Альтернативные издержки обучения. Задачи и решения “ Основные экономические понятия” Что такое бухгалтерские издержки

Также выделяется два типа издержек высшего образования: прямые и альтернативные. Рассмотрим каждый из этих видов более подробно на примерах современного общества и личного опыта.

Для начала ознакомимся с прямыми издержками, которые можно полностью отнести к товару или услуге. К ним относятся:

  • * стоимость сырья и материалов, используемых при производстве и реализации товаров и услуг;
  • * заработная плата рабочих (сдельная), непосредственно занятых производством товаров;
  • * иные прямые затраты (все расходы, которые так или иначе непосредственно связаны с товаром).

Данное определение непосредственно связано с высшим образованием, при получении которого происходят прямые затраты. Примером могут служить студенты, которые по тем или иным причинам, обучаются на коммерческой основе. Каждый семестр они должны вносить определенную сумму денег для продолжения обучения. Не стоит забывать, что при успешной учёбе и активном участии в социальной и научной жизни университета можно перейти на бюджетную основу обучения. Кроме этого могут быть затраты на покупку канцтоваров и дополнительной учебной литературы необходимой для обучения. Каждый месяц студенты должны пополнять социальную карту с целью безлимитного проезда.

Альтернативные издержки

Данный термин был введён Фридрихом фон Визером, австрийским экономистом, в1914 году. По определению Альтернативные издержки означают упущенную выгоду (прибыль, доход), в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Величина упущенной выгоды определяется полезностью(товар или услуга, которые удовлетворяют человеческие потребности) наиболее ценной из отброшенных альтернатив.

На собственном примере можно заметить, что на очной форме обучения всё время посвящается занятиям. Каждый модуль/семестр меняется расписание, что не позволяет устроиться на постоянную работу или посещать дополнительные занятия, так как не хватает времени. Из-за этого многие студенты упускают возможность дополнительного заработка и получения опыта во время работы. Также некоторые не могут себе позволить посещение различных секций, для развития своих талантов, или специальных курсов, направленных на подготовку будущих специалистов. Как результат, они не развиваются в других направлениях только лишь в том, которое выбрали в университете.

Можно предположить, что в современном мире могло совершаться еще больше открытий в различных сферах нашей жизни, но из-за нехватки времени или посвящению его другим занятиям научно-технический процесс не совершается так быстро, как хотело бы.

Альтернативным вариантом может быть заочная форма обучения, позволяющая большую часть времени посвящать не учебе, а личным интересам. К сожалению, данный вид обучения не всегда является полным и чаще всего не приносит такого количества знаний и опыта, как очный.

1. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета теоретической экономики?
A) эффективное использование ресурсов;
В) неограниченные производственные ресурсы;
C) максимальное удовлетворение потребностей;
D) материальные и духовные потребности;
E) редкость блага.

2. В каком из перечисленных случаев изучение теоретической экономики не имеет практического значения?
А) каждый человек испытывает влияние экономики и сам воздействует на нее;
B) каждый человек зарабатывает деньги, используя свои знания и опыт о тех или иных сферах деятельности. Теоретическая экономика учит студентов «умению жить»;
C) каждый человек сталкивается с политическими проблемами, многие из которых связаны с экономикой;
D) каждый, кто разбирается в принципах функционирования экономики, способен лучше решать собственные экономические проблемы.

3. Экономическая теория:
A) Пригодна для изучения всех экономических систем;
B) Пригодна только для изучения капиталистической системы хозяйствования;
C) Не может быть полезной при изучении экономических отношений, свойственных социализму;
D) Верны ответы B и C;
E) Пригодна для изучения доиндустриальных систем.

4. Макроэкономика определяется как область экономической теории, которая изучает:
A) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом;
B) роль государства в экономике;
C) глобальные проблемы экономического развития человечества;
D) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном значении этого термина;
E) правильные ответы C) и D);

5. Какое из приведенных ниже высказываний является правильным:
A) Экономические законы действуют объективно, но люди должны изучать их и использовать их в практической деятельности;
B) Экономические законы действуют по воле людей, люди устанавливают их;
C) Экономические законы действуют сами по себе, независимо от воли и желаний людей;
D) Экономические законы то же самое, что и юридические законы;
E) Верны ответы B и D.

6. Что такое экономические законы:
A) Существенные внутренние, устойчивые причинно-следственные связи в производственных отношениях;
B) Формализованные представления об экономических явлениях;
C) Научные абстракции, позволяющие определить существенные стороны экономических явлений;
D) Статьи уголовного и гражданского кодексов, которые регулируют экономические отношения, экономическую деятельность;
E) Юридические законы.

7. Что такое экономические категории:
A) упрощенные утверждения;
B) субъективные оценки понятий;
C) научные абстракции, выражающие те или иные стороны производственных отношений;
D) причинно-следственные связи;
E) формализованные представления об экономических явлениях

8. Экономика эффективна, если в ней достигнуты:
A) полная занятость;
B) полное использование производственных ресурсов;
C) или полная занятость, или полное использование остальных ресурсов;
D) и полная занятость, и полное использование других производственных ресурсов;
E) все вышеперечисленное неверно

9. Если экономический рост способствует справедливому распределению дохода, то эти две макроэкономические цели:
A) логически связаны друг с другом;
B) противоречат друг другу;
C) дополняют друг друга;
D) взаимоисключают друг друга;

10. Какова экономическая цель, если общество стремится минимизировать издержки и максимизировать отдачу от ограниченных производственных ресурсов?
A) достижение полной занятости;
B) поддержание экономического роста;
C) экономическая безопасность;
D) экономическая эффективность;
E) все вышеперечисленное неверно.

11. Фундаментальные экономические вопросы «что, как и для кого производить», решаются на микро- и макроуровне. Какой из этих вопросов может решаться только на макроэкономическом уровне.
A) что производится?
B) с каким уровнем инфляции мы столкнемся?
C) сколько товаров и услуг будет произведено?
D) кто будет производить товары и услуги?
E) для кого будут производиться товары и услуги?

12. Выберите функцию, не имеющую отношение к функциям экономической теории:
A) Познавательная;
B) Практическая;
C) Методологическая;
D) Посредническая;
E) Критическая.

13. Проблема «что производить»:
А) может стоять только перед частным предпринимателем, но не перед обществом;
B) может рассматриваться как проблема выбора точки на ЛПВ;
C) изучается на основе действия закона убывающей производительности факторов производства;
D) возникает только в условиях острого дефицита ресурсов;
Е) нет правильного ответа.

14. Редкость — это:
A) Характеристика только индустриальных систем;
B) Концепция, отражающая невозможность полного удовлетворения человеческих потребностей;
C) Характеристика только доиндустриальных систем;
D) Эффективность;
E) Платежеспособный спрос.

15. Установите, в какой из следующих ниже троек экономических ресурсов представлены примеры только факторов производства:
А) счет в банке, хозяин магазина, сера;
B) банкир, нефть, трактор;
C) геолог, станок, деньги;
D) облигации, уголь, бригадир;
Е) деньги, технолог, газ.

16. Эффективное функционирование экономической системы на графике производственных возможностей отражает:
A) Любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей;
B) Точка, лежащая ниже кривой производственных возможностей;
C) Точка, лежащая выше кривой производственных возможностей;
D) Точка, лежащая на кривой производственных возможностей и равно удаленная от обеих ординат;
E) Правильные ответы A и D.

17. Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:
A) Максимальный заработок, который можно получать работая;
B) Размер стипендии;
C) Затраты государства на образование среднестатистического специалиста;
D) Затраты родителей на содержание студента;
E) Затраты времени молодого человека на обучение;

18. Какая из ниже приведенных характеристик неверна по отношению к экономическому благу:
A) Является только результатом производства;
B) Может удовлетворять потребности людей;
C) Является недостаточным для удовлетворения потребностей всех людей;
D) Не является даровым: чтобы иметь экономическое благо, надо отказаться от другого экономического блага;
E) Правильные ответы B, C.

19. Ограниченность- это проблема, которая:
А) Существует только в бедных странах;
В) Есть только у бедных людей;
С) Есть у всех людей и обществ;
D) Никогда не возникает у богатых людей;
Е) Никогда не возникает в богатых странах.

20.Стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах – это поведение человека:
А) Рациональное;
В) Нерациональное;
С) Иждивенческое;
D) Потребительское;
Е) Общественное.

Паутинообразная модель

Задачи на тему: "Основы рыночной экономики"

Задача 1.

Принцип рационального ведения хозяйства предполагает минимизацию издержек или максимизация полезности. Да или нет?

Ответ.

Да. Рациональное ведение хозяйства предполагает анализ издержек и выгод, причём оптимальное решение предполагает минимизацию издержек или максимизацию выгоды (полезности).

Задача 2.

Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:

      размер стипендии;

      максимальный заработок, который можно получить, бросив учиться;

      затраты родителей на содержание студента.

Ответ.

b. максимальный заработок, который можно получить, бросив учиться.

Задача 3.

Характеристиками экономического блага выступают:

a. способность удовлетворять потребности;

b. редкость;

c. ценность;

d. верно всё указанное.

Ответ.

d. верно всё указанное.

Задача 4.

Швея Доценко занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью: шьёт модную одежду на заказ. На одну вещь она тратит два дня и получает плату в размере 60 ден.ед. Как правило, она работает и по выходным. Но на будущее выходные ей предложили двухдневный отдых за городом. Стоимость путёвки 100 ден.ед. Госпожа Доценко решила отдохнуть. Чему будут равны альтернативные затраты?.

Ответ.

    Альтернативные затраты равны затратам на путёвку плюс упущенная возможность получить доход: 100+60=160 ден.ед.

Задача 5.

На выходные Вы можете поехать в горы покататься на лыжах. Поездка и оплата за катание стоят 80 ден.ед., но Вы готовы заплатить 100 ден.ед.

      поедете вы в горы?

      ваш друг предлагает отремонтировать его компьютер за 30 ден.ед. вы настолько любите собирать компьютеры, что согласились бы помочь другу бесплатно. Поедете ли Вы в этом случае в горы?

      Вы работаете по выходным в ресторане и можете заработать 100 ден.ед. Эта работа вам не нравится, поэтому Вы не будете её выполнять меньше, чем за 90 ден.ед. Поедете ли Вы в этом случае в горы?

      если Вы не поедете в горы, то сможете посетить выставку робот известного художника. Вход для студентов бесплатный, но Вы так мечтали об этом, что готовы заплатить 15 ден.ед. Поедете ли Вы в этом случае в горы?

Ответ.

a. Полезность от поездки в горы равняется 100 ден.ед., издержки равны 80 ден.ед., поскольку 100>80, то поездка оправдана.

b. Полезность от поездки – 100 ден.ед, издержки равны 80+30=110 ден.ед. Поскольку 100<110, то поездка не оправдана.

c. Полезность от поездки – 100 ден.ед, общие издержки равны 80+(100-90)=90 ден.ед. Поскольку 100>90, то поездка оправдана.

d. Поскольку 100>80+15, то поездка оправдана.

Задача 6.

Программист Иванова зарабатывает в час 10 ден.ед. Её мать на пенсии. В магазине за говядиной по 8 ден.ед. за килограмм нужно стоять час, за говядиной по 12 ден.ед. за килограмм очереди нет. При каком объёме покупок рационально приобретение более дешевой говядины для программиста Ивановой? Её матери?

Ответ.

Альтернативная ценность времени Ивановой-старшей равна нулю. Поэтому для неё рациональным выбором выступает очередь. Альтернативная ценность времени программиста Ивановой – 10 ден.ед./час. Поэтому полная цена говядины по 8 ден.ед./кг равна 8х+10, где х – объём покупки.

Решим неравенство:

Итак, для программистки Ивановой при покупке мяса больше 2,5 кг стоять в очереди рационально.

Задача 7.

Постройте кривую производственных возможностей (КПВ) условной страны по следующим данным.

    Может ли экономика страны изготовлять 2 млн. шт инвестиционных товаров и 15 млн. шт потребительских товаров?

    Может ли экономика страны изготовлять 4 млн. шт инвестиционных товаров и 3 млн. шт потребительских товаров?

Ответ.

Построим кривую по точкам.

1. 2 млн. шт инвестиционных товаров и 15 млн. шт потребительских товаров отвечает на графике точка К. Так как точка К лежит за пределами КПВ, то для этого варианта стране не хватает ресурсов. Данный вариант не возможен.

2. Точка Ж лежит слева от КПВ. Этот вариант возможен для страны, но при его реализации часть ресурсов будет не использована, поэтому данный вариант неэффективен.

Задача 8.

Сельскохозяйственное предприятие, которое специализируется на выращивании овощей, имеет две теплицы. В одной можно вырастить 2000 тонн огурцов за год или 1500 тонн помидор. Про вторую известно, что альтернативная стоимость 1 тонны огурцов равна 0,5 тонн помидоров при максимальном урожае помидор 600 тонн.

1. Определите альтернативную стоимость производства огурцов в первой теплице.

2. В какой теплице выгоднее выращивать помидоры; огурцы?

3. Постройте КПВ предприятия.

Ответ.

    В первой теплице предприятие может вырастить 2000 тонн огурцов или 1500 тонн помидор. Это означает, что выращивая огурцы, предприятие теряет возможность выращивать помидоры.

Альтернативная стоимость 2000 тонн огурцов = 1500 тонн помидор или

1 тонна огурцов = 1500/2000=0,75 тонны помидоров;

1 тонна помидоров = 2000/1500=1,33 тонны огурцов.

    Сначала вычислим альтернативную стоимость выращивания помидоров во второй теплице:

1 тонна огурцов = 0,5 тонны помидор (по условию);

1 тонна помидоров = 1/0,5=2 тонны огурцов.

При сравнении альтернативных стоимостей продуктов в каждой теплице можно сделать вывод: в первой теплице стоит выращивать помидоры, а во второй – огурцы.

    Для построения КПВ необходимо вычислить максимальный объём продукции, который может быть выращен в каждой теплице.

Вторая теплица: максимальный урожай помидоров 600 тонн, если выращивать только огурцы, то можно собрать: 600х2=1200 тонн огурцов. (1 тонна помидоров = 2 тонны огурцов).

Составим таблицу всех возможных вариантов производства.

А: выращиваем в обоих теплицах только помидоры. 1500+600=2100 тонны

Б: первая теплица выращивает помидоры, вторая – огурцы.

С: первая – огурцы, вторая – помидоры.

Д: в обоих теплицах выращивают огурцы.2000+1200=3200 тонн.

Вариант С не принадлежит КПВ, так как КПВ должна иметь выпуклую или прямую форму, а также точки на КПВ – это варианты производства при которых используются все возможные ресурсы.

Задача 9.

На схеме кругооборота смешанной экономики показать следующие потоки, рыночные объекты и субъекты:

    частное кафе заплатило за телефонные разговоры;

    пенсионер заплатил за телефонные разговоры;

    акционерное предприятие получило прибыль;

    бывший работник частного предприятия получил пенсию;

    семья Иваненко;

    Сидоренко получил образование;

Ответ.

Задача 10.

На графике изображена условная КПВ некоторой страны, которая определяет соответствие между производством товаров индивидуального потребления и товаров общественного потребления. Определить какая из точек графика соответствует типу экономической системы.

Ответ.

Рыночная экономика – С;

Плановая экономика – В;

Смешанная экономика – А.

Задача 11.

Предприятие планирует выпустить новый вид продукции и рассматривает три технологии производства.

1. какую технологию выберет предприятие, если оно заинтересованно в использовании меньшего количества ресурсов?

2. какую технологию выберет предприятие, если оно ставит перед собой цель получение максимальной прибыли?

3. допустим, что цена на ресурс «труд» уменьшилась до 2 ден.ед. за единицу, а ресурса «капитал» выросла до 6 ден.ед за единицу. Как изменится выбор предприятия?

Ответ.

Ресурсы

Цена за единицу ресурса (ден.ед.)

Необходимое количество ресурсов (единиц)

Технология 1

Затраты

Технология 2

Затраты

Технология 3

Затраты

    технология №2 или №3, поскольку эти технологии используют меньше всего ресурсов.

    при одинаковом выпуске продукции большую прибыль получают те предприятия, у которых меньше затрат, поэтому технология №2.

    если цены на ресурсы изменятся, то затраты будут равны:

Технология 1: 2х6+2х1+6х2=26

Технология 2: 2х2+2х2+6х3=26

Технология 3: 2х3+2х1+6х3=26

То есть, все технологии имеют одинаковую эффективность и предприятие может выбирать любую.

Объектом экономического анализа в каждой стране является дефицит (ограниченность, редкость) ресурсов и альтернативный выбор их использования.

Поскольку ресурсы редки, экономика не может обеспечить неограничен­ный выпуск товаров и услуг. Более того, необходимо принимать решения о том, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться.

В подавляющем большинстве ситуаций имеется больше двух возможно­стей выбора. В подобном положении рационально действующий экономиче­ский субъект оценивает выгоду, получаемую им от каждого альтернативного варианта использования ресурсов, и останавливает свой выбор на наиболее вы­годной для себя альтернативе.

При этом он лишается (теряет) выгоду от иного (альтернативного) использования наличных ресурсов. Следовательно, затрата­ми (издержками) на получение выбранного блага будет наивысшая выгода из отвергнутых вариантов.

Иначе говоря,альтернативные (вмененные) издержки илицена выбора – это выгода от наилучшей из нереализованных альтернативных возможностей.

Альтернативные (вмененные) издержки производства – это издержки производства одного товара, выраженные в количестве другого товара, от производства которого приходится отказаться, чтобы произвести данный товар.

Другими словами, экономические затраты получения некоего блага – это другие блага, которые могли бы быть получены при помощи тех же ресурсов, но от которых придется отказаться, если выбор будет сделан в пользу данного блага. Поэтому их называют альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей .

Например , оценим альтернативные затраты обучения студента в ВУЗе. Прежде всего, заплатив за обучение, студент отказывается от покупки каких-то благ (одежда и т.д.). Кроме того, учеба требует времени, в течение которого студент мог бы зарабатывать деньги, просто отдыхать и т.д. От всего этого он отказывается, решив учиться. Поэтому экономические затраты обучения включают в себя также и незаработанные деньги.

Таким образом, дабы оценить полные экономические затраты получения некоего блага, надо просуммировать все потери (в виде других неполученных благ), которые приходится в связи с этим нести.

Учет альтернативных затрат при экономическом выборе является важней­шим принципом микроэкономического анализа.

На кривой трансформации мы видим, что с каждой дополнительной еди­ницей одного товара приходится жертвовать все большим количеством других товаров, т.е. альтернативные затраты возрастают.

Что отражается в законе возрастания вмененных (альтернативных) из­держек , который гласит: в условиях ограниченно­сти и специфичности ресурсов альтернативные затраты неуклонно воз­растают по мере увеличения выпуска любого из альтернативных видов продукции. Т.е. в условиях полного использования ресурсов и неизменной технологии для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится отказываться от все возрастающего количества других товаров.

Экономический смысл закона возрастающих вмененных издержек сводится к следующему: экономические ресурсы непригодны для полного их ис­пользования в производстве альтернативных продуктов.

Действие закона возрастания альтернативных (вмененных) издержек производства проявляется в том, что кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму .

Когда мы пытаемся увеличить производство одних товаров, приходится переключать с производства других товаров ресурсы все менее и менее приспо­собленные для такого рода применения. И эта операция переключения стано­вится все более глубокой и дорогостоящей.

Существует закон, тесно связанный с вышеуказанным,–закон убывающей отдачи (производительности). Его можно сформулировать сле­дующим образом: непрерывное увеличение использования одного ресурса в со­четании с неизменным количеством других ресурсов на определенном этапе приводит к прекращению роста отдачи от него, а затем и к ее сокращению.

Этот закон базируется опять же на неполной взаимозаменяемости ресурсов. Ведь замена одного из них на другой (другие) возможна до определенного пре­дела. Например, если четыре ресурса: земля, труд, предпринимательские спо­собности, знания – оставить неизменными и увеличивать такой ресурс, как ка­питал (к примеру, число станков на заводе при неизменном числе станочников), то на определенном этапе наступает предел, за рамками которого дальнейший рост указанного производственного фактора становится все меньше. Результа­тивность работы станочника, обслуживающего все большее число станков, снижается, увеличивается процент брака, растут простои станков и т.д.

Таким образом, главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы оптимальных возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов.

Проблема эффективности – основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения редких ресурсов с тем, чтобы достичь наибольшего или максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей общества (цель производства). Та­ким образом, экономическая наука – это наука об эффективности, об эффектив­ном использовании редких ресурсов.

Любое производство является эффективным , если при данных ресурсах нельзя увеличить выпуск одного блага без снижения выпуска другого, следовательно, любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей, является эффективной.

Распределение ресурсов, при котором невозможно увеличить выпуск одного экономического блага без уменьшения выпуска другого, называется Парето-эффективным или Парето-оптимальным (по имени известного итальянского ученого-экономиста Вильфредо Парето).

Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результатеэтого процесса количеством какого-либо продукта, т.е. охватывает проблему «ЗАТРАТЫ – ВЫПУСК» ().