Лицевой свод. Лицевой летописный свод

Иван Грозный - тиран, убийца, которого проклинает наша ИсТория. Однако…. Территория Руси за его правление увеличилась более чем в 10 раз, население в два раза. Были приняты первые своды законов и как утверждают архивные дела - никто из казненных Иваном Грозным не был казнен без детального суда и обвинения. Для того чтобы крестьяне переселялись на новые земли - им платили по 5 рублей - огромные деньги, на которые можно было отстроить отличный хутор.

Ищем мы именно библиотеку этого неграмотного тирана, которая утеряна в веках. Причем книги для этой библиотеки он закупал по всему миру за огромные деньги. Каждый том был украшен золотом и драгоценными камнями.

Много нестыковок о том как нам говорят об Иване Грозном и то что мы видим из второго слоя информации, доступным из статистики того периода

Но здесь я хочу вам представить первые шесть томов (из 20) из его Царь-книги. Эту книжку тиран и убийца приказал создать в единственном экземпляре для обучения своих детей.

Каким мы сами захотим видеть Ивана Грозного? Хотелось бы узнать о нем побольше, не только официальную версию наших ИсТориков.

Книжка написана на русском языке 15-го века, интересна для тех кто хочет читать на старославянском языке.

Иллюстрирована книга опять таки уникально - это нужно просто видеть…..

Лицевой (т. е. иллюстрированный, с изображением «в лицах») летописный свод является не только памятником русской письменной культуры и шедевром древнерусской книжности. Это — культовый, исторический, художественный памятник мирового значения. Неслучайно он неофициально называется Царь-книгой (по аналогии с Царь-пушкой и Царь-колоколом).

Лицевой летописный свод был создан во 2-й половине XVI века по распоряжению царя Иоанна IV Грозного в единственном экземпляре для обучения его детей. Над книгами Лицевого свода работали митрополичьи и «государевы» мастеровые: около 15 писцов и 10 художников. Свод состоит из более, чем 10 тыс. листов и свыше 17 тыс. иллюстраций, причём изобразительный материал занимает около 2/3 всего объёма памятника. Рисунки-миниатюры (церковного, исторического, батального и бытового жанров) не только иллюстрируют текст, но и дополняют. Некоторые события не только написаны, а и нарисованы. Миниатюры рассказывают читателям, как выглядели в древности одежда, воинские доспехи, церковные облачения, оружие, орудия труда, предметы обихода и проч.

В истории мировой письменности нет памятника, подобного Лицевому летописному своду, как по широте охвата, так и по объёму. В его состав вошли священная, древнееврейская и древнегреческая истории, повествования о Троянской войне и Александре Македонском, история Римской и Византийской империй, а также летопись, освещающая важнейшие события России четырёх с половиной столетий: с 1114 по 1567 гг. В Лицевом своде история государства Российского рассматривается неразрывно со всемирной историей.

Во времена царя Иоанна Грозного книга хранилась в Кремле, потом попала к разным владельцам. В силу различных исторических обстоятельств Лицевой свод оказался раздробленным на 10 томов-фолиантов. В XVII-XIX вв. эти тома находились в частных собраниях, переходя от одного владельца к другому. Их хозяевами, в частности, были Никон (Минов), Пётр I, Остерман, князья Голицыны, известные купцы. Постепенно собрание рукописи оказалось в фондах разных библиотек. На сегодняшний день Царь-книга частями хранится в Москве (в Государственном историческом музее) и Санкт-Петербурге (в Российской национальной библиотеке и Библиотеке академии наук).

Наименование : Лицевой летописный свод Ивана Грозного. Том 01 - 06
Год издания : примерно 1550
Кол-во страниц : 296+314+989+611+919+870
Формат : PDF
Размер : 65+62+391+232+299+253 Мб

Впервые в открытом и бесплатном доступе на сайте ОЛДП (Общество любителей древней письменности) появился легендарный Лицевой Летописный Свод царя Ивана Грозного. Рукопись с сотнями красочных миниатюр можно скачать по ссылкам ниже.

Лицевой летописный свод был создан в XVI веке по приказу русского царя Ивана Грозного для обучения царских детей. Возглавил работу по составлению данного Свода образованнейший человек своего времени - Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Над составлением Свода трудились лучшие писцы и иконописцы столицы. То, что ими исполнено: собрание всех достоверно известных источников от Священного писания (текст Септуагинты) до истории Александра Македонского и сочинений Иосифа Флавия - вся писаная история человечества от сотворения мира до XVI века включительно. Все времена и все народы, имевшие письменность отражены в десятках книг этого собрания. Подобного летописного собрания, украшенного огромным количеством высокохудожественных иллюстраций, не создавала ни одна цивилизация человечества: ни Европа, ни Азия, ни Америка либо Африка. Судьба самого русского царя и его детей сложилась трагически. Лицевой летописный свод царевичам не пригодился. По прочтении Лицевого свода, часть из которого посвящена периоду Грозного, становится понятным - почему. За последующие сотни лет появилась официальная историография, зачастую конъюнктурная и политически ангажированная, и потому достоверные летописные источники были обречены на уничтожение либо исправление, то есть фальсификацию. Лицевой летописный свод пережил эти столетия благодаря тому, что после смерти Ивана Грозного в период смут и безвременья этот фолиант стал вожделенным объектом для «просвещенных» библиофилов. Его фрагменты растащили по своим библиотекам влиятельнейшие вельможи своего времени: Остерман, Шереметев, Голицын и другие. Ведь и тогда сановные коллекционеры понимали, что такому фолианту с шестнадцатью тысячами миниатюр цены нет. Так и дожил Свод до революции и был грудами свален в нескольких музеях и хранилищах.

Уже в наши дни усилиями энтузиастов разрозненные книги и листы были собраны воедино из разных хранилищ. А возрожденное Общество любителей древней письменности сделало данный шедевр доступным для всех. Не имеющий аналогов исторический источник, теперь смогут бесплатно получать многие крупные учебные заведения мира, национальные библиотеки разных стран и, конечно, наши соотечественники для воспитания детей на этом сокровище опыта и мудрости тысячелетий. Таким удивительным образом тот труд, который делался для царских детей пятьсот лет назад достался нашим детям, дорогие современники, с чем мы вас от всего сердца и поздравляем!

Первый том

Второй том

Третий том

Четвёртый том

Библиотека

Источник -

Пятый том (Троя)

Шестой том (Земная жизнь Исуса Христа)

Седьмой том (Иосиф Флавий Иудейская война)

Восьмой том (Рим. Византия)

Часть 1 (81-345 гг. от В.Х.) -

Часть 2 (345-463 гг. от В.Х.) -

Девятый том (Византия)

Часть 1 (463-586 гг. от В.Х.) -

Часть 2 (586-805 гг. от В.Х.) -

Часть 3 (805-875 гг. от В.Х.) –

Часть 4 (875-928 гг. от В.Х.) -

Библиотека

Факсимильные издания славянских и византийских рукописей XI – XVI вв. – приоритетное направление деятельности ОЛДП. Фонд приступил к формированию перспективного плана изданий, исходя из уже поступивших предложений. В то же время мы готовы к сотрудничеству с архивами России и стран зарубежья в осуществлении и финансировании факсимильных изданий других раритетных памятников славянской и византийской письменности. Издания будут осуществляться на высоком полиграфическом уровне и реализовываться значительным тиражом. Предпочтение отдается ранним рукописям (по XVI в. включительно), имеющим иллюстрации, нуждающимся в факсимиле в связи с малой доступностью и (или) плохой сохранностью.

Вниманию читателей группы комиссара Катара.-

Дамы и господа.

Вы имеете уникальную возможность одними из первых познакомиться с работой моих товарищей из электронной библиотеки Общества Любителей Древней Письменности, поместивших на страницы интернета уникальное наследие наших предков. То, что откроется вам, поистине великолепно и изучение материала поможет понять, как на самом деле выглядела былина Русской Земли. Вас ждут открытия и удивительные события прошлого, большинство из которых никогда не освещалось адептами Торы – историками. Перед вами ПРАВДА, та самая, которую многие из вас мучительно искали всю жизнь. Читайте и гордитесь, что вы принадлежите к Великому Русскому народу.

Грандиозный художественный проект: лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга - летописный свод событий мировой и особенно русской истории, писавшийся, вероятно в 1568-1576 гг., специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах». Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.

» начинает публикацию электронного издания одного из самых известных памятников древнерусского искусства — Лицевого летописного свода.

Лицевой летописный свод XVI века — монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. Это самое крупное летописно-хронографическое произведение средневековой Руси. Лицевой летописный свод создавался по заказу Ивана IV Грозного в период 1568-1576 гг. в Александровской слободе, ставшей в то время политическим центром Русского государства, постоянной резиденцией царя. Над составлением свода трудился целый штат царских книгописцев и художников.

Лицевой свод дошёл до наших дней в 10 томах, находящихся в разных древлехранилищах: Библиотека Российской Академии наук и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге и Государственный Исторический музей в Москве.

Фирма «АКТЕОН» совместно с хранителями несколько лет назад впервые осуществила научное факсимильное издание «Лицевой летописный свод XVI века ».

Сегодня сайт «Русская вера» начинает публикацию полной версии . Предлагаемое издание с переводом представлено тремя разделами: библейская история, всемирная история, русская летописная история.

В отличие от некоторых редактированных, недостоверных, перекопированных с низкокачественных бумажных переизданий версий, которые можно найти в сети, наша публикация является первоисточником этого ценнейшего документа. Она предоставлена издательством «АКТЕОН», сотрудники которого осуществили непосредственное сканирование лицевого свода, хранящегося в российских древлехранилищах.

Сегодня мы беседуем с директором издательства «АКТЕОН» Харисом Харрасовичем Мустафиным.

Харис Харрасович, несколько лет назад издательство «АКТЕОН» начало масштабную работу по сканированию и изданию памятников древнеславянской литературы. Почему при наличии многочисленных древних летописей, Четьих-миней и прочего в качестве главного, основного проекта был выбран Лицевой свод?

Лицевой летописный свод ХVI века стоит особняком в древнерусском летописании. Это величайший книжный памятник, который отличается, прежде всего, масштабностью изложения событий — от сотворения мира, библейских событий, до всемирных исторических событий. Наконец, в нём излагается русская летописная история от времён Владимира Мономаха до времён Ивана Грозного.

Памятник этот интересен как с точки зрения большого объёма информации, так и тем, что это единый комплекс, который создавался, видимо, как некий государственный заказ во время формирования Русской империи ХVI века. В этом его уникальность. С другой стороны, этот памятник имеет особенность: на почти 10 тысячах листах рукописи представлено более 17,5 тыс. книжных миниатюр, ни разу не повторяющихся, вплетённых в канву повествования. При этом получается, что это и не иллюстративный материал к рукописи, и рукописи не являются подрисуночными подписями к такому огромному массиву книжных миниатюр.

Это некое, с одной стороны, новое, а с другой стороны, уникальное художественно-литературное-историческое произведение, где тексты перемежаются с книжными миниатюрами, в которых зачастую изображено гораздо больше, чем изложено в текстах. Таким образом, читатель в этих книгах может глазами русских книжников XVI века смотреть на события, которые они излагают. В этом особая ценность.

Поэтому на вопрос, почему мы взялись именно за Лицевой летописный свод, хочу ответить, что именно в силу его уникальности. Многие поколения историков и филологов мечтали о появлении факсимильного издания этого памятника, и только благодаря новым технологиям XXI века и решимости нашего коллектива начать эту работу и довести её до конца стало возможным издание это книжного памятника.

Ещё один момент. Когда мы подбирали материал для издания, мы обратились за консультацией в Президиум Российской академии наук и в Археографическую комиссию при Академии наук. На вопрос, что самого выдающегося из книжных русских памятников имеется в древлехранилищах, нам однозначно ответили, что это Лицевой летописный свод, не имеющий аналогов ни в России, ни за рубежом. Поэтому и было создано издательство «АКТЕОН» конкретно под проект издания Лицевого свода.

С точки зрения того, какие задачи были поставлены, надо рассказать об очень важном моменте. Над проектом работало не только издательство, но и крупнейшие библиотеки-хранители Лицевого летописного свода. В этом проекте участвовало большое число разных специалистов — историков, филологов из ведущих профильных организаций. Это не просто факсимильное издание книжного памятника, это научно-факсимильное издание, где представлены подробнейшие описания книг-оригиналов, история бытования, проведена огромная работа по подготовке указателей, библиографического материала. Также очень важно и то, что выполнена работа по полному транслитерированию текста и подстрочному переводу на современный русский язык, что резко расширило возможность даже неподготовленных людей знакомиться с этим памятником.

Немногие издательства делали это ранее. Сейчас это превращается в некий стандарт, поскольку очень удобно для людей. Многие издательства сейчас стараются публиковать оригинал текста и его транслитерацию, а если хватает сил, то и перевод на современный язык. Это сложная работа. Древний и современный языки очень близки, и совсем непросто передать те или иные фразы, не искажая сильно их смысла, чтоб это было понятно современникам. С нашей точки зрения, очень важно, что книжные памятники, которыми мы занимаемся, создаются как для учёных специалистов, так и для всех интересующихся историей и культурой Руси. Мы делаем публикации Лицевого летописного свода в удобном для восприятия виде.

Могут ли книги Лицевого свода дать современному читателю новую историческую информацию?

Лицевой свод интересен несколькими моментами. Во-первых, на его страницах последовательно излагается видение истории русскими книжниками XVI века, как они её понимали. Они составляли эти книги исходя из своего представления об истории, причём они понимали, что история любого государства и любого общества происходит от сотворения мира, дальше следуют библейские события, затем всемирная история, включая историю Трои, древнего Рима, Византии, далее происходит переход к русской истории. Описана целостная картина исторического полотна. Немного существует материалов, где эту концепцию можно увидеть целиком. Как правило, то, что издаётся, носит фрагментарный характер, здесь же мы видим общую единую картину понимания истории людьми XVI века, что очень важно.

Позже, конечно, историческая наука развивалась, и это привело к возникновению многих разных новых концепций о том, какая была история, в частности, Руси. Зачастую наука формировалась в угоду тем или иным политическим заказам. Поэтому иметь возможность ознакомиться и оценить видение русскими книжниками истории XVI века, исходя из публикуемого документа — Лицевого летописного свода, представляет собой очень интересную возможность. Это видение не замутнено многими наслоениями, с одной стороны, искусственно надуманными, а с другой стороны, опирающимися на современную историческую науку. Из Лицевого свода, который является, фактически, первоисточником, можно глазами образованных русских книжников рассмотреть многие исторические события как XVI века, так и более ранней эпохи.

Смысл изучения Свода заключается и в том, что помимо каких-то текстологических описаний событий здесь есть масса материалов, связанных с отображением исторических событий в миниатюрах. Зачастую только в них можно увидеть многие моменты, связанные с развитием технологий, вооружения, ремёсел, строительства. К нашему времени почти не сохранилось графической информации о событиях на Руси и странах, прилегающих к Руси, которые были бы отражены именно графически. С этой точки зрения материал Свода очень интересный и, действительно, может дать современному читателю много новой исторической информации. Главное, чтобы человек был с пытливым умом и по-настоящему интересовался историей и культурой своей страны.

Сегодня многие издательства издают репринтные и факсимильные издания. Однако их качество в большинстве случаев, мягко говоря, хромает. Какие технологии, программные продукты использовались «АКТЕОНОМ» для создания, без преувеличения, самого высококачественного издания такого рода?

Уже говорилось о том, что когда было принято решение выпустить научно-факсимильное издание Лицевого летописного свода, специально было создано издательство «АКТЕОН». Главный упор в работе этой фирмы был сделан на использование ультрасовременных технологий, возникших в начале XXI века. Это первые бесконтактные книжные сканеры, позволяющие освещать древние книги щадящим светом, бесконтактно бережно их сканировать с высочайшим качеством.

Появились также цифровые технологии, во многом разработанные специалистами нашего издательства, которые позволяли виртуально распрямлять образы раскрытых книг, совмещать лицо и оборот листов без малейшего искажения цветов книжных миниатюр. И, наконец, нашей фирмой была закуплена первая в стране цифровая типография, позволяющая осуществлять малотиражное производство, фактически производство книг на заказ на высочайшем уровне.

Для того, чтобы получать добротные книжные переплёты, в нашей фирме было создано подразделение, осуществляющее ручной книжный переплёт, в котором, в частности, была воспроизведена технология знаменитого русского переплёта книг XVI века.

Это позволило создавать книги, которые не только по содержанию являются уникальными, но в определённом смысле являются произведением книжного современного искусства.

В какие российские библиотеки и собрания поступило Ваше издание Лицевого свода, имеются ли какие-то отзывы?

Наше издание поступило практически во все крупнейшие библиотеки страны: областные, республиканские, центральные. Попало в крупнейшие университеты страны, а также в целый ряд зарубежных библиотек, прежде всего университетских, где происходит изучение славистики и истории восточной Европы и России.

Мы получили массу положительных отзывов. Более того, по инициативе Баварской национальной библиотеки и Института изучения истории стран Восточной Европы и России в Мюнхене в 2011 году прошла первая Международная конференция, посвящённая изучению Лицевого летописного свода. Она вышла по результатам появления нашего издания в крупнейших библиотеках страны и мира.

За рубежом издание Лицевого свода в определённом смысле произвело научный фурор, потому что впервые стал доступен для изучения огромнейший массив уникального материала, который ранее был недоступен для изучения специалистами. Причём материал ценнейший, как с точки зрения текстов, так и с точки зрения большого количества книжных миниатюр.

В наши дни монополия на ознакомление с историческими источниками, которая ранее была у специалистов и исследователей, постепенно утрачивается. Всё большее количество цифровых копий публикуется в сети. Как вы думаете, какую роль может сыграть публикация первоисточников в исторической науке, да и общественной жизни?

Вопрос поставлен таким образом, как будто монополия была создана искусственно. Исследование исторических источников, на самом деле, это тяжелейшая работа. Люди, которые занимаются этой работой, вызывают глубокое уважение и восхищение. Этот труд требует высочайшей квалификации. Вместе с тем, как раз наши издания нацелены на то, чтобы облегчить работу этих специалистов — с одной стороны, и вместе с тем сделать уникальные книжные памятники более доступными для широкого круга общественности, которая проявляет интерес к книжной культуре и истории своей страны.

В нашем представлении русская книжная культура достойна того, чтобы ей гордились, чтобы её знали, чтобы люди, интересующиеся историей страны, брали эти книжные памятники на вооружение, чтобы нести, прежде всего, в образовательную систему, в свои семьи. Хочется, чтобы люди, особенно молодёжь, гордились своей страной, своей историей, знали эту историю.

То, что в интернете всё больше публикуется материалов, касающихся истории страны, особенно документы, это исключительно позитивная тенденция, которая, мы надеемся, даст хорошие плоды. Всё больше молодёжи будет интересоваться историей и культурой страны, и это, с нашей точки зрения, будет способствовать возрождению и процветанию России.

Летописный свод Лицевой - свод XVI в., самое крупное летописно-хронографическое произведение средневековой Руси. Л. с. Л. дошел до нас в 10 томах, где почти каждая страница украшена миниатюрами (всего миниатюр более 16000). Первые три тома Л. с. Л. посвящены всемирной истории: 1) Хронограф ГИМ (Музейск. собр., № 358); 2) Хронограф БАН (17.17.9); 3) Хронограф ГПБ (F.IV.151). Русская история, изложенная в семи томах, начинается с 1114 г. и обрывается на 1567 г. (окончание утеряно, но, по-видимому, было доведено до 1568 г.); 4) Голицынский том (ГПБ, F.IV.225); 5) Лаптевский том (ГПБ, F.IV.233); 6, 7) два тома Древнего летописца (БАН, 31.7.30, т. 1, 2); 8) Шумиловский том (ГПБ, F.IV.232); 9) Синодальная летопись (ГИМ, Синод. собр., № 962); 10) Царственная книга (ГИМ, Синод. собр., № 149). Том, содержавший начальную русскую историю, не сохранился.

Л. с. Л. создавался по заказу Ивана IV Грозного в период 1568-1576 гг. в Александровской слободе, ставшей во времена опричнины политическим центром Русского государства, постоянной резиденцией царя. Изложение исторического процесса в Л. с. Л. соответствовало целям укрепления самодержавной власти царя, созданию представления, что Русь является наследницей древних монархий, оплотом православия. Однако около 1575 г. подготовленный текст и иллюстрации с изложением истории правления Грозного (за 1533-1568 гг.) подверглись по указанию царя существенному пересмотру: в многочисленных приписках, сделанных неизвестным редактором на полях рукописи, содержались обвинительные материалы против лиц, которые подверглись опалам и казням во времена опричного террора. Таким образом, Грозный старался оправдать кровавые расправы над непокорным боярством. Редактирование Л. с. Л. проводилось в период обострения внутриклассовой политической борьбы и последовавших новых казней. По неизвестным причинам работа над Л. с. Л. не была завершена: миниатюры последней части свода выполнены лишь в чернильном очерке, но не раскрашены, отредактированный текст был переписан не полностью; бумага свода была передана на нужды Печатного двора в Александровской слободе и использовалась в 1576 г. при печатании Псалтири.

Над составлением Л. с. Л. трудился целый штат царских книгописцев и художников. В настоящее время найдено несколько рукописей, привлекавшихся при создании Л. с. Л. и наглядно отразивших различные этапы работы над ним. Так, в хронографической части свода использованы «История Иудейской войны» Иосифа Флавия по списку БАН, Солов. собр., № 8 и Летописец Еллинский и Римский 2-й редакции по списку ГПБ, собр. ОЛДП, F.33; в основу русской части положен список Оболенского Летописи Никоновской (ЦГАДА, ф. 201, № 163). Во всех перечисленных рукописях сохранились следы восковой разметки текста, соответствующей помещенным в Л. с. Л. миниатюрам; кроме того, в списках Еллинского летописца и Никоновской летописи имеются многочисленные поправки, сделанные свинцовым карандашом (уже после разметки воском), появившиеся в результате правки текста по другим источникам (Хронографу Русскому, Летописи Воскресенской и др.), - эти изменения также отразились в Л. с. Л. В тех местах, где текст основного источника дополнялся по другому, на полях карандашом делался пересчет числа миниатюр. Карандашные пометы об исправлении текста и миниатюр читаются и на готовых листах Л. с. Л. (в Хронографе ГПБ и Царственной книге), но по каким-то причинам не все эти указания радактора были реализованы. На листах Царственной книги запечатлелись различные стадии оформления Л. с. Л.: сначала текст переписывался писцами, а для миниатюр оставлялись свободные места (в соответствии с разметкой редактора), затем делался набросок композиции (свинцовым карандашом или углем), а потом рисунок обводился чернилами и раскрашивался. Среди миниатюристов существовало четкое распределение труда, что позволило в сжатые сроки выполнить колоссальный объем работ по иллюстрированию многотомного свода. Миниатюры Л. с. Л. свидетельствуют о высоком уровне искусства русской книжной иллюстрации XVI в. Кроме того, миниатюры Л. с. Л. являются ценным историческим источником, донесшим до нашего времени сведения о природе, материальном производстве, культуре и быте Древней Руси и соседних народов.


Помимо Л. с. Л. работа царской мастерской характеризуется и другими произведениями: в кон. 60-х гг. XVI в. там был переписан комплект макарьевских Великих Миней Четиих (из которого сохранились экземпляры ГПБ, Солов. собр., № 501/520, 504/523, 505/524, 508/527, 514/533), служебная Минея (ГБЛ, ф. 247, № 332) и создан знаменитый лицевой Егоровский сборник (ГБЛ, ф. 98, № 1844); в 70-х гг. XVI в. были выполнены лицевое Житие Николая Мирликийского (ГБЛ, ф. 37, № 15), повторный экземпляр майской Минеи Четии (ГИМ, Епарх. собр., № 463), переписан Апостол (ЛОИИ, собр. Н. П. Лихачева, № 203). В некоторых из отмеченных рукописей Миней Четиих сохранилась разметка, сделанная свинцовым карандашом и свидетельствующая о подготовке текста житий святых к иллюстрированию.

Лит.: Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Ч. 1. С. CIV-CXXI; Пресняков А. Е. Московская историческая энциклопедия XVI в. // ИОРЯС. 1900. Т. 5, кн. 3. С. 824-876; Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М., 1944; Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей. М., 1965. С. 102-332; Покровская В. Ф. Из истории создания Лицевого летописного свода второй половины XVI в. // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки АН СССР. М.; Л., 1966. С. 5-19; Протасьева Т. Н. К вопросу о миниатюрах Никоновской летописи // Летописи и хроники. Сб. статей 1973 г. М., 1974. С. 281-283; Творогов О. В. О составе и источниках хронографических статей Лицевого свода // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 353-364; Амосов А. А. 1) К вопросу о времени происхождения Лицевого свода Ивана Грозного // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки АН СССР. Л., 1978. С. 6-36; 2) Датировка и кодикологическая структура «Истории Грозного» в Лицевом летописном своде: (Заметки о бумаге так называемой Царственной книги) // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1982. Т. 13. С. 155-193; Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII вв. М., 1980. С. 206-265.