Анкета «Определение обобщенного показателя социального благополучия семьи. Определение обобщенного показателя качества продукции Общее обобщение

В рыночных условиях объективным показателем конкурентоспособности продукции является уровень качества. Данный показатель актуален для всех видов изделий, поскольку они обладают комплексом свойств, который требуется варьировать в зависимости от назначе­ния продукции. При оценке качества изделий в на­стоящее время в основном руководствуются действу­ющими стандартами. Однако они не всегда позволяют сделать правильный вывод, какой же вид продукции является наиболее высококачественным, так как это требует определения многих показателей. Для того чтобы формализовать процедуру оценки качества и выразить единым обобщенным показателем ка­чества, необходимо применить методологию квалиметрии.

При практических расчетах качества, как правило, используют любую ветку дерева свойств (поддерево), простирающуюся не менее, чем на два уровня, оставляя для удобства название.

Сущность апробированного подхода заключается в следующем. Предполагается, что упорядоченное множество показателей качества изделия представляет трехуровневое иерархическое дepeвo схематично показанное на рис. 3, где на нулевом (0) уровне расположен обобщенный показатель качества К (0) на первом (1) - подмножество сложных и простых показателей, k (1 1) , ..., k (1 n) , на втором (2) - подмножество простых показателей качества k (2) n ,..., k (2) n

Рисунок 3- Дерево показателей качества для изделий

Если при такой иерархии между показателями качества первого и второго уровней обеспечивается взаимосвязь

то обобщенный показатель качества вычисляется по формуле:

, (1)

где w - функция вето, разная нулю, если хотя бы один из показателей находится на неприемлемом уровне, и единице - в остальных случаях; a j и b j . - коэффициенты весомости показателей качества, соответственно, первого и второго иерархических уровней, связанные условием:

Нормированные оценки для показателей качества k j , входящих в уравнение (3), рассчитываются по формуле (4):

где для перевода натуральных значений показателей качества r, в нормированный вид R, используются следующие зависимости:

Для откликов, ограниченных с одной стороны

(3)

Для откликов, ограниченных с двух сторон

(4)

В соотношениях (5), (6) J r =0,5(r max -r min)-интервал варьирования натуральных значений показателей качества.

На основе функции двойной экспоненты (4) наряду с количественной оценкой можно сформировать качественную шкалу желательности как для искомых свойств, так и для обобщенного показателя качества К (0) :

от 0,90 до 1,0 - отлично;

от 0,8 до 0,90 - очень хорошо;

от 0,63 до 0,8 - хорошо;

от 0,37 до 0,63 - удовлетворительно;

от 0,2 до 0,37 - плохо;

от 0,0 до 0,2 - очень плохо.

Пример. Определить обобщенный показатель качества пластиковых окон.

Решение

С этой целью, из партии были выбраны три окна и для них определены показатели качества (таблица 3).

Таблица 3

Значения показателей качества

Значения обобщенных показателей качества представлены в таблице 4.

Таблица 4

Значения нормированных и обобщенных показателей качества

Сопротивление теплопередаче, м 2 * 0 С/Вт Звукоизо-ляция, дБ Общий коэффициент светопропускания Воздухо-проницаемость, м 3 /(ч*м 2) K (0)
R (I) 1 K (I) 1 R (I) 2 K (I) 2 R (1) 3 K (I) 3 R (I) 4 K (I) 4
0,95 0,19 1,85 0,997 0,19 0,53
0,95 0,95 0,998 0,95 0,96
0,95 0,19 0,92 0,44 0,95 0,71

Анализ результатов, приведенных в таблице 5, показывает, что обобщенный показатель качества пластиковых окон находится в интервале .

Между тем контроль с применением статистических методов позволяет значительно снизить процент брака изделий. Для разработки статистического приемочного контроля должны быть определены: объем партии; контролируемые параметры с указанием их границ; приемочный уровень дефектности для каждого контролиру­е­мого параметра; среднее квадратическое отклонение или метод его оценки; уровень контроля; вид контроля, указания о начальном виде контроля и возмож­ности перехода от одного вида контроля к другому.

Нами предлагается статистический приемочный контроль по количественному признаку. Выбор плана контроля, когда дисперсия контролируемого параметра неизвестна и оценивается по выборочной дисперсии (s-план) заключается в следующем. По заданному объему партий N и выбранному уровню контроля, как правило II, находят код объема выборки. По коду объема выборки и установленному значению уровня дефектности AQL на­ходят объем выборки п и контрольный норматив k .Из п значений конт­­ролируемого параметра выборки вычисляют среднее ариф­ме­тическое значение и статистику качества по формуле:

Если величина Q в > k в Q н > k н, то партию продукции при­нимают. Если величина Q в < k в или Q н < k н, или хотя бы одна из величин (Q в или Q н) отрицательна, то партию продукции бракуют.

Обобщение(лат. generalisatio) - мыслительная операция, пе­реход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суж­дении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситу­аций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с пос­ледующим образованием множеств, соответствующих этим свой­ствам (см.: Индуктивное обобщение). Путем индуктивного О. обра­зуются не только понятия, но и суждения. Под аналитическими понимаются О., осуществляемые на ос­нове анализа соответствующих языковых выражений, определе­ний, применения правил дедукции и не требующие обращения к опыту. Примерами могут быть мысленные переходы от понятия «механическая форма движения материи» к понятию «форма движения материи», от суждения «Киты - млекопитающие» к суждению «Киты - позвоночные», от вопроса «Разрешима ли данная проблема в данном случае?» к вопросу «Разрешима ли данная проблема в общем случае?», от юридической нормы «кража запрещена» к норме «хищение запрещено». Под синтетическими (или индук­тивными) понимаются О., связанные с изучением опытных дан­ных. Они используются при формировании и развитии различных понятий, суждений (в том числе законов), научных теорий. В традиционной логике под О. понятия понимается переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия (переход от поня­тия «прямоугольный треугольник» к понятию «треугольник»). Противоположной О. является операция ограничения понятия. Боль- шую роль в синтетических О. играет абстракция отождествления. Процесс О. широко используется при образовании понятий не только в научном познании, но и, напр., в процессе формирова­ния художественных образов.

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

(лат. generalisatio) - мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то...

Философский словарь

заключение от частного к общему. – это индукция, т.е. заключение всегда будет гипотетическим. Оно предполагает абстрагирование от некоторых черт, которыми объекты отличаются друг от друга, поскольку мысль удерживает лишь черты, наличествующие во всех объектах. При научном...

Психологический словарь

Познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия - , проявляясь как константность восприятия - . На уровне человеческого мышления - обобщение...

Психологическая энциклопедия

(англ. generalization) - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненной в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку...

Как упоминалось ранее, обобщенный тип - это скомпилированный тип, который не используется до тех пор, пока из него не будет создан закрытый тип. Необобщенный тип также известен как закрытый таги а обобщенный тип называют открытым типом.

Можно определить новый открытый тип через обобщенный, как показано в следующем примере:

1 2 3 4 5 6 7 8 public class MyClass { private T innerObject; } public class Consumer { private MyClass< Stack > obj; }

В этом случае определяется обобщенный тип Consumer , который содержит поле, основанное на другом обобщенном типе. При объявлении типа поля Consumer . obj тип MyClass остается открытым, пока кто-нибудь не объявит конструируемый тип на основе Consumer , тем самым создав закрытый тип для содержащегося в нем поля.

Обобщенные классы и структуры

До сих пор все приводимые примеры были обобщенными классами. Фактически, наиболее распространенные типы обобщенных объявлений, которые вы будете применять, будут обобщенными классами и структурами. Также до сих пор использовалась несколько небрежная терминология, но далее с ней будет наведено порядок.

Объявления всех обобщенных типов структур и классов следуют тем же самым правилам, что и обычные структуры и классы. Всякий раз, когда объявление класса содержит список параметров-типов, такой класс можно считать обобщенным типом.

Аналогично любое вложенное объявление класса, будь оно обобщенным или нет, которое находится внутри контекста обобщенного типа, само является обобщенным. Это связано с тем, что полностью квалифицированное имя включенного типа требует аргумента типа, чтобы полностью специфицировать вложенный тип.

Обобщенные типы перегружаются на основе количества аргументов в их списке параметров. Следующий пример иллюстрирует, что имеется в виду:

1 2 3 public class Container {} public class Container {} public class Container {}

Каждое из этих объявлений корректно в пределах одного и того же пространства имен. На основе идентификатора Container можно объявлять сколько угодно много обобщенных типов, пока они отличаются по количеству параметров типа. В пределах контекста показанных выше определений нельзя объявить другой тип по имени Container , даже несмотря на то, что в списке параметров указаны другие идентификаторы.

Правила перегрузки имен для обобщенных объявлений основаны на количестве параметров типа, а не на именах, назначенных их заполнителям.

Объявляя обобщенный тип, вы тем самым объявляете открытый тип. Он называется так потому, что полностью специфицированный тип еще не известен.

Объявляя другой тип на основе определения обобщенного, вы объявляете то, что называется конструируемым типом, как показано ниже:

1 2 3 4 5 public class MyClass { private Container fieldl; private Container field2; }

Оба поля в приведенном объявлении MyClass относятся к конструируемому типу, поскольку они объявляют новый тип на базе обобщенного типа Container . Тип Container является закрытым, поскольку все заданные аргументы типа сами являются закрытыми, т.е. он необобщенный.

Однако не каждый конструируемый тип является закрытым, fieldl является закрытым типом, в то время как field2 - открытым, поскольку его финальный тип должен быть определен во время выполнения на основе аргументов типа из MyClass .

В С# все идентификаторы объявлены и допустимы в пределах определенной области (контекста). В границах метода, например, любые локальные переменные, объявленные внутри фигурных скобок тела метода, доступны только в пределах этого метода. Аналогичные правила действуют по отношению к идентификаторам параметров-типов внутри обобщений. В предыдущем примере идентификатор Т действителен только в пределах области объявления класса.

Рассмотрим следующий пример вложенного класса:

1 2 3 4 5 public class MyClass { public class MyNestedClass { }

Идентификатор R действителен внутри контекста вложенного класса, и его нельзя использовать в объемлющем контексте объявления MyClass . Однако Т можно использовать во вложенном классе, поскольку вложенный класс определен внутри контекста, в котором идентификатор Т действителен. Обычно считается нежелательным скрывать идентификаторы внешних аргументов во вложенных контекстах, как и идентификаторы имен переменных внутри вложенных областей выполнения.

Например, попробуйте разобраться в показанном ниже запутанном коде:

Когда закрытый тип MyClass объявляется в Main, что это означает для вложенного типа? Ответ - ничего! Несмотря на то что объявление MyNestedClass использует тот же аргумент типа, оно не расширяется до такого:

MyNestedClass остается открытым, даже невзирая на то, что использует тот же идентификатор в своем списке параметров, что и содержащий его тип. На самом деле в фигурных скобках MyNestedClass внешний аргумент из MyClass скрыт от доступа идентификатором из внутреннего контекста.

Лучше объявить его так:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 public class MyClass { public class MyNestedClass { private T innerfieldl; private R innerfield2; } private Containter fieldl; static void Main() { MyClass closedTypelnstance = null; }

Теперь в области определения MyNestedClass доступны оба параметра - Т и R. Здесь следует отметить один момент: несмотря на то, что объявлена переменная закрытого типа MyClass , это не подразумевает, что объявлены какие-то закрытые типы от MyNestedClass .

Обобщенные структуры и классы подобно обычным структурам и классам могут содержать статические типы. Однако каждый закрытый тип, базирующийся на обобщенном типе, содержит собственные экземпляры этих статических типов. Если рассматривать каждый закрытый тип как отдельный конкретный тип, это имеет прямой смысл.

Например, если в MyClass объявлено статическое поле по имени MyValue, то закрытый тип MyClass имеет собственное статическое поле MyClass .MyValue, которое никак не связано со статическим полем MyClass .MyValue .

Следовательно, если требуется совместное использование статических данных в нескольких закрытых типах, которые основаны на одном и том же обобщенном типе, то это должно обеспечиваться другими средствами. Один из возможных приемов предполагает наличие отдельного, необобщенного типа, содержащего статические данные, на который ссылаются обобщенные типы.

Это обычно реализуется с помощью шаблона Singleton (Одиночка). Такую конструкцию можно также построить, создав обобщенный тип-наследник необобщенного типа и поместив совместно используемый статический член в необобщенный тип.

Имейте в виду, что обобщенные типы со статическими инициализаторами требуют, чтобы код инициализации запускался всякий раз, когда CLR создает закрытый тип на основе обобщенного. Сложные инициализаторы типов или статические конструкторы могут увеличить рабочий набор приложения, если на основе такого обобщенного типа создается слишком много закрытых типов.

Например, создание структуры данных значительных размеров в инициализаторе обобщенного типа может стать причиной существенного расхода памяти, если из такого обобщенного типа будет формироваться множество конкретных типов.

Обобщенные интерфейсы

Наряду с классами и структурами можно также создавать объявления обобщенных интерфейсов. Эта концепция является естественным развитием обобщений структур и классов. Разумеется, многие интерфейсы, объявленные в базовой библиотеке классов.NET 1.1, являются отличными кандидатами на замену их обобщенными версиями.

Блестящим примером послужит IEnumerable .

Обобщенные контейнеры создают гораздо более эффективный код, чем контейнеры необобщенные, если содержат элементы типов значений, поскольку они позволяют избежать излишней упаковки. Вполне естественно, что любой обобщенный перечислимый интерфейс должен иметь средства перечисления обобщенных элементов внутри себя.

Таким образом, IEnumerable существует, и любые перечислимые контейнеры, которые вы реализуете самостоятельно, должны реализовывать этот интерфейс. В качестве альтернативы их можно получить бесплатно, унаследовав пользовательский контейнер от Collection .

Собственные типы коллекций должны наследоваться от типа Collection из пространства имен System.Collections.ObjectModel . Другие типы, такие как List , не предназначены для наследования, а должны использоваться в качестве низкоуровневого механизма хранения.

В Collection реализованы защищенные виртуальные методы, которые можно переопределить для настройки его поведения, в то время как в List такая возможность отсутствует.

мыслительная операция, означающая переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, теорий, законов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБОБЩЕНИЕ

1) С т. зр. логики – построение (выведение) универсальных и экзистенциальных утверждений: а) в системах дедуктивной логики – на основе постулированных правил построения таких утверждений (правил вывода для кванторов общности и существования – т.н. О. переменных); в) в системах индуктивной логики на основе опытных (экспериментальных) данных ("данных эмпирич. свидетельств") – т.н. и н д у к т и в н ы е О. (см. Индукция, Логика индуктивная, Научная индукция, Неполная индукция, Популярная индукция). 2) С гносеологич. (и методологической) т. зр. О. – одно из важнейших средств науч. познания, процедура перехода на более высокий уровень абстракции на основе выявления (в рассматриваемой области предметов) общих для этих предметов признаков: свойств, отношений, тенденций развития и т.п. Наука, по существу, появляется тогда, когда "...в результате ряда усмотрений опыта установится один общий взгляд относительно сходных предметов" (Аристотель, Met. I 1, 1981 а 1 – в 13; рус. пер., М.–Л., 1934, с. 19). В зависимости от предметной области и задач исследования О. осуществляются на разных уровнях, в частности: 1) на уровне эмпирич. материала [оно включает обычно выработку понятия, отражающего сходство, общность, подобие и т.д., вообще к.-л. отношение между двумя или б?льшим количеством исследуемых предметов (явлений), и формулировку нек-рого принципа, объясняющего единым образом группу (или группы) наблюдаемых явлений или выявление закона, управляющего этой группой явлений ]; 2) на уровне уже выработанных понятий (см. Понятие); 3) на уровне "системы понятий" – теорий. В последнем случае О. тесно связано с понятиями группы преобразований и инвариантов. Напр., для классич. механики были справедливы т.н. галилеевы преобразования: длины и массы тел, интервалы времени оставались неизменными при переходе от одной системы отсчета к другой. Относительности теория применяет более общую группу – лоренцевы преобразования, устанавливая зависимость между пространством и временем. При таком О. прежние инварианты оказываются лишь частными проекциями, зависящими от системы отсчета; в качестве инвариантов берутся др. величины – максимальная длина, пространственно-временный интервал, минимальная масса. Т.о., обычно О. теории предполагает переход от одной группы преобразований к другой, более широкой. Лит.: Джевонс С., Основы науки, пер. с англ., СПБ, 1881, гл. 27; Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, ?., 1961, гл. 10. Ф. Лазарев. Калуга, М. Новоселов. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

1) Обобщение - (лат. generalisatio) - мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам (см.: Индуктивное обобщение). Путем индуктивного О. образуются не только понятия, но и суждения. Под аналитическими понимаются О., осуществляемые на основе анализа соответствующих языковых выражений, определений, применения правил дедукции и не требующие обращения к опыту. Примерами могут быть мысленные переходы от понятия "механическая форма движения материи" к понятию " форма движения материи", от суждения "Киты - млекопитающие" к суждению "Киты - позвоночные", от вопроса "Разрешима ли данная проблема в данном случае?" к вопросу "Разрешима ли данная проблема в общем случае?", от юридической нормы "кража запрещена" к норме "хищение запрещено". Под синтетическими (или индуктивными) понимаются О., связанные с изучением опытных данных. Они используются при формировании и развитии различных понятий, суждений (в том числе законов), научных теорий. В традиционной логике под О. понятия понимается переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия (переход от понятия "прямоугольный треугольник" к понятию "треугольник"). Противоположной О. является операция ограничения понятия. Большую роль в синтетических О. играет абстракция отождествления. Процесс О. широко используется при образовании понятий не только в научном познании, но и, напр., в процессе формирования художественных образов.

2) Обобщение - - выделение у ряда вещей общих свойств и отношений между ними (вещами и свойствами).

3) Обобщение - заключение от частного к общему. Обобщение – это индукция, т.е. заключение всегда будет гипотетическим. Оно предполагает абстрагирование от некоторых черт, которыми объекты отличаются друг от друга, поскольку мысль удерживает лишь черты, наличествующие во всех объектах. При научном исследовании обобщение очень плодотворно: оно позволяет перейти от наблюдения нескольких частных случаев к гипотезе о всеобщем законе. Однако следует остерегаться слишком поспешных обобщений: обобщение должно быть проверено приложением как можно к большему числу частных случаев.

4) Обобщение - - прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

5) Обобщение - Мысленный переход от отдельных фактов, событий к их совокупностям (классам), от одной мысли к другой - более общей.

6) Обобщение - - формулирование выводов, закономерностей и законов из фактов, анализов событий и явлений.

7) Обобщение - (от лат. generalisatio) мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (и н д у к тивное обобщение); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Производя соответствующие отвлечения, переходят от, допустим, геометрии Евклида к геометрии Лобачевского, а это означает, что обобщать можно как суждения, так и научные теории. Вырисовывается даже такая схема как результат процесса обобщения: единичное понятие - обобщенное понятие - суждение - закон науки - теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности. Противоположность обобщения - ограничение.

8) Обобщение - - логический процесс перехода от единичного к общему. от менее общего к более общему знанию (напр., переход от понятия “теплота” к понятию “ энергия ”, от геометрии Евклида к геометрии Лобачевского), а также результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее сущность. В формальной, логике под О. понятия понимают переход от видового к родовому понятию. При этом содержание - родового понятия оказывается уже, т. к. из него исключаются видовые признаки (Объем и содержание понятия). Так, при переходе от понятия “дуб” к понятию “ дерево ” отбрасываются признаки, специфические для дуба. Противоположным О. процессом является ограничение.

Обобщение

(лат. generalisatio) - мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном, заключенной в понятии, суждении, норме, гипотезе, вопросе и т. п., к мысли об общем; от мысли об общем к мыслям о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам (см.: Индуктивное обобщение). Путем индуктивного О. образуются не только понятия, но и суждения. Под аналитическими понимаются О., осуществляемые на основе анализа соответствующих языковых выражений, определений, применения правил дедукции и не требующие обращения к опыту. Примерами могут быть мысленные переходы от понятия "механическая форма движения материи" к понятию " форма движения материи", от суждения "Киты - млекопитающие" к суждению "Киты - позвоночные", от вопроса "Разрешима ли данная проблема в данном случае?" к вопросу "Разрешима ли данная проблема в общем случае?", от юридической нормы "кража запрещена" к норме "хищение запрещено". Под синтетическими (или индуктивными) понимаются О., связанные с изучением опытных данных. Они используются при формировании и развитии различных понятий, суждений (в том числе законов), научных теорий. В традиционной логике под О. понятия понимается переход от понятия меньшей общности к понятию большей общности путем отбрасывания признаков, принадлежащих только тем элементам, которые входят в объем обобщаемого понятия (переход от понятия "прямоугольный треугольник" к понятию "треугольник"). Противоположной О. является операция ограничения понятия. Большую роль в синтетических О. играет абстракция отождествления. Процесс О. широко используется при образовании понятий не только в научном познании, но и, напр., в процессе формирования художественных образов.

Выделение у ряда вещей общих свойств и отношений между ними (вещами и свойствами).

заключение от частного к общему. Обобщение – это индукция, т.е. заключение всегда будет гипотетическим. Оно предполагает абстрагирование от некоторых черт, которыми объекты отличаются друг от друга, поскольку мысль удерживает лишь черты, наличествующие во всех объектах. При научном исследовании обобщение очень плодотворно: оно позволяет перейти от наблюдения нескольких частных случаев к гипотезе о всеобщем законе. Однако следует остерегаться слишком поспешных обобщений: обобщение должно быть проверено приложением как можно к большему числу частных случаев.

Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Мысленный переход от отдельных фактов, событий к их совокупностям (классам), от одной мысли к другой - более общей.

Формулирование выводов, закономерностей и законов из фактов, анализов событий и явлений.

(от лат. generalisatio) мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (и н д у к тивное обобщение); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Производя соответствующие отвлечения, переходят от, допустим, геометрии Евклида к геометрии Лобачевского, а это означает, что обобщать можно как суждения, так и научные теории. Вырисовывается даже такая схема как результат процесса обобщения: единичное понятие - обобщенное понятие - суждение - закон науки - теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности. Противоположность обобщения - ограничение.

Логический процесс перехода от единичного к общему. от менее общего к более общему знанию (напр., переход от понятия “теплота” к понятию “ энергия ”, от геометрии Евклида к геометрии Лобачевского), а также результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее сущность. В формальной, логике под О. понятия понимают переход от видового к родовому понятию. При этом содержание - родового понятия оказывается уже, т. к. из него исключаются видовые признаки (Объем и содержание понятия). Так, при переходе от понятия “дуб” к понятию “ дерево ” отбрасываются признаки, специфические для дуба. Противоположным О. процессом является ограничение.