Сколько наложниц было у чингисхана. Женщины Чингисхана. Можно было обратиться в суд

1:502 1:507

Чингисхан родился в 1155 году, в час победы монголов над татарскими племенами. Его отец, знатный вождь большого племени, Есугай-баатур, посчитал рождение сына предзнаменованием и нарёк ребёнка Темучином (Тэмуджином), что означало «кузнец».

1:948

В 1164 году Есугай-баатур женил сына, когда тому едва исполнилось девять лет. Девушка происходила из менее знатной семьи, однако была родом из Унгиратского племени, которое издавна славилось особой красотой девочек.

1:1342

Борте была старше своего малолетнего жениха на три года, хорошо воспитана и красива. Она стала первой супругой маленького Темучина и оставалась преданной ему до конца своей жизни. Они прожили больше сорока лет.

1:1730

1:4

В 1206 году Темучин стал великим ханом монгольской империи, присвоив себе имя Чингисхана

1:166 1:171

.

2:676 2:681

По давним традициям, монголы могли иметь несколько жён, однако хан не желал приводить в дом других женщин. Он любил Борте, но она уже была стара и больше не могла производить на свет наследников. Поэтому близкое окружение хана стало упрашивать его привести в дом вторую супругу, а мудрая Борте не стала противиться и во всём подчинилась любимому мужу. Тот привозил из военных походов молодых девушек, делал их наложницами, и спустя несколько лет у владыки было уже около двух тысяч женщин , некоторых из которых, он, впрочем, даже ни разу не увидел.

2:1682

2:4

Однажды прославленный монгол задумал выгнать со своих земель татар. Истребляя и прогоняя их с родных степей, Чингисхан увидел молодую татарку Есуган. Она была так красива, что великий повелитель приказал своим воинам привести её в гарем, сделав наложницей, и решил жениться на девушке. Когда Чингисхан пришёл к ней и сообщил о своём намерении, Есуган, опустив голову, заплакала. Удивлённый хан немедленно потребовал от наложницы ответа, и та рассказала историю о старшей сестре, Есуй, которую очень любила и не хотела, чтобы та погибла от рук разъярённых и ожесточённых монголов. Чингисхан велел отыскать Есуй, желая посмотреть на девушку.

2:1178 2:1183

Когда же воины нашли её и привели в покои к великому хану, тот, ослеплённый красотой молодой женщины, тотчас же приказал готовиться к свадьбе. Есуган, обняв сестру, уступила ей своё место, а спустя несколько дней красавица Есуй стала женой монгольского хана.

2:1655

2:4

3:508 3:513

Однако такой любви, какую ждал от новой ханши великий владыка, не последовало. Есуй была молчалива, грустна и часами сидела возле юрты, вглядываясь куда-то вдаль.

3:810 3:815

Не раз пытался разгадать тайную печаль девушки хан, однако она так и не раскрыла своё сердце. И лишь однажды младшая сестра рассказала её тайну: Есуй была давно влюблена в молодого татарина, которому хотела стать любимой и верной женой. Девушка страдала, плакала по ночам и ждала своего возлюбленного, веря, что тот когда-нибудь придёт за ней.

3:1443

Разгневанный Чингисхан, узнав обо всём, велел двум своим воинам не спускать глаз с молодой супруги и охранять её даже по ночам.

3:1677 3:4

4:508 4:513

Однажды после очередного военного похода уставший хан отдыхал со своими жёнами возле юрты. Есуй сидела рядом и вдруг неожиданно вздрогнула. Хитрый монгольский повелитель заподозрил неладное и приказал приближённым и воинам разделиться на группы и встать вместе со своими семьями. И когда несколько сотен людей встало так, как приказал их повелитель, тот заметил в стороне молодого юношу, который оказался чужаком.

4:1277 4:1282

Тот повернулся к великому владыке и назвал себя женихом красавицы Есуй. Разгневанный хан, удивившись храбрости смелого татарина, велел слугам отрубить юноше голову. Молодая ханша побледнела и упала без чувств. Несколько дней провела она, не выходя из ханской юрты, горько оплакивая возлюбленного. Борте, недолюбливая молодых жён, оставалась равнодушной, и лишь Есуган утешала старшую сестру и не отходила от неё, опасаясь, что Есуй от горя покончит с собой.

4:2120

4:4

5:508 5:513

Чингисхан тем временем собирался в новый поход. Как и всегда, он брал с собой любимых жён, и в этот раз за ним последовали ханши Борте и Есуй. Пытаясь сгладить вину перед молодой супругой, хан каждую ночь приходил к ней в юрту, но уходил с чувством досады и горечи. Есуй была холодна и молчалива, хотя и покорялась любой прихоти мужа. Наконец, отчаявшись сломить девушку, монгольский владыка стал приводить к себе новых жён, и за несколько лет их стало уже двадцать шесть. Увеличивался и ханский гарем, в котором Чингисхан проводил всё своё время, свободное от военных походов.

5:1562

5:4

6:508

Любимые жёны всегда следовали за ханом...

6:585 6:590

Законные жёны нередко жаловались на то, что с ними их повелитель проводит слишком мало времени и у жён больше не рождаются наследники (у Чингисхана было лишь два сына - от Борте и Хулан). Одна Есуй оставалась, как всегда, молчалива, и никогда не жаловалась на свою жизнь.

6:1083 6:1088

7:1592

7:4

Прошло несколько лет, и однажды печальная Есуй спросила постаревшего и седого хана о том, кто будет править его народом после его смерти. Чингисхан впервые задумался и осознал, что и он, великий повелитель монголов, смертен. Не смыкая глаз, провёл он несколько бессонных ночей, думая о конце и мечтая обрести бессмертие. Так, давно зная о китайских монахах, которые надолго продлевают себе жизнь, хан велел отыскать и привести к нему даосского монаха Цю Чуцзи. Тот, прибыв к Чингисхану в середине мая 1222 года, поведал ему об учении даосизма. «Нет средства для бессмертия, можно лишь продлить свою жизнь», - отвечал мудрый монах.

7:1149 7:1154

8:1658

Жены Чингисхана: Хулан, Есуй, Есуган.

8:70 8:75

Однако, растратив свои силы в военных походах, а здоровье - в чрезмерной любви к чувственным увлечениям, хан осознавал, что доживает последние свои годы. Наследником он назначил сына своей старшей жены Борте - храброго и смелого Угэдэя.

8:513 8:518

Великий основатель монгольской империи Чингисхан умер в 1227 году в возрасте семидесяти двух лет возле реки Хуанхэ. Место его захоронения до сих пор неизвестно. Считают, что преданные воины убивали любого, кто становился свидетелем траурной процессии. Они истребляли даже животных и птиц, чтобы никто, даже звери, не смогли увидеть, где находится гробница монгольского владыки.

8:1211 8:1216

9:1720

9:4

Все его рабы и слуги, золото, драгоценности и трофеи были зарыты в могиле вместе с телом Чингисхана. Историки не раз пытались начать экспедиции по раскопкам могилы завоевателя, однако местные жители до сих пор протестуют, считая, что никто не должен узнать страшную тайну великого монгола. По легенде, если могила будет найдена, на народ, который проживает в тех землях, падёт страшное проклятие.

9:730 9:735

Могила Чингисхана не найдена до сих пор...

9:815 9:820


Сегодня трудно представить, как кочевавшие в Центральной Азии монгольские племена во главе с Чингисханом смогли покорить многие высокоразвитые города и страны и создать могущественную империю. Но она действительно существовала, а её история хранит множество темных тайн.

1. Убийство


Настоящее имя Чингисхана - Темуджин. Свое первое убийство он совершил уже в 14 лет. Сводный брат Темуджина, Бегтер, частенько издевался над ним и его младшим братом. И однажды братья подкараулили Бегтера и изрешетили стрелами до смерти. С тех пор Темуджин стал считать убийство самым действенным методом решения проблем. Однажды известный борец Бури оскорбил младшего брата Темуджина Белгутея.

Придя к власти, Чингисхан вызвал Бури на матч – реванш с Белгутеем. Бури очень испугался и не стал сопротивляться, решив, что для него будет лучше проиграть схватку. Но Чингисхан презирал трусов. И по его команде Белгутей особым приемом сломал сопернику позвоночник, после чего беспомощного Бури бросили одного умирать на улице.

2. Пытки и казни


Применение пыток не приветствовалось в империи, но они все же имели место и были очень жестокими. Так хан Гуюк, заподозрив одну из придворных, Фатиму, в убийстве своего его брата, вначале подверг ее пыткам, а затем ей зашили все, что можно на теле, обернули войлоком и сбросили в реку.

У монголов всегда существовало табу на кровопролитие для знатных особ, но они находили иные способы жестокой расправы с такими людьми. Одного халифа из Багдада завернули в ковер и бросили под копыта мчащегося табуна лошадей. А после победы над русскими у реки Калки пленных князей накрыли деревянными половицами и пировали на них, пока те не умерли.

3. Интриги


При монгольском дворе также процветали интриги, и он напоминал собою змеиный клубок. Во время правления Чингисхана шаман Теб Тенгри начал плести интриги против братьев Хана, для того, чтобы отстранить их от власти. Сначала он оклеветал Касара. Чингисхан поверил шаману и чуть было не казнил брата, но этому помешала мать.

Спустя некоторое время Касар умер собственной смертью, и шаман взялся за другого брата-наследника, Тэмуге. На этот раз брата спасла от смерти жена Чингисхана, Борте. А мужа она предупредила, что шаман скоро доберется и до него. После этого Чингисхан, используя свою излюбленную уловку, организовал соревнования по борьбе, в которых шаману сломали позвоночник и выкинули на улицу.

4. Положение женщин


Хотя некоторые монгольские женщины и добились высокого положения в обществе, большинство их было бесправны. Женщины зависели от мужчин и должны были им полностью подчиняться. У монгольской степной знати было принято создавать гаремы с десятками жен. Кроме того, от порабощенных народов монголы часто вместо дани привозили себе в наложницы молодых девушек.

Однажды, пытаясь набрать себе жен среди женщин одного из бурятских лесных племен хори-туматов, монголы столкнулись с сопротивлением, возмущенные хори-туматы подняли восстание. В то время вождем этого племени была женщина, Ботохой-тархун. Ей удалось соблазнить одного из генералов Чингисхана и заманить в засаду его войско. Однако в дальнейшем восстание было подавлено, Ботохой-тархун захватили в плен и отдали одному из монгольских солдат.

Дальнейшая ее судьба неизвестна. Но некоторым женщинам удалось извлечь из такой ситуации пользу. После завоевания меркитов, сыну Чингисхана досталась в жены их принцесса Дорегене, которая вскоре возвысилась над остальными его женами и после смерти мужа около пяти лет управляла империей.

5. Создание и разрушение империи


В 1178 году Темуджин женился на Борте, но вскоре после свадьбы ее похитили соплеменники меркиты. Темуджин пришел в ярость, собрал небольшое войско, напал на меркитов и освободил свою жену. В этом сражении он снискал репутацию отважного воина, после чего и началось его восхождение от Темуджина к Чингисхану. Вскоре выяснилось, что спасенная Борте беременна, но непонятно от кого – то ли от мужа, то ли от одного из насильников.

Когда родился мальчик, которого назвали Джучи, Чингисхан принял его и растил как родного сына. Но слухи расползались. И когда в конце жизни Чингисхан решил назначить своим преемником старшего сына Джучи, Чагатай, второй по старшинству сын, возразил отцу, считая, что приоритет должен иметь он, а не “меркидский выродок”.

Между братьями произошла неприятная ссора. Тогда Чингисхан назначил своим наследником третьего сына Угэдэя, что в дальнейшем послужило причиной непрекращающихся многолетних разборок между братьями, завершившихся распадом Великой Империи.

6. Религиозный фанатизм


Правящая элита Монголии считала себя носителями высшей божественной миссии, и оправдывала этим кошмарную резню, сопровождающую их походы. Завоевав Бухару, Чингисхан с кафедры проповедника вещал напуганным жителям, что он послан им в качестве наказания за все те грехи, которые они совершили.

Много лет спустя внук Чингисхана Гуюк в письме Папе Римскому Инносенту IV написал, что все захваченные земли даны монголам по божьему благословению и тот, кто не согласен с этим, будет считаться врагом империи. Другой его внук, хан Монгк, в письме королю Франции утверждал, что на небесах единственным и вечным повелителем является бог, а на земле - Чингисхан.

7. План по уничтожению китайцев


Монголы всегда старались селиться на открытых равнинах, где было достаточно корма для их коней. И перед тем, как выступить в поход на новые земли, вначале туда отправляли специальные отряды, которые сжигали практически все на этих территориях. Через некоторое время, к моменту основного наступления, опустошенные земли успевали зарасти травой, и могли использоваться в качестве пастбищ.

Взбешенный неудачными попытками завоевать Китай, хан Угэдэй разработал план, который состоял в массовом истреблении всех китайских крестьян, проживающих на севере страны, и дальнейшем превращении их земель в сплошное пастбище.

К счастью, советнику Елюй Чуцаю удалось отговорить Угэдэя от этой идеи. Он объяснил, что лучше обложить крестьян налогом, что позволит получить постоянный источник доходов для финансирования армии. Угэдэй прислушался к его советам и больше к своему плану по истреблению китайцев никогда не возвращался.

8. Пьянство


Бедные монгольские скотоводы-кочевники главным образом употребляли перебродившее молоко кобылиц, в котором алкоголя было совсем мало. Однако после походов Чингисхана в империю неиссякаемым потоком потекли дары и дань от покоренных народов, многие монголы стали жить в роскоши и веселье, В неограниченных количествах имелись разные алкогольные напитки.

И уже в конце жизни Чингисхана, пьянство стало серьезной проблемой, коснувшейся и семьи самого Великого Хана. Два его сына, Толуй и Угэдэй, спились и умерли. После их смерти еще один сын, Чагатай, опасаясь, что и его постигнет та же участь, приказал слугам строго следить за тем, чтобы он не пил много.

Особенно серьезно от алкоголизма страдал Угэдэй, который почти постоянно был пьян, и даже важные решения принимал, находясь в таком состоянии. Проблема усугублялась еще и тем, что его жена, Дорегене, не препятствовала его пьянству, поскольку могла в это время почувствовать себя правительницей.

9. Гражданская война


Во времена правления Гуюка в империи лишь чудом не вспыхнула гражданская война. На одном из банкетов Гуюк сильно поссорился с сыном Джучи, Батыем. И когда Батый впоследствии отказался воздать Гуюку подобающие почести в честь его восхождения на трон, они и вовсе возненавидели друг друга. Армия Гуюка выступила на завоевание русских княжеств, которые контролировал Батый. Однако во время этого похода Гуюк умер, и война на этот раз не случилась.

Но случилась позже. Когда умер правитель хан Монгк, его братья в своей борьбе за власть все же развязали в стране войну между кланами, в результате которой к власти опять вернулись потомки Угэдэя и Чагатая. Проигравшие кланы Джучи и Хулагу, брата Монгка, переселились на запад, где создали два независимых государства, Золотую Орду и Иль-ханат. Так наступил закат Монгольской Империи.

10. Большая чистка


По завещанию Чингисхана трон перешел к Угэдэю. Но он вскоре умер от пьянства, и началась борьба за власть, которую вначале на пять лет захватила вдова Угэдэя, Дорегене. Впоследствии в результате ее хитроумных интриг на трон взошел ее сын, Гуюк. Но будучи несогласным с матерью, пытавшейся оставить власть себе, он расправился с ней и ее советниками.

Спустя два года умер и Гуюк, в борьбу за власть вступили потомки сыновей Джучи и Толуя, которые привели к власти сына Толуя, Монгка. Кланы Чагатая и Угэдэя попытались свергнуть Монгка. Но, узнав об этом, Монгк провел в стране массовую чистку. Министры, зачинщики перевороты, были казнены, все сторонники Угэдэя и Гуюка схвачены. По всей стране проходили показательные судебные процессы.

Всемирная история хранит память о многих женщинах, чьи деяния прославили их имена на многие века. Поэты воспевают их разум и красоту, ученые спорят о месте, роли и значении каждой из них в развитии прогресса, истории той или иной страны. И совершенно незаслуженно история предала забвению имена самых могущественных женщин мира за все время существования человечества — монгольских женщин XIII века.

Европейские и азиатские современники, а затем историки, исходя из сложившихся в их странах взглядов на роль и место женщины в жизни общества, не могли понять системы семейно-брачных отношений среди кочевников. Они либо замалчивали роль жен Великих ханов в политической истории, либо недооценивали их интеллектуальные способности, а иногда даже и совершенно лишали их таковых. В современную эпоху тоже мало что изменилось. Исследователей и тогда и сейчас ставит в тупик сам факт успеха монгольского оружия и политического таланта. Ну не могли какие-то дикие кочевники создать самую великую и прогрессивную империю в мире! Дальше признания гениальности Чингисхана и его полководцев дело не идет. А не мешало бы взглянуть на состояние эффективности самого кочевого общества, в котором женщина не рассматривалась просто как необходимый элемент для продолжения рода. Хозяйственно-экономическая роль женщины в семье превосходила мужскую. Об этом говорят исторические источники. Дело мужчины – поле, а все остальное – на ее плечах. Это вдвое увеличивало военно-политический и экономический потенциал при той же численности монголов раннего средневековья.

История писана и переписана неоднократно. Но в ней периоды междуцарствия до сих пор остаются «белым пятном». При том, что они были достаточно продолжительны. Два года после смерти Чингисхана в «Юань-ши» записаны одной строчкой: «… регентствовал царевич Толуй». Это при том, что еще при жизни Чингисхана на семейном совете было решено отдать власть Угедею. Почему источники упускают роль и значение в этот период жены Чингисхана Есуй-хабун? Пока неизвестно.

Туракина-хатун

После смерти Великого хана Угедея междуцарствие длилось пять лет. Разве великая держава могла существовать без власти в такой большой промежуток времени? Нет. Завоевательные походы были успешны, развивались государственные структуры. Без твердой руки это было невозможно. Западные исторические источники называют это время регентством Туракины-хатун, вдовы Угедея. Китайские – временем правления императрицы Лю, происходившей из рода Наймачжэнь. «Сокровенное сказание монголов» связывает ее происхождение с меркитами. Это была властная, целеустремленная женщина с твердой волей. Мудро управляя государством, она сконцентрировала в своих руках всю власть от Адриатического моря до Желтого. Она смогла победить и в династийной борьбе, сделав Великим ханом своего сына Гуюка в обход существовавших правил престолонаследия.

Историки несправедливы к ней. Повторяя вслед за католическим монахом Плано Карпини выдумку, что Туракина-хатун лично отравила русского князя Ярослава, последователи превращают ее в не очень умную особу. Даже такой великий ученый как Гумилев Л. Н. не избежал этой участи, назвав ее «вздорной, глупой бабой». И никто не задался вопросом: «Зачем ей это было нужно?». По рассуждениям Карпини, представителя варварской в то время Европы, она хотела этим шагом присоединить владения Ярослава к своему улусу. Более нелепого предположения придумать трудно. Небольшое по сравнению с империей монголов княжество на северо-востоке Руси и так входило в орбиту монгольского влияния. Великой императрице вряд ли пришло бы в голову лично участвовать в междоусобных проблемах князей на окраинах ее государства. Что было позволительно не понимающему реалий монаху, вряд ли может соответствовать авторитету современного исследователя.

Огул-каймиш

Гуюк правил недолго, и новое междуцарствие возглавила его жена Огул-Каймиш (Огуль-Гаймишь), о личности которой мы мало что хорошего можем почерпнуть из источников и исследований. И здесь сработала сила инерции. Государство росло и укреплялось, а ей в вину ставили увлечение колдунами и ворожеями, развал государственных дел. А зря! Да, она проиграла династийную борьбу. Но кому? Самой Соркуктани-беги!

Эта борьба длилась долгих три года и завершилась казнью Огул-Каймиш, ее сына Ширемуна и других видных нойонов. Три года могущественная Соркуктани не могла справиться с «глупой и никчемной» Огул-Каймиш. Тут в исторических трудах явно не все в порядке!

Соркуктани-беги

Соркуктани-беги (правильнее было бы Сорхаг-тани, как доказал Бельо, но и мы подвержены инерции) безусловно была самой могущественной женщиной в истории. Перед обаянием ее личности не устояли ни великие правители, ни исторические описатели, даже такие как Рашид-ад-Дин и Плано Карпини, которые в силу своих религиозных убеждений относились к женщинам с определенным предубеждением. Последний в своей книге отмечал: «… Сероктан, эта госпожа пользовалась среди всех татар (монголов) предпочтительным уважением…». А ведь Карпини был при дворе Великого хана еще до избрания Гуюка.

«Соркуктани-беги была весьма умной и способной и возвышалась над женщинами света (даже здесь Рашид-ад-Дин не удержался от половой дискриминации — авт. ). Она обладала в полнейшей мере твердостью, скромностью, стыдливостью и целомудрием. Так как ее сыновья остались после отца (малыми) детьми, то она благодаря своим способностям приложила большие старания в деле их воспитания и обучила их добродетелям и учтивости. Она никогда не допускала, что бы между ними случился какой-нибудь спор даже о волоске, она сдружила их жен (одно это чего стоит — авт. ) и с рассудительностью воспитала и оберегла детей, внуков, всех старших эмиров (нойонов) и войско, которое осталось после Чингисхана и Тулуй-хана и находилось в их подчинении. А так как они признавали за ней совершенный ум и предельные способности, то никогда «ни на волос не преступали ее повелений».

Одна из жен младшего сына Чингисхана Толуя, Соркуктани не могла претендовать на высокое положение в социальной иерархии монгольского общества. К тому же она являлась племянницей Ван-хана кереитского, в жестокой схватке с которым Чингисхан и приобрел свои политический вес и могущество в Степи. Но разум и рассудительность, умение сглаживать углы и примирять непримиримых в семье чингисидов сделали ее вначале всеобщей любимицей, а затем и советчицей. Ради нее многим прощалось даже нарушение Ясы. В 1225 году во время похода монголов против государства тангутов войско Толуя задержалось с выступлением. Жестоко каравший за малейшие воинские провинности покоритель мира был вынужден оставить проступок без наказания: оправдание было весомым – приболела Соркуктани-беги.

Она сблизила царственные дома Джочи и Толуя, вероятно, потому, что женой Джочи была ее сестра Биктутмиш-фуджин. Бату-хан, будучи уже старшим из чингисидов по возрасту и положению, тем не менее, всегда советовался с вдовой своего дяди и прислушивался к ее мнению. Соперник Бату, Угедей-хан, как позже и его потомки, с большой любовью относился к Соркуктани-беги и ее детям, что не помешало последним перехватить бразды правления империей. Рашид-ад-Дин: «Kaaн (т. е. Угедей) совещался с ней о всех делах, не преступал принятого ею решения и не допускал изменений в ее приказаниях, все зависимые от нее люди были отмечены покровительством и почетом».

Импонировал подданным и ее отказ выйти замуж после смерти мужа даже за Великого хана Гуюка. Это способствовало тому, что любовь монгольского народа к ней стала даже выше почитания матери Чингисхана Оэлун-Эке.

Четверо сыновей Соркуктани-беги были великими историческими личностями. Старший сын, Мункэ, избирался хурултаем Великим ханом. Этого титула удостаивались и другие сыновья: Хубилай и Ариг-Буха. Спор между ними завершился в 1260 году в пользу Хубилая, которого сегодня историки считают самым могущественным государем в истории. Он основал династию Юань в Китае. Второй ее сын, Хулагу, возглавил поход монголов на Ближний Восток, где он стал основателем династии ильханов. При Хубилае монгольская империя достигла наивысшего своего могущества и небывалого в истории охвата территории. Приложила к этому усилие и Соркуктани-беги. Направленное ею войско на север присоединило обширные пространства Сибири вплоть до Ледовитого океана. Расположения ее добивались цари и князья многих народов, через ее ставку проходил путь всех иноземных послов.

Поскольку Соркуктани была христианкой, на ее помощь и защиту рассчитывали русские, армянские, грузинские владыки, правители европейских стран. На берегах всех четырех океанов ее слово было законом, которое не могли оспорить даже Великие ханы, ее сыновья. Неограниченная власть не портила ее. Будучи сама образованной, она привила тягу к науке и сыновьям. Была милосердна и милостива. Она опекала не только христиан. На ее деньги было построено медресе в Бухаре. И сколько еще добрых поступков было в ее жизни, сегодня, наверное, не сосчитает никто.

Возможно, именно она протежировала когда-то опальных своих двоюродных братьев и племянников, внуков и правнуков Ван-хана, способствовала возвышению их среди торгоутов, гвардии Великих ханов, потомки которых через несколько веков станут калмыцкими ханами.

В науке имеется несколько дат ее смерти. Но это неважно. Соркуктани-беги завершила свой жизненный путь на вершине славы, почета и могущества, нашла упокоение в священном месте, где был похоронен Чингисхан. Ни до, ни после нее больше не было более могущественных монгольских императриц как по охвату, так и по силе власти.

Абике-беги

Одной из самых интересных и замечательных личностей эпохи ранней истории монгольских народов можно назвать Абике-беги, одну из старших жен Чингисхана. Принцесса по крови, умная, волевая женщина, она прожила жизнь, достойную сюжета для многих поэм, романов и даже детективов. Неординарность ее натуры привлекала древних хронистов и в то же время ставила в тупик.

В современных переводах старинных источников на русский язык ее имя можно встретить как Ибаха (у Козина), Ибака (у Дарваева), Абикэ (у Рашид-ад-Дина) и т. д. Думается, что ее имя имеет, как и солидная часть современных имен многих народов, этническую этимологию. Народ абак был достаточно уважаем в Великой Степи. Даже один из ильханов в государстве хулагидов имел имя Абака-хан. Абике, это уменьшительное производное, поэтому будем считать данное произношение имени правильным.

Большинство древних хроник описывают одно важное событие в жизни Абике-беги. В стихе 208 главы 7 «Сокровенного сказания монголов» и в дальнейших монгольских переложениях этот случай преподносится как дарение Чингисханом своей жены Абике за большие заслуги нойону племени урутов Джурчедаю. Перечисляя его подвиги, хан упоминает исключительную роль Джурчедая в разгроме войск кереитского Ван-хана, а затем кереитского Джахамбо с захватом их подданных. Далее необходимо привести цитату из перевода «Сказания…» П. Дарваева полностью:

«Ради того, что в дни сражений он рисковал жизнью, что в дни битв он скакал впереди, Чингис-каган подарил Джурчедаю Ибаку-беки и сказал ей: «Я никогда не говорил, что ты глупа, что ты плоха! Тебя, вошедшую в мое сердце и душу и сидевшую рядом со мной, я отдаю Джурчедаю ради Великого Дела, ради того, что в дни сражений он становился щитом, от врагов он был укрытием, что он соединял отделившихся, собирал разбредшихся, за все его заслуги, ради Великого Дела я тебя отдаю. После меня мои потомки, когда сядут на наше место, пусть также думают о пользе Делу, не искажая моих слов, до потомков не прерывают долг (не забывают заслуги) Ибаки!»

Еще Чингис-каган сказал Ибаке: «Твой отец Джака-Канбу дал тебе двести человек, а также Ашик-Темур-баурчи и Алчик-баурчи. Сейчас, уходя в племя Урууд, отдай мне на память из приданого Ашик-Темур-баурчи и сто человек!»

Еще Чингис-каган сказал Джурчедаю: «Я дарю тебе свою Ибаку, четырьмя тысячами своих Уруудов ты будешь сам ведать, не так ли?» Так он наградил Джурчедая».

Приведение данной цитаты полностью не случайно. «Сокровенное сказание монголов», как и последующие монгольские интерпретации жизнеописания Чингисхана, является, с претензией на хронику, все же литературно-художественным произведением, и автор его вряд ли лично присутствовал при данном эпизоде. Но и умолчать о подобном факте он не мог. Слишком большой резонанс это вызвало в кочевом обществе. И было от чего!

Сам поступок дарения жены даже за величайшие заслуги другому в истории человечества нельзя назвать ординарным, особенно в средневековом кочевом обществе. Это было необъяснимо ни тогда, ни сегодня, ни с точки зрения какой-либо морали. Китайские хронисты в «Юань ши», старательно отмечавшие все вехи жизни Чингисхана, в данном случае просто о нем не упомянули.

Историк Рашид-ад-Дин в своих «Летописях» несколько по-иному раскрывает суть происшедшего. Получатель удивительного подарка Джурчедай у него именуется как Кяхтэй (Кэхтэй) — нойон. Вот как описывает события

«… Из рассказов о нем один такой: однажды ночью он возглавлял гвардейский караул в ставке Чингис-хана. Чингис-хан, увидев какой-то страшный сон, проснулся и потребовал света. В ставке была жена, по имени Абика-беги, дочь Джаканбу. Он сказал этой жене: «Я постоянно был с тобою хорош и от тебя не видел никакого зла и вероломства. В этот момент я увидел некий сон, и всевышний господь повелел, чтобы я тебя подарил. Тебе не следует сердиться». И он окликнул: «Кто снаружи?» Кэхтэй-нойон, который был в карауле, ответил: «Я». Позвал его внутрь и сказал: «Я тебе подарил эту госпожу, возьми ее!» Кэхтэй весьма испугался этого происшествия. Чингиз-хан его успокоил и сказал: «Не бойся, ибо я действительно говорю эти слова!» Жене же сказал: «Оставь мне на память одного стольника (баурчи — авт .)… и такую-то золотую чашу, из которой я пью кумыс». Все же остальное полностью: орду, ов-угланов, домочадцев и слуг, казну, табуны и стада полностью отдал жене, подарив ее Кэхтэй-нойону. И все!»

Но это не все! Чингисхан совершил этот поступок, когда власть его окрепла – уже были покорены все монгольские племена и установлены законы Ясы. Абике-беги также не была простой женщиной, которую можно было бы подарить как вещь.

Она была племянницей Ван-хана, близость к аристократическому роду которого в Степи значила очень много. Абике была старшей из четырех дочерей Джахамбо (Джаканбу). Ее сестры являлись: Бектутмиш-Фуджин – старшей женой Джучи, старшего сына Чингисхана, а Соркуктани-беги – главной женой его младшего сына Толуя. Они имели достаточно большое политическое влияние среди монголов. Еще одна сестра была отдана замуж за царя онгутов или тангутов. Источники в этом разнятся. В ходе своих завоевательных походов Чингисхан активно пытался найти ее, но безуспешно. Поэтому имя ее в истории не сохранилось. Сестры располагали полной экономической свободой и даже воинской силой. Двести гвардейцев-торгаутов Абике-беги по законам рыцарей чести могли защитить достоинство своей госпожи. Чингисхан знал это, из чего следует, что его поступок не являлся оскорблением для отданной в подарок жены.

Что же произошло на самом деле в ту ночь? Отказаться по доброй воле от жены Чингисхан по обычаю не мог, даже если бы она была уродлива или бесплодна, ни то, ни другое к ней не относилось.

Не оказался ли Чингисхан невольным свидетелем встречи возлюбленных или же он заподозрил свою жену в неверности? По законам Степи и Ясы прелюбодеяние каралось смертью обоих. Чингисхан на казнь пойти не мог по нескольким причинам. Это подорвет у подданных его авторитет правителя и мужа. Во-вторых, насильственная смерть Абике привела бы не только к смуте в только что созданной державе, но и внесла разлад в царственную семью. Объяснить поступок владыки благородным порывом к соединению влюбленных сердец тоже маловероятно. История знает, как он распорядился судьбой жениха другой своей жены Есуй, татарской принцессы.

Ясно одно: инициатива развода исходила не от Чингисхана и страшный сон здесь ни при чем. Эта причина была придумана как оправдание через столетие после описываемого события. Если бы это было его волеизъявление, то он должен был не только вернуть все приданое жены, но и пополнить его. А получилось наоборот: бывший муж выпросил для себя в качестве подарка добрую половину приданого. Понятно, что сотня храбрых верных нукеров и надежный распорядитель ханского стола даже величайшему владыке не помешают. Но золотая чаша-кисе, о которой упоминает Рашид-ад-Дин?! Несолидно для человека с амбициями на владение всем миром, если это не та знаменитая голубая чаша Ван-хана, пить из которой желали по утрам совсем еще юные Темуджин, Джамуха и Килха-Сенгум.

Похоже, идея принадлежала Абике. Но зачем обладающей реальной властью одной из старших жен степного государя соединять свою судьбу с простым командиром охранников, даже если он красавец-удалец? Мало того, с самым ретивым губителем ее дяди и двоюродного брата, убийцей собственного отца? Причина была одна — месть! Пока она была членом семьи Чингисхана, сделать этого она не могла, Джурчадай (Кяхтай) слишком много имел заслуг в возвеличивании этой семьи. По понятным причинам не мог подвергнуть опале героя и сам хан. Нойоны тысяч не простили бы этого.

Как и о чем договорились той ночью супруги, мы не узнаем никогда. Но, вероятно, Чингисхан вполне разделял стремление Абике к благородной мести. Это не противоречило кодексу рыцарской чести, и хан пошел на это. Теперь месть губителю древнего рода кереитских властителей стала делом семейным, а не государственным. Тогда понятен и тот ужас бесстрашного воина при получении такого «подарка».

После рокового приобретений Джурчедай (Кяхтэй) был отстранен от двора, и дальнейшая судьба его неизвестна. Исчезло даже само племя храбрецов-урутов, нойоном которого он был. Во всяком случае, во времена Рашид-ад- Дина этого племени уже не было. Его должность перешла к его родственнику Чанаю. Трудно сказать, какое из имен, Джурчедай или Кяхтэй, было настоящим, а какое прозвищем, возможно, это два разных человека.

Абике-беги же не только не потеряла авторитета среди чингисидов, но и упрочила его. Ее сын стал баурчи-стольником при Великом хане Угедее. От кого она родила этого сына – неизвестно, но такая должность при дворе говорит об очень высокой степени доверия. Кроме того, Абике ежегодно приезжала из своего города в Ставку Великого хана и устраивала пир. После одного такого пира Угедей-хан, напившись вина, скончался. Придворные языки пытались злословить об отравлении, но Эльчидай-нойон, молочный брат хана, пресек эти разговоры. Авторы «Юань-ши», правда, возложили вину за отравление на ханского министра Абд-ар-Рахмана. Абд-ар-Рахман руководил сбором налогов, в том числе и в Китае.

Благодаря стараниям сестер кереитский род стал постепенно набирать силу. Свою двоюродную сестру Дугуз-хатун они сосватали за Толуя, а затем сделали старшей женой Хулагу-хана. Племянница Дугуз-хатун, тоже кереитка, стала женой Аргун-хана и матерью наследника Харабандэ. Поддерживая родовичей, сестры помогли древнему роду правителей кереитов снова выйти на политическую арену. Потомками их были калмыцкие ханы. А далекая внучатая племянница Абике, дочь Хо-Урлюка Юмагас оказалась достойной преемницей своей пращурки. Мстя за неисполнение обычаев родственникам первого мужа, она уничтожила могущество хошеутовских ханов в Джунгарии.

Виктор Маглинов

Фото из интернета

Вся жизнь Чингисхана, основателя и первого великого хана Монгольской империи, была историей завоеваний земель других народов. Обитатели территорий, захваченных им, говорили о нём с ужасом. А в жизни со своей любимой женой Борте он вёл себя так, как может вести себя не каждый современный мужчина…

От оружия Тэмуджина-Чингисхана и его воинов гибли тысячи тех, кого хан объявлял своими врагами. Но всегда ли и со всеми ли был жесток Чингисхан? Нет. Например, в отношении женщин он был способен проявить милосердие.

Нежный деспот

Чингисхана часто сравнивают с другим азиатским завоевателем - Тимуром-Тамерланом. Войска Железного хромца шли по чужим городам и сёлам, уничтожая всё живое огнём и мечом. Тамерлан чинил зверства ради удовлетворения садистских инстинктов и для острастки тех, до кого не дошли ещё руки его воинов. Чингисхан относительно бережно обходился с врагами: солдаты покорённых армий иногда сдавались в плен и позже воевали на его стороне. Он умел прощать то, что многим кажется непростительным. Именно гибкость сделала его повелителем самой большой в истории человечества империи со смежной территорией.

Чингисхан любил женщин. Можно сказать, что он испытывал эстетическое наслаждение от их присутствия.

У полководца было четыре ставки (орды), и в каждой из них его ждала одна из четырёх главных жён, которых звали Борте, Кулан, Есуй и Есурген. Борте была, безусловно, самой первой и самой любимой.

Даже в походах Чингисхана сопровождали красавицы. О повседневном быте монгола повествует китайский генерал Мэнхун: «Когда наш посланник, отправленный на Север, представился их царю, то по окончании церемонии встречи ему велено было сесть пить вино вместе с его женой, царевной Лаймань, и восемью наложницами, которых величали дамами; при всяком угощении и после они также присутствовали. Эти наложницы - ослепительной белизны и красивой наружности…». Хан любил музыку: его спутницами были также примерно 20 красавиц музыкантш. Из них был составлен целый оркестр.

Присутствие красивых женщин в своей жизни Чингисхан считал признаком скорее власти, чем собственной мужской силы. Однажды он спросил одного из своих сподвижников, что можно считать высшим наслаждением. Полководец сказал: «Охоту». Чингисхан не согласился: «Нет, высшая радость человека заключается в том, чтобы победить своих врагов, гнать их перед собою, отняв у них то, чем они владели, видеть лица, которые им были дороги, в слезах, ездить на их конях, сжимать в своих объятиях их дочерей и жён». Некоторые наложницы хана раньше были жёнами представителей завоёванных им народов.

Впрочем, современники отмечали: великий хан не был поборником излишеств в интимной сфере. Он прекрасно понимал: личная жизнь - личной жизнью, а завоевание сопредельных территорий - главное дело в жизни. Так что во многом гарем Чингисхана существовал для удовлетворения эстетических пристрастий повелителя… Иногда он в качестве особо ценных подарков отдавал своих жён и наложниц в жены соратникам по завоеваниям…

Прекрасная Борте

Чингисхан родился в 1155 году на берегу реки Онон. При рождении ему дали имя Тэмуджин. Когда будущему полководцу исполнилось 9 лет, его сосватали 11 - летней девочке Борте. Девочка очень понравилась Есугею - отцу Тэмуджина. Чем она ему приглянулась? Видимо, Борте с детства отличалась выдающейся красотой. Есугей отвёз мальчика в семью будущей невесты и оставил там для того, чтобы дети лучше узнали друг друга. На обратном пути отца будущего повелителя Востока отравили враги, с которыми он давно воевал за скот и пастбища.

После смерти Есугея его двум вдовам и потомству пришлось очень тяжко: их выгнали с насиженных мест. Женщины и малолетние дети жили практически собирательством. Приходилось ещё и делать запасы на зиму. Именно в эти дни в Тэмуджине стал расти будущий завоеватель. До самой смерти он испытывал ужасное отвращение к нужде и лишениям. И желал отомстить тем, кто обрёк его семью на них.

Прекрасная девочка Борте стала для Тэмуджина самым светлым воспоминанием. Он мечтал вернуться в дом, где жил счастливо, любуясь её красотой.

А судьба тем временем подготовила новые испытания. Таргутай, главный враг Есугея, стал бояться за пастбища, некогда принадлежавшие отцу Тэмуджина: как бы молодой наследник не захотел их себе вернуть… Он поймал будущего великого хана и заковал его в колодки - две доски с отверстием для головы и рук, тем самым лишив его не только сна, но даже элементарной возможности, к примеру, почесаться. Тэмуджин сбежал и спрятался от врагов в озере, куда он погружался, оставляя на поверхности только ноздри.

Будущего хана спас простой крестьянин. После этого испытания будущий повелитель огромной страны почувствовал себя сильным и самостоятельным. Первым его желанием стало отыскать прекрасную Борте, чей образ не шёл у него из головы даже в дни тяжких невзгод.

Он женился на избраннице. В знак преданности мать преподнесла Борте на свадьбу роскошную соболью шубу.

История не донесла до нас никакой информации о конфликтах между Тэмуджином и его старшей женой. Судя по всему, супруги жили мирно, несмотря на то что Борте была далеко не единственной женщиной хана.

Пару ждали другие испытания. Первыми серьёзными врагами Тэмуджина стали представители племени меркитов - предков современных бурят. Конечно, со временем, хан захватил и их земли. Но поначалу они не просто оказывали ему сопротивление - меркиты вели себя нагло.

Меркиты в роли греков

В 1184 году произошло нечто напоминающее историю с Еленой Троянской. Меркиты похитили прекрасную Борте.

Тэмуджин бросил вслед похитителям целую орду, в которой было четыре тьмы по 10000 человек. Войско прошло быстрым маршем вдоль реки Селенги к восточному берегу Байкала. На карте такой марш-бросок выглядит вполне грамотно с точки зрения военной стратегии. Но только на политической карте. Физическая карта показывает: на пути монголов были пропасти, быстрые реки, болота и стремнины. Страшно даже подумать о том, как воины проводили коней по узким тропам над пропастями. Но не тем человеком был Тэмуджин, чтобы отказываться от своих замыслов. Его войска в короткие сроки пришли к меркитам. И, конечно, отбили у них прекрасную Борте. Но тут-то и выяснилась пикантная подробность: жена хана оказалась беременна. И тут Тэмуджин повёл себя не как деспотичный восточный властитель, который бы отказался от «нечистой» супруги и потомства от неё, а как понимающий и глубоко порядочный современный мужчина. Он заявил, что в момент похищения Борте уже была беременна от него.

В легенды вошла сцена встречи Тэмуджина и Борте. Меркитов обратили в бегство. Те улепётывали сломя голову, даже не захватив с собой пленницу, из-за которой и разгорелся весь сыр-бор. Борте узнала своего мужа, молча подошла к его коню и покорно схватилась за стремя.

В том же 1184 году у Борте родился сын, которого назвали Джучи. Тэмуджин признал его своим ребёнком. Вообще, он считал своими законными наследниками только четырёх сыновей, которых родила ему Борте. От них пошёл аристократический род так называемых чингизидов. Дети завоевателя от остальных жён и наложниц канули в историческую Лету.

Джучи же стал отцом хана Батыя - того самого, который предпринял в 13-м веке несколько походов на Русь.

Как дальше сложилась судьба «нечистой» Борте? Она исправно рожала детей от Тэмуджина, который в 1206 году на курултае объявил себя Чингисханом, что в вольном переводе означает «Повелитель Вселенной». По свидетельствам многих современников, великий хан относился к старшей жене с неизменной преданностью и уважением.

А вот отношения с Джучи у него были сложные. Некоторые считают: Чингисхан на самом деле никогда не ощущал его своим ребёнком, поэтому относился к сыну хорошо лишь с формальной точки зрения. Джучи стал также известным полководцем. Но в сердце родителя он не мог конкурировать с детьми, в отцовстве которых хан был уверен…

Чингисхан скончался в 1227 году, оставив своим потомкам огромную империю. Борте пережила его на 3 года.

Ольга СОКОЛОВСКАЯ

ЕСУЙ - ЧИНГИСХАН

Чингисхан родился в 1155 году, в час победы монголов над татарскими племенами. Его отец, знатный вождь большого племени, Есугай-баатур, посчитал рождение сына предзнаменованием и нарёк ребёнка Темучином (Тэмуджином), что означало «кузнец». В 1164 году Есугай-баатур женил сына, когда тому едва исполнилось девять лет. Девушка происходила из менее знатной семьи, однако была родом из Унгиратского племени, которое издавна славилось особой красотой девочек. Борте была старше своего малолетнего жениха на три года, хорошо воспитана и красива. Она стала первой супругой маленького Темучина и оставалась преданной ему до конца своей жизни. Они прожили больше сорока лет. В 1206 году Темучин стал великим ханом монгольской империи, присвоив себе имя Чингисхана.

По давним традициям, монголы могли иметь несколько жён, однако хан не желал приводить в дом других женщин. Он любил Борте, но она уже была стара и больше не могла производить на свет наследников. Поэтому близкое окружение хана стало упрашивать его привести в дом вторую супругу, а мудрая Борте не стала противиться и во всём подчинилась любимому мужу. Тот привозил из военных походов молодых девушек, делал их наложницами, и спустя несколько лет у владыки было уже около двух тысяч женщин, некоторых из которых, он, впрочем, даже ни разу не увидел.

Однажды прославленный монгол задумал выгнать со своих земель татар. Истребляя и прогоняя их с родных степей, Чингисхан увидел молодую татарку Есуган. Она была так красива, что великий повелитель приказал своим воинам привести её в гарем, сделав наложницей, и решил жениться на девушке. Когда Чингисхан пришёл к ней и сообщил о своём намерении, Есуган, опустив голову, заплакала. Удивлённый хан немедленно потребовал от наложницы ответа, и та рассказала историю о старшей сестре, Есуй, которую очень любила и не хотела, чтобы та погибла от рук разъярённых и ожесточённых монголов. Чингисхан велел отыскать Есуй, желая посмотреть на девушку.

Когда же воины нашли её и привели в покои к великому хану, тот, ослеплённый красотой молодой женщины, тотчас же приказал готовиться к свадьбе. Есуган, обняв сестру, уступила ей своё место, а спустя несколько дней красавица Есуй стала женой монгольского хана. Однако такой любви, какую ждал от новой ханши великий владыка, не последовало. Есуй была молчалива, грустна и часами сидела возле юрты, вглядываясь куда-то вдаль.

Не раз пытался разгадать тайную печаль девушки хан, однако она так и не раскрыла своё сердце. И лишь однажды младшая сестра рассказала её тайну: Есуй была давно влюблена в молодого татарина, которому хотела стать любимой и верной женой. Девушка страдала, плакала по ночам и ждала своего возлюбленного, веря, что тот когда-нибудь придёт за ней.

Разгневанный Чингисхан, узнав обо всём, велел двум своим воинам не спускать глаз с молодой супруги и охранять её даже по ночам.

Однажды после очередного военного похода уставший хан отдыхал со своими жёнами возле юрты. Есуй сидела рядом и вдруг неожиданно вздрогнула. Хитрый монгольский повелитель заподозрил неладное и приказал приближённым и воинам разделиться на группы и встать вместе со своими семьями. И когда несколько сотен людей встало так, как приказал их повелитель, тот заметил в стороне молодого юношу, который оказался чужаком. Тот повернулся к великому владыке и назвал себя женихом красавицы Есуй.
Разгневанный хан, удивившись храбрости смелого татарина, велел слугам отрубить юноше голову. Молодая ханша побледнела и упала без чувств. Несколько дней провела она, не выходя из ханской юрты, горько оплакивая возлюбленного. Борте, недолюбливая молодых жён, оставалась равнодушной, и лишь Есуган утешала старшую сестру и не отходила от неё, опасаясь, что Есуй от горя покончит с собой.

Чингисхан тем временем собирался в новый поход. Как и всегда, он брал с собой любимых жён, и в этот раз за ним последовали ханши Борте и Есуй. Пытаясь сгладить вину перед молодой супругой, хан каждую ночь приходил к ней в юрту, но уходил с чувством досады и горечи. Есуй была холодна и молчалива, хотя и покорялась любой прихоти мужа. Наконец, отчаявшись сломить девушку, монгольский владыка стал приводить к себе новых жён, и за несколько лет их стало уже двадцать шесть. Увеличивался и ханский гарем, в котором Чингисхан проводил всё своё время, свободное от военных походов. Законные жёны нередко жаловались на то, что с ними их повелитель проводит слишком мало времени и у жён больше не рождаются наследники (у Чингисхана было лишь два сына - от Борте и Хулан). Одна Есуй оставалась, как всегда, молчалива, и никогда не жаловалась на свою жизнь.

Прошло несколько лет, и однажды печальная Есуй спросила постаревшего и седого хана о том, кто будет править его народом после его смерти. Чингисхан впервые задумался и осознал, что и он, великий повелитель монголов, смертен. Не смыкая глаз, провёл он несколько бессонных ночей, думая о конце и мечтая обрести бессмертие. Так, давно зная о китайских монахах, которые надолго продлевают себе жизнь, хан велел отыскать и привести к нему даосского монаха Цю Чуцзи. Тот, прибыв к Чингисхану в середине мая 1222 года, поведал ему об учении даосизма. «Нет средства для бессмертия, можно лишь продлить свою жизнь», - отвечал мудрый монах.

Однако, растратив свои силы в военных походах, а здоровье - в чрезмерной любви к чувственным увлечениям, хан осознавал, что доживает последние свои годы. Наследником он назначил сына своей старшей жены Борте - храброго и смелого Угэдэя.

Великий основатель монгольской империи Чингисхан умер в 1227 году в возрасте семидесяти двух лет возле реки Хуанхэ. Место его захоронения до сих пор неизвестно. Считают, что преданные воины убивали любого, кто становился свидетелем траурной процессии. Они истребляли даже животных и птиц, чтобы никто, даже звери, не смогли увидеть, где находится гробница монгольского владыки. Все его рабы и слуги, золото, драгоценности и трофеи были зарыты в могиле вместе с телом Чингисхана. Историки не раз пытались начать экспедиции по раскопкам могилы завоевателя, однако местные жители до сих пор протестуют, считая, что никто не должен узнать страшную тайну великого монгола. По легенде, если могила будет найдена, на народ, который проживает в тех землях, падёт страшное проклятие.