Балльно рейтинговая система контроля. Балльно-рейтинговая система — что это и с чем её «едят»? Какие плюсы и минусы имеет балльно-рейтинговая система

Контент страницы

Согласно «Положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры в Финансовом университете» Приказ от 23.03.2017 №0557/о и пункту 2.4 Приложения №1 к данному Положению кафедрой «Системный анализ в экономике» утвержден единый стандарт балльно-рейтинговой системы оценки знаний обучающегося:

«…Критерии балльной оценки включают качество подготовки обучающихся к семинарским занятиям, выполнения различных видов самостоятельной работы (при этом результаты регулярно проводимого экспресс- ­контроля успеваемости обучающихся должны составляют не менее 50% балльной оценки), а также посещение аудиторных занятий (не более 15% балльной оценки).

Для обязательных дисциплин:

Текущий контроль успеваемости по всем изучаемым дисциплинам программ бакалавриата очной формы обучения с подведением итогов в период с 01 по 10 ноября и с 01 по 10 апреля учебного года и на конец каждого семестра.

20 баллов максимум за каждый период

3 балла (15% от максимальных 20 баллов)
предусмотренные профилем РУП обучающегося) 10 баллов (не менее 50% балльной оценки)
7 баллов
Всего 20 баллов за каждую аттестацию (20*2=40)
Зачёт/экзамен 60 баллов
Итого 100 баллов

Для дисциплин по выбору и дисциплин университетского блока:

40 баллов максимум за период освоения дисциплины
посещение аудиторных занятий (лекций/семинаров) 6 баллов (15% от максимальных 40 баллов)
результаты регулярно проводимого экспресс- ­контроля успеваемости (контрольные или другие виды работ, предусмотренные профилем РУП обучающегося) 20 баллов (не менее 50% балльной оценки)
Различные виды учебной деятельности на семинарском занятии предусмотренные Положением (Раздел 2.) 13 баллов
Всего 40 баллов за период освоения дисциплины
Зачёт 60 баллов
Итого 100 баллов

Приложение № 1 к «Положению о проведении текущего контроля…» Приказ от 23.03.2017 №0557/о

Оценка качества работы обучающегося в балльно-рейтинговой системе используется для эффективного управления образовательным процессом, при решении вопросов назначения государственных академических и именных стипендий, выдачи дипломов с отличием и т.д.

  • повышение мотивации обучающихся к освоению образовательных программ;
  • получение детальной и разносторонней информации о качестве и результативности обучения, а также о персональных учебных достижениях обучающихся для их мо​рального и материального поощрения;
  • стимулирование систематической работы обучающихся в течение семестра (модуля);
  • снижение роли случайных факторов при текущей и промежуточной аттестации;
  • информационное обеспечение подготовки приложения к диплому Финансового университета, сопоставимого с общеевропейским (Diploma Supplement).
  • единство требований, предъявляемых к работе обучающихся;
  • регулярность и объективность оценки результатов работы обучающихся;
  • открытость и гласность результатов успеваемости обучающихся для всех участников образовательного процесса.

1.4. В основу балльно-рейтинговой системы положена 100-балльная система оценки знаний обучающихся, используемая в качестве дополнения к официальной пятибалльной системе (семестровой, модульной) оценки знаний обучающихся, принятой в Российской Федерации.

2. БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ


  1. Критерии балльной оценки включают качество подготовки обучающихся к семинарским занятиям, выполнения различных видов самостоятельной работы (при этом результаты регулярно проводимого экспресс-­контроля успеваемости обучающихся должны составлять не менее 50% балльной оценки), а также посещение аудиторных занятий (не более 15% балльной оценки).
  2. При подведении итогов текущего контроля успеваемости в середине семестра его результаты в 20-балльной оценке вносятся в ведомости текущего контроля успеваемости с использованием ТЭКУ и на соответствующей странице предметно-­группового журнала преподавателями, ведущими аудиторные занятия.
  3. Обучающийся, получивший от 7 до 20 баллов, считается аттестованным, получивший от 0 до 6 баллов - не аттестованным.
  4. Результаты текущего контроля успеваемости за вторую половину семестра/в модуле преподаватели, ведущие аудиторные занятия, сообщают обучающимся на последнем занятии и вносят в ведомости (в колонку «баллы, работа в семестре») в день проведения зачета/экзамена.
  5. Итоговая сумма баллов, полученная обучающимся по результатам текущего контроля успеваемости в семестре/модуле и промежуточной аттестации, преобразуется в пятибалльную систему оценок в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

Порядок перевода 100-балльной оценки в пятибалльную

А ты готов перейти на новый формат? Ведь это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале. Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д

Продолжим знакомиться с понятиями, с которыми вам придется столкнуться, когда вы станете студентами.

Сегодня хочу рассказать о БРС – балльно-рейтинговой системе.
Что это? В чём её суть? В каких университетах применяется? Какие плюсы и минусы имеет эта система? Ответы на данные вопросы вы узнаете в этой статье.

Что такое балльно-рейтинговая система?

Другими словами, это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале.

Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д (в сумме не более 40 баллов*). В конце каждого семестра все баллы суммируются между собой и прибавляются к баллам, полученным студентом на экзамене (максимально можно получить 60 баллов) и уже после этого переводятся в оценку по следующей схеме*:
86 – 100 баллов – «5»
70 – 85 баллов – «4»
51 – 69 баллов – «3»
Если по итогу студент набирает меньше 51 балла, то считается, что он не освоил дисциплину.

*- данная схема, так же как и деление 100 баллов на «40 – за семестр, 60 за экзамен» может незначительно отличаться в зависимости от вуза.

В каких университетах применяется?

Балльно-рейтинговая система применяется в таких вузах, как ВШЭ, РУДН, РЭУ, Финансовый Университет, МФЮА, МПГУ, СПБГЭУ, УРФУ, КФУ, ЮФУ и др. Точную информацию о том, применяется ли балльно-рейтинговая система в выбранном вами учебном заведении, вы всегда можете найти на сайте самого вуза.

Какие плюсы и минусы имеет балльно-рейтинговая система?

Плюсы:

  • Повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе.
    Объективность – главное требование, предъявляемое к оценке, — в традиционной системе реализуется не очень хорошо. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр. Если же наоборот, на экзамене студент перенервничает и напишет его не так хорошо, оценка будет снижена не так сильно за счет баллов, набранных за семестр.
  • Усиливается мотивация к постоянной активной работе на протяжении всего семестра (хотя для кого-то, наверное, это минус).
    Как известно, раньше многие студенты руководствовались правилом «от сессии до сессии живут студенты весело», то есть почти совсем ничего не делали на протяжении семестра, а за пару-тройку дней зубрили весь материал и успешно (или не очень) сдавали экзамен. При БРС же сделать так будет труднее.
  • По окончании каждого семестра формируется общий рейтинг курса, который делает более доступными различные возможности университета, например, поездка на семестр или год в иностранный университет на обучение. Все просто, хочешь получать крутые возможности – учись хорошо.
  • «Гонка» за баллами.
    При балльно-рейтинговой системе обучения некоторые студенты (особенно в не особо дружных группах) испытывают чувство постоянной конкуренции. Чаще всего это проявляется, когда преподаватель, например, дает 2-3 темы для презентаций или доклада и студенты должны сами между собой распределить, кто их будет делать и кто, соответственно, получит баллы. И бывает так, что студенты, у которых и так уже достаточно баллов, не дают сделать подобные работы тем, кому эти баллы нужнее, у кого их очень мало. Вот в таких ситуациях и проявляется человечность и умение уступать.
  • Иногда не совсем понятное распределение баллов между различными видами работ.
    Согласитесь, странно слышать от преподавателя, что он, например, ставит одинаковое количество баллов за ответ на семинаре и за написание эссе или реферата. Ведь на два этих вида работ тратится совершенно разное количество времени. Тем не менее, иногда попадаются преподаватели, которые распределяют баллы не совсем понятным и логичным образом.
  • Субъективность при отсутствии чётких критериев.

Минусы:

Хотя одной из целей БРС и является ликвидация субъективности при оценивании студентов, все равно, если нет чётких критериев того, как должен оцениваться тот или иной вид работы, преподаватель устанавливает их так, как считает нужным. Более того, нередко преподаватели учитывают баллы студентов лишь формально, ставя оценку в конце семестра «на глазок».

Я, как человек, который совсем недавно ушел от привычной школьной системы и стал учиться по балльно-рейтинговой, могу сказать, что мне гораздо труднее было написать о минусах БРС, чем о плюсах.

А это значит, что все-таки учиться, получая баллы, а не оценки, немного проще. Ведь ты всегда знаешь: всё зависит только от тебя, ты можешь немного «похалявить» в течение семестра, но тогда на экзамене станет сложнее, потому что будешь знать, что до желаемой оценки тебе не хватает немало баллов, а это добавляет волнения (я лично была свидетелем несчастной сцены,к когда одногруппникам не хватило 3-5 баллов до четверки и они «слетели» со стипендии»). Так что в этой системе уж точно всё в ваших руках!

Теперь, увидев на сайте понравившегося вам вуза информацию о том, что в нем применяется балльно-рейтинговая система, вы будете знать о ней чуточку больше и будете предполагать, что вас ждет!

В соответствии с решением Ученого совета исторического факультета МГУ (протокол № 1 от 20.02.2015 г.) , начиная с осеннего семестра 2015/2016 учебного года на факультете вводится балльно-рейтинговая система контроля знаний студентов бакалавриата на годовых семинарских занятиях по отечественной и всеобщей истории I-III курсов всех форм обучения.

Норматив расчета баллов

Виды работ Количество баллов
Посещение и текущая работа в семинаре
(Количество баллов, получаемых за каждый семинар, определяется исходя из фактического числа семинаров в данном учебном году)
60 (30 + 30)
Написание рефератов, устные выступления по источникам и другие формы самостоятельной работы студентов по заранее полученным от преподавателя заданиям 20
Оппонирование докладов 5 + 5
Коллоквиум, тесты 10 - 20
Доклад 45 - 60 - 70
Обсуждение доклада
(Чтобы быть поставленной на обсуждение, работа должна быть сдана вовремя; в противном случае студент теряет баллы за обсуждение. Дается оценка устного выступления, ответов на вопросы и замечания выступавших в дискуссии)
10 - 15 - 20
Максимальная итоговая сумма баллов за год 200

Предусматривается, что каждый преподаватель в течение учебного года в рамках семинарских занятий обязан обеспечить проведение всех видов работ, позволяющих студенту набрать максимально возможное количество баллов.

Результирующая оценка "Зачет" ставится при получении не ниже 120 баллов . Обязательное условие получение зачета – балл за доклад не должен быть ниже 45, и балл за коллоквиум не должен быть ниже 10. Балльно-рейтинговая система является ключевым основанием для получения зачета. Если студент набирает менее 120 баллов, преподаватель обязан, в соответствии с действующим "Законом об образовании" три раза провести формальную процедуру принятия зачета, имея право не ставить зачет, основываясь на результатах рейтинга.

Пример расчета баллов

Посещение и текущая работа в семинаре :

Учебный год содержит обычно 30 недель; если студент посетил все 30 семинаров, он получает 30 баллов (1 балл за каждое занятие). Если на каждом семинаре он активно участвовал в текущей работе, то ему добавляется по одному баллу за каждый семинар. Всего по этой позиции можно получить максимум 60 баллов.

Написание рефератов, устные выступления по источникам и другие формы самостоятельной работы студентов по заданиям преподавателя :

В этом случае преподаватель исходит из того набора форм контроля знаний, который он использует в своей педагогической практике. Студенты имеют возможность максимально набрать по этому показателю 20 баллов за год. Каждая из работ оценивается по пятибалльной шкале, учитывая, что студенту предлагается выполнение максимум четырех работ данного вида.

Оппонирование докладов :

Одно оппонирование в течение семестра, за год - два. Максимальное количество баллов за одно оппонирование – 5 (исходя из пятибалльной шкалы).

Коллоквиум, тесты :

Коллоквиум может проводиться как в устной, так и в письменной форме по выбору преподавателя. В течение учебного года обязательно проведение минимум одного коллоквиума по предмету. Cтуденты имеют возможность набрать по этому показателю максимально 20 баллов за год. По усмотрению преподавателя он может выбирать те виды контроля успеваемости студентов, которые представляются ему наиболее целесообразными, исходя из того, что максимальный балл за тестирование может составлять 5, а за сдачу коллоквиума – 10.

Доклад :

Доклад - это обязательная письменная работа, представляющая собой самостоятельное исследование по заданной теме, выполненная на основе анализа источников и научной литературы. Оценки 3, 4, 5 за текст доклада соответствуют 45, 60 и 70 баллам. Промежуточные баллы не допускаются.

Обсуждение доклада :

Обсуждение доклада на семинарском занятии является обязательным. Оценки 3, 4, 5 за устное представление доклада и его защиту соответствуют 10, 15, 20 баллам. Промежуточные баллы не допускаются.

В итоге студент, который успешно прошел все этапы контроля знаний, может получить за год работы в семинаре максимум 200 баллов. Если предположить, что студент прошел все этапы контроля, кроме доклада, успешно, но по обеим позициям оценки доклада получил «удовлетворительно» (45+10), то в сумме у него будет 165 баллов. Если при этом студент пропустил больше половины занятий, не проявляя активности на посещенных занятиях (что влечет за собой потерю более 45 баллов), то он наберет в итоге меньше 120 баллов, а это недостаточно для получения зачета. Если студент прошел все этапы контроля отлично, но доклад не сдал, он теряет 90 баллов, в сумме у него будет всего 110 баллов (недостаточно для зачета)..

Результаты всех этапов контроля знаний студентов заносятся преподавателем в журнал.

В статье описывается опыт использования балльно-рейтинговой системы оценивание учебных достижений студентов. Определены цели БРС, ее преимущества и недостатки. К статье прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения по специальностям среднего профессионального образования (СПО) построен на овладении студентом профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК).

Компетенции - это совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств студента. В реализации задачи овладения компетенциями свою положительную роль может сыграть балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Педагоги и психологи считают, что оценка должна отражать не только уровень освоенности компетенций, но и личностные качества студента, а именно: умение планировать свою работу, работать в коллективе и в команде, рационально использовать свое и чужое время, работать со справочной и дополнительной литературой, писать конспекты, тезисы, рефераты, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

В 2011-2012 учебном году в нашем техникуме была введена балльно-рейтинговая система оценки и учета успеваемости, которая несколько изменила привычные представления студентов об учебе. Наверняка всем известна поговорка: «От сессии до сессии живут студенты весело…», потом за 2-3 дня выучивают предмет (с разным успехом), сдают и благополучно забывают.

Не все, конечно, так учатся, но то, что такая практика существует, никто отрицать не будет. И еще: все прекрасно знают, что традиционный сессионный экзамен или зачет – это во многом лотерея: можно время от времени готовиться в течение семестра, на экзамене вытянуть «хороший» билет и получить «отлично». А можно, наоборот, – весь семестр трудиться, готовиться, ходить на лекции, читать учебники, а на экзамене не повезет. А еще если у преподавателя в день экзамена настроение плохое, то неизбежны жалобы на необъективность, предвзятость и т.п. А все потому, что привычная традиционная система почти совсем не учитывает то, что называется текущей учебной работой студента.

Кроме того, студенты особенно первого курса часто обнаруживают недостаток само организованности, и самостоятельности, отсутствие опыта поисковой деятельности и навыков работы с литературой.

В балльно-рейтинговой системе эти недостатки компенсируются. За определенные виды работ, выполняемые студентами на протяжении всего семестра, выставляются баллы, определенное число баллов начисляется за зачет, затем все эти баллы суммируются, и получается итоговый рейтинговый балл по предмету. Этот балл переводится в традиционную систему оценок.

  1. формирование у студентов мотивации к систематической работе, как аудиторной, так и самостоятельной;
  2. снижение роли случайностей при сдаче экзаменов, зачетов;
  3. упорядочение, прозрачность и расширение возможностей применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля;
  4. реализация индивидуального подхода в образовательном процессе;
  5. повышение состязательности в учебе для активизации личностного фактора;
  6. получение, накапливание и представление всем заинтересованным лицам, в том числе и родителям студентов, информации об учебных достижениях студента, группы за любой промежуток времени;
  7. повышение качества обучения за счёт поэтапной оценки различных видов работ.

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов сама по себе не нова - это система организации учебного процесса по освоению студентами основной образовательной программы среднего профессионального образования (СПО), при которой все знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе освоения дисциплины, систематически оцениваются по 100-балльной шкале (усвоение материала на 100 %), к тому же данная система должна отражать итоговый контроль знаний и посещаемость студентов. В системе среднего профессионального образования посещаемость студентами аудиторных занятий является проблематичным, по причине того, что студенты техникума - это учащиеся, не достигшие совершеннолетия, и преподаватели несут ответственность за отсутствие студента на занятиях. Данное условие должно быть также отражено в контроле знаний по балльно-рейтинговой системе. Проанализировав все составляющие процесса обучения, нами была предложена следующая система оценки знаний, умений, навыков (ЗУН).

Для оценивания личностных качеств студентов (дисциплина, ответственность, инициатива и др.) предусматривается выделение определенного числа баллов (в пределе до 10 % от общего числа). Посещаемость оценивается в 5,5 балла, с учетом 57 часов аудиторной нагрузки - по 0,1 балла за каждую посещенную пару; ведение конспекта – в 3,5 балла

Лабораторно-практические работы оцениваются в 52 балла - по 5 и 2 балла за каждую лабораторную и практическую работу. Лабораторные работы не допускают отсутствие студента, даже по уважительной причине. В случае если студент отсутствовал на занятии по болезни, он обязан сдать лабораторный практикум в течение двух недель, после выхода на учебу. Не случайно большое количество баллов: из 57 часов – 26 часов лабораторно-практических занятий

Контрольные, тестовые работы оцениваются в 21 балл - по 2,5 балла за каждую работу. Включают в себя несколько разделов химии и биологии

Домашняя работа оценивается в 8 баллов - по 1баллу за каждую работу.

Дифференцированный зачет оценивается в 10 баллов.

Студенты, не набравшие установленной минимальной суммы баллов в ходе текущего контроля, могут добирать баллы до промежуточного контроля. Студенты, набравшие 85% и более от суммы баллов за текущий контроль – освобождаются от зачета и «автоматически» получают оценку «5».

Набравшие72% и более - оценку «4», они, при желании могут

отказаться от «автоматической» оценки и сдавать зачет во время сессии.

Студенты, набравшие 51% и более от максимальной суммы получают оценку «3»

Студенты, набравшие меньше 50 баллов по результатам текущего контроля, считаются не аттестованными и имеющими по ним академическую задолженность. Для получения более высокой оценки студенты должны проходить промежуточную аттестацию.

Внедряемая балльно-рейтинговая система предполагает разработку технологической карты дисциплины, где указываются виды обязательных работ и количество баллов, которые могут получить студенты за выполнение каждого задания.

Итоговая оценка заносится в зачетную ведомость и зачетную книжку студента.

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов в нашем техникуме не отменяет традиционную систему, применяемую при промежуточной и итоговой аттестации (отлично, хорошо, удовлетворительно, зачтено, не зачтено), и наряду с последней является одним из компонентов системы управления качеством образования.

  1. Повышение дисциплинированности студентов. Не выполнив вовремя то или иное задание, студент лишается определенного количества баллов.
  2. Повышение организованности студентов. Студент с самого начала знает «правила игры» и может сам планировать свою работу в течение семестра.
  3. Повышение ощущения психологического комфорта в процессе обучения. Накопительная система баллов у добросовестного студента снижает волнение, связанное с ожиданием предстоящей итоговой аттестацией.
  4. Повышение объективности оценки. Преподаватель оценивает все достижения студента по определенным критериям, не сводя их к среднему баллу. Система оценивания открыта для каждого студента.
  5. Усиление элемента конкуренции среди студентов. Рейтинговая система предоставляет возможность проявить себя, выделиться.
  6. Активизация работы преподавательского состава. Для каждой дисциплины должен быть составлен весь пакет заданий с указанием баллов и перечислены случаи дополнительного поощрения.

Студенты отмечают следующие преимущества балльно-рейтинговой системы:

  1. Включение 60 % текущих баллов в итоговую оценку.
  2. Стимуляция активности студентов на занятиях.
  3. Улучшение посещаемости занятий.
  4. Возможность постоянного контроля своих баллов.
  1. Эта система создаёт много дополнительной работы для преподавателя. Он должен рассчитать параметры данной системы – сколько баллов даётся за каждое задание и критерии оценки, довести это до сведения студентов, разработать альтернативные формы набора баллов, задания разного уровня сложности в зависимости от того, на какое количество баллов претендует студент, а также больше вести индивидуальной работы со студентами, которые хотят добрать недостающие баллы.
  2. Неадекватное оценивание способных студентов. Студенты, вынужденные пропускать занятия по разным причинам (участие в мероприятиях, болезнь), не могут в полной мере использовать накопительную систему баллов.
  3. Система призвана измерять успеваемость студентов на основании их регулярной работы в течение семестра. Полученные данные не будут представлять действительное соотношение сил, если значительная часть студентов не будет работать регулярно. Всегда найдутся некоторые студенты, которые не будут работать в течение семестра, а рейтинговую систему эффективно применять только при готовности студентов работать регулярно.
  4. Неполноценное овладение учебным материалом студентами. Студенты могут накопить баллы, пропуская некоторые разделы дисциплины. Соответственно это влияет на качество усвоения материала.

В любом случае, использование балльно-рейтинговой системы при организации учебного процесса способствует активизации образовательной деятельности студентов, развитию у них чувства ответственности и самостоятельности, повышает объективность оценки и оказывает положительное влияние на ритмичность работы при овладении ими профессиональными и общими компетенциями


Введение балльной системы является первым этапом на пути к полномасштабному переходу на обучение системе зачетных единиц. Кроме того, обязательным условием аттестации и аккредитации абсолютно всех вузов будет предоставление результатов по данному эксперименту.

Переход на новую систему обучения качественно не изменит содержание учебных дисциплин: количество часов, лекционных и семинарских занятий остается прежним.

Данная система должна использоваться в учебном процессе по всем дисциплинам учебного плана, включая дисциплины федерального и вузовского компонентов, а также дисциплины по выбору студентов. Апанасенко Г.А Бально - рейтинговая система: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Современная школа, 2008. - № 2. - с. 9

1. Бально-рейтинговая технология оценки знаний используется с целью личностно - ориентированного обучения, стимулирования систематической работы студентов, раскрытия их творческих способностей, дифференциации оценки знаний.

2. Бально-рейтинговая технология оценки знаний предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в вузе.

Понимать систему формирования оценок по дисциплинам и другим видам занятости с целью получения итоговых оценок;

Осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по каждой дисциплине и ее изменение из-за несвоевременного освоение материала;

Своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии;

В течении семестра вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Планировать (подробно) учебный процесс по конкретной дисциплине и стимулировать работу студентов за систематическую работу;

Своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля;

Объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом систематической работы;

Обеспечить градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.

6. Бально-рейтинговая технология позволяет обеспечить непрерывность контроля и оценки качества знаний, как по отдельной дисциплине, так и на протяжении семестра, на текущий этап обучения (все прошедшие семестры) и период обучения на данной ступени высшего профессионального образования (ВПО).

При разработке балльной системы оценки успеваемости кафедры и отдельные преподаватели учитывают следующие моменты:

Кафедры в зависимости от специфики преподаваемых дисциплин устанавливают виды текущего контроля и их стоимость в баллах;

Стоимость посещения каждого занятия рассчитывается как частное от деления установленной за посещение занятий суммы баллов на количество планируемых учебных занятий;

По каждому виду учебной работы максимальное количество баллов выставляется при условии выполнения его на «отлично»;

При неудовлетворительной оценке за выполнение какого-либо вида текущего контроля баллы не начисляются;

Кафедра вправе объявить выполнение каких-либо заданий обязательными. В случае невыполнения или получении неудовлетворительной оценки за выполнение таких обязательных заданий итоговая оценка будет неудовлетворительной независимо от суммы баллов, набранных на других видах текущего контроля.

Набранная сумма баллов используется для определения итоговой оценки. В качестве шкалы итоговых оценок предлагается использовать принятую в России пятибалльную шкалу и несколько модифицированную систему ECTS, принятую в большинстве стран Европы.

Теоретического материала - посещение лекций;

Практические навыки - выполнение и защита лабораторных работ, семинарские занятия;

Выполнение самостоятельных работ (рефераты, творческие задания, расчетно-графические работы, курсовые работы и проекты) и их защита;

Учебная, производственная и др. практики.

2. Бально - рейтинговая технология должна быть четко расписана по каждой дисциплине и доведена до сведения каждого студента в начале занятий, как составляющая программы изучения дисциплины, которая входит в учебно-методический комплекс (УМК).

3. При изучении одной дисциплины студент может получить не более 100 баллов. При этом большую часть баллов студент получает в течение семестра, около 1/3 - итоговая аттестация.

Занятия, пропущенные по уважительной причине, отрабатываются по инициативе студента по направлению деканата; Баллы, полученные на отработке, идут в рейтинг.

5. По решению кафедры студенты, имеющие высокий рейтинг по дисциплине (от 90%) могут быть (с их согласия) освобождены от сдачи экзамена. Для получения оценки «отлично» требуется сдача экзамена.

7. Трудоемкость изучения дисциплины (количество часов или зачетных единиц согласно учебного плана) учитывается коэффициентом в оценке по среднему показателю успеваемости (ОСПУ):

Где О1, О 2, Оn - числовые эквиваленты оценок по дисциплине;

К1, К2, Кn - учетные зачетные единицы соответствующей дисциплины.

Балльная система оценки контроля успеваемости предусматривает не только дифференцированную оценку различных видов учебной работы, но и соблюдение сроков их выполнения. Устанавливаются следующие сроки представлений кафедрами (преподавателями) отчетов по текущей успеваемости студентов:

К этим срокам каждый преподаватель представляет в деканаты отчеты о текущей успеваемости студентов в группах, где он проводит учебные занятия. Колбанов В.В. Педагогика: Учебник. - СПб.: ДЕАМ, 2008. - 32с.

При наличии у студента, не набравшего, или набравшего мало баллов к моменту представления отчета, документально подтвержденной уважительной причины (болезнь, отъезд на сборы, соревнования) деканат продлевает ему сроки сдачи контрольных распоряжений по деканату с обязательным оповещением об этом студента и соответствующего преподавателя (кафедру).

Студент, без уважительной причины не выполнивший контрольные задания и не набравший минимальное количество баллов, требуемых для получения зачета или экзаменационной оценки по окончании изучения дисциплины, только на компенсационной основе может быть допущен к повторному ее изучению. При его отказе от этого или при повторном получении неудовлетворительной оценки его отчисляют из университета. Васильева О.С. Бально - рейтинговая система // Психологический вестник РГУ, 2008. - № 3. - с. 45

Таким образом, использование рейтингового контроля и оценки можно повысить уровень мотивации к изучению предмета. Результаты могут быть засчитаны в качестве итоговой оценки по семестровому зачету и как следствие - в качестве итоговой экзаменационной оценки. И при использовании бально-рейтинговой системы можно следить за динамикой успеваемости и группы в целом и каждого студента, озвучивание результатов рейтинга позволит повысить активность студентов и внести в процесс обучения момент соревнования, выявляя лучших и отстающих студентов.