Зачем нужны поезда? «зачем нужны поезда? Зачем нужны поезда урок

МБОУ Островянская СОШ

учитель: Сергеева Л.М.

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

по УМК «Школа России»

Тема урока: « Зачем нужны поезда?»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Формировать у детей представление о поездах и железной дороге.

Задачи:

уточнить и систематизировать представления учащихся о назначении поездов; об устройстве железной дороги;

выполнять задания в группах на основании информации учебника

Планируемые результаты:

Предметные:

определять назначение поездов;

классифицировать поезда в зависимости от назначения;

знать устройство железной дороги

Личностные:

определять личностный смысл изучения темы урока;

проявлять целостное восприятие окружающего мира

Метапредметные :

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, оценивать свои достижения на уроке;

Коммуникативные : формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности,извлекать информацию из рисунка-схемы, проводить взаимопроверку;

Познавательные : развивать память, логическое мышление и речь, развивать познавательный интерес.

Оборудование: Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир 1 класс», компьютер, электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, презентация «Зачем нужны поезда?», песня «Мы едем, едем, едем…» видео «Российские железные дороги», детская железная дорога.

У детей: Учебники, листы-помощники, конверты с материалами из приложения, клей, светофоры, смайлы для рефлексии.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I . Организационный момент

У нас на уроке сегодня много гостей. Поздоровайтесь с ними и улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу – подарите хорошее настроение. Садитесь.

II. Мотивация к учебной деятельности.

Начинаем урок окружающего мира.

Как называется раздел, который мы изучаем?

Как вы думаете, сегодня на уроке вы узнаете что-то новое?

Вы готовы?

Я хочу пожелать вам удачи.

Девиз нашего урока:

III . Актуализация знаний

Итак, вместе с Муравьишкой и Мудрой Черепахой мы продолжаем открытие новых знаний.

Однажды, возвращаясь домой, Муравьишка услышал спор 2-х людей:

Возле сада 2 шофера

Увлеклись серьезным спором:

Чья машина всех новее,

Чья сильнее и быстрее,

Чья, как солнышко блестит

И, как перышко, летит…

Слушал, слушал Муравьишка этот спор и задумался:

« А зачем нужны автомобили?»

Давайте поможем Муравьишке Вопросику найти на него ответ!

1. Автомобиль является наземным видом транспорта.

2. Современный автомобиль заправляется углём.

3. Двигатель называют «сердцем автомобиля»

4. Автомобили с бензиновым двигателем сильно загрязняют воздух.

5. Маршрутное такси, автобус, троллейбус перевозят пассажиров.

6. Автомобиль - единственный транспорт, который может перевозить пассажиров и грузы.

Итак, мы выяснили, что кроме автомобиля и другие виды транспорта могут перевозить пассажиров и грузы.

Интересно узнать какие?

IV. Постановка учебной задачи.

1) – Однажды Муравьишка увидел интересную машину и сочинил про неё загадку. Попробуйте её отгадать:

Что за чудо? Вот машина!
Сто колёс! А где же шины?
По стальной дороге мчится.
Приглашает прокатиться
.

Желаете прокатиться? Сели ровно, поехали.

Какой это поезд?

А бывают ли настоящие поезда?

Кто видел поезда? Где?

А кто из вас путешествовал на поезде?

Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Ребята, скажите, пожалуйста, без чего мы не можем начать урок?

Откройте учебники с.62, найдите Муравьишку, поставьте вместе с ним учебную задачу урока.

V. Открытие нового знания.

Отгадайте загадки и вы узнаете, какие бывают поезда?

1) Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень часто в час любой

Провезу вас под землёй.

Подумайте, для чего нужны поезда метро?

В больших городах, в которых живёт больше миллиона человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают развозить людей по городу. Поэтому в крупных городах строят подземные железные дороги – метро. Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Светлые вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой. Строят метро на глубине 15–20 м, поэтому шум мчащихся машин никому не мешает. Станции метро в Москве и Санкт-Петербурге очень красивы и похожи на сказочные дворцы. К поездам метро людей доставляет движущаяся лестница – эскалатор.

2) Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровоза сестричка

Кто такая?

Предположите, для чего нужна электричка?

На электричке можно выехать за город, на небольшое расстояние от дома. Те, кто имеют дачи, часто пользуются этим видом транспорта. В состав электричек чаще всего входит 10 вагонов (их может быть от 4 до 12). Для машинистов в головных (концевых) вагонах оборудуются кабины с необходимой контрольной аппаратурой и устройствами управления.

3) Я зашёл в зелёный дом

Больше суток пробыл в нём

Оказался этот дом

В дальнем городе другом.

Подумайте, для чего нужен поезд дальнего следования?

В далекий город на электричке ехать неудобно. Ехать долго, а удобств нет, поэтому пассажиры покупают билеты на поезда дальнего следования. В поездах дальнего следования есть спальные места, туалеты, вагоны-рестораны. В каждом вагоне есть проводник, который обслуживает пассажиров своего вагона.

- Чтобы узнать название следующего поезда, вам нужно собрать мозаику.

4) Сам железный,

Путь железный,

Сам бежит

И груз полезный

По пятам за ним бежит,

И земля под ним дрожит.

Для чего нужны товарные поезда?

VI. Первичное закрепление.

1) Работа с текстом учебника

Давайте проверим, правильно ли мы определили назначение пассажирских поездов. Откройте учебники на с.90.

2) Работа с картинками поездов.

Посмотрите на фотографии (у детей картинка с изображением поездов) и скажите, на какие 2 группы мы можем разделить все поезда? Почему?

VII. Физминутка.

VIII. Продолжение работы по теме урока

1) Ответы на вопросы:

Ребята, ответьте на вопрос: на каком же поезде поедет Муравьишка на дачу?

На каком поезде Муравьишка поедет в музей?

Летом, возможно кто-то из вас поедет с родителями отдыхать к морю. На каком поезде вы отправитесь?

2) Работа в группах

Ребята, помогите Муравьишке Вопросику разобраться,

что приводит поезда в движение, кто управляет поездом и как устроена железная дорога?

Для чего нужен локомотив поезду?

А что такое вагон? Какие бывают вагоны?

3) Работа с раздаточным материалом: «Собери поезд»

(листы вывешиваются на доску.)

Возьмите картинки в конвертиках и соберите поезда.

Проверьте работу своих товарищей. Оцените работу с помощью «светофора».

Чем отличаются пассажирские поезда от товарных? (разные вагоны )

- Что представляет собой железная дорога?

(рельсы и шпалы)

Предположите, что такое рельсы, шпалы?

Найдите на листах - помощниках слова рельсы, шпалы. Рельс - это стальной узкий брус, по которому, катясь, движутся колеса вагонов.

Рельсы лежат на шпалах - деревянных или бетонных брусах, укладываемых поперек железнодорожного полотна. Они нужны для опоры рельсам.

3). Работа с учебником .

Рассмотрите схему на с. 91

Какие слова вы слышали и они вам понятны?

Какие слова вам непонятны? (Эстакада, туннель, шлагбаум)

4) Игра «Помоги Муравьишке вопросику исправить ошибки»

5). Работа с учебником. История железной дороги.

Мы с вами узнали о том, как устроены поезда и железная дорога, как они выглядят. А знаете ли вы, когда появилась первая железная дорога?

Давайте прочитаем текст на с.63. («Знаете ли вы, что….)

6). Рассказ учителя.

- Ребята, а интересно ли вам узнать, что из себя представляли предки современного поезда?

Сначала железная дорога появилась в городах в 17-18 в. Вагон по рельсам тянула лошадь, которой управлял кучер. Народ называл эту железную дорогу «конка».

В России первый паровоз был изобретен мастерами Черепановыми (отцом и сыном Ефимом и Мироном).

Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырех колесах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой груз тяжелее 3 тонн.

Железная дорога была построена в Нижнем Тагиле. Рельсы были проложены всего на 800 метров. Она была первой железной дорогой у нас в стране.

Такие поезда работали на железных дорогах вплоть до 50-х годов 20 столетия.

Самым знаменитым поездом в истории России стал поезд, который привёз солдат победителей из Германии в июне 1945 года в Москву.

Со временем стали строить железнодорожные пути по всей стране. Изменялись локомотивы и вагоны, усовершенствовались их механизмы. Одно из последних достижений высокоскоростной поезд «Сапсан», который перевозит людей между Москвой и Санкт-Петербургом.

7) Работа с учебником с.63

- Используя информацию, расскажите, что изображено на старинной картинке и современной фотографии.

IX . Рефлексия.

Какое задание больше всего понравилось на уроке?

Какое задание вызвало затруднения? Почему?

Что нового узнали на уроке?

Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?

X . Подведение итогов урока.

Ответили ли мы на главный вопрос урока: «Зачем нужны поезда?»

Какие открытия вы сделали на уроке?

Приветствуют гостей

Почему и зачем

Да

Всё получится!

Работают сигнальными светофорами

+

-

+

+

+

-

да

поезд

Исполняют песню «Мы едем, едем, едем…»

игрушечный

да

о поездах

без цели

чтение задачи с.62

поезд метро

ответы детей, выступление

электричка

ответы детей, выступление

Поезд дальнего следования

(перевозить людей на небольшие расстояния от города)

ответы детей, выступление

Работа в группах

Товарный поезд

Чтение текста

Работа в группе

1.наземный транспорт и подземный транспорт

2. грузовой и пассажирский

Ответы детей

(на электричке)

(поезд метро)

(поезд дальнего следования)

Это силач, который тянет за собой вагоны.

Пассажирские, грузовые

работа в группах на листах

Работа с листами - помощниками

Эстакада, туннель, шлагбаум

Чтение текста вслух с.63

Дети исправляют ошибки, 1 работает за компьютером с электронным приложением.

Тема: Зачем нужны поезда?

Цель. Познакомить детей с видами и назначением железнодорожного транспорта.

Оборудование: презентация, карточки.

Ход урока.

  1. Я люблю ходить вдвоем

В поле, в лес, на водоем,

Я люблю пускаться в путь

Не одна, а с кем – нибудь.

Я люблю кричать: «Гляди!

Посмотри! Постой-ка!

Видишь, речка впереди!

Лодок, лодок сколько!...»

И с обрыва, с высоты

Я зову: «Ау! Где ты?

Погляди с обрыва,

Как вокруг красиво!»

Ребята, а вы любите путешествовать?

Как вы думаете, зачем люди отправляются в путешествия?

Приходилось ли вам выезжать за пределы Воронежа?

На каком виде транспорта вы это делали?

Понравилось ли вам совершать путешествие на поезде?

Кто понял, о каком транспорте мы будем говорить на уроке?

Кто–то уже может назвать тему нашего урока?

Сегодня на уроке мы будем говорить о поездах и ответим на вопрос Муравьишки:

«Зачем нужны поезда?

Итак, отправляемся в путешествие по железной дороге.

(Отрывок из мультфильма)

(Слайд с составом поезда)

Рассмотрите наш поезд.

О нем говорят:

Земля дрожит, силач бежит;

Тянет он за собой

Хвост огромный стальной.

Что же это за силач? (Локомотив)

Локомотив – это машина, движущаяся по рельсам и предназначенная для тяги прицепленных к ней вагонов.

А что же за хвост везет локомотив? (Это вагоны)

Вагон - транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.

Кто может сказать из чего состоит поезд? (Из локомотива и вагонов?

Как называется этот поезд? (Пассажирский или поезд дальнего следования?)

Куда на нем можно отправиться на таком поезде?

(В дальний город)

Кто ездил на таких поездах?

Что необходимо сделать заранее, чтобы стать пассажиром?

(Выбрать маршрут. Купить билет.)

Вот маршрут выбран, билет куплен. Настал день отправления. Куда мы приходим, чтобы сесть в поезд? (На вокзал).

Есть ли в нашем городе Воронеже железнодорожный вокзал?

(Да)

(Фото вокзала)

Мы подходим к нужному нам вагону, и кто нас встречает у вагона?

(Проводник)

В каждом вагоне есть проводник, который обслуживает пассажиров своего вагона.

Давайте немного поиграем.

Слайд (пассажир показывает билет проводнику). Озвучьте фотографию.

Что говорит проводник, а что пассажир?

Итак, мы садимся в поезд и отправляемся в дорогу. Я очень люблю смотреть в окно поезда.

А кто из вас любит смотреть в окно?

Когда поезд движется - в окне всё постоянно меняется. Меняются сочетания перелесков, домов, дорог, проезжающих мимо автомобилей, солнца и облаков. И меняется всё очень стремительно. Как будто ты смотришь в постоянно вращающийся калейдоскоп.(Видео из мультика)

Но самое интересное в дороге, как мне кажется - это закат. Вы хотя бы раз наблюдали в поезде закат?

Расскажите.

Фото заката

Ну как? Правда, красиво?

Физкультминутка.

На дальние расстояния мы отправляемся в поездах дальнего следования,

а на каком пассажирском поезде можно добраться на близкое расстояние от города?

(на электричке)Слайд.

Чем отличается поезд дальнего следования от электрички?

(В поезде дальнего следования есть спальные места, туалеты, вагоны, рестораны)

На каком пассажирском поезде можно доехать из одного района города в другой?

(На метро)Слайд.

Где ездят поезда метро?

(В подземных коридорах, туннелях).

Назначение поездов.

Электричка. – для перевоза людей на ближние расстояния от города;

Поезд метро – Для перевозки пассажиров под землей из одного района города в другой

Скоростной поезд – для перевозки пассажиров на дальние расстояния из одного города в другой.

А какой нам нужен поезд, если мы переезжаем в другой город и перевозим вещи из своего дома?

(Товарный поезд)

А какие поезда ходят между Москвой и Санкт – Петербургом?

(Скоростные поезда «Сапсаны»)

Мы знаем, что поезда движутся по железной дороге, а как она устроена?

(Заслушиваются ответы детей)

А кто руководит движением поездов на каждом участке дороги?

(Дежурный диспетчер)

Он отвечает за выполнение расписания и безопасность движения.

А вы, ребята хотите сами побывать в роли дежурного диспетчера?

Тогда нам самое время отправиться в школу № 40.

Там есть замечательный тренажер, где можно увидеть и устройство железной дороги и даже самим отправить поезд с одной станции на другую.

Показ слайдов.

Рассмотрите рисунок и скажите:

Какие слова вам понятны?

Какие нужно объяснить?

Но теперь вернемся к главному вопросу: «Зачем нужны поезда?»

Ребята, вы любите сказки?

В последнее время мне очень нравится писать сказки. В сказках самая необузданная фантазия. И нет ничего проще, чем писать сказки. Вы берете ручку и лист бумаги - или садитесь за клавиатуру компьютера и – пишите.

Вы в поезде.

Перед вами сказочный и фантастический закат. Закат и люди, которые не хотят на него смотреть. И вам хочется… Вам хочется… Написать такую сказку, чтобы они никогда не пропускали ни одного заката.

Отрывок из мультика (А если вы попустите закат… и т д.)

Понравился ли вам урок? Если понравился, нарисуйте поезду улыбку, а если нет – покажите, что он грустит. Урок окончен.


Конспект урока окружающего мира в 1 классе по УМК «Школа России» Тема урока: « Зачем нужны поезда?» Тип урока: изучение нового материала. Цель: Формировать у детей представление о поездах и железной дороге. Задачи: уточнить и систематизировать представления учащихся о назначении поездов; об устройстве железной дороги; выполнять задания в группах на основании информации учебника Планируемые результаты: Предметные: определять назначение поездов; классифицировать поезда в зависимости от назначения; знать устройство железной дороги Личностные: определять личностный смысл изучения темы урока; проявлять целостное восприятие окружающего мира Метапредметные: Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, оценивать свои достижения на уроке; Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности,извлекать информацию из рисунка­схемы, проводить взаимопроверку; Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь, развивать познавательный интерес. Оборудование: Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир 1 класс», компьютер, электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, презентация «Зачем нужны поезда?», песня «Мы едем, едем, едем…» видео «Российские железные дороги», детская железная дорога.

У детей: Учебники, листы­помощники, конверты с материалами из приложения, клей, светофоры, смайлы для рефлексии. Деятельность учителя Деятельность учащихся I. Организационный момент – У нас на уроке сегодня много гостей. Поздоровайтесь с ними и улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу – подарите хорошее настроение. Садитесь. II. Мотивация к учебной деятельности. – Начинаем урок окружающего мира. – Как называется раздел, который мы изучаем? – Как вы думаете, сегодня на уроке вы узнаете что­то новое? ­ Вы готовы? – Я хочу пожелать вам удачи. Девиз нашего урока: III. Актуализация знаний Итак, вместе с Муравьишкой и Мудрой Черепахой мы продолжаем открытие новых знаний. ­ Однажды, возвращаясь домой, Муравьишка услышал спор 2­х людей: Возле сада 2 шофера Увлеклись серьезным спором: Чья машина всех новее, Чья сильнее и быстрее, Чья, как солнышко блестит И, как перышко, летит… ­Слушал, слушал Муравьишка этот спор и задумался: « А зачем нужны автомобили?» ­Давайте поможем Муравьишке Вопросику найти на него ответ! 1. Автомобиль является наземным видом транспорта. 2. Современный автомобиль заправляется углём. 3. Двигатель называют «сердцем автомобиля» 4. Автомобили с бензиновым двигателем сильно Приветствуют гостей Почему и зачем Да Всё получится! Работают сигнальными светофорами

+ ­ + + + ­ да загрязняют воздух. 5. Маршрутное такси, автобус, троллейбус перевозят пассажиров. 6. Автомобиль ­ единственный транспорт, который может перевозить пассажиров и грузы. Итак, мы выяснили, что кроме автомобиля и другие виды транспорта могут перевозить пассажиров и грузы. Интересно узнать какие? IV. Постановка учебной задачи. 1) – Однажды Муравьишка увидел интересную машину и сочинил про неё загадку. Попробуйте её отгадать: Что за чудо? Вот машина! Сто колёс! А где же шины? По стальной дороге мчится. Приглашает прокатиться. ­ Желаете прокатиться? Сели ровно, поехали. ­ Какой это поезд? ­ А бывают ли настоящие поезда? – Кто видел поезда? Где? – А кто из вас путешествовал на поезде? поезд – Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? ­Ребята, скажите, пожалуйста, без чего мы не можем начать урок? ­ Откройте учебники с.62, найдите Муравьишку, поставьте вместе с ним учебную задачу урока. V. Открытие нового знания. Отгадайте загадки и вы узнаете, какие бывают поезда? 1) Я в любое время года И в любую непогоду Очень часто в час любой Провезу вас под землёй. ­ Подумайте, для чего нужны поезда метро? Исполняют песню «Мы едем, едем, едем…» игрушечный да о поездах без цели чтение задачи с.62 В больших городах, в которых живёт больше миллиона человек, троллейбусы, автобусы и трамваи не успевают развозить людей по городу. Поэтому в крупных городах

строят подземные железные дороги – метро. Метро намного удобнее других видов городского транспорта. Светлые вместительные вагоны за короткое время доставляют пассажиров из одного конца города в другой. Строят метро на глубине 15–20 м, поэтому шум мчащихся машин никому не мешает. Станции метро в Москве и Санкт­Петербурге очень красивы и похожи на сказочные дворцы. К поездам метро людей доставляет движущаяся лестница – эскалатор. 2) Мимо рощи, мимо яра Мчит без дыма, мчит без пара Паровоза сестричка Кто такая? ­ Предположите, для чего нужна электричка? На электричке можно выехать за город, на небольшое расстояние от дома. Те, кто имеют дачи, часто пользуются этим видом транспорта. В состав электричек чаще всего входит 10 вагонов (их может быть от 4 до 12). Для машинистов в головных (концевых) вагонах оборудуются кабины с необходимой контрольной аппаратурой и устройствами управления. 3) Я зашёл в зелёный дом Больше суток пробыл в нём Оказался этот дом В дальнем городе другом. ­ Подумайте, для чего нужен поезд дальнего следования? В далекий город на электричке ехать неудобно. Ехать долго, а удобств нет, поэтому пассажиры покупают билеты на поезда дальнего следования. В поездах дальнего следования есть спальные места, туалеты, вагоны-рестораны. В каждом вагоне есть проводник, который обслуживает пассажиров своего вагона. ­ Чтобы узнать название следующего поезда, вам нужно поезд метро ответы детей, выступление электричка ответы детей, выступление

собрать мозаику. 4) Сам железный, Путь железный, Сам бежит И груз полезный По пятам за ним бежит, И земля под ним дрожит. ­Для чего нужны товарные поезда? VI. Первичное закрепление. 1) Работа с текстом учебника – Давайте проверим, правильно ли мы определили назначение пассажирских поездов. Откройте учебники на с.90. 2) Работа с картинками поездов. – Посмотрите на фотографии (у детей картинка с изображением поездов) и скажите, на какие 2 группы мы можем разделить все поезда? Почему? VII. Физминутка. VIII. Продолжение работы по теме урока 1) Ответы на вопросы: – Ребята, ответьте на вопрос: на каком же поезде поедет Муравьишка на дачу? – На каком поезде Муравьишка поедет в музей? – Летом, возможно кто­то из вас поедет с родителями отдыхать к морю. На каком поезде вы отправитесь? 2) Работа в группах ­Ребята, помогите Муравьишке Вопросику разобраться, что приводит поезда в движение, кто управляет поездом и как устроена железная дорога? ­ Для чего нужен локомотив поезду? ­ А что такое вагон? Какие бывают вагоны? 3) Работа с раздаточным материалом: «Собери поезд» Поезд дальнего следования (перевозить людей на небольшие расстояния от города) ответы детей, выступление Работа в группах Товарный поезд Чтение текста Работа в группе 1.наземный транспорт и подземный транспорт 2. грузовой и пассажирский Ответы детей

(листы вывешиваются на доску.) – Возьмите картинки в конвертиках и соберите поезда. Проверьте работу своих товарищей. Оцените работу с помощью «светофора». – Чем отличаются пассажирские поезда от товарных? (разные вагоны) (на электричке) (поезд метро) (поезд дальнего следования) ­ Что представляет собой железная дорога? (рельсы и шпалы) ­ Предположите, что такое рельсы, шпалы? Найдите на листах ­ помощниках слова рельсы, шпалы. Рельс - это стальной узкий брус, по которому, катясь, движутся колеса вагонов. Рельсы лежат на шпалах - деревянных или бетонных брусах, укладываемых поперек железнодорожного полотна. Они нужны для опоры рельсам. 3). Работа с учебником. – Рассмотрите схему на с. 91 ­ Какие слова вы слышали и они вам понятны? – Какие слова вам непонятны? (Эстакада, туннель, шлагбаум) 4) Игра «Помоги Муравьишке вопросику исправить ошибки» 5). Работа с учебником. История железной дороги. – Мы с вами узнали о том, как устроены поезда и железная дорога, как они выглядят. А знаете ли вы, когда появилась первая железная дорога? – Давайте прочитаем текст на с.63. («Знаете ли вы, что….) 6). Рассказ учителя. ­ Ребята, а интересно ли вам узнать, что из себя представляли предки современного поезда? Сначала железная дорога появилась в городах в 17­18 в. Это силач, который тянет за собой вагоны. Пассажирские, грузовые работа в группах на листах Работа с листами ­ помощниками Эстакада, туннель, шлагбаум Чтение текста вслух с.63

Дети исправляют ошибки, 1 работает за компьютером с электронным приложением. Вагон по рельсам тянула лошадь, которой управлял кучер. Народ называл эту железную дорогу «конка». – В России первый паровоз был изобретен мастерами Черепановыми (отцом и сыном Ефимом и Мироном). Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырех колесах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой груз тяжелее 3 тонн. Железная дорога была построена в Нижнем Тагиле. Рельсы были проложены всего на 800 метров. Она была первой железной дорогой у нас в стране. Такие поезда работали на железных дорогах вплоть до 50­х годов 20 столетия. Самым знаменитым поездом в истории России стал поезд, который привёз солдат победителей из Германии в июне 1945 года в Москву. В этом году 9 мая мы отмечаем 70 – летие Великой Победы. Со временем стали строить железнодорожные пути по всей стране. Изменялись локомотивы и вагоны, усовершенствовались их механизмы. Одно из последних достижений высокоскоростной поезд «Сапсан», который перевозит людей между Москвой и Санкт­Петербургом. 7) Работа с учебником с.63 ­ Используя информацию, расскажите, что изображено на старинной картинке и современной фотографии. IX. Рефлексия. Какое задание больше всего понравилось на уроке? Какое задание вызвало затруднения? Почему? Что нового узнали на уроке? Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания? (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216)

Зачем нужны поезда?

Поезда на железных дорогах движутся по гладким металлическим рельсам, более удобным, чем обычные дороги. Для передвижения вагонов с пассажирами или грузами используются локомотивы (двигатели на колесах). Один локомотив способен тянуть состав, весящий многие тысячи тонн.
Пригородные поезда перевозят большое число пассажиров на работу и с работы. В Европе и Японии широкое распространение получили скоростные поезда, скорость которых - около 300км/ч.

Скоростной поезд


Товарные поезда перевозят грузы. Они приспособлены для перевозки различных материалов, в частности нефти, химикатов и др. Длина некоторых товарных составов достигает 500 метров, и для их перемещения порой требуется несколько локомотивов. Один из самых длинных товарных поездов был сделан в Южной Африке. Он состоял из 660 вагонов, занимавших в длину 7км.
Прежде чем отправить в дорогу товарные поезда, на сортировочных станциях формируют длинные составы. Здесь объединяют вагоны с грузами, идущие в разные пункты назначения. Вагоны классифицируются, дальше их распределяют на различные пути. Там они ждут, когда их прицепят к локомотиву.

Вагоны пассажирского поезда

Вагоны товарного поезда

Наиболее долгий путь, который можно проделать на одном поезде, проходит через всю Россию, самую большую страну мира. Транссибирская магистраль начинается в столице России Москве, пересекает просторы сибирской равнины и достигает Владивостока, расположенного на берегу Тихого океана. Линия покрывает около 9300 км только по российской территории. Одно ответвление соединяет Москву со столицей Китая Пекином. Первые путешествия на паровозах по Транссибирской магистрали продолжались в течение минимум двух недель. Сегодня поездка из Москвы во Владивосток на электровозах и дизельных локомотивах занимает шесть с половиной дней.

В будущем поезда смогут использовать явление магнитной левитации. Поезда магнитопланы не касаются рельс. Они двигаются по магнитному полю, поэтому практически не издают никаких шумов. Уже запущено несколько таких машин. Поезда на магнитной подвеске в Германии и Японии развивали скорость около 500 км/ч.

получится!

Автомобиль является наземным видом транспорта.

  • Автомобиль является наземным видом транспорта.
  • Современный автомобиль заправляется углём.
  • Двигатель называют «сердцем» автомобиля.
  • Автомобили с бензиновым двигателем сильно загрязняют воздух.
  • Маршрутное такси, автобус, троллейбус перевозят пассажиров.
  • Автомобиль – единственный транспорт, который может перевозить пассажиров и грузы.

Однажды я увидел интересную машину и сочинил про неё загадку. Попробуйте её отгадать.

Что за чудо? Вот машина! Сто колес! А где же шины? По стальной дороге мчится, Приглашает прокатиться.

Зачем нужны поезда?

Цель: познакомить с назначением поездов (метро, электричка, поезд дальнего следования, товарный поезд) и устройством железных дорог.

Я в любое время года И в любую непогоду Очень часто, в час любой Провезу вас под землей.

Первая внеуличная железная дорога длиной 3,6 километра была построена в Лондоне в 1860 - 1863 годах.

Строительство метро в нашей стране началось в 1932 году. Первую линию метрополитена открыли в 1935 году. Она имела 3 станции.

Мимо рощи, мимо яра Мчит без дыма, мчит без пара Паровозова сестричка. Кто такая?…

Электричка

Я зашел в зеленый дом, Больше суток пробыл в нем. Оказался этот дом В дальнем городе другом.

Поезд дальнего следования

Сам железный, Путь железный, Сам бежит, И груз полезный По пятам за ним бежит, И земля под ним дрожит.

Товарный поезд

Правильно ли мы определили назначение пассажирских поездов.

Работа с учебником с.90.

Что приводит поезда в движение и как устроена железная дорога?

Локомотив

Локомотив – это машина, которая движется по рельсам, предназначена для тяги прицепленных к ней вагонов.

Вагон – транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.

Собери поезд

ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ПОЕЗД

ЭСТАКАДА

ЛОКОМОТИВ

ШЛАГБАУМ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПЕРЕЕЗД

Рельсы лежат на шпалах - деревянных брусах, укладываемых поперек железнодорожного полотна. Они нужны для опоры рельсам.

Рельс - это стальной узкий брус, по которому, катясь, движутся колеса вагонов.

ЭСТАКАДА – строительное сооружение в виде моста, служащее для поднятия вверх путей сообщения, для перехода или переезда через путь. ТУННЕЛЬ – сооружение в виде сквозного коридора, прохода под землёй или в горах. ШЛАГБАУМ – подвижная перекладина, при помощи которой открывают и закрывают путь на железнодорожных переездах. Железнодорожный переезд

Мы с вами узнали о том, как устроены поезд и железная дорога, как они выглядят. А что из себя представляли предки современного поезда?

Чтение текста «Знаете ли вы, что…»

Сначала железная дорога появилась в городах в 17-18 в. Вагон по рельсам тянула лошадь, которой управлял кучер. Народ называл эту железную дорогу «конка».

В России первый паровоз был изобретен мастерами Черепановыми (отцом и сыном Ефимом и Мироном) в 1934 г.

Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырех колесах и с трубой, длинной, как шея жирафа.

Но ходили они по рельсам

очень проворно и могли тащить за

собой груз тяжелее 3 тонн.

Железная дорога была построена в Нижнем Тагиле.

Рельсы были проложены всего на 800 метров.

Она была первой железной дорогой у нас в стране.

Такие поезда работали на железных дорогах вплоть до 50-х годов 20 столетия.

ПОЕЗД ПОБЕДЫ 1945 Г.

Со временем стали строить железнодорожные пути по всей стране. Изменялись локомотивы и вагоны, усовершенствовались их механизмы. Одно из последних достижений высокоскоростной поезд «Сапсан», который перевозит людей между Москвой и Санкт-Петербургом.

  • Зачем люди создают поезда?
  • Какие бывают поезда?
  • Как устроена железная дорога?