Молодежный кадровый центр. Профессия ткач: чем он занимается? Профессия ткачиха

Сегодня на Интернет-уроке мы узнаем о профессии ткачихи , ковровщицы , швеи, кружевницы .

Ткачиха – мастер по производству тканей на ткацком станке. В современном виде это в основном женская профессия . Сам метод ткачества появился ещё в каменном веке. Первоначально ткацкий станок был вертикальным (рис.1).

рис.1 рис.2
рис.3

До 19-20 века ткачество являлось одним из самых распространенных домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы (рис.2).

В наше время основная часть тканей производится промышленным образом на различных механических, автоматических и специальных ткацких станках (рис.3).

Ковровщица - в ручном ткачестве на вертикальных ручных ковровых станках вырабатывает различной сложности ворсовые, безворсовые ковры-сумахи, паласы. Проверяет качество пряжи, заправляет станок основой. При выработке ворсового ковра по рисунку создает ворсовую часть ковра путем вязания разноцветных узлов рядами, прокладывает и уплотняет уточную нить, оправляет и стрижет ворс до получения нужной его высоты и равномерности. При выработке безворсового ковра образует узорную часть прокладкой и прибивкой уточной нити, регулирует натяжение основы, контролирует качество ковра, привязывает бахрому.

Картина "Курушские ковровщицы" На квадратный метр ковровщицы завязывают до 1,5 млн узелков.

Швея

Есть такая профессия, без которой в современном мире обойтись никак нельзя. Это профессия называется «швея». Каждый день мы надеваем одежду, как правило, не задумываясь о тех людях, которые шьют ее для нас. О том, как давно появилась профессия швеи, какие у нее особенности и какими инструментами работает швея, мы поговорим сейчас. Читать .. http://detskiychas.ru/rasskazy/professiya_shveya/ .



Charles Moreau The knitting lesson

Швеи за работой.

Кружевницы

Кружево - декоративные элементы из ткани и ниток, это сетчатая сквозная ткань, состоящая из сплетения нитяных узоров, в виде различных орнаментов и фигур, цветов, листьев, изображений зверей и птиц и даже целых бытовых сцен, характеризующих современную им эпоху.
Общим признаком всех видов кружева является ажурный узор, образованный разнообразными переплетениями нитей. Кружево используется в оформлении одежды и для украшения женского нижнего белья, а также в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, тюлей, покрывал.

Плетение кружева производится при помощи точеных палочек, называемых коклюшками . Они обыкновенно с одного конца утолщены, а с другого имеют шейку с пуговкой для намотки ниток. Коклюшки бывают различной величины, толщины и формы, смотря по толщине ниток и требованиям той страны, где кружево производится. Узор, который выплетается, рисуется сначала на гладкой толстой бумаге или пергаменте и протыкается в тех местах, где следует вкалывать булавки, на которых задерживается и скрепляется нитка. Эти рисунки называются сколками. Кроме этого мастерице еще требуется подушка, на которую накалываются сколки .



Кружевницы Картина Виктора Лузанова "Елецкие кружевницы "

Процесс изготовления текстильного полотна невозможен без такого специалиста как ткач. Эта профессия, которая возникла еще несколько сотен лет назад, до сих пор является одной из самых востребованных.

Ткацкий станок за период своего существования прошел сложную эволюцию. В первом самом примитивном устройстве, нити в верхней точке привязывались к веткам деревьев, а внизу крепились колышками к земле. Позднее появились станки с двигающимся челноком. Изобретение вывело прядение тканей на уровень фабричного производства.

Стоит обратить внимание, что в те времена ткачеством занимались в основном мужчины. Такая гендерная принадлежность профессии обуславливалась сложностью работы на станках: ткачу приходилось долго сидеть на одном месте, внимательно следить за уровнем натяжения нити и вручную регулировать ее подачу.

С появлением усовершенствованных ткацких машин, в устройстве которых стали применяться механические узлы, работа ткача стала менее трудозатратной. Сразу повысилась скорость прядения и производительность. Теперь ткацкие машины – это автоматизированные устройства, в которых механический ручной труд сведен к минимуму. Благодаря этому, профессии стали обучаться и женщины. Сейчас, в большинстве своем, на текстильных предприятиях в ткацких цехах работают именно представительницы прекрасного пола.

Современная ткачиха – это специалист, который обслуживает сразу несколько станков, следит за их бесперебойной работой. Опытный ткач может только по звуку станка определить, в каком состоянии находится машина, нужна ли ей дополнительная регулировка или необходим ремонт.

Высококвалифицированный работник ткацкого цеха должен обладать такими навыками как:

  • хорошее зрение и точный глазомер;
  • развитая мелкая моторика пальцев;
  • внимание;
  • физическая выносливость.

Где учиться на ткача

Получить базовые навыки ткача можно в профессиональных училищах. После обучения такой специалист сможет работать на простейших ручных или механических ткацких станках с ножным приводом. Подобные устройства являются основным оборудованием в небольших текстильных цехах, где производят ковры и гобелены ручной работы.

Не пропустите:

Чтобы работать на промышленных текстильных фабриках, необходимо окончить техникум или колледж и получить квалификацию «Техник». После обучения ткач сможет:

  • самостоятельно контролировать работу станка;
  • подготавливать и заправлять машину перед ее работой;
  • устранять дефекты полотна;
  • проводить проборку основных нитей и проволоки;
  • контролировать состояние челнока и заменять в нем шпули.

Несмотря на максимальную автоматизацию текстильного производства, профессия ткача остается достаточно сложной из-за своей специфики. Поэтому для нее есть ограничения по состоянию здоровью. Лица, у которых наблюдаются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, расстройства сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, а так же люди, страдающие аллергией, не смогут пройти профотбор.

Ткач- это одна из древних профессий, которая занимается производством. Эта профессия возникла еще 20 тысяч лет назад.

Ткач - это работник, какого-либо ткацкого цеха. Кстати, в средние века эта профессия являлась достаточно не популярной.

Функциональные и должностные обязанности ткача

Ткач занимается производством ткани, то есть тканием. Еще обязанности ткача включают контроль качества изготовленного продукта, устранение мелких неполадок в ткацких станках. Как правило, устранением неполадок занимаются не все, но только такие работники, которые разбираются в определенном оборудовании. Так же ткач берет готовые материалы и сворачивает их в рулоны, ликвидирует обрыв нитей на станке, заделывает дефекты, собирает и выбрасывает отходы, которые не понадобились станку.

Квалификационные требования к ткачу

Что бы работать ткачем, нужно иметь среднее профессиональное образование, то есть нужно окончить специальный колледж. Помимо этого, чтобы выполнить существующие требования к ткачу, нужно з нать все свойства пряжи, тканей, волокон, а так же структуру тканей и обязательно нужно знать, как устроен ткацкий станок. Физическая выносливость - это одно из главных умений, которое должно быть присуще к ткачу, а так же внимательностью, наблюдательностью, иметь хороший глазомер, ну и ловкость рук.

Карьера и зарплата ткача

Работа не столько перспективна, сколько интересна, так как карьера и зарплата ткача формируется по большей части личным опытом и качеством работы. На предприятиях имеется не столь много ступеней для карьерного развития.

Наталья Лещинская
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей возрастной группе на тему «Знакомство с ремеслом ткачихи»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей возрастной группе на тему :

«Знакомство с ремеслом ткачихи »

Цель : воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

Задачи :

Образовательные :

Обобщить и систематизировать знания детей о предметах и утвари русской избы;

Углубить понимание необходимости беречь народные традиции;

Освоить навыки переплетения 2-х нитей, создать узор соблюдая последовательность;

Обогатить и активизировать словарь детей при помощи слов : ткачиха , ткач , ткацкий станок, ткет, гончар, гончарный круг…

Упражнять в связной речи, точном использовании слов.

Развивающие :

Развивать речетворчество детей, путем создания слов к слову ТКАЧИХА ;

Развивать память, внимание, мышление;

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные :

Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, через народные ремесла ;

Воспитывать уважение к труду других людей;

Воспитывать аккуратность, старательность .

Предварительная работа : знакомство с ремеслом гончара , придумывание с детьми карточек-схем характеризующих работу гончара, работа с глиной на гончарном круге, лепка из глины (неваляшка, снеговик, чашка с блюдцем, птичка) и раскрашивание полученных изделий.

Здравствуйте, гости дорогие, себя покажите, на меня посмотрите.

Я спешу сказать вам – здравствуйте!

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам радости!

Удач, успехов и везенья!

Чтоб пожелать всем

Прекраснейшего настроения.

Давайте поздороваемся друг с другом и пожелаем здоровья игрой «Здравствуйте» .

Ребята, вы пришли ко мне в гости, в мою избу.

Скажите, а как называется комната, в которой я вас встречаю? (горница)

Правильно, это горница. Самая красивая и нарядная комната. Давайте вместе рассмотрим убранство и предметы, которые находятся в горнице. (печка, …сундук)

Ребята, скажите, а для чего в старину использовали сундуки? (ответы)

Да, в сундуках в старину хранили вещи и предметы, как мы сейчас все это храним в шкафах. А в моем сундуке спрятались от вас загадки, а отгадки находятся в горнице.

Первая загадка : На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришел –

Семью кормил. (глиняный горшок)

Скажите, а кто изготавливает глиняную посуду? (гончар)

Появляется гончар на экране мультимедиа. (аудиозапись) «Да, ребята, вы правильно сказали. Это я, гончар изготавливаю глиняную (керамическую) посуду. И вы приходили ко мне в гости, в мою мастерскую, где я вам показывал и рассказывал как сложно и интересно работать с глиной и какие красивые изделия получаются.»

Ребята, покажите и расскажите мне пожалуйста, как гончар работает с глиной. Что за чем и какие действия он выполняет. А мастер-гончар проверит вас. (презентация)

Скажите, что сначала делает гончар? (Сначала гончар берет глину.) Проверим правильно или нет.

Хорошо, а что потом делает гончар? (Потом гончар топчет глину, чтобы она была мягкая и пластичная.) Проверим.

Что после этого делает гончар? (После этого, гончар из глин делает комочки) Проверим.

Что гончар делает с этими комочками? (Комочки гончар кладет на гончарный круг и лепит горшочек или другое изделие. Обязательно во время работы мочит руки, чтобы они лучше скользили по глине.) Проверим правильно или нет.

Слепил гончар горшочек, что он делает с ним дальше? (Дальше гончар сушит горшочек.) Проверим.

После того как горшочек высох, что гончар делает? (гончар ставит горшочек в печь, чтобы обжечь его.) Проверим правильность.

Вот гончар обжог горшочек, что с ним делает дальше? (Дальше горшочек можно расписать и в нем можно готовить.) Проверим.

Гончар : (аудиозапись) «Молодцы ребята, внимательными были и все правильно выполнили. Ну а мне пора идти дальше работать. До свидания»

Ребята, а в моем сундуке есть еще загадки, слушайте внимательно.

1. Это что за простачок

Лег у двери на бочок,

На дороге на пороге

Останавливает ноги? (половик)

2. Говорит дорожка –

Два вышитых конца :

– Помойся хоть немножко, чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня. (полотенце)

Ребята, как вы думаете, кто изготавливает полотенца и половики?)

Это полотенце ткала ткачиха . Сегодня мы познакомимся с профессией ткачиха . Сядем рядком и поговорим ладком. Презинтация…

Приглашаю вас на ткацкую фабрику. * В большом, светлом помещении стоят ткацкие станки. На ткацких станках работает ткачиха . * Работа ткачихи не простая . На ткацком станке из нитей ткачиха изготавливает ткань . * Ткань яркая, разноцветная. Помогает ткачихе в работе челночек . * На ткацкий станок ткачиха натягивает нити . * Челночен бегает между ними и тянет за собой нить. Посмотрите как (видео) Вот так кропотливо, ряд за рядом ткачиха выполняет свою работу. Ткет ткань. Из ткани шьют одежду, полотенца, многое другое. * Ткань с ткацкой фабрики поступает в магазин и на швейную фабрику.

Ребята, я предлагаю вам попробовать самим поткать, как ткачиха . И приглашаю вас в ткацкую светелку.

Перед вами картон - станки на них уже натянута нить. Посмотрите внимательно, я покажу вам, как ниточка побежит между нитями, а потом попробуете сами.

Берем ниточку за один конец и аккуратно продеваем ее между нитями. Поочередно над ниткой побежала наша ниточка, опустилась под нитку, опять над ниткой и под ниткой.

А теперь давайте попробуем вместе со мной поткать. Возьмите ниточку за конец правой рукой. Наша ниточка побежит между нитями справа налево. Сначала над ниткой, потом под ниткой. …

Умницы, старались , аккуратно выполняли работу. Мы с вами и дальше продолжим учиться ткать, но сейчас вы, наверное, устали и я предлагаю вам поиграть в игру кружева.

Давайте встанем в круг. Каждый из вас – ниточка и наши ниточки будут в парах, найдите себе пару. Мы с вами будем ткать кружева, а поможет нам в этом челночек и ткач . А какая пара будет челночком и ткачом , мы узнаем считалкой.

Три, четыре, пять!

Хватит спать!

Солнышко давно уж встало,

Нам пора идти играть!

Челночек убегает от ткача , а ткач его догоняет , но не забывайте, что надо оббежать каждую ниточку.

Готовы? Тогда : раз, два, три – беги… (1-2 раза)

Молодцы, хорошо поиграли.

А кажите мне, пожалуйста, о каких профессиях мы сегодня с вами говорили (гончар и ткачиха )

С какой новой профессией мы с вами познакомились . (ткачиха )

Женщину этой профессии называют ткачихой , а как называют мужчину? (ткач )

На каком станке работает ткачиха ? (ткацкий станок)

Что ткачиха делает на ткацком станке? (ткет)

Какой предмет помогает ткачихе ткать ? (челночок)

Ткачиха на ткацком станке ткет что? (что ткачиха ткет на ткацком станке) (ткань, половики, пояса, полотенца)

Вы правы, полотенца тоже ткали, а на самом красивом полотенце гостям подавали хлеб с солью.

Ребята, заигралась я с вами и чуть не забыла, что испекла хлеб.

Хлеб-соль подавали гостям, радуясь, что они пришли. Такова старинная традиция русского народа.

Предлагаю вам попробовать хлеб, но сначала надо помыть руки, а потом сядем за столы и угостимся хлебом.




Ткацкое производство(ткачество) Ткачество, как и прядение, возникло в эпоху неолита и широко распространилось при первобытнообщинном строе. Ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы появился примерно за 56 тыс. лет до н. э. Изобретение ткацкого станка Ф. Энгельс считал одним из важнейших достижений человека на первой ступени его развития. В феодальный период совершенствуется конструкция ткацкого станка, создаются приспособления для подготовки пряжи к ткачеству.


Ткачество в народной культуре До века ткачество являлось одним из самых распространенных домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. Традиции народного узорного ткачества поддерживаются в наши дни многочисленными энтузиастами и профессиональными художниками, в том числе на предприятиях народных художественных промыслов.


О ткацком станке История создания ткацкого станка уходит в глубокую древность. Прежде чем научиться ткать, люди научились плести из веток и камыша простые циновки. И лишь освоив технику плетения, они задумались о возможности переплетать нити. В 1550 году до нашей эры изобрели вертикальный ткацкий станок. Ткач пропускал уток с привязанной ниткой через основу так, чтобы одна висящая нить была по одну сторону утка, а следующая по другую. Таким образом, сверху поперечной нити оказывались нечетные нити основы, а снизу четные или наоборот. Такой способ полностью повторял технику плетения и занимал очень много сил и времени