Носителем государственной власти в государстве является. Государственная власть является публичной. А2. Высшая законодательная власть в РФ принадлежит

Описание

Государственная власть - это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник - не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления.

Введение…………………………………………………………………………….
1 Понятие государства и его значение для общества
Понятие государства и его основные признаки……………………………..
Социальное значение государства……………………………………………
2 Понятие и свойства государственной власти
2.1 Понятие государственной власти……………………………………………..
1.2 Признаки государственной власти……………………………………………
1.3 Принципы организации и деятельности государственного аппарата………
3 Государство как носитель государственной власти……………………………
4 Теория разделения властей в государстве и практика ее претворения в Российской Федерации…………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………

Работа состоит из 1 файл

Политическая власть, как правило, получает свое выражение в государственной власти. Лишь в редких случаях бывают другие формы политической власти. Политической (но не государственной) властью была власть Советов в условиях двоевластия в феврале – июле 1917г. в России (она стала государственной в результате революции в октябре 1917г.).

2.2 Признаки государственной власти

Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.

Существует несколько признаков государственной власти:

1) Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени в случае необходимости легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, насилие.

2) Государственная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление всех других разновидностей власти может регулироваться государством, правом.

3) Регулируя отношения различных классов, социальных и иных групп, государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы экономически доминирующих классов и слоёв населения, наиболее влиятельных «групп давления».

4) В отличие от политической, государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются конституционными нормами, иным законодательством.

5) Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды, милиция (полиция) и т.д.), тогда как политическая власть Советов в условиях двоевластия опиралась на вооруженные отряды, боровшиеся против существования государственной власти.

В федеративном государстве государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации и т.д.). Они имеют свои парламенты, правительство иногда – своих президентов (республики в России и Югославии). Однако государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации.

Государственную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения – территориального коллектива в границах той или иной административно – территориальной единицы (округа, района и т.д.).

2.3 Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимаются руководящие абстрактные положения, на основе которых формируются и функционируют государственные органы.

К ним относятся:

  • принцип законности – принцип соответствия, строгого следования закону и непротиворечивости всех аспектов деятельности государственного аппарата в целом, его отдельных органов и государственных служащих конституции, законам и подзаконным актам;
  • принцип эффективности – обеспечение результативности, рентабельности управленческой деятельности, особенно необходимой в условиях рыночных отношений;
  • принцип профессионализма; в соответствии с ним обеспечивается занятие тех или иных должностей (особенно руководящих) квалифицированными, компетентными, дипломированными специалистами, использующими научный подход;
  • принцип демократизма, обеспечивающий участие всех граждан, народа как источника государственной власти в принятии политических решений, формировании и деятельности государственных органов;
  • принцип гуманизма, признающий ценности каждого отдельного человека как личности, приоритета его законных прав, свобод и интересов;
  • принцип гласности, обеспечивающий прозрачность деятельности государственных органов, их периодическую отчётность, информирование населения о результатах деятельности по тем или иным направлениям;
  • принцип национального равноправия, требующий равного доступа к замещению вакантных должностей в госаппарате людям не какой-то одной, а разных национальностей или рас;
  • принцип централизма, отражающий иерархичность структуры государственного аппарата, вертикального или горизонтального подчинения;
  • принцип федерализма, который выражает единство государственной власти в федеративной стране при разграничении предметов ведения федерального центра и отдельных субъектов Федерации;
  • принцип сочетания единоначалия и коллегиальности, позволяющий соединить коллективное обсуждение с оперативным принятием решения начальником;
  • принцип разделения властей, в соответствии с которым различают законодательную, исполнительную и судебную власть; он создаёт баланс властей, их контроль (сдерживание) и исключает злоупотребление властью.

3 Государство как носитель государственной власти

Центральное место в институциональной подсистеме занимает государство - целая система органов, структур, использующих самые разные ресурсы. Только отдельные государственные органы вправе применять насилие, обеспечивать обязательность принимаемых решений. Государство по природе своей является организацией всего общества, так или иначе, отражающей различные интересы. Власть государства распространяется на всех граждан, проживающих на данной территории, независимо от вероисповедания, политических позиций, социального положения.

Государство как средоточие власти, является необходимой предпосылкой существования любой формы политического устройства. Под «государством» понимается централизованный институт, который несет ответственность за целостность территории контролирует вооруженные силы, способен изыскивать достаточно финансовые средств для содержания военных и гражданских должностных лиц и обладает, по крайней мере, в глазах своего персонала, правом принимать властные решения. В подобной трактовке государство как институт следует оценивать в соответствии с его реальным положением - в качестве субъекта в системе государств и в самом обществе, сформированного под влиянием внутристрановых экономических, социальных и политических процессов и в свою очередь влияющего на последние.

Государство, которое уверено в способности править своей территорией, защищать и контролировать ее, принимать решения, финансировать свою деятельность, а также имеющее определенную свободу маневра можно назвать сильным. Государство же, чья способность выполнять эти задачи постоянно оспаривается какими - либо группами изнутри или извне, является слабым. Как сильные, так и слабые государства могут прибегать к репрессиям; и в тех, и в других могут существовать и авторитарные, демократические режимы, однако в слабом государстве форма политического правления постоянно находится под угрозой.

Государственная власть не обязательно использует принуждение для достижения своих целей. Могут быть использованы идеологические, экономические и другие методы воздействия. В тоже время именно государственная власть обладает монополией на то, чтобы принудить членов общества для выполнения своих намерений. Структура власти или распределение власти фактически является разделением права на ее использование. Когда говорят, что одно лицо обладает большей властью, чем другое, это значит, что оно имеет большую свободу действий.

Власть в государстве имеет институализированный характер. Это означает, что не следует смешивать лиц, временно осуществляющих эту власть, с самой властью, принадлежащей политической общности (государству). Лица, входящие в элиту, меняются, однако институциолизированная власть государства от этого не исчезает, за исключением случаев, когда эти изменения сопровождаются уничтожением государства вследствие других причин, таких как гражданская война или подчинение другим государством.

Политическая элита может принудительно навязать власть, используя для этого юридические нормы. Принудительный характер юридических норм сказывается в той мере, в какой их нарушение позволяет государственным органам применять санкции. Власть осуществляется посредством этих норм. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в полной мере. В том мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает эти нормы. Таким образом, политическая власть является регулятором поведения населения данного государства, поскольку нормы определяют его поведение.

Если к власти проявляется неуважение, правители, опираясь на институционализированные аппараты насилия, могут применить санкции, предусмотренные политической системой. Политическая элита вынуждается применять институционализированное насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными для управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного убеждения. Институционализированное насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда возникает угроза свержения элиты.

Государство - самый древний и непреходящий институт. Партии, лоббисты, ассоциации появились на свет за последние 150-200 лет. Государству более десяти тысяч лет. Существование государства поддерживается следующими факторами. Во-первых, необходимостью территориальной целостности общества, наличия гарантий от какой-либо внешней угрозы. Во-вторых, общество вынуждено существовать как целое при большом неравенстве между людьми. Такое возможно при наличии общего авторитета, силы, которой подчиняются все. В-третьих, существование в обществе проблем, затрагивающих интересы всех его членов, порождает и адекватные структуры, которые берут на себя их решение. По силе, эффективности государства можно судить об организованности общества. Сам факт существования государства означает, что общество поднялось до признания верховной власти для себя, единого порядка для всех. Государство достаточно сильно, незыблемо, если граждан объединяет осознанный общий интерес, неприятие ими того, что разрушает основы политического порядка. Главный критерий развитости нации - устойчивость ее государственной оформленности. В свою очередь, нет развития политической власти, государственности без национального самосознания, социальной и этнической идентичности.

Нельзя не согласиться с мыслью Г. Белова о том, что осознание народом необходимости своей государственной оформленности - первая основа функционирования политики в целом. Без такой основы есть пространство только для частичной или деформированной политики и власти.

Власть - это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Власть иногда отождествляют с ее орудиями - государством, с ее средствами - управлением, например, с ее методами - принуждением, убеждением, насилием. Некоторые авторы проводят знак равенства между властью и авторитетом, который имеет много общего с ней, но и отличается от власти принципиально.

Сама власть выступает в виде управления, управление - в виде власти. Но управление не есть функционирование власти. Управление, подчеркивал Б. Краснов, шире, чем власть. Власть - элемент управления, источник силы управления. Процесс управления представляет собой процесс реализации властной воли для достижения цели властителя. Управление же является средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности превращается в действительность.

Одно из наиболее распространенных представлений о власти - понимание ее как принуждения. Как считает М. Байтин, власть безотносительно от форм своего внешнего проявления, в сущности, всегда принудительна, ибо, так или иначе, направлена на подчинение воле членов данного коллектива, господствующей или руководящей в нем единой воле. Отрицать то, что власть проявляется в процессе подчинения, принуждения воли какого-либо субъекта, было бы нелепо. Вместе с тем считаю, что сводить сущность властных отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно. К сожалению, это свойственно было марксистской традиции политической мысли. Марксова констатация - «насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым» - превратилась в императив революционного мышления, и действия. Свести властные отношения к насилию не позволяют, на мой взгляд, следующие основания. Дело в том, что власть оказывается неполной, когда субъект не достиг поставленных целей. Если желаемые результаты не достигнуты, то колоссальные трудности, связанные с преодолением сопротивления других людей, свидетельствуют не о триумфе власти, а о ее ущербности. Кроме того, неясно, почему мобилизация людей на достижение общественно значимых целей должна осуществляться только на основе принуждения и насилия. Ведь существует множество других способов влияния.



Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Политологи различают современные государства по формам правления и административно-государственного устройства. Посмотрев на современную политическую карту мира, вы увидите много различных названий государств, что свидетельствует о широком разнообразии форм государственного устройства: например, Княжество Лихтенштейн, Исламская Республика Иран, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Южно-Африканская Республика. Однако даже полное наименование государства не поможет нам точно определить его форму государственной власти.

Аристотель писал: "Государственное устройство (polheia) – это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления (politeyma ), а последний и есть государственное устройство. Я имею в виду, например, то, что в демократических государствах верховная власть – в руках народа; в олигархиях, наоборот, в руках немногих; поэтому и государственное устройство в них мы называем различным. С этой точки зрения мы будем судить и об остальном...

Монархическое правление, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; власть немногих, но более чем одного, – аристократией (или потому, что правят лучшие, или потому, что имеется в виду высшее благо государства и тех, кто в него входит); а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов государственного устройства, – полития...

Отклонения от указанных устройств следующие: от царской власти – тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия. Тирания – монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия – выгоды неимущих; общей же пользы пи одна из них в виду не имеет...

Тирания, как мы сказали, есть деспотическая монархия в области политического общения; олигархия – тот вид, когда верховную власть в государственном управлении имеют владеющие собственностью; наоборот, при демократии эта власть сосредоточена не в руках тех, кто имеет большое состояние, а в руках неимущих" .

Форма правления – это организация государственной власти, включающая в себя структуру и статус высших органов власти. Современная политическая история знает две основные формы правления – монархию и республику .

При монархической форме правления источником и носителем государственной власти является монарх, при республиканской – народ и выборные государственные органы. Институт монархии сохранился сегодня почти в 30 странах мира, среди которых Испания, Швеция, Великобритания, Иордания, Кувейт, Саудовская Аравия и др.

Монархии бывают абсолютные и конституционные.

При абсолютной монархии глава государства (монарх) сосредоточивает в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. Расцвет абсолютизма в Европе пришелся на XVII–XVIII вв. В Российской империи это был период правления Петра I и Екатерины II. В современном мире абсолютные монархии сохранились в основном в Азии: Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар. При эмирах и султанах иногда есть совещательные органы – квазипарламенты, но они обладают очень ограниченными политическими возможностями.

При конституционной (парламентарной) монархии законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер: в силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх не отказывается от подписания принятых парламентом законов. Согласно конституционным положениям правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. В настоящее время парламентарными монархиями являются Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Швеция, Испания, Люксембург.

Очень часто задают вопрос: почему до сих пор некоторые государства сохраняют монархическую форму правления, если реальная власть монарху не принадлежит? Социологи, которые проводят опросы населения в европейских странах, утверждают, что большинство граждан видят в монархии символ единства нации, олицетворение политических традиций и гарантии политической стабильности, поскольку власть монарха не зависит от игры политических сил.

Французский политолог и философ Раймон Арон писал: "Республика – строй, при котором верховная власть в руках всего народа или его части, монархия – строй, при котором правит один, однако придерживаясь постоянных и четких законов; наконец, деспотия – строй, при котором правит один, но без законов, на основе произвола. Следовательно, все три типа правления определяются нс только количеством лиц, удерживающих власть. Верховная власть принадлежит одному и при монархии, и при деспотии. Классификация предполагает наличие еще одного критерия: осуществляется ли власть в соответствии с постоянными и твердыми законами.

В зависимости от того, соответствует ли законности верховная власть единого правителя или же она чужда какой бы то ни было законности вообще, основополагающий принцип строя – либо честь, либо страх" .

Среди республиканских форм правления различают президентские и парламентские.

Президентская республика предполагает, что в стране происходят отдельные выборы парламента и президента и это должно усилить независимость этих двух ветвей власти. Классической президентской республикой политологи считают США. В этой стране конгресс не имеет права распускать правительство или смещать президента, ему лишь дано право возбуждать дело об импичменте в отношении президента в исключительных случаях (нарушение конституции, совершение преступлений и т.п.); в свою очередь, президент не имеет права распустить парламент и назначить новые выборы. Президентские республики распространены в Латинской Америке. Современная Российская Федерация также является президентской республикой.

В Европе достаточно широко распространены парламентские республики (Италия, Германия, Греция, Ирландия, Португалия, Австрия). При парламентской форме правления население избирает парламент, который назначает правительство и может его отозвать, выразив ему недоверие. Здесь возможно совмещение должности члена правительства и депутата парламента. Реальная власть принадлежит главе правительства – премьер-министру или канцлеру. Президент (глава государства) имеет в основном представительские функции. Премьер-министр может распустить парламент и назначить новые выборы.

Во Франции, Португалии, Финляндии есть свои особенности, связанные с прямыми выборами президента населением, поэтому иногда политическое устройство этих государств относят к смешанным формам правления , сочетающим элементы президентских и парламентских форм; их обычно называют полу президентскими.

Еще один критерий различия форм современных государств – административно-территориальное устройство , которое отражает характер территориальной организации государственной власти. Можно выделить две его основные модели: унитарную (от лат. unitas – единство) и федеральную (от позднелат. foederatio – объединение, союз).

Унитарное государство считается наиболее простой формой государственного устройства. Это единое, централизованное государственное образование, которое делится лишь на административно-территориальные части. Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов законодательной власти, органов управления (органов исполнительной власти), единой судебной системы и конституции. Унитарными государствами являются Англия, Франция, Италия, Венгрия, Монголия. Унитарная система предоставляет входящим в нее территориям незначительные автономии, основное управление осуществляется непосредственно из столицы. Территориальные подразделения – департаменты во Франции, провинции в Италии, графства в Швеции – большей частью существуют ради административного удобства.

Федеральная система управления состоит из единиц, имеющих значительную собственную политическую жизнь (штаты в США, кантоны в Швейцарии, земли в ФРГ). Эти единицы не могут быть произвольно упразднены или изменены центральной властью на законном основании. Каждое из таких образований имеет свое административно-территориальное деление. Наряду с существованием и деятельностью общих для всей федерации высших органов государственной власти на территории каждого из них действуют свои собственные высшие и местные государственные органы. Аналогично обстоит дело с конституцией и другими федеральными законами, с судебными, прокурорскими и иными органами. Примерами федерального устройства государства могут служить Австралия, Германия, Канада, Индия, США, Россия и др. В составе Российской Федерации в настоящее время насчитывается 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Теоретически существует и третья возможность административно-территориальной организации – конфедерация. Это настолько свободное формирование, что его составные части могут успешно бороться против центральной власти. Конфедерации обычно недолговечны, они либо распадаются на части, либо превращаются в федерации. Историческим примером конфедерации может служить Швейцария: эта страна до сих пор называет себя конфедерацией, хотя фактически имеет федеральный тип административно-государственного управления. Фактической конфедерацией является Союз Босния и Герцеговина, хотя по законодательству этот союз – мягкая федерация. Мягкой, "рыхлой" конфедерацией считают Европейский Союз, хотя законодательно это не закреплено.

  • Аристотель. Политика. Соч.: в 4 т. Т. 4. Μ., 1983. С. 455–458.
  • Арон Р. Демократия и тоталитаризм // Антология мировой полита ческой мысли. Т. 2. С. 521.

Государственная власть представляет собой особую разновид­ность социальной власти. Социальная власть - это присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения меж­ду субъектами, опирающееся на принуждение.

Отношения власти проявляются в том, что один субъект имеет и фактически использует возможность доминирования, т. е. влия­ния на волю другого субъекта, склоняет его к той или иной модели поведения. Власть как явление возникла вместе с человеческим обществом и в современный период отличается большим разнооб­разием. Различают, в частности, власть в семье, в трудовом кол­лективе, экономическую, политическую, психологическую власть и др. Отношения власти являются необходимым средством, спо­собствующим организации относительного порядка и дисциплины в различных социальных структурах.

Государственная власть - это отношения господства и подчи­нения, которые складываются между государственной организа­цией и обществом. Основная задача государственной власти - оказывать влияние на волю и поведение граждан, направлять их активность в нужное русло.

Характерными признаками государственной власти являются следующие: (слайд №11)

1) ее носителем являются специальные субъекты - государство в целом либо отдельные государственные органы и должностные лица;

2) распространяется на все общество;

4) опирается на использование специальных средств управ­ления (законы, политика, идеология, государственное принужде­ние и др.).

Государственная власть:

1) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);

2) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);

3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

5) устанавливает систему налогов;

6) организует население по территориальному признаку;

7) характеризуется легитимностью и легальностью.

Легитимность и легальность власти - понятия не совпадающие. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, то легитимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна, в то же время она может быть нелегитимной, не приниматься народом.

В научной литературе иногда отождествляют государственную власть и власть политическую, используют эти термины как сино­нимы.

10 класс.

Тема: «Государственная власть РФ»

Задание 1. Заполните схему, используя Конституцию РФ (/ )

Президентская власть


Система государственной власти

(принцип разделения властей)

Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная власть


Органы власти

Органы власти

Органы власти



(из кого состоит?)

(как формируется?)

(как формируется?)


Арбитражный суд упразднен


(статьи 94-109) (статьи 110-117) (статьи 118-129)

Задание 2. Решите тестовые задания.

A1. Правительство РФ

1) разрабатывает и принимает законы 3) утверждает судебные решения

2) управляет федеральной собственностью 4) решает вопросы предоставления гражданства

А2. Высшая законодательная власть в РФ принадлежит

1) Правительству 2) Администрации Президента 3) Федеральному Собранию 4) Верховному Суду

А3. Верны ли следующие суждения о задачах государственной власти?

А. Одна из задач государственной власти – создание законов.

Б. Одна из задач государственной власти – обеспечение интересов страны на международной арене.

А4. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Разделение властей предполагает выделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Б. Парламент представляет исполнительную власть.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А5. Носителем государственной власти является

1) президент финансовой компании 3) лидер оппозиционной партии

2) председатель общественного фонда 4) глава кабинета министров

А6. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Политическая власть призвана обеспечить стабильность в развитии государства.

Б. Президент страны осуществляет политическую власть.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Что является примером политической власти?

1) управление троллейбусным парком 2) руководство больницей

4) деятельность губернатора области 3) власть главы семьи

А8. Государственная власть, в отличие от других видов властей,

1) регулирует поведение людей 3) вырабатывает правила поведения

2) опирается на социальные нормы 4) распространяется на всё население страны

А9. Согласно Конституции РФ, высшим органом исполнительной власти является

1) Администрация Президента РФ 2) Правительство РФ 3) Государственная Дума РФ 4) Совет Федерации

А10. Органом законодательной власти в РФ является

    Федеральное Собрание 2) Правительство РФ 3) Совет Безопасности 4) Общественная Палата

А11. Систему разделения властей в РФ характеризует

    подчинение судей парламенту

    подчинение Правительства РФ Государственной Думе

    самостоятельность каждой из ветвей власти

    соединение исполнительной и законодательной власти в одном органе

А12. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Принцип разделения властей состоит в том, что выделя­ются три ветви власти со строго определенными функ­циями.

Б. Принцип разделения властей предполагает наличие систе­мы «сдержек и противовесов».

А13. Во многих странах членам парламента запрещается работать в правительстве. В этом проявляется принцип 1) верховенства парламента 3) республиканской формы правления

2) разделения властей 4) унитарного государственного устройства

А14. Верны ли следующие суждения о разделении влас­ тей ?

А. Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства.

Б. Согласно Конституции РФ средства массовой информа­ции являются одной из ветвей власти.

    верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения о Правительстве РФ?

А.Правительство РФ относится к назначаемым государственным органам.

Б.Министры являются выборными государственными служащими.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А16. К системе сдержек и противовесов между ветвями государственной власти в РФ относится

1) право Государственной Думы начать процедуру отрешения Президента от должности

2) институт уполномоченного по правам человека

3) проведение съезда инициативных гражданских организаций

4) деятельность Конфедерации обществ защиты прав потребителей

А17. Понятия «кворум», «первое чтение законопроекта» относятся к деятельности

1) органов законодательной власти 3) президента

2) органов исполнительной власти 4) органов судебной власти

А18. В соответствии с Конституцией РФ, Президент назначает Председателя Правительства с согласия

1) Конституционного Суда РФ 3) Совета Федерации РФ

2) Совета безопасности 4) Государственной Думы РФ

А19. Верны ли следующие суждения о государственной власти?

А.Государственная власть является разновидностью политической власти.

Б.Любое проявление властных отношений в обществе связано с деятельностью государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Запишите слово, пропущенное в таблице .

Государственная власть в Российской Федерации

В2. Запишите слово, пропущенное в схеме.

В3. Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ИНСТИТУТЫ И ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

А) назначает выборы Президента РФ

1) Президент РФ

Б) издаёт указы и распоряжения

2) Совет Федерации

В) принимает федеральные законы

3) Государственная Дума РФ

Г) возглавляет государство

Д) представляет государство в международных отношениях

В4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

Правительство РФ, Министерство образования и науки РФ, Комитет Государственной Думы по охране здоровья, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

В5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Господство, государство, принуждение, право, племя.