Бухгалтерский учет в коммерческих организациях. Теоретические основы бухгалтерского учета и контроля в коммерческих организациях

Введение

1. Теоретическая глава. Бухгалтерский учет в системе управления предприятием

1.1 Сущность и роль предприятий как коммерческих организаций в экономической системе страны

1.2 Бухгалтерский учет предприятий как основа управления предпринимательской деятельностью

1.3 Правовые основы ведения бухгалтерского учета предприятиями в России

2. Практическая глава. Совершенствование организации бухгалтерского учета в современных условиях

2.1 Основы организации бухгалтерского учета на предприятиях

2.3 Основные направления развития бухгалтерского учета на предприятиях

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Список сокращений

Приложения

Введение

Бухгалтерский учет как комплекс научных категорий, как счетоведение позволяет выявить и оценить суть практической деятельности любой бухгалтерии в любой точке земного шара. Эти категории в своих первоистоках имели началом хозяйственную деятельность, проходившую в каких-то латифундиях, в лавках купцов и в конторах менял. По мере экономического развития они трансформировались, принимая различные формы, связанные с особенностями деятельности деловых людей, инженеров, администраторов. Дух эпохи также оказывал огромное, иногда всепоглощающее влияние на содержание и структуру учета. Но во все времена при описании фактов хозяйственной жизни было нечто общее, что со временем стало не только возможным, но и необходимым выявить и описать. Это общее можно назвать категориями. Общее знание, сформулированное в форме категорий, отделившись, так же как числа от реальных предметов, получили самостоятельное значение. Знание, использующее категории, становится наукой. Границы наук размыты, и никогда нельзя точно сказать, где заканчивается бухгалтерский учет и начинается право или политическая экономия, или статистика, или какая-либо другая наука. Но это не значит, что нет самостоятельных наук. И нет ничего более ошибочного, чем сводить бухгалтерию к праву, экономике, статистике и т. п.

Все науки можно классифицировать или по предмету, или по методу, или по цели. У бухгалтерского учета есть свой предмет - факты хозяйственной жизни, свой метод - моделирование и свои цели - обеспечение сохранности ценностей и выявление результатов хозяйственной деятельности.

История бухгалтерского учета - это поиск разумных ответов. Иногда он шел успешно, порой приводил к разочарованию, люди впадали в заблуждения, однако, осознав это, начинали поиск заново. Именно эти процессы происходят в современных условиях в российском бухгалтерском учете при переводе его на принципы МСФО.

Проблемами организации и совершенствования российской системы бухгалтерского учета к новым условиям хозяйствования занимались и занимаются многие ученые, такие как Куттер М. И., Таранец В. Ф., Уланова И. Н., Новодворский В.Д., Пономарева Л. В., Соколов Я. В. И многие другие. Вместе с тем, до сих пор перед российскими предпринимателями существует огромное количество проблем по формированию системы бухгалтерского учета в рамках их предприятий.

Актуальность данной бакалаврской работы определила ее цель, предмет и объект исследования.

Цель бакалаврской работы - рассмотрение основ организации бухгалтерского учета на предприятиях и выявление тенденций его совершенствования с учетом требований современных экономической ситуации в России.

Цель исследования предполагает реализацию следующих задач бакалаврской работы:

- раскрытиесущностии ролипредприятий как коммерческих организаций в экономической системе страны;

Характеристика системы бухгалтерского учет предприятий как основы управления предпринимательской деятельностью;

Систематизация правовых основ ведения бухгалтерского учета предприятиями в России;

Рассмотрение основ организации бухгалтерского учета в коммерческих организациях;

Обобщение содержания и порядка заполнения бухгалтерской отчетности, составляемой коммерческими организациями;

Выявление основных направлений развития бухгалтерского учета в коммерческих организациях.

Предмет исследования бакалаврской работы – порядок и основы организации бухгалтерского учета в коммерческих организациях.

Объект исследования бакалаврской работы – система бухгалтерского и финансового учета коммерческой деятельности в России.

Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (в каждой главе по три подраздела), заключения, библиографического списка использованной литературы, списка сокращений и приложений.

1. Теоретическая глава. Бухгалтерский учет в системе управления предприятием

1.1 Сущность и роль предприятий как коммерческих организаций в экономической системе страны

В Гражданском кодексе РФ предпринимательская деятельность хозяйствующих субъектов характеризуется следующим образом: «….это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ГК РФ, ст.2,ч.3).

К родовым признакам предпринимательской деятельности (бизнеса) целесообразно отнести: обмен деятельностью между субъектами экономики; стремление каждого участника обмена деятельностью реализовать свои интересы независимо от того, реализуются при этом интересы контрагентов или нет; стремление к навязыванию своих интересов в том случае, когда контрагенты отказываются принимать не устраивающие их условия делового общения (сделки); проявление личной или коллективной инициативы в процессе подготовки и проведения сделки; способность и готовность идти на личный (или коллективный) риск ради проведения сделки на выгодных условиях; способность, готовность и умение проводить различные приемы делового общения, преследующие целью достижение наибольшей выгоды; способность предпринимать различные шаги, в различных направлениях с целью обеспечения выгодной позиции для последующего проведения избранных приемов делового общения; способность дифференцировать вероятные и действительные результаты сделок, определять приоритеты деятельности и подчинять им логику делового общения.

С точки зрения экономической теории под предпринимательской деятельностью (бизнесом) понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций.

Рассмотрим данное определение более подробно.

Деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями. Если отдельное лицо извлекает (например, выращивая овощи), производит (например, связав джемпер) или покупает товары и услуги для собственного использования или потребления, то оно не является бизнесменом. Оно просто потребитель. Даже если оно продает свою собственность (например поддержанную машину), то его действия также не являются бизнесом. Если оно извлекает, производит или покупает больше, чем ему необходимо для собственного потребления, и обменивает и продает излишки, тогда можно сказать, что оно осуществляет бизнес.

§1. Состав бухгалтерской отчетности

Субъекты финансового права, взаимодействующие с коммерческой организацией, нуждаются в полной и достоверной информации о ее состоянии. С этой целью организации подготавливают бухгалтерскую отчетность. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 1996. № 48. Ст. 5369. бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из:

* бухгалтерского баланса (ф. 1);

* отчета о прибылях и убытках (ф. 2);

* отчета об изменениях капитала (ф. З);

*отчета о движении денежных средств (ф.4);

* приложений к бухгалтерскому балансу (ф.5);

* пояснительной записки;

* аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту.

Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, то есть дату, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность (последний календарный день отчетного периода). Баланс организации - это самостоятельный баланс юридического лица. Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится на две части для раздельного отражения видов средств и их источников. В первой части таблицы показывают средства по составу и размещению, а во второй - по источникам их образования. Первая часть называется актив, вторая - пассив. Каждый отдельный вид средств в активе и их источников в пассиве называется «статьей баланса». Итоги сумм статей актива и пассива баланса всегда равны между собой, так как в них отражаются одни и те же средства Залесский В.В. Бухгалтерская отчетность коммерческих организаций. - М.: «Поколение», 2002. С. 47..

В отличие от баланса, отражающего статику имущественного положения организации, отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период, то есть период, за который организация составляет отчетность (квартал, полгода, девять месяцев, год). В целях более полного отражения финансовых результатов деятельности организации, данный документ должен содержать следующие показатели:

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов и обязательных платежей), то есть нетто-выручка;

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов);

Валовая прибыль;

Коммерческие расходы (расходы, связанные со сбытом, издержки обращения);

Управленческие расходы;

Прибыль/убыток от продаж;

Проценты к получению или к уплате (суммы причитающихся в соответствии с договорами к получению или подлежащих уплате дивидендов, процентов по облигациям, депозитам и т.п.);

Доходы от участия в других организациях (доходы по финансовым вложениям в ценные бумаги других организаций, а также доходы от участия в совместной деятельности без образования юридического лица);

Прочие операционные доходы/расходы (например, данные по операциям, связанным с движением имущества);

Прочие внереализационные доходы/расходы;

Прибыль/убыток до налогообложения;

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи;

Прибыль/убыток от обычной деятельности;

Чрезвычайные доходы/расходы (последствия стихийных бедствий, пожаров или аварий, национализации имущества и т. д.);

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток).

Отчет об изменениях капитала (форма №3) состоит из четырех разделов и справки. В разделе I «Капитал» показывают остаток на начало года, поступления, расход и остаток на конец года составных частей собственного капитала. В разделе II « Резервы предстоящих расходов» и в разделе III «Оценочные резервы» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, и движение имеющихся в организации резервов предстоящих расходов и оценочных резервов. В разделе IV «Изменение капитала» содержатся сведения за отчетный и предшествующие периоды о величине капитала на начало отчетного периода, на конец отчетного периода, его увеличении и уменьшении. В «Справке» указываются данные о чистых активах на начало и конец отчетного года и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах на расходы по обычным видам деятельности и на расходы по капитальным вложениям во внеоборотные активы.

С 1996 года организации составляют отчет о движении денежных средств (форма №4). Отчет состоит из четырех разделов:

Остаток денежных средств на начало года;

Поступило денежных средств - всего и в том числе по видам поступлений;

Направлено денежных средств - всего и в том числе по направлениям расходов;

Остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Движение денежных средств показывается по видам деятельности - текущей, инвестиционной, финансовой Залесский В.В. Указ. соч. С. 48-51. .

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) состоит из семи разделов.

В разделе 1 «Движение заемных средств» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, полученные и погашенные долги, краткосрочные займы и кредиты с выделением не погашенных в срок.

В разделе 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» содержатся данные об остатках и движении за год по краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности с выделением просроченной и отдельно длительностью свыше трех месяцев, а также данные о полученных и выданных обеспечениях.

В разделе 3 «Амортизируемое имущество» отражены остатки на начало отчетного года и данные о поступлении и выбытии по каждому виду нематериальных активов и основных средств и имуществу для передачи в лизинг и представляемому по договору проката.

В разделе 4 «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений» содержатся сведения о собственных средствах организации и привлеченных средствах по их видам. В конце раздела справочно приводятся данные о незавершенном строительстве и инвестиции в дочерние и зависимые общества.

В разделе 5 «Финансовые вложения» указаны суммы остатков на начало и конец отчетного года по каждому виду долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

В разделе 6 «Расходы по обычным видам деятельности» отражены затраты по элементам за отчетный и предыдущий годы и данные об изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов.

В разделе 7 «Социальные показатели» приводятся данные об отчислениях в государственные внебюджетные фонды и отчисления в негосударственные пенсионные фонды Глушецкий А. Н. Бухгалтерский учет и отчетность. - М.: «Просвещение», 1999. С. 85..

В пояснительной записке дается краткая характеристика деятельности организации, указываются основные показатели деятельности, приводятся факторы, повлиявшие в отчетном году на ее результаты, и иная информация, необходимая для получения более полной и объективной картины.

§2. Правовое регулирование составления бухгалтерской отчетности

Прежде всего, источником права, который имеет наивысшую юридическую силу, и нормы которого регулируют отношения по бухгалтерскому учету, является Конституция РФ Конституция РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // "Российская газета", 2009. № 7. Ст. 1. . Ст. 71 Конституции РФ относит бухгалтерский учет к ведению Российской Федерации.

Федеральный закон о бухгалтерском учете является основным источником права, регулирующим деятельность по бухгалтерскому учету. На основании ст. 3 и 5 этого закона, в соответствии с их юридической силой, источники права в сфере бухгалтерского учета можно разделить на три группы:

1) законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, состоящее из:

Закона о бухгалтерском учете и других федеральных законов,

Указов Президента Российской Федерации,

Постановлений Правительства Российской Федерации;

2) нормативные акты и методические указания органов власти, регулирующих бухгалтерский учет;

3) локальные нормативные акты самой организации.

Основным нормативным актом, определяющим правовые основы формирования и представления бухгалтерской отчетности, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Следует отметить, что согласно ст. 3 Федерального закона "О бухгалтерском учете" регулирование бухгалтерского учета может осуществляться другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, которые также являются нормативными правовыми актами

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 1998. № 23. по законодательству РФ распространяет действие на все юридические лица (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) регулирует широкий круг вопросов: 1) общие аспекты организации и ведения бухгалтерского учета; 2) порядок бухгалтерского учета отдельных объектов: незавершенные капитальные вложения, финансовые вложения, основные средства, нематериальные активы, сырье, материалы, готовая продукция и товары, незавершенное производство и расходы будущих периодов, капитал резервы, расчеты с дебиторами и кредиторами, прибыль (убыток) организации; 3) вопросы составления и представления бухгалтерской отчетности.

Эти вопросы также регулируются Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы и правила (критерии признания, оценки, группировки и т.д.) формирования информации об отдельных объектах бухучета (активах, обязательствах, операциях) и представления информации в бухгалтерской отчетности.

По виду регулирования Положения по бухгалтерскому учету подразделяются на нормативные правовые акты и на акты нормативно-технического характера. По предмету (вопросу, сфере) регулирования ПБУ подразделяются на:

1) регулирование общих вопросов организации бухгалтерского учета ("Учетная политика организации" ПБУ 1/98 Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" // "Российская газета", 1999. № 10.);

2) регулирование бухгалтерского учета отдельных объектов (активов, обязательств, операций). Например, "Учет основных средств" ПБУ 6/01 Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 // "Российская газета", 2001. № 91-92., "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 Приказ Минфина от 02.08.2001 № 60н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 // "Финансовая газета", 2001. № 38. и др.

3) регулирование общих вопросов формирования бухгалтерской отчетности ("Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 Приказ Минфина от 06.07.1999 № 43н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 // "Финансовая газета", 1999. № 34.);

4) регулирование порядка раскрытия и представления информации об отдельных обстоятельствах деятельности организации в бухгалтерской отчетности ("События после отчетной даты" ПБУ 7/98 Приказ Минфина от 25.11.98 № 56н "События после отчетной даты" ПБУ 7/98 // «Российская газета», 1999. № 10., "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 12/2000 Приказ Минфина от 27.01.2000 № 11н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000 // "Экономика и жизнь", 2000. № 13. и др.).

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению от 31.10.2000 № 94нПриказ Минфина от 31.10.2000 № 94н "Об утверждении плана счетов бхгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" // "Финансовая газета", 2000. № 47. устанавливают единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Инструкция по применению плана счетов не нуждается в государственной регистрации, поскольку не содержит правовых норм и является документом нормативно-технического характера.

Методические указания, указания, методические рекомендации, инструкции, как и Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), по виду регулирования подразделяются на нормативные правовые акты и акты методического (нормативно-технического) характера. По предмету регулирования подразделяются на две подгруппы. Первая издана (принята) по вопросам, ранее урегулированным Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), например:

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств от 13.10.2003 № 91н Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» // "Российская газета", 2003. № 250. .

Методические указания по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов от 28.12.2001 № 119н Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов» // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 2002. № 11. .

Вторая подгруппа издана (принята) по вопросам, ранее не урегулированным Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Например:

Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций от 20.05.2003 № 44н Приказ Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» // "Финансовая газета", 2003. № 38.;

Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом от 28.12.2001 N 97н Приказ Минфина РФ от 28.11.2001 № 97н «Об утверждении указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом» // "Российская газета", 2001. № 36.;

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13.06.1995 № 49 Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» // "Собрание законодательства РФ", 1995. № 6. Ст. 492..

В литературе многие авторы обращают внимание на несовершенство нормативной базы, регулирующей бухгалтерский учет. А. Н. Глушецкий рассматривает проблемы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности и предлагает различные пути их преодоления. Главным недостатком автор считает возникновение противоречий в том случае, когда в одной и той же ситуации одна норма обязывает совершить одни действия, а другая в той же ситуации обязывает совершить другие действия (имеет место взаимоисключение норм: одна норма исключает исполнение другой). Разные нормы в одной и той же ситуации возлагают на организацию разные обязанности. Например, автор отмечает наличие противоречий между нормами Федерального закона «О бухгалтерском учете» и нормами приказов Минфина России (подзаконных актов). Для устранения этой проблемы А. Н. Глушецкий предлагает исключить подобные противоречия путем предоставления организациям права выбора при определении учетной политики. По мнению автора, в случае, если одна норма в определенной ситуации предоставляет организации право исполнить обязанность одним способом, а другая в этой же ситуации предоставляет право исполнить обязанность другим способом, в таком случае противоречия в нормативном регулировании не наступает, а возникает возможность выбора элемента учетной политики Глушецкий А. Н. Указ. соч. С. 98. .

Другую проблему отмечает в своем исследовании С. А. Юстус. Автор говорит о наличии пробелов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, то есть об отсутствии необходимых норм для регулирования конкретной ситуации. Для решения этой проблемы следует осуществить поиск норм, регулирующие аналогичные операции во всех действующих Положениях по бухгалтерскому учету. В случае отсутствия норм, регулирующих аналогичные операции, следует разработать недостающую норму, используя допущения и требования, установленные в п. 6 и п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» Юстус С. А. Нормативное регулирование бухгалтерского учета: преодоление противоречий и пробелов. -М.: «Московская книга», 2004. С. 49. .

Можно сделать вывод, что в фактически сложившейся системе нормативного регулирования бухгалтерского учета разные виды актов (правовые, нормативные и методического обеспечения) регулируют одни и те же вопросы. В то же время некоторые ситуации не регулируются вообще, а при их возникновении используются нормы, регулирующие аналогичные операции. В результате иерархия нормативных актов не соблюдается, возникают затруднения в процессе составления бухгалтерской отчетности коммерческой организации.

2014 г.

СГА

Введение………………………………………………………………………..…..3
Основная часть……………………………………………………………….……7

…………………………………………………………………………….………..7
1.1Нормативно-законодательное регулирование организации бухгалтерского учета в РФ………………………………………………………………..……………….7
1.2 Система бухгалтерского учета в коммерческих организациях…….........9
1.3 Требования и состав годовой бухгалтерской отчетности…….…………19
2 Практическая часть. Порядок бухгалтерского учета в коммерческой организации ТОО «Техно-Транзит»…………………….…..……..………27
2.1 Учёт основных средств в коммерческой организации ТОО «Техно-Транзит»………………………………………………………….……………………..27
2.2 Учёт товарно-материальных запасов в коммерческой организации…....30
2.3 Учёт денежных средств и учет расчётов с персоналом по оплате труда на ТОО «Техно-Транзит»…………………………………………………………………32
2.4 Использование бухгалтерской отчетности для характеристики финансового состояния коммерческого предприятия ТОО «Техно-Транзит»……45
Заключение…………………………………………….…………………….…...50
Глоссарий……………………………………….…………………………….….54
Список сокращений……………………………………………………………...57
Приложения……………………………………………………………………...61

Введение

Бухгалтерский учёт всегда являлся главным источником фактической информации для разных объектов управления. Информацией бухгалтерского учёта пользуются для принятия управленческих решений, в статистическом учёте, при планировании, прогнозировании, для разработки стратегии и тактики деятельности организации. Так же бухгалтерской информацией могут пользоваться другие заинтересованные субъекты, например: кредитные учреждения, кредиторы, потребители-инвесторы, государственные органы, администрация предприятия и работники, и т.д..
Бухгалтерский учет изучает, контролирует и обобщает как количественную, так и качественную стороны хозяйственных операций. Для этого используется сплошной, непрерывный, документально подтверждённый и взаимосвязанный способ регистрации всех фактов хозяйственной деятельности как в натуральном, так и в денежном выражении.
Развитие совершенствования управления, создание рыночного механизма напрямую зависят от развития всей системы бухгалтерского учета. Так как он стоит в одном ряду с такими функциями управления как: планирование, регулирование, организация и стимулирование. Именно в системном бухгалтерском учете отражается и накапливается вся синтетическая и аналитическая информация о состоянии и движении имущества и источников его формирования, информация о хозяйственных процессах, о итоговых результатах финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. И это даёт возможность своевременно направлять и координировать финансовую и производственно-хозяйственную деятельность, достигать намеченных целей.

В своей дипломной работе я исследую бухгалтерский учет в коммерческих предприятиях. Согласно Гражданского Кодекса РФ коммерческое предприятие это юридическое лицо, имеющее основной целью своей деятельности извлечение прибыли. Оно может создаваться в форме хозяйственного товарищества или общества, хозяйственного партнёрства, производственного кооператива, государственного и муниципального унитарного предприятия. Учредители (участники) коммерческой организации могут иметь обязательственные права по отношению к данной коммерческой организации, так как они участвуют в образовании имущества. В России, в настоящее время, коммерческая деятельность интенсивно развивается. Но очень часто такой бизнес перестаёт развиваться и в конечном итоге деятельность прекращается. По статистике 35% такого результата - это неправильно организованный бухгалтерский учет.
Актуальность и своевременность данного исследования заключается в том, что в современном мире рыночная экономика быстро развивается и коммерческая деятельность занимает в ней важную ступень. Для меня данная тема интересна тем, что бухгалтерский учет является важной составляющей частью в управлении организацией и в контроле за движением хозяйственной деятельности. Данное исследование позволяет увеличить теоретические знания по Законодательству РФ в области бухгалтерии, в области систематизирования и регулирования бухгалтерской отчётности. Рассмотрение данной темы изнутри предприятия, разбор по частям бухгалтерского учёта и отчётности позволит улучшить практические навыки.
Для написания дипломной работы я пользовалась материалами из следующих источников: Гражданским кодексом РФ и РК, Федеральным Законом «О бухгалтерском учете», Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, литературой и учебными пособиями по бухгалтерскому учету, экономических журналов, внутренней документацией. Благодаря стремительному развитию рыночной экономики данная тема сейчас интенсивно разрабатывается и на законодательном уровне, и в различных экономических работах.

Объектом исследования является коммерческое предприятие Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) «Техно-Транзит».
Предмет исследования - бухгалтерский учет в коммерческих организациях.
Цель исследования - обосновать важность грамотной организации бухгалтерского учета в коммерческих организациях.
Для выполнения цели исследования ставим задачи:
1.познакомиться с нормативными документами по бухгалтерскому учету;
2.изучить порядок ведения и организации бухгалтерского учета в коммерческой организации;
3.овладеть понятиями и требованиями бухгалтерской отчетности;
4.проработать ключевые направления бухгалтерского учета в коммерческой организации на примере ТОО «Техно-Транзит», одновременно показывая учёт в Республике Казахстан и в Российской Федерации:
А) ведение учёта денежных средств,
Б)ведение учёта основных средств,
В)ведение учёта материально-производственных запасов,
Г)учет по заработной плате,
Д)последовательность составления финансового результата.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы такие методы научного исследования: изучение научной литературы, изучение нормативно-правовой базы, изучение документации, аналитический и сравнительный методы.

Основная часть
1 Теоретические основы бухгалтерского учета в коммерческих организациях
1.1Нормативно-законодательное регулирование организации бухгалтерского учета в РФ.

Бухгалтерский учет всё время совершенствуется. И в настоящее время он стал одной из главных частей в формировании рыночной экономики, языком бизнеса и предпринимательства, эффективной функцией в управлении. Благодаря тому, что бухгалтерский учет предоставляет учётную информацию на разные уровни управления, он содействует в улучшении организации управления, более эффективного планирования и прогнозирования. Так же носит как ретроспективный, так и перспективный характер.
Для того чтобы учетная информация была достоверна, объективна и своевременна по всем областям деятельности организации нужен обоснованный и целесообразный подход в организации бухгалтерского учета. Поэтому на государственном уровне создали определённые правила, которые регламентируются законодательными актами и нормативными документами. Эти правовые документы, регулирующие бухгалтерский учёт, делятся на четыре уровня (Рисунок 1):

Рисунок 5 - «Требования бухгалтерского учёта».
Под своевременностью подразумевается, что определённая бухгалтерская отчётность предоставляется по месту назначения в соответствующее время. Предприятия, вне зависимости от организационно-правовой формы собственности (кроме бюджетных организаций) должны сдавать бухгалтерскую квартальную отчётность не позднее тридцати дней после окончания отчетного квартала.
У годовой бухгалтерской отчётности срок сдачи не позднее девяносто дней после отчётного года если в законе Российской Федерации иное не предусмотрено. Подписывается бухгалтерская отчетность директором организации и главным бухгалтером. Если бухгалтерский учёт ведётся специализированной фирмой или отдельным специалистом, то подписывают его либо директор данной фирмы, либо специалист ведущий учёт.
От целостности или полноты бухгалтерской отчётности зависит обоснованность принимаемых решений. Для этого итоги по аналитическому и синтетическому учету проверяются и подтверждаются инвентаризациями и независимыми аудиторскими проверками.

2 Практическая часть. Порядок бухгалтерского учета в коммерческой организации ТОО «Техно-Транзит»
2.1 Учёт основных средств в коммерческой организации ТОО «Техно-Транзит»

В бухгалтерском учёте все компоненты (основные средства, материалы, готовая продукция, дебиторская задолженность и т.д) взаимосвязаны. Их итоги отражаются в бухгалтерском балансе. В теоретической части я рассмотрю основные компоненты бухгалтерского учета в коммерческих организациях на примере Товарищества с ограниченной ответственностью «Техно-Транзит». Это основные средства, денежные средства, материалы и готовая продукция, расчёты с персоналом, финансовый результат деятельности предприятия.
Так как данная организация находится в Казахстане и работает по Казахстанским стандартам, я буду указывать законы, бухгалтерские счета, проводки и Российской Федерации, и Республики Казахстан.
Товарищество с ограниченной ответственностью «Техно-Транзит». Основано в 2002году, является самостоятельным хозяйствующим субъектом, основанным на праве хозяйственного ведения. Место нахождения: 100600, Казахстан, Карагандинская область, город Жезказган, улица Есенберлина, дом №6, офис №48. Вид деятельности - торговля. Цель - получение прибыли. Основное направление - реализация запчастей и шин для горнодобывающей промышленности.
ТОО «Техно-Транзит» является юридическим лицом но основе законодательства Республики Казахстан. Товарищество имеет обособленное имущество, имеет право приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности. Организация ведёт хозяйственную деятельность на основе заонодательства РК и устава. Имущество товарищества находится в собственности учредителя и принадлежит товариществу на праве хозяйственного ведения. Уставной капитал на 01.01.2014г. составляет 1 500 000тг.

К основным средствам (РК - МСФО (IAS) 16 «Основные средства»; РФ - ПБУ 6\01 «Учёт Основных средств» относят такие объекты, которые выполняют следующие условия:
А) предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административных целях;
Б) предполагаются к использованию в течение более чем одного отчетного периода.
Согласно п.5, главы1,ПБУ 6/1 к основным средствам относятся: «здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.»
В бухгалтерском плане счетов для учёта основных средств выделен счёт «2410» (РК), (РФ «01»). На данном счёте обобщается информация о наличии и движении основных средств предприятия, об основных средствах находящихся в эксплуатации, об основных средствах находящихся в запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Аналитические данные этого счёта должны представлять полноценную информацию для составления бухгалтерской отчетности: о наличии и движении основных средств, по видам основных средств, по местам их нахождения и тд.
На предприятии ТОО «Техно-Транзит» имеются такие основные средства: складское помещение, ручная грузоподъемная тележка, компьютер и принтер. Всё это оборудование было приобретено в конце отчетного периода (декабрь)..В бухгалтерской отчётности это было отражено следующими проводками (Таблица1):
Таблица1 - проводки по приобретению основных средств (РК).

В процессе деятельности любая организация осуществляет хозяйственные операции, принимает те или иные управленческие решения.

Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период, полученных из бухгалтерского и других видов учета, а также средство управления и одновременно метод обобщения и представления информации о деятельности организации.

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета. Отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обусловливает органическое единство формирующихся в ней показателей, первичной документации и учетных регистров. Информацию о хозяйственных операциях совершенных экономическим субъектом за определенный период, обобщают в соответствующих учетных регистрах и из них переносят в сгруппированном виде в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Такая процедура нужна в первую очередь самой организации и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса ее финансово-хозяйственной деятельности. Пользователями такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники имущества организации.

Система учетных данных (показателей), составляющих бухгалтерскую отчетность, должна выводиться непосредственно из счетов Главной книги - важнейшего регистра системы бухгалтерского учета. Бухгалтерский баланс представляет собой перечень сальдо счетов Главной книги, а Отчет о прибылях и убытках - перечень оборотов результатных счетов (до их закрытия) этой же Книги. Таким образом, совокупность учетных показателей, из которых состоит бухгалтерская отчетность, формируется из счетов Главной книги. Следовательно, отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могут отражать хозяйственные обороты, которые не зафиксированы текущими учетными записями. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью: формируемые в учете итоговые данные переходят в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных итоговых показателей.

Процесс бухгалтерского учета состоит из четырех основных стадий.

На первой стадии происходит документирование хозяйственных операций.

На второй стадии - учетные данные классифицируют и сводят воедино путем отражения на счетах бухгалтерского учета (в учетных регистрах и Главной книге).

На третьей стадии заполняют отчетные формы и пояснения к бухгалтерскому отчету.

На четвертой стадии проводят анализ деятельности организации, как по отчетным, так и по учетным данным. Результаты анализа используют как внутренние, так и внешние пользователи бухгалтерской отчетности.

Все стадии учетного процесса должны рассматриваться в единстве и взаимосвязи. Это важнейшее требование, предъявляемое к современному бухгалтерскому учету. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности.

Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета следует устанавливать, принимая во внимание принципы и требования МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО.

В бухгалтерской отчетности раскрывается информация об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, по сегментам. Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой. электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) подготавливают консолидированную финансовую отчетность по МСФО или иным международно признанным стандартам.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность, как элемент метода бухгалтерского учета, выполняет две функции: информационную и контрольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта.

С другой стороны, она обеспечивает системный контроль правильности и точности бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена: для выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта - чистой прибыли (убытка) и ее распределения между собственниками и представления в заинтересованные органы.

Консолидированная финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям.

Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой формации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикацию такой отчетности.

Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе с тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок ее составления основаны на тех же принципах, что и для индивидуальной бухгалтерской и консолидированной финансовой отчетности.

Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении позитивного опыта ее составления, а также опыта ее использования в управлении хозяйствующим субъектом.

Статистическая отчетность содержит сведения об отдельных составляющих финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта (объемах производства и реализации продукции (работ. услуг), инвестициях, финансовом состоянии, численности работников и их заработной плате). Правила заполнения и представления такой отчетности устанавливаются Госкомстатом России. Статистические показатели рассчитывают в разных измерителях. Они интегрируют информацию статистического, бухгалтерского и оперативного учета.

Статистическую отчетность представляют территориальному органу государственной статистики Российской Федерации по месту регистрации хозяйствующего субъекта. Эта отчетность служит источником соответствующих данных по всему народному хозяйству.

Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством.

Налоговая отчетность должна составляться на основе информации формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки по правилам налогового законодательства.

Главная задача в области налоговой отчетности, заключается вснижении затрат на ее формирование путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.

Для обеспечения качества бухгалтерской отчетности необходим действенный контроль. Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями.

Наряду с аудитом система контроля качества бухгалтерской отчетности предполагает соответствующую надзорную деятельность уполномоченных государственных органов (Федеральной службы по финансовым рынкам, Центрального банка Российской Федерации, Федеральной службы страхового надзора).

Внешние пользователи бухгалтерской информации благодаря данным отчетности получают возможность: оценить финансовое положение потенциальных партнеров; принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с тем или иным партнером; избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам; оценить целесообразность приобретения активов той или иной организации; правильно построить отношения с заказчиками; учесть возможные риски предпринимательства.

Для внутренних пользователей бухгалтерская отчетность, а также данные учета, послужившие основой ее формирования, являются важными показателями для оперативного управления (включая принятие многих решений в процессе управления для обеспечения двух указанных выше основных целей предпринимательства), а также для контроля сохранности своего имущества.

Рассмотрев назначение бухгалтерской отчетности, необходимо определить пользователей бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее представления.

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» перечислены основные задачи бухгалтерского учета:

Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям. учредителям, участникам и собственникам, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям;

Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций, их целесообразностью, наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами, сметами, исполнением обязательств;

Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов финансовой устойчивости.

В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной приказом Минфина России от 1 июля 2001 г. № 180, определены основные интересы пользователей информации, формирующейся в бухгалтерском учете.

Руководители организации - лица, назначаемые собственниками для осуществления оперативного управления, нуждаются в информации о текущем и ожидаемом финансовом состоянии организации. Имея такую информацию, руководители организации обеспечивают эффективное управление для принятия соответствующих управленческих решений.

Акционеры (владельцы организации) по данным бухгалтерской отчетности оценивают, насколько эффективно администрация организации выполняет свои функции, т.е. насколько прибыльно менеджеры ведут дела, и какую часть прибыли они могут позволить себе изъять в качестве вознаграждения.

Кредиторы - банки и другие заимодавцы, предоставляющие организации краткосрочные и долгосрочные кредиты, должны быть уверены в том, что организация сможет выплачивать проценты и погасить ссуду.

Коммерческие партнеры - поставщики, у которых организация приобретает товары, сырье и материалы, и потребители, которые покупают у нее продукцию. Поставщикам необходимо знать, способна ли организация оплатить свои долги; клиенты должны быть уверены в том, что организация является надежным источником поставок и ей не грозит крах.

Налоговые органы - им необходимо иметь информацию о прибыли организации и ее имущественном состоянии для определения суммы налогов, которую она должна уплатить.

Государственные органы управления должны владеть информацией для обеспечения сводок по отраслям народного хозяйства и территориям.

Работники организации хотят иметь данные о финансовом положении и о доходах, поскольку от этого зависит их карьера, размер заработной платы и стабильность рабочих мест.

Финансовым аналитикам и консультантам нужны сведения для их клиентов. Например, торговцам фондовыми ценностями необходима информация для консультирования инвесторов по вопросам приобретения акций и других ценных бумаг; агентствам кредитной информации необходимы данныедля консультирования потенциальных поставщиков.

Общественность имеет законное право на информацию об организации, поскольку ее деятельность влияет на членов общества - налогоплательщиков, потребителей, местных жителей - посредством решения вопросов экологии, занятости и др.

Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта « » компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Вид организации

Базовый нормативный правовой акт

План счетов

Состав отчетности

Коммерческие организации

Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»

Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Государственные (муниципальные) учреждения

Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Обязательства бюджетной организации

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

  • 19-21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 24-26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Объем отчетности и сроки ее представления

Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

  • ежемесячно (около 1-5 форм),
  • поквартально (около 5-10 форм),
  • раз в год (от 10 до 30 форм).

Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

Структура баланса

На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

Вместо заключения

Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.