сертификацию специалиста до 1 января 2016 года, Вы можете: продолжать работать по специальности в соответствии с полученным сертификатом до истечения указанного в нем срока; до окончания этого срока пройти обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации ("традиционное" повышение квалификации), (обычный 144 часовой цикл ПК) сдать сертификационный экзамен и получить допуск к профессиональной деятельности по этой специальности еще на 5 лет; после получения сертификата специалиста вступить в систему непрерывного образования через настоящий Портал .

К подготовке и проведению очных и заочных образовательных мероприятий допускаются образовательные и иные организации, в том числе профессиональные некоммерческие организации (РОХ). Для включения в индивидуальный план обучения по соответствующей специальности в качестве его компонентов дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и образовательные мероприятия должны быть аккредитованы и внесены в перечень образовательных программ (образовательных мероприятий), размещенный на настоящем Портале.

Глубокоуважаемые коллеги! В первой части этого материала мы попытались на официальном языке представить порядок наших действий в изменяющихся условиях. Реформирование законодательной и регулирующей базы пока до конца не завершено. Мы смогли представить официальную версию анализа существующих на настоящий момент документов. Ниже мы представим ситуацию как мы ее себе представляем вне официального языка, как бы в виде комментариев к официальным документам.

Ну, во-первых, надо сказать, что недавно в Москве прошел съезд «Росмедобр», на котором активно обсуждались эти вопросы. Съезд принял решение представить в Министерство резолюцию, в которой говорится о том, что только действительные члены врачебных общероссийских общественных организаций по специальностям , уплачивающие ежегодные членские взносы, смогут легитимно засчитывать свои баллы НМО. Видимо это правильный посыл, в таком режиме живет весь цивилизованный мир. В нашей ситуации это РОХ и другие общероссийские объединения по утвержденным специальностям: например - детские хирурги , колопроктологи , сосудистые хирурги и др. У нас существует довольно много специализаций внутри хирургии, и ели они не утверждены в виде отдельных специальностей, то им придется видимо участвовать в НМО через членство в РОХ. Так, например, у нас нет специальности гнойная хирургия, эндокринная хирургия и т.д.

Во-вторых, напоминаем всем, кто в этом году прошел сертификацию (в 2016) уже в этом году должны начинать набирать 14 баллов НМО и каким-то образом пойти 36 часовой цикл в ВУЗе (можно два по 18). Тем, у кого сертификат закончится в следующем году, а это уже очень скоро (! ), придется присоединиться к этому процессу. Таким образом в течении 5 лет по этим правилам начнут жить ВСЕ врачи страны! Мы просим всех обратить внимание на то, что уже в текущем году по 20% врачей страны уже обязаны набрать 50 баллов! В 2017 году нас будет уже 40%. Действовать надо начинать прямо сейчас!!!

Что же будет с накопленными баллами РОХ за предыдущие годы? Они, как и ранее, будут указываться на личных страничках действительных членов Общества в виде индекса. Их будет 2 - за весь период, это будет, примерно, как индекс Хирша у научных работников, и - среднегодовой. С течением времени индексы будут учитываться при аккредитации, аттестации на категорию и при решении кадровых вопросов.

Дорогие коллеги, друзья! Обратите пожалуйста внимание на это сообщение, в нем описано то, что должен сейчас знать каждый врач!!!

Комитет по образованию РОХ

Согласно ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, с 1 января 2016 года повышение квалификации фармацевтических специалистов будет происходить в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения с последующей персональной аккредитацией по окончанию курса. О том, что следует знать, вступая в систему НМО, как проходить регистрацию на образовательных порталах и формировать план ежегодного дистанционного обучения , а также о том, что делать, если у вас две специальности или вы «не добрали» учебных часов в течение года - наш материал.

Что такое НМО

Непрерывное медицинское образование (НМО) - это система образования, обеспечивающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение профессиональных компетенций.

Как вступить в систему НМО?

Для этого специалисту необходимо зарегистрироваться на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России . Дополнительно необходимо пройти регистрацию на сайте Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования .

После регистрации на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России и на сайте Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования пользователь может:

  • получать общую информацию о системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования;
  • выбирать вариант включения в систему непрерывного медицинского и фармацевтического образования и создавать индивидуальный цикл дистанционного обучения по специальности;
  • выбирать программы повышения квалификации и образовательные мероприятия для включения в индивидуальный план обучения;
  • контролировать свою образовательную активность в рамках индивидуальной траектории обучения.

Ответы на часто задаваемые вопросы о НМО

Наличие каких документов дает право на осуществление фармацевтической деятельности в настоящее время?

К фармацевтической деятельности в настоящее время допускаются специалисты, имеющие, кроме диплома о фармацевтическом образовании, действующий сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста.

Что делать специалистам, сертификация которых прошла до 1 января 2016 года?

Выданный сертификат действует до истечения указанного в нем срока. По окончанию действия сертификата необходимо пройти («традиционное» повышение квалификации) или профессиональную переподготовку (504 часа). После получения сертификата специалиста по соответствующей специальности сроком действия 5 лет специалист должен вступить в систему НМО. Дальнейшее осуществление допуска к профессиональной деятельности будет осуществляться через процедуру аккредитации.

Что делать специалистам, сертификация которых прошла после 1 января 2016 года?

Если специалист получил сертификат специалиста после 1 января 2016 года, повышение квалификации по выбранной специальности будет проходить в рамках системы НМО в виде индивидуального пятилетнего цикла дистанционного обучения .

Может ли специалист, окончивший высшее учебное заведение в 2016 году и имеющий первичную аккредитацию, получить специализацию, окончив сертификационный цикл длительностью 144 часа ?

Сертификационные циклы по специальности «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия, фармакогнозия» проводится для специалистов, уже имеющих послевузовское и/или дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по соответствующей специальности. Для получения специальности выпускнику ВУЗа, имеющему первичную аккредитацию, необходимо поступить в ординатуру.

Кем могут работать специалисты, окончившие высшее учебное заведение в 2016 году и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста?

Такие специалисты могут работать провизорами или провизорами-технологами.

Для чего необходима синхронизация этих аккаунтов? Как это сделать?

Аккаунты необходимо синхронизировать для того, чтобы образовательная активность за счет различных образовательных мероприятий (конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары) и дистанционные интерактивные образовательные модули), учет которой специалист ведет на сайте Совета НМО , отображалась в Личном кабинете на портале Министерства Здравохранения . Процедура синхронизации аккаунтов описана на портале Министерства Здравохранения в Личном кабинете в разделе Личные сведения. Синхронизация проводится один раз и занимает определенное время.

Как и зачем составляется план профессионального дистанционного обучения?

Приступая к планированию и реализации пятилетнего цикла обучения, специалист должен быть уверен, что его специальность соответствует квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям к занимаемой им должности (Приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н). Поэтому перед началом обучения происходит формирование индивидуального плана обучения, а затем происходит его последующее дискретное (ежегодное) освоение в течение 5 лет .

Как формировать профессиональное портфолио при обучении в системе НМО?

Образовательная активность при ведении портфолио измеряется в системе зачетных единиц (ЗЕТ) или кредитов: 1 ЗЕТ (кредит) равен 1 академическому часу. Общая трудоемкость индивидуального пятилетнего плана обучения по специальности должна составлять не менее 250 академических часов с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов . Поэтому, приступая к реализации годового цикла профессионального повышения квалификации, вы должны иметь в поле зрения:

  1. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации непрерывного образования продолжительностью 36 часов (или две программы по 18 часов)
  2. разнообразные образовательные мероприятия в объеме 14 часов

Что понимается под образовательными мероприятиями?

Образовательные мероприятия подразделяются на очные и заочные. Очные - это конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары). Заочные образовательные мероприятия могут быть представлены дистанционными интерактивными образовательными модулями и электронными образовательными курсами, разработанными по клиническим рекомендациям.

Относятся ли к образовательным мероприятиям круглые столы, проводимые фармацевтическими компаниями в аптеках?

Нет, не относятся.

Как должен проходить обучение специалист, имеющий несколько специальностей?

Такой специалист обязан планировать и реализовывать индивидуальный пятилетний план обучения по каждой из специальностей.

Что делать, если в течение года специалист набрал менее 50 академических часов?

Оставшиеся академические часы переносятся на следующий год, однако все еще остается необходимым набрать не менее 250 часов в течение 5 лет обучения: не откладывайте на завтра то, что можно изучить сегодня.

Должно ли как-то быть подтверждено освоение компонентов индивидуального плана?

Да, оно должно подтверждаться удостоверениями о повышении квалификации и свидетельствами об участии в образовательных мероприятиях. Учет освоения компонентов индивидуального плана ведется с помощью портала Министерства Здравоохранения . Только после успешного выполнения пятилетнего индивидуального плана повышения квалификации специалист может быть допущен к прохождению процедуры повторной (периодической) аккредитации.

Досье

Генеральный директор фармацевтического центра «Знание». Работает на фармрынке с 2004 года. 11 лет возглавляла журнал «Катрен-Стиль», выпускаемый фармдистрибьютором «Катрен». С 2016 года возглавляет фармацевтический центр «Знание». Имеет степень МБА.

На вопрос, повторно заданный по проблемам обучения в системе НМО в 2016 году, так как предыдущее письмо из МЗ РФ не внесло ясности для врачей, получивших сертификат специалиста в 2016 году, и для специалистов с немедицинским образованием.

ВОПРОС:

Просим разъяснить, имеют ли право специалисты, получившие сертификат после 1 января 2016 года, не набирать кредиты по системе НМО до принятия изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее - Приказ 66н)?

Как в дальнейшем для таких специалистов будет проходить переход на систему НМО и аккредитации?

Когда и по какому алгоритму будут включены в систему НМО и аккредитации специалисты с высшим (немедицинским) образованием?

Эти вопросы связаны с тем, что, несмотря на отсутствие изменений в Приказе 66н, касающиеся НМО и аккредитации, на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования http://edu.rosminzdrav.ru, размещена информация о том, что «…если Вы получили сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, то Ваше обучение по данной специальности будет проходить в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности».

ОТВЕТ:

Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении рассмотрел Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Минздрава России, и сообщает следующее.

В соответствии с федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

При этом до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, подлежащих аккредитации специалистов, определяются уполномоченными органами государственной власти. О категориях лиц, подлежащих аккредитации специалистов, Вы можете узнать в приказе Минздрава России от 25.02.2016 № 127Н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

Медицинские работники, которые прошли процедуру сертификации в 2016 году, включаются в образовательный процесс по системе непрерывного профессионального развития. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам, действуют до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного на них срока. В дальнейшем по окончании срока действия сертификата и выполнения условий освоения пятилетнего цикла системы непрерывного профессионального развития специалисты начнут проходить повторную аккредитацию.

Для включения в систему непрерывного медицинского образования (пятилетний цикл обучения по интересующей специальности) специалисту необходимо обратиться с заявлением и копиями документов в Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова по адресу: 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д.1 или по адресу электронной почты: [email protected] или зарегистрироваться и завести личный кабинет на сайте: edu.rosminzdrav.ru

Одновременно сообщаем, что Минздравом России завершена подготовительная работа к широкому внедрению системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, определяющей рабочее место как мощную образовательную среду для индивидуального и группового обучения, а широкомасштабное ее внедрение с использованием современных образовательных технологий позволит обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки с учетом современных требований.

В настоящее время дорабатывается нормативная база системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, которая позволит учитывать различные виды образовательной активности - обучение по дополнительным профессиональным программам, участие в очных образовательных мероприятиях и освоение дистанционных образовательных модулей. В рамках системы разработка и реализация дополнительных профессиональных программ осуществляется организациями, имеющими лицензию на дополнительное профессиональное образование, а образовательных мероприятий и модулей - профессиональными некоммерческими организациями.

Информационная поддержка системы обеспечивается Порталом непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, обеспечивающим планирование и учет образовательной активности специалистов, включая обучение по программам повышения квалификации (edu.rosminzdrav.ru). Обеспечение контроля освоения образовательных мероприятий и дистанционных образовательных модулей в рамках реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования осуществляется сайтом Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (sovetnmo.ru).

На интернет-портале размещены более 5 тысяч программ повышения квалификации в т.ч. реализуемых с использованием симуляционных курсов, дистанционных образовательных технологий, стажировок. Выбор программы повышения квалификации и организаций осуществляется врачами с использованием технических возможностей интернет-портала, на котором размещены также около 500 образовательных модулей, разработанных с учетом принципов доказательной медицины, стандартов и порядков оказания медицинской помощи и федеральных клинических рекомендаций, и около 3000 образовательных мероприятий (семинаров, конференций, вебинаров и мастер-классов и др.), проводимых профессиональными сообществами.

Минздравом России во все Всероссийские профессиональные медицинские сообщества направлено письмо о необходимости разработки дистанционных образовательных модулей, ведется работа по обеспечению всех специальностей достаточным количеством образовательных мероприятий и образовательных материалов, в том числе, и путем предоставления возможности освоения модулей и участия в мероприятиях по смежным дисциплинам.

Дополнительно сообщаем, что после вступления в силу нормативно-правового акта о системе непрерывного образования специалистам, получившим сертификат специалиста в 2016 году, будет предоставлена возможность изменения запланированной индивидуальной траектории обучения в системе НМО.

C 2016 г. в нашей стране началось поэтапное внедрение системы аккредитации медицинских специалистов.

Медицинская аккредитация - новый правовой институт, пришедший на смену традиционной сертификации. Поскольку процедура аккредитации еще только начинает появляться в практике, в статье даны ответы на некоторые вопросы, связанные с новыми правилами допуска к медицинской деятельности.

В частности, рассмотрены следующие вопросы:

  • отличия аккредитации от сертификации; различия в процедуре аккредитации для медработников с разным уровнем образования и опытом работы;
  • правила выбора схемы обучения для допуска к медицинской деятельности;
  • особенности действия процедуры сертификации после 01.01.2016 года.

Допуск к медицинской деятельности

Традиционным для сферы здравоохранения является собственная регламентированная процедура допуска специалистов к медицинской деятельности. До 2016 года такой процедурой являлась сертификация медиков. На законодательном уровне сертификация всегда была связана с системой получения медицинского и фармацевтического образования, которая выглядела следующим образом: окончив университет, студент должен был пройти программы интернатуры и ординатуры, после чего получал сертификат и допуск к медицинской деятельности, сроком на 5 лет; после окончания 5-летнего срока действия сертификата, медик должен быть направлен медучреждением на повышение квалификации в виде профессионального цикла усовершенствования по своему профилю, снова получал сертификат, действующий еще 5 лет; Чтобы получить новую специализацию, медик направлялся на программы профессиональной переподготовки, или повторно проходил программы интернатуры и ординатуры, получал сертификат по новой специальности, дающий право на осуществление нового вида деятельности на 5 лет.

С 01.01.2016 года обновления ФЗ «Об охране здоровья граждан» установили, что допуск к медицинской и фармацевтической деятельности теперь осуществляется через процедуру аккредитации. Эти обновления вызывают у руководителей медучреждений и самих медработников многочисленные вопросы. О том, что необходимо знать медикам для того, чтобы остаться работать в сфере здравоохранения, мы поговорим далее. Действует ли после 01.01.2016 года процедура сертификации для медработников? Медработники могут получить сертификат специалиста после 01.01.2016 года, но действует она только для определенных категорий специалистов. Как указано в ч. 1.1. ст. 100 ФЗ «Об охране здоровья», план перехода к процедуре медицинской аккредитации является поэтапным и осуществляется с 01.01.2016 года до 31.12.2025 года. Конкретные этапы переходного периода установлены в приказе Минздрава РФ № 127-н от 25.02.2016 года. В таблице ниже нами представлены этапы и сроки аккредитации для разных категорий медработников.

Мы видим, что достаточно процедуры сертификации будет для врачей, которые получили свою специальности до 2016 года, т.к. право на допуск к осуществлению профессиональной деятельности для них действует вплоть до IV этапа аккредитации - до 01.01.2021 года. «Иными» специалистами считаются те медики, которые уже получили профессию до 01.01.2016 года и медработники, получившие специальность после прохождения интернатуры и ординатуры, а также прошли профессиональную переподготовку до 01.01.2018 года. В связи с этим для них предусмотрены особые условия - действие сертификации продлено до 01.01.2021 года. Таким образом, все специалисты, которые прошли специализацию и получили сертификат специалиста до 01.01.2021 года, будут допущены к профессиональной деятельности вплоть до конца срока его действия. В 2026 года абсолютно все медработники должны будут проходить аккредитацию.

Отличия аккредитации от сертификации

Впервые термин «аккредитация» был упомянут в ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ» еще в 2011 году. На данный момент под аккредитацией понимают специальную процедуру, определяющую соответствие претендента требованиям, предъявленным к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности. Большое значение в процедуре аккредитации уделено оценке освоения медработников практических профессиональных навыков. До 2021 года к процедуре аккредитации будут допускаться те претенденты, которые освоили основные образовательные программы на базе Федерального государственного стандарта высшего образования (ФГОС ВО). Особенностью этого ФГОС ВО является практическая направленность обучения, которая включает в себя симуляционные курсы обучения. Это позволяет студентам качественно готовиться к самостоятельной медицинской деятельности. Также процедура аккредитации включает в себя тестирование по специальности. В отличие от сертификации, весь фонд оценочных средств аккредитации представляется студентам в открытом допуске для тренировки. Кроме того, предполагается, что с помощью аккредитации медик может быть допущен к трудовой деятельности в рамках своей основной или смежной специальности. Таким образом, аккредитация отличается от сертификации более специализированной направленностью, является прозрачной процедурой допуска специалистов в профессию, что в совокупности с практикоориентированным образованием позволит наполнить отрасль более подготовленными и профессиональными специалистами.

Основные отличия аккредитации для медиков с разным уровнем образования и опытом работы

На данный момент ответ на вопрос не раскрыт ни в одном из действующих нормативных актов.

Однако, планируется, что процедура аккредитация будет делиться на несколько видов:

  • первичная аккредитация для выпускников высших учебных заведений;
  • первичная специализированная аккредитация для врачей-ординаторов;
  • повторная реаккредитация для всех действующих медработников.

Уже в 2016 году в процедуре первичной аккредитации будут допущены специалисты, окончившие ВУЗы по программам «Стоматология» и «Фармация». В 2017 году через первичную аккредитацию будут проходить все остальные выпускники ВУЗов, в 2018 - специалисты со средним медицинским образованием.

Специализированную аккредитацию, как предполагается, в 2018 году уже будут проходить специалисты, которые получили специальность по программам профессиональной переподготовки и ординатуры. Процедура реаккредитации будет внедрена в здравоохранение с 2021 года. Через повторную аккредитацию будут подтверждать право на занятие профессиональной деятельностью медики и фармацевты, которые уже работают по специальности. Предусмотрено, что для допуска к аккредитации эти работники должны будут предоставить анализ профессиональной деятельности на основании профессионального «портфолио». Как сказано в ч. 3 ст. 69 ФЗ «Об охране здоровья», повторная аккредитация будет проводиться один раз в пять лет. Кроме того, планируется с помощью аккредитации решить давнюю проблему допуска врача к практической работе, когда врач одной специальности не может реализовать навыки по другой специальности, если у него нет соответствующего сертификата специалиста. Приведем пример. На данный момент чтобы самостоятельно провести УЗИ сердца, врач-кардиолог должен пройти профессиональную переподготовку по специальности «Функциональная диагностика» и сдать экзамен по всем дисциплинам специальности, а не только по эхокардиографии. Получается, что вместо углубленного изучения интересующей трудовой функции, врач будет изучать дополнительное количество не ненужных методик. Аккредитация позволит допустить врача к конкретной трудовой функции по своей или смежной специальности и может носить название компетентностной, и являться разновидностью первичной специализированной аккредитации. Однако, требуется разработка дополнительных профессиональных программ и стандартов для внедрения такой системы. Также планируется разработать план процедуры аккредитации для медиков, которые имеют длительные перерывы в практической работе по специальности.

Где и как будет проводиться аккредитация медиков

На Минздрав РФ возложено общее руководство по проведению аккредитации. Предлагалось полностью передать права на проведение аккредитации специалистов профессиональным некоммерческим учреждениям, однако в рамках заседания Совета ректоров медицинских и фармацевтических ВУЗов в 2014 году была разработана концепция, в которой главная роль этих процедур отведена ВУЗам. Эта концепция предлагает систему, которую возглавляет Национальный центр аккредитации, который будет осуществлять методическое руководство процедурой и непосредственно подготавливать экспертов для аккредитационных комиссий. На данный момент названные функции возложены на методический центр аккредитации на базе МГУ им. И.М. Сеченова. Планируется проводить первичную аккредитацию медиков, окончивших ВУЗы, после итоговой аттестации на базе профильных образовательных учреждений высшего образования. Специализированная аккредитация для лиц, закончивших программы профессиональной переподготовки и ординатуры, будет проводиться в окружных центрах организации на базе компаний, отвечающих кадровым и материально-техническим требованиям. Поэтапная система внедрения аккредитации предполагает начало работы таких окружных центров с 2018 года. Предполагается, что на эти центры будут возложены и функции проведения повторной аккредитации, однако, окончательно вопрос еще не решен. Возможно, будут созданы и профессиональные (специализированные) центры аккредитации для медицинских работников по «узким» и «редким» специальностям.

Непрерывное фармацевтическое и медицинское образование

В последней редакции ФЗ «Об охране здоровья граждан» сохранена связь между освоением профессиональных образовательных программ и процедурой аккредитации. Очень много вопросов у медиков вызывает порядок допуска к повторной аккредитации, поскольку с 01.01.2016 года начал осуществляться переход к системе непрерывного фармацевтического и медицинского образования (НМФО).

Основными принципами НМФО названы:

  • последовательность ступеней и уровней образования;
  • непрерывность профессионального образования в течение всей трудовой деятельности специалиста, и персонификация такого образования;
  • обширное использование в процессе обучения информационных технологий;
  • контроль и планирование учебного процесса.

Предполагается, что система допуска медиков и фармацевтов к профессиональной деятельности в рамках НМФО будет включать в себя следующие шаги: первичная аккредитация выпускника после окончания ВУЗа и получение допуска к медицинской деятельности на 5 лет; в этот момент медработник начинает проходить индивидуальный пятилетний цикл обучения по своей специальности, после освоения которого он может быть допущен к повторной аккредитации с получением допуска к практической работы еще на 5 лет; чтобы получить новую квалификацию, медработник может пройти профессиональную переподготовку или ординатуру с последующим прохождением специализированной аккредитации и допуском к полученному виду деятельности также на 5 лет.

Подробно система допуска к профессиональной деятельности в рамках НМФО представлена на схеме ниже.

Для уже действующих и практикующих специалистов обучение в рамках системы НМФО планируется проводить в виде индивидуального пятилетнего цикла.

Это обучение предполагает формирование для каждого специалиста плана обучения по специальности и последующее его освоение в течение 5 лет. По окончанию освоения индивидуального плана, медработник допускается в процедуре аккредитации.

Основные компоненты индивидуального плана обучения:

  • дополнительные профессиональные программы по повышению квалификации, которые реализуются учреждениями, которые имеют лицензию на дополнительное профессиональное образование;
  • образовательные мероприятия, включающие в себя интерактивные дистанционные модули и очные мероприятия (лекции, семинары, конференции), которые реализуются разными образовательными организациями, в том числе и профессиональными обществами.

Трудоемкость такого плана составляет порядка 250 академических часов.

Распределен объем освоения программы на 5 лет, который должен составлять не менее 50 часов в год, которые включают:

  • 36 часов для дополнительных образовательных программ;
  • 14 часов - для различных образовательных программ в виде конгрессов, конференций, семинаров и интерактивных разработанных модулей.
  • Важно отметить, что система непрерывного обучения позволяет специалисту:
  • разрабатывать индивидуальную траекторию обучения;
  • выбирать совместно с работодателем формы обучения и поставщиков образовательных услуг;
  • набирать необходимые по плану часы разными видами образовательной активности, основанными на собственных потребностях и возможностях.

Выбор схемы обучения для допуска к медицинской деятельности

Выбор такой схемы зависит от времени, прошедшего с последней сертификации или аккредитации специалиста. Так, если вы прошли аккредитацию или сертификацию после 01.01.2016 года, то в течение ближайшего времени после допуска к медицинской или фармацевтической деятельности вступить в систему НМФО, зарегистрировавшись на официальном портале системы: edu.rosminzdrav.ru. Если же вы прошли процедуру сертификацию ранее, до 01.01.2016 года, то вариантов несколько.

Вариант 1: можно продолжить работу до окончания срока действия сертификата; до окончания этого срока пройти дополнительное профессиональное повышение квалификации, после чего сдать сертификационный экзамен и получить допуск к работе еще на 5 лет; после получения сертификата вступить в систему НМФО, как было описано выше.

Вариант 2: можно продолжить работу до истечения срока действия сертификата; в это время пройти обучение в рамках непрерывного медицинского образования в соответствии с приказом Минздрава № 837; сдать сертификационный экзамен и получить сертификат еще на 5 лет; после получения сертификата вступить в систему НМФО. Таким образом, мы видим, что изменения в существующей системе допуска медиков к профессиональной деятельности, довольно обширны, что требует повышенного внимания со стороны медработников и их работодателей к изменениям, принятым в сфере обучения медицинских и фармацевтических медработников.