П 46 инструкции n 157н. С изменениями и дополнениями от. Резервы предстоящих расходов

С. Каргасок 06.11.2015г.

На основании распоряжения председателя Контрольного органа Каргасокского района от 11.09.2015г. № 19 и пункта 1.9 плана работы на 2015 год, утверждённого председателем Контрольного органа Каргасокского района 29.12.2014г. на основании распоряжения от 07.11.2014г. № 13, проведено контрольное мероприятие по проверке использования муниципального имущества, находящегося в собственности Киндальского сельского поселения.

Срок проведения проверки установлен с 16.09.2015г. по 07.10.2015г. , проверяемым периодом являлся 2014 год .

Контрольное мероприятие оформлено актом проверки от 02.10.2015г . № 8 .
Используемые в информации сокращения:

Федеральный закон 131-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон 161-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

Федеральный закон № 6-ФЗ - Федеральный закон от 07.02.2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

Федеральный закон 135-ФЗ О защите конкуренции - Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

Инструкция 157н - Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных учреждений)» .
Проверкой установлено.

В 2014 году отсутствовали нормативные документы:

- «Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом в муниципальном образовании «Киндальское сельское поселение»;

- «Порядок инвентарного и аналитического учёта объектов имущества казны»;

- «Положение об особенностях списания имущества муниципального образования «Киндальского сельского поселения».

К разработанным проектам первых двух вышеуказанных документов имеются замечания.

П редложено доработать проекты данных документов.
В Учетной политике включено часть разделов порядка учета, предусмотренных Инструкция № 157н для всех казенных учреждений. Включен раздел 4 по нематериальным активам, который не применяется в учете из-за отсутствия объекта учета. Сделана ошибочно ссылка на приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".

П редложено доработать Учётную политику исходя из особенностей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых полномочий.
Установлены нарушения Инструкции № 157н:

Не организован за балансовый учет для части объектов стоимостью до 3 000 руб. Данные объекты необоснованно учитывались на балансовом счете 101;

Необоснованно начислялась амортизация на часть объектов до 3 000 руб.;

Ноутбук Machines имеет балансовую стоимость в размере 22 050 руб. со знаком минус;

Не начислена амортизации в размере 100% на часть объектов стоимостью от 3 000 руб. до 40 000 руб.;

Монитор, который относится к материальным запасам, поставлен на учёт как основное средство;

Часть объектов муниципального имущества не правомерно учитывалась на счете 101 «Основные средства», а не на счёте 108 «Нефинансовые активы имущества казны»;

Часть объектов имущества (музыкальные центры, светомузыка) учитывались на балансе Администрации Киндальского сельского поселения, а необходимо было учитывать на балансе МКУК "Киндальский БДЦ";

Часть объектов имущества на балансовом счете 101 Администрации сельского поселения, до сих пор числятся за материально-ответственным лицом Сысолиным Н.А. уволенным в 2012 году;

Списание винтовки мр-512 производилось с формулировкой «Списано на нужды учреждения»;

Мастерская (гараж) не правомерно учитывалась на счете 108 «Нефинансовые активы имущества казны», а не на счёте 101 «Основные средства»;

Неправомерно в составе недвижимого имущества казны учитывались боевая одежда пожарного, сварочный аппарат, генератор дизельный;

Неправомерно в составе движимого имущества казны учитывалась пилорама.

П
10объектов муниципального имущества в нарушение п. 4 ст. 2 Федерального закона 161-ФЗ переданы в хозяйственное ведение Муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнергоснаб» Муниципального образования «Новоюгинское сельское поселение».

П редложено Администрации Киндальского сельского поселения передать эти объекты Предприятию или в безвозмездное пользование, или в аренду.
В нарушение статьи 17.1 Федеральный закон 135-ФЗ О защите конкуренции договора на аренду объектов заключались с индивидуальными предпринимателями без проведения конкурсов или аукционов.

П редложено устранить допущенные нарушения.
Установлены нарушения по объектам жилого фонда:

В договоре социального найма с Монголиным А.А. отсутствует подпись нанимателя. Часть договоров социального найма оформлены на одних лиц, а по ведомости начисления квартплаты проходят другие лица;

По 8 должникам за наём жилья задолженность составляет от 3-х месяцев до нескольких лет на сумму 75 413,64 руб., а со стороны Администрации Киндальского сельского поселения никаких мер по взысканию задолженности не принималось, исковые заявления в суд не предъявлялись;

Установлено расхождение в учете в размере 366,79 руб. между данными ведомости начисления платы на наём жилого помещения и данными счёта 205.21 «Расчёты с плательщиками доходов от собственности»;

На основании акта обследования от 31.03.2009г. № 1 двухквартирный жилой дом по адресу: с. Киндал, ул. Центральная, д. 46 признан ветхим. В акте не указан срок расселения и до сих пор в нём проживают люди;

Квартира, находящаяся по адресу: с. Киндал, ул. Школьная д. 7, кв. 2 не используется, так как находится в непригодном для проживания состоянии. При этом акт обследования жилья не составлен и жилой дом аварийным не признан;

Приватизированная квартира по адресу: с. Киндал, ул. Центральная, д. 14 не числилась ни в бухгалтерском учёте, ни в реестре муниципального имущества и, следовательно, не списывалась с баланса Администрации сельского поселения.

П редложено устранить допущенные нарушения.
На 2014 год план приватизации имущества казны не составлялся. В тоже время, два объекта приватизированы. Списание приватизированных объектов с баланса учреждения производилось без распорядительного документа Администрации сельского поселения.

П редложено не допускать подобные нарушения.
По ведению Реестра муниципального имущества Киндальского сельского поселения:

Представленный документ не соответствует Порядку ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011г. № 424;

Как по группам, так и в целом по Реестру поселения отсутствуют итоги количества учитываемых объектов, начисленной амортизации и т.д.;

При подсчёте итогов на 1 января 2014 года, установлено несоответствиеколичестваобъектов муниципального имуществав Реестре с ведомостью по имуществу казны;

В Реестре отсутствуют объекты основных средств, находящиеся в оперативном управлении и не правомерно переданные в хозяйственное ведение.

П редложено устранить допущенные нарушения.
Инвентаризация объектов имущества учитываемых на счетах 101 и 108 (Распоряжением от 26.11.2014 № 46) проведена формально.

Со всеми материально-ответственными лицами заключены договора о полной индивидуальной материальной ответственности без перечня закреплённых за ними объектов имущества, что не даёт возможности провести у них инвентаризацию объектов имущества.

П редложено:

За материально-ответственными лицами закрепить объекты имущества;

Провести годовую инвентаризацию в соответствии с установленными требованиями.
Акт проверки представлен главе Киндальского сельского поселения Волкову В.В. и подписан им. По результатам проверки в Администрацию Киндальского сельского поселения направлено Представление по устранению выявленных нарушений от 06.10.2015г. № 02-05-79. От Администрации Киндальского сельского поселения в Контрольный орган Каргасокского района поступил Ответ о принимаемых мерах по устранению допущенных нарушений и замечаний от 06.11.2015г. б.н.

По результатам проведённого контрольного мероприятия составлен отчёт, который представлен Председателю Думы Каргасокского района.

Копия акта проверки направлена Главе Каргасокского района для ознакомления его с исполнением Контрольным органом переданных ему полномочий.

Материалы проверки вошли в отчёт, представленный 05.11.2015г. депутатам на заседании Думы Каргасокского района.

На основании представленного запроса от 06.11.2015г. № 31-2015 материалы проверки переданы в Прокуратуру Каргасокского района.

Председатель _____________________ /Ю.А.Машковцев/

157н инструкция по бюджетному учету 2019 с изменениями, правилами учета и проводками – новый регламент для бухгалтеров государственного сектора. В 2019 году в сфере бюджетного учета государственных предприятий произошел ряд изменений, касающихся регистрации основных средств, ведения бухгалтерской аналитики, взаиморасчетов, долговых обязательств и других сегментов. Необходимость модернизации учетной политики бюджетных предприятий обусловлена усилением контроля за расходованием государственных средств и оптимизации госпредприятий. Учитывая, что значительное число государственных и муниципальных компаний работает неэффективно и является дотационным, возникла необходимость в изменении учетных правил.

В новой инструкции, стоит признать, что они поменялись не слишком сильно - например, с нынешнего года все коммуникации будет принято включать в состав зданий и сооружений. В Плане счетов переименовали счет 2010600, на котором учитывались аккредитивы. Сейчас он называется «Ден. средства госучреждений на специальных счетах в кредитных организациях». Большое внимание уделено забалансовым счетам, на которых учитывались акции и ценные бумаги. Также несколько ужесточились правила ведения первичной документации.

В новой 157н инструкции по бюджетному учету 2019 года описаны правила присвоения инвентарных номеров и классификации хозяйственной номенклатуры. В частности, приборы измерения, передачи и хранения информации, оборудование для пресс-конференций и некоторые элементы освещения признаны самостоятельными инвентарными объектами.

Такие меры были введены после ряда ревизий, когда обнаруживались некомплектные наборы дорогостоящего оборудования, важные части которых исчезали в неизвестном направлении. Кроме того, если раньше можно было списать дебиторскую задолженность от неплатежеспособных неплательщиков, то сегодня необходимо применять более сложный механизм взыскания таких долгов. Также изменилась схема учета забалансовых денежных средств, полученных от третьих лиц, новый регламент накладывает на бухгалтера большую ответственность.

Требования к бухгалтеру бюджетного учреждения:

Требование № 1: Законченное высшее образование

При этом бухгалтер по I категории должен иметь 3-летний стаж, а по II - диплом на руках. Допускается работа на участках специалистов со средним образованием, но руководящие должности они занимать не могут.

Требование № 2: За невыполнение инструкции 157н бухгалтер несет ответственность.

Административную по ст. 15.11 КоАП и уголовную при наличии серьезных должностных преступлений, связанных с финансовыми махинациями.

Требование № 3: Грубые нарушения - искажения сумм на 10% и больше.

Законодательство ужесточается, однако, при предоставлении уточняющей отчетности в срок, ответственность может быть снята.

Требование № 4: Аналитический учет.

В новой редакции в инструкции уделяется повышенное внимание к аналитическому учету по штрафам, ссудам, пеням.

Требование №5: Законодательная база.

Несмотря на изменения, бухгалтер все так же опирается на ФЗ №129, 120, Бюджетный и Трудовой кодексы.

Конечно, обновленная 157н инструкция по бюджетному учету 2019 была принята в том числе для борьбы с коррупцией, никакого реального толку, кроме дополнительных обязанностей бухгалтеров, она не принесет. Основная часть средств отмывается через фиктивных подрядчиков, а не через инструменты учета.

Как часто вы меняете место работы?

Я больше 5-ти лет на последнем месте и не собираюсь уходить - 32.4% (83 чел.)

Меняю раз в 3-4 года - 23.8% (61 чел.)

Я частник/фрилансер, меняю работу с новым заказчиком - 7.4% (19 чел.)

Сам не менял, меня сокращали (- 6.3% (16 чел.)

Основные изменения положений Инструкции № 157н можно условно разделить на две группы:

  • изменения, касающиеся уточнения и дополнения отдельных терминов (названий счетов);
  • изменения и дополнения отдельных положений указанного нормативного документа.

Так, Приказом № 134н были уточнены (дополнены) следующие термины (названия счетов), применяемые в Инструкции № 157н:

1. Структура счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» дополнена субсчетом 0 206 70 000 «Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений» (с детализацией по видам указанных финансовых активов). Соответствующие коррективы внесены в текст п. 204 Инструкции № 157н. Данное изменение структуры счета 0 206 00 000 вызвано необходимостью более точного отражения в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений операций по приобретению ценных бумаг и иных финансовых вложений, в частности уточнения момента перехода к учреждениям прав на них. Ведь перечисление учреждением денежных средств в качестве предварительной оплаты данных финансовых активов еще не означает, что права на них учреждением получены. Субсчет, предназначенный для отражения в бухгалтерском учете таких авансов, до внесения в Инструкцию № 157н анализируемых изменений и дополнений в Плане счетов государственных (муниципальных) учреждений отсутствовал, а для отражения данных платежей на уже имеющемся в Плане счетов субсчете 0 302 70 000 «Расчеты по приобретению ценных бумаг и иных финансовых вложений» оснований не имеется.

2. Другие изменения названий счетов бухгалтерского учета, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями, связаны с корректировкой общей терминологии системы бухгалтерского учета в РФ, в том числе и в связи с приведением ее в соответствие с терминологией, применяемой во вступившем в силу 01.01.2013 Федеральном законе от 06.12.2011 № 402 ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402 ФЗ) и Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), а также в связи с уточнением фактического содержания отражаемых в учете соответствующих финансовохозяйственных операций, в частности:

  • в связи с необходимостью приведения используемых в Инструкции № 157н названий счетов и терминов в соответствие с международной терминологией, применяемой в экономической сфере, а также терминологией изданных в последнее время российских нормативных актов название счета 0 401 00 000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта» изменено на «Финансовый результат экономического субъекта», а встречающиеся в тексте Инструкции № 157н слова «хозяйственная операция» заменены словами «факт хозяйственной жизни» в соответствующем числе и падеже;
  • из названий забалансовых счетов 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» и 20 «Списанная задолженность, не востребованная кредиторами» исключено слово «списанная», так как порядок отражения операций по данным счетам уже предполагает списание соответствующих сумм дебиторской и кредиторской задолженности с соответствующих «балансовых» счетов бухгалтерского учета;
  • из названия забалансового счета 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» исключено слово «переходящие». По нашему мнению, это вызвано тем, что на данном забалансовом счете, помимо переходящих наград (в условной оценке 1 руб. за один экземпляр), должны отражаться ценные подарки и сувениры, подлежащие единовременному вручению (награждению) как работникам учреждения, так и сторонним организациям и лицам (по стоимости их приобретения) ;
  • в пункте 21 Инструкции № 157н изменено название 6 го кода источника финансового обеспечения учреждений: вместо ранее применявшегося названия «бюджетные инвестиции» данный код стал называться «субсидии на цели осуществления капитальных вложений» (таким образом, подтвержден «субсидийный» характер бюджетных инвестиций, а сами они стали подпадать под действие налоговой льготы по налогу на прибыль, установленной пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Из внесенных Приказом № 134н изменений и дополнений содержания отдельных требований Инструкции № 157н необходимо обратить внимание на следующие.

Субъект учета (в данном случае - учреждение) вправе в порядке, предусмотренном Инструкцией №?157н, вводить не только дополнительные аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов (п. 1 Инструкции № ? 157н ), но и дополнительные забалансовые счета, что, несомненно, повысит гибкость системы бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях и ее способность оперативно реагировать на изменения структуры объектов забалансового учета

С 01.01.2013 применение положений Федерального закона от 21.11.1996 № ? 129?ФЗ «О бухгалтерском учете» прекращено в связи с вступлением в силу одноименного Федерального закона №?402?ФЗ. Поэтому в п. 2 Инструкции № ? 157н внесены соответствующие изменения

Из перечня источников информации о размере рыночных цен на безвозмездно полученные учреждением нефинансовые активы, установленного п. 25 Инструкции № ? 157н , исключены торговые инспекции, не имеющие полномочий определения данных показателей

Пункт 6 Инструкции № ? 157н дополнен абзацем следующего содержания: государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также бюджетные и автономные учреждения и (или) государственные (муниципальные) унитарные предприятия, получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (далее - организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств), при формировании учетной политики предусматривают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению указанных полномочий . Кроме того, термин «организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств» включен в п. 21 Инструкции № ? 157н , регламентирующий структуру источников финансового обеспечения учреждений

Первичные документы

Приказом № 134н уточнены положения п. 7, 10 и 17 Инструкции № 157н, регламентирующие требования к оформлению первичных учетных документов, в частности:

    • реквизит «наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды» заменен на «наименование субъекта учета, составившего документ» (не любой участник хозяйственной операции (например, грузчик) имеет право формировать первичный учетный документ, кроме того, из реквизита убраны ссылки на идентификационные коды, которые субъекту учета могут быть не присвоены);
    • реквизит «измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении» изменен на «величина натурального (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения» и дополнен текстом следующего содержания: информация о государственных и муниципальных платежах, необходимая для представления субъектом учета (администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ) в Государственную информационную систему в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 27.07.2010 № 210 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
  • реквизиты «наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления» и «личные подписи указанных лиц и их расшифровка» заменены соответственно на «наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события» и «подписи лиц, предусмотренных в абзаце восьмом настоящего пункта, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц» (новый текст данного реквизита максимально уточняет перечень должностных лиц, ответственных за правильность оформления первичных учетных документов, а также условия их идентификации).

Пункт 10 Инструкции № 157н дополнен абзацем следующего содержания: в случае, если в соответствии с законодательством РФ первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета (таким образом, в состав первичных учетных документов при названных условиях фактически включены их копии, оформленные в надлежащем порядке). Изъятию из учреждения уполномоченными органами может быть подвергнут и первичный учетный документ в электронной форме - это уточнено в п. 17 Инструкции № 157н.

Нефинансовые активы

Пункт 27 Инструкции № 157н дополнен абзацем следующего содержания: фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, отраженные в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств, передаются балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлена (завершена) модернизация, дооборудование, реконструкция, в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта. Таким образом, если фактические расходы на модернизацию (реконструкцию) объекта основных средств производятся не балансодержателем данного объекта, а сторонним учреждением, осуществляющим функции получателя бюджетных средств, данное учреждение не вправе списывать эти расходы на собственные затраты, а обязано передать их балансодержателю для включения в первоначальную стоимость соответствующего объекта недвижимого имущества.

Из пункта 97 Инструкции № 157н исключена обязанность учреждения ежемесячно начислять амортизацию нефинансовых активов. Поскольку бухгалтерская и налоговая отчетность формируется учреждениями не чаще раза в квартал, начислять амортизацию ежемесячно не имеет смысла. Теперь периодичность начисления амортизации нефинансовых активов учреждение вправе определить самостоятельно.

Государственные (муниципальные) учреждения согласно своему организационноправовому статусу не имеют прав собственности на используемые ими имущество и имущественные права. Нефинансовые активы закреплены за ними на праве оперативного управления. Однако данное право неприменимо к нематериальным активам: право на них независимо от того, на каком балансе отражена их стоимость, принадлежит учредителю (распорядителю) соответствующего государственного (муниципального) учреждения. Учитывая вышеизложенное, п. 64 Инструкции № 157н дополнен абзацем следующего содержания: при этом датой принятия к бухгалтерскому учету объекта нематериального актива признается момент возникновения исключительного права соответствующего публичноправового образования в лице учреждения на данный объект в соответствии с законодательством РФ.

Необходимость отражения на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» стоимости непроизведенных активов (земли, недр, водного и лесного фонда и т. п.) была косвенно регламентирована уже в момент изменения (01.01.2011) названия данного забалансового счета. После внесения Приказом № 134н изменений в п. 77 и 333 Инструкции № 157н данное требование однозначно прописано в действующем законодательстве. Кроме того, внесенными Приказом № 134н в п. 333 Инструкции № 157н изменениями теперь однозначно определено, что на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» подлежит отражению стоимость полученного учреждением «недвижимого имущества в течение времени оформления государственной регистрации прав на него (до момента принятия к учету недвижимого имущества)» .

В пунктах 335 и 337 Инструкции № 157н несколько уточнен порядок ведения забалансовых счетов 02 «Материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и 03 «Бланки строгой отчетности». Если изменения текста Инструкции № 157н в отношении забалансового счета 02 «Материальные ценности, принятые на ответственное хранение» носят общетеоретический характер, то в текст п. 337 Инструкции № 157н добавлена подробная расшифровка возможной структуры бланков строгой отчетности, подлежащих отражению на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» .

Денежные документы

Согласно внесенным Приказом № 134н в п. 169 Инструкции № 157н изменениям к денежным документам, помимо почтовых марок и марок государственной пошлины, отнесены закупаемые учреждением конверты с марками.

Изменения и дополнения, внесенные Приказом № 134н в Инструкцию № 157н, устранили целый ряд проблем и противоречий, имеющих место в организации бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и подняли качество организации данной системы учета на новый уровень, в большей степени соответствующий требованиям действующего законодательства.

К сожалению, отдельные проблемы организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях после внесения Приказом № 134н в Инструкцию № 157н изменений и дополнений остались нерешенными.

Одним из таких проблемных вопросов можно назвать, например, следующий: в какой момент следует изменять размер амортизационных отчислений при осуществлении модернизации (реконструкции, достройки) объекта основных средств в бухгалтерском и налоговом учете государственного (муниципального) учреждения?

В настоящее время действующим законодательством установлены разные сроки изменения размера амортизационных отчислений реконструированных (модернизированных) объектов основных средств:

  • в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений - с месяца, в котором был изменен срок полезного использования (п. 85 Инструкции № 157н);
  • при формировании облагаемой базы по налогу на прибыль налоговые органы вообще рекомендуют не изменять размер амортизационных отчислений и погашать увеличенную в результате реконструкции (модернизации) первоначальную стоимость объектов основных средств в период после фактического окончания срока их полезного использования (Письмо Минфина РФ от 09.06.2012 № 03 03 10/66).

Таким образом, Приказ № 134н, несмотря на его несомненную важность, отнюдь не решил всех проблем в организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях. Поэтому положения Инструкции № 157н подлежат дальнейшему анализу с целью достижения более полного соответствия их текста требованиям действующего законодательства.

{1}При применении указанных субсчетов бухгалтерского учета следует иметь в виду, что фьючерсы, дающие право приобретения соответствующих финансовых активов в будущем, сами являются разновидностью ценных бумаг. Поэтому их предварительная оплата подлежит отражению на счете 0 206 70 000, а фактическое их получение - на субсчете 0 302 70 000.

{2}В соответствии с Письмом Минфина РФ от 23.10.2013 № 02 05 10/4410 затраты учреждения на приобретение призов и сувенирной продукции, предназначенных для передачи работникам учреждения или сторонним организациям и лицам, а не для дальнейшей перепродажи, следует в момент оприходования единовременно списывать на текущие расходы по статье 290 «Прочие расходы» -КОСГУ с отражением дальнейшего контроля за их движением на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» (в условной или фактической оценке).

{3}Для применения к бюджетным инвестициям льготы по налогу на добавленную стоимость, установленной пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, необходимо, чтобы строительство (реконструкция) за счет этих инвестиций соответствующих объектов недвижимого имущества была включена в государственное (муниципальное) задание учреждения.

{4}В частности, п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 ФЗ с 01.01.2013 предусмотрено предоставление учреждениями информации о взыскании ими государственной пошлины за оказание заявителям государственных (муниципальных) услуг.

{5}Таким образом, например, реквизиты доверенности (приказа) на право подписи первичного учетного документа включены в перечень обязательных реквизитов данного документа.

{6}До этого данный забалансовый счет назывался «Имущество, полученное в аренду».

{7}Пунктом 36 Инструкции № 157н и ранее было определено, что «принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку». Однако предлог «или» в тексте данного требования создавал некоторую неопределенность в определении момента отражения таких объектов нефинансовых активов в бухгалтерском учете, ведь документом, удостоверяющим право на имущество, является свидетельство об этом праве, а документами, удостоверяющими сделку, - акт приемасдачи имущества и свидетельство о государственной регистрации соответствующей сделки. После внесения изменений в п. 333 Инструкции № 157н данная неопределенность устранена, и теперь до момента оформления свидетельства на право учреждения на объект недвижимого имущества его стоимость подлежит отражению на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». При этом следует иметь в виду, что порядок учета стоимости основных средств для целей обложения их налогами на прибыль и на имущество остался прежним (то есть объект принимается к налоговому учету, и по нему начинает начисляться амортизация с момента фактического принятия данного объекта в эксплуатацию и отправки документов на государственную регистрацию прав на него в соответствующий государственный орган).

{8}Среди таких объектов учета названы бланки трудовых книжек, вкладышей к ним, аттестатов, свидетельств, сертификатов, квитанций и иные бланки строгой отчетности.

{9}При этом если корреспонденция запечатывается в конверты с марками непосредственно отделениями почтовой связи, то факт приобретения последних, а следовательно, и необходимость отражения их в качестве денежных документов отсутствует.

О. Гришакова
эксперт журнала «Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение»

8 мая вступил в силу Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, которым внесены изменения в Инструкцию № 157н . Применять эти поправки нужно при формировании учетной политики на 2018 год. В данной статье приведем обзор основных новшеств в самой инструкции.

Необходимость корректировки Инструкции № 157н обусловлена вступившими в силу в 2018 году отдельными федеральными стандартами для организаций государственного сектора и новшествами в порядке применения КОСГУ, а именно:

– СГС «Концептуальные основы» ;

– СГС «Основные средства» ; – СГС «Обесценение активов» ;

– приказами Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н, от 29.11.2017 № 209н.

В Инструкции № 157н теперь прямо указано, что она применяется одновременно с СГС «Концептуальные основы», а текст Инструкции № 157н дополнен ссылками на вышеназванные федеральные стандарты.

Основные изменения затронули разделы «Общие положения» и «Нефинансовые активы», о них расскажем далее.

Раздел «Общие положения»

Из данного раздела исключены отдельные положения, дублирующие нормы СГС «Концептуальные основы», в том числе положения об оформлении и представлении первичных учетных документов и о порядке проведения инвентаризации активов и обязательств.

Некоторые положения изложены в новой редакции.

В пункте 3 Инструкции № 157н уточнено, что при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, отражая указанные объекты учета по самым консервативным оценкам – не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы (принцип осмотрительности). Этот принцип был преду­смотрен и ранее, но не было разъяснений, что под ним понимается.

В пункте 6 Инструкции № 157н скорректирован состав учетной политики. По сути, обновление данного пункта не внесло существенных изменений. Единственное, что можно выделить, – это правила документооборота, которые также должны входить в состав учетной политики. Ранее аналогичное положение содержалось в п. 9 (он был исключен).

В пункте 14 Инструкции № 157н теперь уточнено, что хранение первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организуется руководителем субъекта учета и (или) руководителем централизованной бухгалтерии.

Кроме того, в этом же пункте теперь содержится положение о том, что при смене руководителя субъекта учета и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета, обеспечивается передача документов бухгалтерского учета учреждения. Порядок передачи названных документов должен быть предусмотрен в учетной политике, а в случае передачи полномочий ведения бухгалтерского учета по договору (соглашению) централизованной бухгалтерии – таким договором (соглашением).

Раздел «Нефинансовые активы»

Объекты аренды относятся к нефинансовым активам. В пункт 22 Инструкции № 157н внесено дополнение о том, что на счетах по учету нефинансовых активов также учитывается имущество, полученное по договорам аренды, безвозмездного пользования, в доверительное управление, и объекты учета аренды, относящиеся для целей бухгалтерского учета к основным средствам.

Скорректированы правила определения первоначальной стоимости нефинансовых активов. Соответствующие поправки внесены в п. 23 – 26 Инструкции № 157н.

Первоначальной стоимостью нефинансовых активов признается сумма фактических затрат при приобретении в результате обменных операций, сооружении или изготовлении (создании) нефинансовых активов с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме приобретения, сооружения и изготовления нефинансовых активов в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС), если иное не предусмотрено Инструкцией № 157н.

Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, определяется по их справедливой стоимости исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно учреждение определяет стоимость аналогичных ценностей (по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нефинансовые активы). При невозможности установить справедливую стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, стоимость нефинансовых активов, полученных учреждением по указанным договорам, определяется исходя из остаточной (балансовой) стоимости передаваемого взамен актива. В случае, если данные об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким‑либо причинам недоступны либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемого взамен актива нулевая, такой объект нефинансовых активов учреждением отражается в условной оценке: один объект – один рубль.

Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменной операции (безвозмездно, в том числе по договору дарения), является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью указанных объектов, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Определение текущей оценочной стоимости нефинансового актива осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, и производится в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанных активов на дату принятия к учету.

Текущая оценочная стоимость в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Сведения о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

В случае, если данные о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким‑либо причинам недоступны, в целях обеспечения непрерывного ведения бухгалтерского учета и полноты отражения свершившихся фактов хозяйственной деятельности текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной одному рублю. При этом указанные материальные ценности, соответствующие критериям признания активов, отражаются субъектом учета на балансовых счетах в условной оценке: один объект – один рубль.

После получения данных о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по объекту нефинансового актива (материальной ценности), отраженных на дату признания в условной оценке, комиссией субъекта учета осуществляется пересмотр балансовой (справедливой) стоимости такого объекта.

Первоначальная (балансовая) стоимость объектов учета аренды определяется в соответствии с СГС «Аренда».

Обесценение актива приводит к изменению его балансовой стоимости. В пункте 27 Инструкции № 157н поименованы случаи, когда изменяется балансовая стоимость объектов нефинансовых активов. К ним относятся:

– достройка;

– дооборудование;

– реконструкция;

– техническое перевооружение;

– модернизация;

– частичная ликвидация (разукомплектация);

– переоценка объектов нефинансовых активов;

– обесценение.

Согласно поправкам указанный пункт был дополнен последней позицией.

Отражение нефинансовых активов при их отчуждении. В силу дополнений, внесенных в п. 28 Инструкции № 157н, объекты нефинансовых активов, за исключением готовой продукции и товаров, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций государственного сектора, отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен.

Результат переоценки до справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен, отражается в бухгалтерском учете и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода.

Особенности учета нефинансовых активов, полученных по необменным операциям. Согласно обновленному п. 32 Инструкции № 157н материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением по необменным операциям, до признания их в составе балансовых объектов учета (активов) учитываются субъектом учета на соответствующих забалансовых счетах по стоимости, указанной при их получении, а в случаях отсутствия таковой – в условной оценке: один объект – один рубль.

Находящиеся в пользовании учреждения материальные объекты нефинансовых активов, предоставленные балансодержателем при выполнении возложенных на него функций по организационно-техническому обеспечению иных учреждений (органов власти), созданных собственником имущества, и осуществлению содержания государственного (муниципального) имущества, учитываются субъектом учета на соответствующих забалансовых счетах по стоимости, указанной при их получении (передаче).

Учет объектов, не приносящих экономические выгоды. В соответствии с поправками, внесенными в п. 34, 35 Инструкции № 157н, объекты нефинансовых активов, не приносящие учреждению экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала, в отношении которых в дальнейшем также не предусматривается их получение, в том числе в связи с полной или частичной утратой потребительских свойств, технического потенциала (физического или морального износа), учитываются на забалансовых счетах. Прекращение признания объекта в качестве актива осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом). Информация о таких объектах подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для учета материальных ценностей учреждения, не соответствующих критериям активов, используется счет 02 «Материальные ценности на хранении».

Скорректирована группировка аналитических кодов синтетического счета. Согласно п. 37 Инструкции № 157н учет объектов нефинансовых активов осуществляется по следующим аналитическим группам синтетического счета Единого плана счетов:

1. По объектам имущества:

10 «Недвижимое имущество учреждения»;

20 «Особо ценное движимое имущество учреждения»;

30 «Иное движимое имущество учреждения»;

40 «Права пользования активами»;

50 «Нефинансовые активы, составляющие казну»;

90 «Имущество в концессии».

2. По затратам на производство готовой продукции, работ, услуг:

60 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;

70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;

80 «Общехозяйственные расходы».

Ранее по группе 40 отражались объекты лизинга, теперь – права пользования активами (в отношении арендованного учреждением имущества). Ранее группа 90 предназначалась для учета издержек обращения, теперь используется для учета имущества в концессии.

Изменения в учете основных средств

В Инструкции № 157н упразднены некоторые положения, дублирующие нормы СГС «Основные средства». Отдельные пункты дополнены новыми положениями.

Биологические ресурсы. В пункт 45 Инструкции № 157н введен новый абзац, разъясняющий, что в составе группы учета «Биологические ресурсы» отражаются служебные собаки, многолетние насаждения, лошади и иные объекты животного (живые животные) и растительного происхождения (деревья и другие многолетние сельскохозяйственные культуры, например, фруктовые сады, виноградники, другие плантации), неоднократно дающие продукцию, чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем субъекта учета.

Порядок присвоения инвентарного номера дополнен новыми положениями. Согласно поправкам, внесенным в п. 46 Инструкции № 157н, каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, за исключением объектов стоимостью до 10 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации.

Каждому объекту основных средств, входящему в комплекс объектов основных средств, признаваемый для целей бухгалтерского учета единым инвентарным объектом, присваивается внутренний порядковый инвентарный номер комплекса объектов, формируемый как совокупность инвентарного номера комплекса объектов и порядкового номера объекта, входящего в комплекс.

Объектам основных средств, имеющим уникальный номер, однозначно их идентифицирующий в качестве индивидуально-определенной вещи (например, кадастровый номер, государственный (регистрационный) опознавательный знак (номер) транспортного средства, серийный номер единицы изготовленного оружия), присваивается инвентарный номер без нанесения его на объект.

При реклассификации объектов ОС инвентарный номер не изменяется (в том числе при условии изменения группы учета нефинансовых активов, при принятии на балансовый учет объектов, числящихся на забалансовых счетах). Соответствующие поправки внесены в п. 47 Инструкции № 157н.

Учет неотделимых улучшений в объекты имущества, являющиеся объектами учета операционной аренды (формирование их инвентарных номеров), осуществляется с обеспечением идентификации каждого инвентарного объекта с соответствующим правом пользования активом (п. 49 Инструкции № 157н).

Учет объектов ОС стоимостью до 10 000 руб. В соответствии с обновленным п. 50 Инструкции № 157н первоначальная стоимость введенных (переданных) в эксплуатацию объектов движимого имущества, являющихся основными средствами стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете.

В целях обеспечения надлежащего контроля за движением находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, предназначен забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации».

Выбытие объектов ОС с учета. В силу дополнений, внесенных в п. 52 Инструкции № 157н, для отражения в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих аналитических счетов 101 00 000 «Основные средства» принимаются акты при наличии на них согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) и утверждающей надписи руководителя учреждения.

Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) названного объекта и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускаются.

Группировка основных средств приведена в соответствие нормам СГС «Основные средства».

Изменения в учете непроизведенных активов

Согласно дополнениям, внесенным в п. 71 Инструкции № 157н, земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), а также земельные участки, по которым собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот, учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 103 00 000 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории РФ), а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка – по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, а при невозможности определения такой стоимости – в условной оценке: один квадратный метр – один рубль.

Амортизация нефинансовых активов

В соответствии с поправками, внесенными в п. 92 Инструкции № 157н, по объектам основных средств амортизация начисляется в соответствии с СГС «Основные средства».

Амортизация права пользования активами начисляется согласно СГС «Аренда».

Также скорректирован порядок амортизации по объектам нематериальных активов (п. 93 Инструкции № 157н):

– на объекты стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости при принятии объекта на учет;

– на объекты стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

Права пользования активами

Учет прав пользования активами (объектов операционной аренды) осуществляется в соответствии с СГС «Аренда» и вновь введенными п. 151.1 – 151.4 Инструкции № 157н. Для этих целей в Едином плане счетов теперь предназначен счет 111 00 000. Аналитический учет на нем ведется по объектам, полученным в пользование, и по правообладателям (арендодателям) в разрезе договоров, мест нахождения имущества, полученного в пользование, а также лиц, ответственных за сохранность таких объектов и (или) их использование по назначению.

Права пользования активами учитываются по соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:

– 41 «Права пользования жилыми помещениями»;

– 42 «Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)»;

– 44 «Права пользования машинами и оборудованием»;

– 45 «Права пользования транспортными средствами»;

– 46 «Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным»;

– 47 «Права пользования биологическими ресурсами»;

– 48 «Права пользования прочими основными средствами».

Учет операций по выбытию (реклассификации) права пользования активами ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Обесценение нефинансовых активов

Обесценение нефинансовых активов отражается в бухгалтерском учете в соответствии с СГС «Обесценение активов» и новыми п. 151.5 – 151.7 Инструкции № 157н. Согласно внесенным изменениям для учета снижения стоимости активов в связи с их обесценением применяется счет 114 00 000 по соответствующим аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

– 10 «Обесценение недвижимого имущества учреждения»;

– 20 «Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения»;

– 30 «Обесценение иного движимого имущества учреждения»;

– 40 «Обесценение прав пользования активами».

Учет операций по обесценению активов также ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Обобщая вышесказанное, отметим, что в разделы «Финансовые активы», «Финансовый результат» тоже были внесены изменения, они коснулись порядка применения новых счетов по доходам (в связи с детализацией КОСГУ) и по учету финансового результата (в части счетов для отражения исправлений ошибок прошлых лет). Также внесены коррективы в порядок применения забалансовых счетов.

Соответствующие поправки также внесены в инструкцию № 183н. Бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений с начала года ждали этих изменений. И вот теперь в бухгалтерском учете нужно отразить операции по переходу на новый порядок учета операций по объектам основных средств и аренды, а также по доходам и расходам учреждения.

Напомним, что Минфин в письмах от 15.12.2017 № 02‑07‑07/84237, от 13.12.2017 № 02‑07‑07/83464, № 02‑07‑07/83463 дал разъяснения о переходных положениях по применению СГС «Основные средства» и «Аренда» (в том числе корреспонденции счетов), но применить их на практике в полной мере не представлялось возможным до внесения поправок в основные инструкции.

При этом необходимо отметить, что на момент подготовки данного материала не было разъяснений о том, как перенести остатки на новые счета. Возможно, Минфин подготовит дополнительные рекомендации в ближайшее время.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н.

Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н.

Об учете доходов на новых счетах подробно рассказано в статье Г. Селищевой «Учет доходов по новым правилам».

Что представляет собой Приказ № 157н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год)? Это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.

Инструкция 157н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями, текст последний раз был скорректирован 31.03.2018 отдельным Приказом № 64н.

Кто должен применять:

  • казенные, БУ и АУ;
  • госорганы и органы местного самоуправления;
  • финансовые органы и Казначейство;
  • внебюджетные фонды всех уровней.

Актуальный документ: инструкция 157н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями (скачать).

Памятка по инструкции 157н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями

Для всех типов госучреждений предусмотрены отдельные нормативные акты, которые регламентируют особенности формирования единого плана счетов для конкретного типа.

Так, для бюджетников единый план счетов утверждает Приказ инструкция 174н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями. Полное наименование — Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Актуальный приказ — № 174н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год)

Для автономных учреждений — Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н (ред. от 31.03.2018)

Для казенных госучреждений и других получателей средств бюджета — 162н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) (Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н)

Особенности применения

Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в Учетной политике организации.

Напомним, что госучреждения вправе применять дополнительную детализацию к действующим счетам бухучета. Это может быть установлено учредителем либо вышестоящим распорядителем БС.

Первичные и учетные документы

52н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) регламентирует формы первичной документации и учетные регистры для отражения хозяйственных фактов деятельности учреждения. Документ действует для всех типов госучреждений (Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н (ред. от 17.11.2017)).

Документ устанавливает:

  • перечень форм первичных документов и журналов бухучета;
  • унифицированные бланки документации;
  • методические рекомендации по заполнению бланков.

Отметим, что учреждения вправе самостоятельно разработать (доработать, изменить или создать) иные формы первичной и учетной документации, которые учитывают особенности специфики деятельности организации. Такие нормы закреплены в законе № 402-ФЗ. Однако такие решения лучше согласовать с вышестоящими РБС. Иными словами, инструкция 52н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями не обязательна к применению.

Отчетность бюджетной сферы

Полный перечень отчетных форм для бюджетников также регламентирован специальными инструкциями Минфина — в инструкции по бюджетному учету для бюджетных учреждений в 2019 году. Нормативный документ устанавливает:

  • полный состав отчетных форм;
  • периодичность сдачи;
  • порядок составления отчетности;
  • особенности отражения бухопераций в отчетных формах.

Однако чиновники разграничили состав и порядок составления бухгалтерской отчетности по типам учреждений.

Для получателей средств бюджета (казенные госучреждения, органы государственной и муниципальной власти, финорганы и Казначейство, а также внебюджетные фонды) действует инструкция № 191н (Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н (ред. от 30.11.2018)).

АУ и БУ обязаны формировать бухгалтерскую отчетность с учетом 33н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) (Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н (ред. от 30.11.2018)).

Напомним, что сроки сдачи устанавливаются индивидуально. В инструкции 33н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями сроки не регламентированы. То есть конкретные сроки предоставления месячной, квартальной и годовой бухотчетности устанавливают вышестоящие РБС либо учредитель.

Документы, полезные в работе бухгалтера

Помимо ключевых инструкций по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях в 2019 году, бухгалтеры используют иные нормативно-правовые акты. Например, приказ № 173н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) регламентирует порядок формирования сведений, а также правила обмена данной информацией с органами ФК для ведения реестра договоров, заключенных по результатам закупки.

А вот порядок возврата денежных средств в федеральный бюджет государства установлен в инструкции 152н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями.