Как продать без ндс. Когда можно безопасно cэкономить на НДС в торговле. Отражение в учете товаров по продажным ценам

Товары без НДС и с НДС в рознице учитываются на счете 41. При этом обычно учет товаров без НДС и с налогом ведется по цене реализации, что необходимо закрепить в учетной политике торговой компании.

Особенности учета товаров в рознице и опте

Порядок учета товаров в торговле осуществляется в соответствии с нормами ПБУ 5/01, которое утверждено приказом Минфина от 09.06.2001 № 44н. Товары, приобретенные для продажи, оцениваются по фактической себестоимости. При этом в розничной торговле товары могут оцениваться по продажным ценам, то есть по фактической себестоимости, увеличенной на установленную наценку. Ведется учет поступающих товаров без НДС , поскольку в фактическую себестоимость «входной» НДС, как правило, не включается, за исключением тех случаев, когда налог не является возмещаемым (пункты 6 и 13 ПБУ 5/01).

Что касается учета товаров, отпущенных покупателям, то их учет производится одним из трех методов: по себестоимости единицы, по средней себестоимости товаров без НДС , по методу ФИФО (первый по приходу - первый на выбытие). При этом выбранный торговым предприятием метод оценки выбывающих товаров обязательно фиксируется в его учетной политике.

В основном учет как приобретаемых товаров без НДС и с учетом налога, так и выбывших товаров ведется в количественно-денежном варианте. Но если торговое предприятие не в состоянии организовать количественный учет поступления и выбытия всех своих товаров (например, если нет должного уровня автоматизации учета), тогда оно может вести стоимостную схему учета товаров. Стоимостная схема учета товаров предполагает ведение бухгалтерского учета товаров только в денежном выражении, количественный учет при этом ведется обособлено в месте отпуска товаров.

Кроме того, при приеме товаров на учет имеет значение, является ли торговая компания плательщиком налога на добавленную стоимость. Так, если компания выбрала упрощенную форму налогообложения со ставкой 6%, то для нее из суммы поступающих товаров с НДС сумма налога отдельно не выделяется, а учитывается в общей цене товара на счете 41/2. А если компания начисляет и уплачивает НДС или выбрала УСН со ставкой 15% (использует формулу «доходы минус расходы»), то приходуется товар без НДС на счет 41/1, а сам налог «собирается» на счете 19.

Причем важно, чтобы сумма НДС была выделена на приходных первичных документах отдельной строкой. Если этого не было произведено, то сумма налога не выделяется и товар ставится на учет по полной стоимости.

Отражение в учете товаров по покупной стоимости

По цене приобретения учитываются товары без НДС (Дт 41/1 Кт 60), а НДС «собирается» на отдельном счете (Дт 19 Кт 60). Финансовый итог торговой деятельности рассчитывается по окончании налогового периода. При этом делается проводка Дт 62 Кт 90/1 на сумму товаров по продажной цене с учетом НДС. Сумма НДС отражается Дт 90/3 Кт 68, а проводкой Дт 90/2 Кт 41/1 оформляется списание товаров по фактической себестоимости, при этом фактическая себестоимость списания определяется тем методом, который организация выбрала и закрепила в своей учетной политике.

Отражение в учете товаров по продажным ценам

Метод учета товаров по продажной стоимости (т.е. с учетом наценки) используется в розничной торговле чаще всего. При этом продажная цена формируется путем добавления к фактической себестоимости товаров без НДС торговой наценки (в т.ч. НДС, если торговое предприятие является плательщиком налога на добавленную стоимость). НДС может быть учтен в фактической себестоимости только в том случае, если он является невозмещаемым налогом. Например, как при 6% УСН.

При приемке товаров сразу же к их стоимости добавляется торговая наценка, далее они отображаются на счете 41/2 (Дт 41/2 Кт 42). Учет выручки от продаж (списание товаров) ведется по мере передачи товаров покупателям и оформления им расчетных документов (кассового или товарного чека).

Любому торговому предприятию необходимо предусмотреть в своей учетной политике способ формирования продажной цены. Если учет списания товаров ведется по продажной цене, то в ней необходимо закрепить способ формирования торговой наценки, которая добавляется при приемке товара к цене приобретения для формирования цены продажи.

Расчет дохода с учетом торговой наценки

Прибыль от продажи товаров вычисляется как разница величины торговой наценки, относящейся к реализованным товарам, и затрат (издержек обращения, которые относятся именно к продаваемым товарам). При этом торговая наценка, относящаяся к реализованным товарам, при количественно-стоимостной схеме учета определяется по каждой товарной позиции.

Торговая наценка, относящаяся к реализованным товарам, при стоимостной схеме учета товаров может быть определена четырьмя способами, в зависимости от того, какой способ расчета торговой наценки был взят за основу. Выбранный способ отражается в учетной политике предприятия.

Итак, выделяют 4 способа расчета:

  • по общему объему выручки (товарооборота) от реализации;
  • по ассортименту товарооборота;
  • по ассортименту товарных остатков;
  • по методу среднего расчетного процента.

Метод расчета по всему объему выручки (товарообороту) используется в случаях, когда на все оприходованные товары без НДС (и с НДС) устанавливается одинаковый процент наценки:

ТНР = Н / (100 + Н)

ТНР - расчетная торговая наценка;

Н - торговая наценка в %.

Формула расчета торговой наценки, относящейся к реализованным товарам по этому способу, выглядит так:

В = Р * ТНР / 100

Р - это общий расчетный товарооборот (т.е. выручка от реализации товаров, учитываемых по продажным ценам).

В - это реализованная торговая наценка.

Метод расчета наценки по ассортименту товарооборота применяется, когда предприятие продает товары с различной торговой наценкой, но ведет учет выручки по группам товаров с идентичной торговой наценкой:

В = (Р1 * ТНР1 + Р2 * ТНР2 + ... + Рn * ТНРn) / 100,

Р1, Р2, ... Рn - это товарооборот (выручка) по разным группам товаров;

ТНР1, ТНР2, ... ТНРn - расчетная торговая наценка каждой группы товаров.

Метод расчета по ассортименту товарных остатков используется торговыми предприятиями при проведении инвентаризации товаров в конце отчетного периода:

В = ТНРн + ТНРп - ТНРв - ТНРк

ТНРн - начальное сальдо на сч. 42;

ТНРп - оборот по кредиту по ст. 42;

ТНРв - оборот по дебету по ст. 42;

ТНРк - сальдо на конец отчетного периода на ст. 42.

Этот показатель рассчитывается по данным инвентаризации:

ТНРк = (ОТ * Н) / (100 + Н)

ОТ - остаток товаров в продажных ценах на конец отчетного периода;

Н - торговая наценка в процентах.

Метод среднего расчетного процента используется в случаях, когда товары продаются с разными процентами наценки. Этот способ самый распространенный из-за своей простоты. Но его основным недостатком является неточность расчетов.

Сначала подсчитывается средний процент наценки (П), он равен:

П = (Нн + Нп - Нв) / (Р + От) * 100%

Нн - наценка на начало;

Нп - наценка поступления;

Нв - наценка выбытия;

Р - общий расчетный товарооборот (т.е. выручка от реализации товаров, учитываемых по продажным ценам);

От - остаток товаров.

Определяем валовой доход (В):

В = Р * П / 100.

Итоги

В оптовой торговле, а также в розничных точках продаж, где организован автоматизированный учет, товары учитываются в количественно-стоимостном выражении. При невозможности организовать количественно-стоимостную схему учета, в бухгалтерии осуществляется стоимостной учет товаров, а в местах их отпуска - количественный.

Как в оптовой, так и розничной торговле учет приобретаемых для перепродажи товаров осуществляется по фактической себестоимости. В розничной торговле при формировании продажной цены к себестоимости товаров без НДС добавляется торговая наценка.

Выбранный способ оценки приобретаемых товаров должен быть отражен в учетной политике.

При этом учет «входного» НДС и налога, включаемого в продажную стоимость товаров (торговую наценку), будет вестись отдельно налогоплательщиками, за исключением тех, кто находится на УСН (6%).

Торговые предприятия выбирают подходящий им способ учета товаров по выбытию. Кроме того, при осуществлении розничной торговли они могут подобрать способ расчета торговой наценки, если решили вести учет по продажной цене. Все эти моменты предприятие должно указать в своей учетной политике. При этом выбранный способ оценки товаров при выбытии должен применяться на протяжении всего отчетного года.

Прибыль торговых организаций вычисляется как разница между величиной торговой наценки и накладными расходами, которые несет торговая точка при реализации товаров.

Основная идея схемы - плательщик НДС продает товары как комиссионер по договору с комитентом - неплательщиком НДС, как правило, применяющим упрощенку (Пункт 2 ст. 346.11 НК РФ). Большая часть прибыли от сделки остается у комитента, комиссионер получает лишь незначительное вознаграждение. Только с этой суммы и уплачивается НДС (Пункт 1 ст. 156 НК РФ). В то же время комиссионер с НДС на всю стоимость товаров (Пункты 1, 3 ст. 168 НК РФ). Да-да, на всю стоимость товаров. Как он это обосновывает, мы расскажем дальше. В результате покупатели не теряют вычеты по НДС, что было бы невозможно, если бы продавец сам перешел на упрощенку или если бы комитент продавал товары непосредственно покупателям.
Например, раньше компания покупала товар у поставщика за 118 000 руб. с НДС и продавала за 177 000 руб. тоже с НДС. В бюджет ей приходилось платить НДС в сумме 9000 руб.

Теперь товар у поставщика за 118 000 руб. приобретает компания на УСНО, а затем продает через комиссионера за те же 177 000 руб. Комиссионер удерживает из выручки вознаграждение, скажем - 1180 руб., и платит с него НДС в бюджет в сумме 180 руб. (Пункт 1 ст. 156 НК РФ).


Выгода очевидна - вместо 9000 руб. в бюджет нужно заплатить только 180 руб. Плюс схема позволяет экономить не только на НДС, но и на налоге на прибыль. Поскольку комитент занимается торговлей, ему стоит выбрать упрощенку с объектом "доходы минус расходы". Тогда с большей части прибыли от продажи товаров нужно будет платить упрощенный аналог налога на прибыль по ставке не 20%, а 15% или еще меньше, если в вашем регионе действуют пониженные ставки (Пункт 1 ст. 284, п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Правда, будут и дополнительные затраты, но небольшие. Деньги придется потратить на создание компании-комитента и поддержку ее существования.
Если поставщик не захочет работать с незнакомой компанией, да еще и на упрощенке, покупать товары также можно по договору комиссии с тем же комитентом. Тогда ни о каких изменениях не узнает не только покупатель, но и поставщик.

Примечание
Аналогичную схему предлагают использовать и для искусственного создания вычетов в тех случаях, когда вы покупаете товары у неплательщиков НДС, но сами платите этот налог. Но здесь потребуются уже две дополнительные компании. Одна - на упрощенке, вторая - на общем режиме. Первая закупает товары у ваших поставщиков и передает их на реализацию по договору комиссии второй компании. Та в свою очередь продает эти товары вам, выставляя счета-фактуры с НДС на всю стоимость товаров. В результате вы получаете , хотя, по сути, закупаете товары у компании на упрощенке.

Как видим, сэкономить на НДС с помощью этой схемы можно неплохо. Осталось выяснить, насколько она безопасна.

Формальные основания

Если буквально толковать НК, можно утверждать, что ни один из участников схемы закон не нарушает. Смотрите сами.
Покупатель принимает налог к вычету, потому что у него есть счет-фактура, а товар принят к учету, то есть все условия для вычета выполнены (Пункт 1 ст. 172 НК РФ). О том, что продавец действует по договору комиссии, покупатель знать не обязан. Да никто и не запрещает ему принимать к вычету НДС по счетам-фактурам комиссионера.
Комиссионер формально также ничего не нарушает. В НК прямо сказано, что при продаже товара налогоплательщик должен предъявить к оплате покупателю сумму НДС, соответствующую стоимости товара, и выставить на эту сумму счет-фактуру (Пункты 1, 3 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ). Комиссионер эти правила должен выполнять, поскольку, во-первых, он плательщик НДС, а во-вторых, продает товар покупателю именно он, а не комитент (Пункт 1 ст. 990 ГК РФ).
Конечно, с налоговой точки зрения реализация, то есть переход права собственности на товары (Пункт 1 ст. 39 НК РФ) происходит от комитента к покупателю. И по идее, именно комитент должен предъявлять покупателю НДС к оплате. Но, поскольку сделать это невозможно, а никаких особых правил для комиссионной торговли НК не предусмотрено, счета-фактуры покупателям выставляют комиссионеры (Пункт 24 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914; п. 1 Письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/85@). А комиссионер не обязан знать, какую систему налогообложения применяет его комитент. В то же время платить НДС с выручки от продажи товара комиссионер не может - он должен перечислить всю выручку комитенту (Пункт 1 ст. 996 ГК РФ), удержав только свое вознаграждение.
Но и комитент не должен платить НДС, поскольку не является плательщиком этого налога. Правило о том, что упрощенцы и другие неплательщики НДС, выставившие счета-фактуры с НДС, должны уплатить в бюджет указанную в них сумму налога (Подпункт 1 п. 5 ст. 173 НК РФ), здесь тоже не работает. Ведь комитент сам никому счета-фактуры не выставлял.
Как видим, привлекать к ответственности кого-либо из участников схемы не за что. Более того, нет оснований и доначислить им налоги. Но все это только в теории. На практике, как известно, формальное соблюдение закона уже давно не гарантирует налоговой безопасности. И компания, решившая воспользоваться такой схемой, вряд ли пройдет налоговую проверку.

Реальные последствия

Даже беглого взгляда на схему достаточно, чтобы понять, что покупатель товаров принимает к вычету НДС, предъявленный ему комиссионером, но большую часть этого НДС в бюджет никто не платит: ни комитент, ни комиссионер. В результате государство теряет деньги. И вряд ли налоговые инспекторы этого не заметят или сочтут такое положение вещей нормальным. Скорее, они приложат все усилия, чтобы заставить хоть кого-то начислить предъявленный покупателю НДС.
Объяснить, что именно вы сделали неправильно, с помощью одного лишь НК у них, скорее всего, не получится. Ведь, как мы уже выяснили, откровенных нарушений закона ни один из участников схемы не допускает. Но от этого не намного легче. За долгие годы борьбы со "схемами" инспекторы получили целый арсенал средств, позволяющих доначислять налоги, когда нарушений вроде бы нет, но компания явно платит в бюджет намного меньше, чем должна. И благодарить за это они должны прежде всего ВАС РФ.
Теперь, если вы решите воспользоваться схемой с комитентом-упрощенцем, вас можно обвинить, например, в отсутствии деловой цели . И действительно, почему это компания всегда продавала собственные товары, а потом вдруг стала комиссионером? Не иначе как для экономии на налогах (а она очевидна), которая как самостоятельная деловая цель не подходит (Пункты 3, 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).
А раз деловой цели в переходе на работу по договорам комиссии не было, значит, комиссионер должен рассчитывать налоги так, как если бы он продавал свои собственные товары, а не товары комитента (Пункт 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53). Поэтому комиссионеру вполне могут доначислить НДС со всей выручки от продажи товара. А вот уменьшать этот НДС на налог, уплаченный поставщику, инспекторы не станут - ведь покупал товар комитент, который плательщиком НДС не признается.
В результате из-за применения схемы вы не только не сэкономите на НДС, но и лишитесь положенных вам вычетов. Плюс к тому придется заплатить пени и штраф.
Оспаривание решения инспекции в суде, скорее всего, окажется пустой тратой времени и денег - если инспекция сможет доказать, что вы перешли на работу через принципала именно для экономии на налогах, суд согласится с доначислением НДС (Пункты 7, 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).

Примечание
Если инициатором создания схемы был покупатель товаров, негативные последствия будут несколько меньше - покупателю "всего лишь" снимут вычеты по НДС, ради которых и была внедрена схема. Кроме того, ему придется заплатить пени и штраф.

Схема оптимизации НДС при помощи комитента на упрощенке выглядит очень заманчиво. Но применять ее опасно, поскольку все сэкономленные налоги с очень большой степенью вероятности будут доначислены при проверке. И скорее всего, вам придется заплатить даже больше, чем вы предполагали сэкономить.

С.Н. Виноградов, эксперт по налогообложению

Когда можно безопасно cэкономить на НДС в торговле

Законные (и не совсем законные) способы уменьшения НДС и условия их применения

Упоминаемые в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

Можно ли экономить на НДС, используя исключительно законные и безопасные способы? Можно, но далеко не всегда.

В этой статье мы расскажем об условиях, при которых возможна легальная оптимизация НДС, и основных способах такой оптимизации для торговых компаний.

Когда можно экономить на НДС

Напомним, что сумма НДС, которую нужно заплатить в бюджет, - это разница между НДС, начисленным при продаже товаров, и вычетами, то есть НДС, предъявленным поставщикамип. 2 ст. 171 , п. 1 ст. 173 НК РФ . Значит, чтобы уменьшить НДС к уплате, нужно либо увеличить вычеты, либо уменьшить сумму, начисленную при продаже.

Но экономить за счет увеличения вычетов практически невозможно. Ведь, увеличивая вычеты, вы меньше платите в бюджет, но больше - поставщикам. А получить вычет, ничего не покупая, можно только с помощью фирм-однодневок, но об этом и говорить не стоит - противозаконность таких методов всем известна.

А вот уменьшить НДС, начисленный при продаже товаров, можно, причем уменьшить радикально, до нуля. О том, как это сделать, мы сейчас и будем говорить. Но проблема в том, что, если вы не платите НДС, вы не можете предъявлять налог к оплате своим покупателям. Из-за этого они лишаются вычетов. Как следствие, покупатели либо вообще откажутся с вами работать, либо потребуют существенного уменьшения цены. И в результате экономия на НДС не приведет к увеличению прибыли вашей компании.

Предупреждаем руководителя

Законно экономить на НДС можно только в двух случаях: если вычет по этому налогу не нужен либо непосредственно покупателям, либо тем, кому они перепродают товары. Не стоит верить людям, которые утверждают обратное. Любой предложенный ими способ в той или иной степени основан на нарушении закона.

Поэтому легальная оптимизация НДС возможна только при выполнении одного из двух условий:

  • <или> у вас есть покупатели, которые не нуждаются в вычетах по НДС. Кто это? Прежде всего те, кто не признаются плательщиками НДС, - физлица, а также компании и предприниматели, применяющие УСНО или ЕНВДп. 1 ст. 143 , пп. 2 , 3 ст. 346.11 , п. 4 ст. 346.26 НК РФ . Вычеты, как правило, не нужны и банкам, страховым компаниям, а также большинству государственных и муниципальных учреждений - школам и институтам, больницам и поликлиникам. Все эти заведения хоть и признаются плательщиками НДС, но занимаются в основном не облагаемой НДС деятельностьюподп. 2 , 14 п. 2 , подп. 3 , 7 п. 3 ст. 149 НК РФ . А потому предъявленный вами НДС к вычету принять все равно не смогутподп. 1 п. 2 ст. 171 , п. 1 ст. 172 НК РФ ;
  • <или> ваши покупатели платят НДС, но товары, которые вы им продаете, предназначены для тех, кому вычеты не нужны. Например, вы торгуете бытовой техникой. Ваш покупатель - крупный розничный магазин или другой оптовик. Им вычеты нужны, а значит, нужны и ваши счета-фактуры. Но очевидно, что конечным покупателем бытовой техники будет население, которому до вычетов уж точно нет никакого дела.

Если одно из условий выполняется, дело за малым - нужно избавиться от обязанности начислять НДС и уговорить покупателей не требовать от вас счетов-фактур.

Экономим на НДС с помощью упрощенки

Чтобы не начислять НДС при продаже товаров, нужно перестать быть его плательщиком. Самый простой способ достичь этой цели - перейти на упрощенкупп. 2 , 3 ст. 346.11 НК РФ . Правда, НК установлены ограничения для применения этого спецрежима, самые существенные из которых - по величине доходов, стоимости основных средств и численности работниковп. 2.1 , подп. 15, 16 п. 3 ст. 346.12 , п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ . Но если ваша компания сама на упрощенку перейти не может, это еще не значит, что вы в принципе не можете использовать возможности этого спецрежима для оптимизации НДС. Упрощенцами могут стать другие юрлица или предприниматели, через которых будет идти продажа или закупка товаров.

СИТУАЦИЯ 1. У вас есть покупатели, которым не нужны вычеты

Если у вас выполняются условия применения упрощенки, то все просто. Ваша компания переходит на упрощенку и продает товары по тем же ценам, что и раньше. Если среди ваших покупателей есть и те, кому не нужны вычеты по НДС, и те, кому они нужны, одной компанией уже не обойтись. Придется создать новую фирму на УСНО, через которую будут идти все продажи без НДС. Покупать товары эта новая фирма может либо у тех же поставщиков, либо у вашей основной компании.

Бывает и так, что покупатели, которым в принципе не нужны счета-фактуры с НДС, отказываются работать с упрощенцами по каким-то субъективным причинам. В таком случае, чтобы добиться их согласия, можно несколько снизить цену на товары. Чтобы понять, какую скидку вы можете предоставить, нужно рассчитать, сколько денег вы сэкономите от перехода на упрощенку.

Тех, кто по каким-то причинам не хочет иметь дело с продавцом на упрощенке, можно уговорить, предоставив скидку. Выгода от экономии на НДС перекроет эти дополнительные расходы.

Например, раньше вы покупали товары за 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.) и продавали их с наценкой 20% за 141 600 руб. (в том числе НДС 21 600 руб.). Если предположить, что никаких других расходов у компании нет, в такой ситуации вам нужно было заплатить в бюджет НДС в сумме 3600 руб. (21 600 руб. – 18 000 руб.). Значит, в вашем распоряжении до уплаты налога на прибыль оставалось 20 000 руб. (141 600 руб. – 118 000 руб. – 3600 руб.). После перехода на УСНО платить НДС уже не надо, поэтому у вас останется на 3600 руб. больше. Такая экономия вполне позволяет установить скидку примерно 1- 1,5% стоимости товара (1500- 2000 руб.), ведь для вас такие условия все равно будут выгодными по сравнению с продажей товара по прежней цене и уплатой НДС. И это не учитывая экономию на налоге на прибыль. А она тоже может быть существенной, поскольку теперь вместо 20% налога на прибыль вам нужно будет платить максимум 15% налога при УСНОп. 1 ст. 284 , п. 2 ст. 346.20 НК РФ .

Гораздо сложнее, когда условия применения упрощенки не выполняются. Здесь придется искать способы для соблюдения установленных НК ограничений.

СПОСОБ 1. Делим уже существующую компанию на несколько или просто создаем несколько новых организаций .

На каждую из них приходится какая-то доля продаж, основных средств и работников, так чтобы ни одна из них не выходила за пределы ограничений, установленных для упрощенцев.

Например, ваша компания продает товары на сумму около 200 млн руб. в год. Поскольку «упрощенная» выручка не должна превышать 60 млн руб. в годп. 4.1 ст. 346.13 НК РФ , вам потребуется как минимум четыре компании на УСНО. Покупать товары они могут напрямую у тех же поставщиков, с которыми вы работали раньше. Если же поставщик согласен работать только с одной (старой) компанией, новые фирмы на УСНО могут покупать товары у нее. В этом случае, как вы понимаете, именно на них должна приходиться почти вся наценка на товары.

Как объяснить разделение единого бизнеса на несколько юрлиц и доказать независимость каждой компании, см.: 2010, № 7, с. 40-50

Но помните, что разделение единого бизнеса на несколько юрлиц, часть из которых будет применять упрощенку, - дело не самое простое. Хотя бы потому, что компания на упрощенке лишь на 25% может принадлежать другим юрлицамподп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ . Но самое главное, нужно постараться сделать так, чтобы внешне все ваши компании не выглядели частью одного бизнеса. Иначе налоговые инспекторы могут посчитать, что вся структура создана исключительно для экономии на налогах. А это даст основания считать такую экономию необоснованной налоговой выгодой и доначислить одной из компаний налоги, которые ей пришлось бы заплатить, если бы все продажи шли только через неепп. 3 , 7, 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 .

СПОСОБ 2. Создаем новые компании на УСНО и становимся их комиссионером .

Этот способ применим, когда невозможно ни вставить между старой компанией и покупателями посредника на УСНО, ни разделить ее на несколько юрлиц. Точнее говоря, невозможно найти более-менее правдоподобные деловые цели таких действий. В качестве примера можно привести любой супермаркет - согласитесь, выделять в отдельное юрлицо каждый отдел, притом что все продажи идут через одну кассу, как-то совсем некрасиво. В таких случаях встроить в цепочку «поставщик - магазин - покупатель» несколько компаний на УСНО можно с помощью договоров комиссии, по которым упрощенцы будут комитентами, а магазин - комиссионером. Количество комитентов зависит от объема продаж, а выгода достигается за счет того, что бо´ льшая часть торговой наценки приходится на компании на УСНО. При этом магазин получает лишь незначительное вознаграждение, с которого и платит НДСп. 1 ст. 156 НК РФ . Хотя, поскольку доход магазина теперь также определяется исходя только из вознагражденияподп. 9 п. 1 ст. 251 , п. 1 , , скорее всего, и он сам сможет перейти на упрощенку, что еще больше увеличит вашу выгоду.

СПОСОБ 3. Становимся комиссионером покупателя .

И закупаем для него товары у наших поставщиков. Это позволит в разы увеличить максимальный объем товаров, которые можно продать на упрощенке, поскольку выручкой компании будет признаваться только комиссионное вознаграждениеподп. 9 п. 1 ст. 251 , п. 1 , подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ .

Например, раньше вы продавали товары, приобретенные у поставщиков, с наценкой 10%. Если, став комиссионером, вы установите комиссионное вознаграждение, также равное 10% от стоимости приобретенных для комитентов товаров, вы сможете закупить для них товаров на сумму 600 млн руб. (60 млн руб. / 10%).

Как доказать, что ваша компания стала комиссионером или комитентом вовсе не для того, чтобы экономить на налогах, см.: 2010, № 9, с. 41-42

Понятно, что этот способ применим не всегда. По крайней мере для розничной торговли он точно не походит - не будете же вы заключать договор комиссии с каждым посетителем магазина. Зато этот способ более безопасный по сравнению с разделением бизнеса, особенно если вы не станете создавать никаких дополнительных компаний. Хотя о том, какую деловую цель преследовала ваша компания, когда перестала перепродавать товары и перешла на договоры комиссии, все-таки стоит подумать заранее.

Конечно, вполне возможно, что ваши покупатели просто не захотят становиться комитентами. Но для того чтобы их уговорить, в вашем распоряжении будут весьма весомые «аргументы» - скидки с цены товаров. Максимальный размер скидки определяем опять же исходя из той экономии на налогах, которую получит ваша компания от перехода на УСНО.

Есть и другие способы обойти установленные для упрощенцев ограничения, например с помощью договора простого товарищества. Но, как правило, они сложнее уже рассмотренных и - что еще важнее - они известны налоговым органам и почти наверняка привлекут их пристальное внимание. А это нам совсем ни к чему.

СИТУАЦИЯ 2. Товары, которые вы продаете, предназначены для неплательщиков НДС

В такой ситуации ваша цель - добраться до тех покупателей, которым не нужны счета-фактуры с НДС. Понятно, что продавать им товары напрямую вы не можете, иначе вы бы и так давно это делали, а не делились прибылью с посредниками. Но вы можете выйти на нужных покупателей с помощью договоров комиссии или агентских договоров, по которым агент действует от своего имени. Агентами или комиссионерами в данном случае будут ваши непосредственные покупатели. А вы, как принципал или комитент, будете передавать им товары для реализации. Если между вами и покупателями, которым не нужны вычеты, находятся несколько посредников, придется и их уговорить стать субагентами или субкомиссионерами их поставщиковп. 1 ст. 994 , ст. 1009 ГК РФ .

Если это удалось, дальше вы действуете так же, как если бы у вас были покупатели - неплательщики НДС, то есть либо сами переходите на упрощенку, либо создаете одну или несколько новых компаний на УСНО. В результате вы не платите НДС с разницы между ценой покупки и ценой продажи товара. Но ваши бывшие покупатели, ставшие агентами, ничего от этого не теряют.

Например, раньше вы покупали товар за 118 000 руб. с НДС и продавали его (увеличив цену без НДС на 20 000 руб.) за 141 600 руб. с НДС. Ваш покупатель увеличивал цену без НДС еще на 10 000 руб. и продавал товар следующему покупателю за 153 400 руб. с НДС. Тот, в свою очередь, прибавлял к цене еще 10 000 руб. и продавал товар за 165 200 руб. с НДС конечному покупателю, который НДС не платит, например магазину на ЕНВД. Если предположить, что никаких других вычетов, кроме вычетов по товарам, ни у вас, ни у ваших покупателей нет, ваша компания должна была заплатить в бюджет НДС в сумме 3600 руб., а ваши покупатели - по 1800 руб.

Теперь первый и второй покупатели становятся соответственно агентом и субагентом, а ваша компания переходит на УСНО. Вознаграждение агентов устанавливается в сумме, равной наценке на товары, которую они ранее применяли, - 10 000 руб. (11 800 руб. с НДС). Именно с этой суммы им и придется платить в бюджет НДС - все те же 1800 рублей. В то же время ваша компания перестанет платить НДС вообще, то есть сэкономит 3600 руб.

Главная проблема, с которой можно столкнуться при реализации такой схемы, - нежелание покупателей переходить на работу по агентским договорам. Чтобы ее решить, нужно заинтересовать покупателя. Для этого можно:

  • предоставить скидку. То есть установить вознаграждение в сумме не 11 800 руб., а, скажем, 12 800 руб. Тогда у вас появятся дополнительные расходы в сумме 2000 руб., но схема все равно останется выгодной, ведь только на НДС вы экономите 3600 руб.;
  • объяснить покупателям, что, став агентами, они, скорее всего, смогут перейти на упрощенку, поскольку их доходом теперь будет признаваться только вознаграждение. А это значит, что и без всяких скидок каждый из них будет экономить 1800 руб. только за счет того, что перестанет платить НДС.

Больше выгоды - больше рисков

Мнение читателя

“ Мы поставляем оборудование для банков. Входной НДС им не нужен, но многие покупатели просто отказываются работать с упрощенцами. Поэтому у нас две фирмы. Одна на общем режиме - для тех, кто требует счета-фактуры, другая на упрощенке - для тех, кто и без них может обойтись” .

Анатолий,
предприниматель, г. Москва

Все рассмотренные способы оптимизации с помощью компаний на упрощенке позволяют экономить не только на НДС, но и на налоге на прибыль . Вместо него упрощенцы платят налог при УСНО. Причем у вас есть выбор - платить 6% налога от доходов или 15% от разницы между доходами и расходамипп. 1, 2 ст. 346.14 , ст. 346.20 НК РФ . В большинстве случаев это позволяет платить в бюджет сумму меньшую, чем налог на прибыль по ставке 20%п. 1 ст. 284 НК РФ . Правда, есть и исключения, касающиеся, прежде всего, убыточных компаний. Налог на прибыль они не платятп. 8 ст. 274 НК РФ . А вот налог при УСНО им платить нужно. При «доходной» упрощенке - обычные 6% от доходов, при «доходно-расходной» - 1% от доходовп. 6 ст. 346.18 НК РФ . Некоторых такие условия не устраивают, и они стремятся найти еще более эффективные схемы оптимизации. Такие схемы действительно есть, но они не только более эффективны, но и более опасны. И потому использовать их нежелательно, но ознакомиться с ними полезно - если вдруг кто-то предложит вам действовать по такой схеме, вы будете знать, с чем имеете дело.

Регистрируем компанию в регионе с пониженными ставками налога при УСНО

Региональные власти могут уменьшать ставку упрощенного налога при объекте «доходы минус расходы» с 15 до 5%п. 2 ст. 346.20 НК РФ . И в некоторых субъектах ставка снижена до минимального уровня практически для всех упрощенцев, независимо от того, какой деятельностью они занимаются, например в Липецкой и Смоленской областяхст. 2 Областного закона Липецкой области от 24.12.2008 № 233-ОЗ ; ст. 1 Областного закона Смоленской области от 30.04.2009 № 32-з .

Тем, кто занимается оптовой торговлей, достаточно зарегистрировать компанию в одном из таких регионов и платить налог по ставке 5%. В этом ничего противозаконного нет. Хотя на всякий случай, чтобы выглядеть совсем «белыми и пушистыми», можно снять в этом регионе офис и нанять секретаря, который будет отвечать на телефонные звонки.

Если физически перенести бизнес в другой регион невозможно, например при розничной торговле, пользоваться пониженными ставками предлагают так.

В регионе с пониженной ставкой налога регистрируется комитент - компания на УСНО с объектом «доходы минус расходы». Она покупает товары у поставщиков и отдает их на реализацию комиссионеру, зарегистрированному в том регионе, где реально ведется бизнес. Комиссионер получает минимальное вознаграждение и применяет «доходную» упрощенку, поэтому уплаченный им налог составляет совсем незначительную величину. А с большей части торговой наценки вместо НДС и налога на прибыль уплачивается только налог при УСНО по ставке 5%.

Высокая эффективность схемы очевидна, но и риски тоже очень высоки. Налоговые инспекторы вполне могут заподозрить (и не безосновательно), что договор комиссии здесь нужен исключительно для экономии на налогах и именно для этого создана компания в регионе с пониженными ставками. Если им удастся это доказать, комиссионеру могут доначислить налоги, которые ему пришлось бы заплатить, если бы он сам покупал товары у поставщиков, то есть 6% от всей выручки. А если выручка за год превысит 60 млн руб. - НДС и налог на прибыль.

Меняем УСНО на ЕНВД

Еще более эффективный, но уже откровенно незаконный способ - использовать для оптимизации компанию или предпринимателя, уплачивающих ЕНВД.

Почему незаконный? Потому что ЕНВД можно платить только при розничной торговлеподп. 6, 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ . Но если компания действительно торгует в розницу на территории, где введен ЕНВД для этого вида деятельности, она и так, без всяких схем, обязана платить ЕНВД и, следовательно, не платит НДСп. 4 ст. 346.26 , п. 1 ст. 346.28 НК РФ .

Поэтому схемы с использованием ЕНВД подразумевают маскировку оптовой торговли под розничную. Для этого товары продаются за наличные, причем покупателю выдается только товарный чек, где наименование покупателя не указываетсяп. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» . Это не позволяет определить, кому именно были проданы товары - физическим лицам или организациям. Понятно, что расплачиваться наличными согласятся далеко не все покупатели. Поэтому между компанией на ЕНВД и покупателем встраивается еще одна компания, уже на УСНО, которая выписывает покупателям нормальные накладные и получает оплату по безналу. Чтобы не платить минимальный налог со всей выручки, дополнительная компания не перепродает товары, а покупает их у вмененщика как комиссионер по договору с комитентами - внешними покупателями. Это позволяет ей применять УСНО с объектом «доходы» и платить 6-про -цент-ный налог с комиссионного вознаграждения.

Если установить вознаграждение в размере 1% от стоимости приобретенных товаров, налог при УСНО составит только 0,06% выручки. Плюс ЕНВД, который при небольшой площади магазина (5- 10 кв. м) будет меньше 5000 руб. в месяцст. 346.27 , пп. 2-4 ст. 346.29 НК РФ ; Приказ Минэкономразвития России от 27.10.2010 № 519 . И это все налоги, которые придется заплатить вместо НДС и налога на прибыль.

Такой вариант оптимизации - наиболее выгодный из всех рассмотренных, но он же и самый опасный. Прежде всего, потому что, несмотря на все ухищрения, компанию или предпринимателя на ЕНВД могут признать оптовым продавцом и доначислить им НДС и налог на прибыль - примеров достаточно

Продажи с НДС приобретенного без этого налога товара (имущества) требуют использования особого порядка расчета налоговой базы. В данном случае база будет рассчитываться как разница между ценой продажи, включающей косвенные налоги (акцизы, НДС), и балансовой стоимостью. О том, какой порядок продажи купленного без НДС товара (имущества) применяется в каждом конкретном случае, далее в статье.

Порядок реализации имущества по стоимости, включающей НДС

Порядок определения налоговой базы при реализации имущества по стоимости, включающей НДС, регламентирован п. 3 ст. 154 НК РФ. В данном случае налоговая база представляет собой разность цены продажи и остаточной бухгалтерской стоимости имущества. Остаточная стоимость должна обязательно рассчитываться по данным бухгалтерского учета (письма Минфина России от 01.08.2016 № 03-07-05/44944, от 26.03.2007 № 03-07-05/16, от 09.10.2006 № 03-04-11/120).

Данный порядок имеет ряд ограничений.

  1. Нельзя использовать нормы ст. 154 НК РФ для реализации товаров (имущества), приобретенных в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД, после перехода на общий режим налогообложения (письмо Минфина России от 11.11.2009 № 03-07-11/296). Для данного случая установлен общий порядок применения налоговых вычетов.
  2. Не используется данный порядок и при реализации имущества, приобретенного у неплательщика НДС (письмо Минфина России от 20.10.2011 № 03-07-07/62).

В операциях по реализации имущества с учетом НДС для перепродажи используется расчетная ставка 18/118 или 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Перечень имущества, облагаемого по расчетной ставке налога:

  1. Имущество, в том числе основные средства, приобретаемое за счет целевого финансирования из бюджета с учетом НДС, не подлежащего вычету, а покрываемого за счет средств финансирования (письмо Минфина России от 01.04.2010 № 03-07-11/83).
  2. Имущество, полученное на безвозмездной основе и учитываемое по полной стоимости с учетом сумм налога, уплаченных передающей стороной.
  3. Имущество, которое будет использоваться для операций, не подлежащих налогообложению.
  4. Основные средства, учитываемые на балансе по стоимости, включающей налог.

При оформлении продаж с НДС имущества, приобретенного по стоимости, включающей налог, предусмотрен особый порядок заполнения счетов-фактур. Данный порядок определяется Правилами заполнения счета-фактуры, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. Так, согласно Правилам заполнения счета-фактуры, в графе 5 отражается межценовая разница с учетом налога, а в графе 8 - исчисленная по расчетной ставке сумма налога.

Порядок реализации автомобиля, приобретенного у населения с целью перепродажи

При приобретении имущества в виде автомобиля у населения налоговая база формируется как разница между рыночной ценой с продажи и ценой приобретения (п. 5.1 ст. 154 НК РФ).

При этом цена продажи - это стоимость, по которой организация реализует имущество с учетом НДС, и она должна соответствовать уровню рыночных цен на данное имущество (ст. 105.3 НК РФ).

Для определения рыночных цен необходимо применять правила ст. 105.3 НК РФ.

Цена приобретения - цена покупки имущества у продавца.

При указанной реализации автомобиля НДС должен быть исчислен исходя из расчетной ставки 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Данный порядок определения налоговой базы применяется страховыми компаниями при реализации поврежденных автомобилей, владельцы которых отказались от прав на это имущество с целью получения полной суммы страховой выплаты (письма Минфина РФ от 20.04.2015 № 03-07-15/22310, ФНС России от 27.05.2015 № ГД-4-3/8953@, от 20.05.2015 № ГД-4-3/8429@).

Однако данный порядок определения налоговой базы не предусматривает реализацию автомобиля, полученного по соглашению о предоставлении отступного (п. 5.1 ст. 154 НК РФ). Подобный расчет налоговой базы применяется только для операций с целью перепродажи (письмо Минфина России от 08.11.2011 № 03-07-05/34).

Порядок заполнения счета-фактуры:

  • графа 5 заполняется значением межценовой разницы с учетом налога;
  • графа 8 отражает сумму налога по ставке 18/118;
  • графы 4 и 9 содержат полную цену и стоимость продажи с НДС.

Пример 1

ООО «СтройПроектМонтаж» приобрело в октябре 2017 года у гражданина Петрова А. Н. грузовой автомобиль стоимостью 578 000 руб. В ноябре организация реализовала транспорт ООО «Сигма» на сумму 637 000 руб. В выставленном счете-фактуре графа 5 отражает сумму в размере 59 000 руб. (637 000 - 578 000 = 59 000), графа 8 содержит налог на сумму 9 000 руб. (59 000 × 18/118 = 9 000). В графах 4 и 9 будет стоять сумма 637 000 руб.

При получении предоплаты от покупателя в счет будущей реализации автомобиля продавец также обязан выставить счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). При заполнении такого счета-фактуры необходимо руководствоваться п. 5.1 ст. 169 НК РФ и Правилами заполнения счетов-фактур, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Порядок реализации сельхозпродукции, приобретенной у населения с целью перепродажи

Применение особого порядка расчета налоговой базы предусмотрено для операций по перепродаже сельскохозяйственной продукции, закупленной у населения. Налоговая база для начисления НДС представляет собой разность между ценой реализации товара, исчисленной по рыночной стоимости с учетом НДС, и ценой приобретения продукции (п. 4 ст. 154 НК РФ).

В качестве налоговой ставки применяется расчетной ставка 18/118 или 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Для применения особого порядка расчета налоговой базы необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Продукция должна быть включена в Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 № 383.
  2. Особый порядок не применяется в отношении подакцизных товаров.
  3. Закупка продукции должна осуществляться исключительно для целей перепродажи. Если цель закупки не отвечает данному требованию, и продукция приобретена для использования в производственном процессе переработки, то на нее распространяются нормы расчета налоговой базы по НДС в общеустановленном порядке. То есть в качестве базы берется полная цена реализации товара (п. 1 ст. 154 НК РФ). Аналогичного мнения придерживаются судьи (постановление ФАС Центрального округа от 08.10.2008 № А36-528/2008).

Особый порядок определения налоговой базы и исчисления НДС отражается при заполнении счета-фактуры на реализацию.

  1. Графа 5 содержит межценовую разницу с учетом налога.
  2. Графа 8 заполняется суммой налога, исчисленной расчетным методом (подп. «д» и «з» п. 2 Правил заполнения счетов-фактур, утвержденных постановлением № 1137).

Пример 2