Что такое субъект российской федерации. Типы субъектов рф. Все субъекты России и их центры — карта регионов

Которое сформировано по волеизъявлению многонационального населения, проживающего на всей его территории. Правовой статус страны устанавливается в Конституции, Декларации о суверенитете от 12 июня 1990 года, Договоре от 31 марта 1992 года. РФ состоит из субъектов. Рассмотрим далее, что они собой представляют.

Федеральные субъекты РФ

Они представляют собой правовые образования. В совокупности они формируют Российскую Федерацию. В Конституции установлено шесть типов таких образований:

  1. Республика.
  2. Область.
  3. Край.
  4. Автономный округ.
  5. Город фед. значения.
  6. Автономная область.

Все эти образования равноправны во взаимодействиях с федеральными властными органами. Конституция, однако, формулирует ряд различий в правовом статусе общностей. Эти отличия установлены также в Федеративном договоре и специальных Соглашениях РФ с отдельными субъектами.

Состав

Государственные субъекты РФ - это неотъемлемые части страны. Они включены в ее состав по принципам равноправия. В стране насчитывается 32 национально-государственных общности (1 автономная область, 10 автономных округов и 21 республика) и 57 административно-территориальных образований (два города федерального значения, 49 областей и 6 краев).

Правовой статус

Он закрепляется двумя видами нормативных актов. Для республик действует Конституция РФ и Основной закон самого субъекта. Для краев, городов фед. значения, областей, автономных округов и областей в качестве второго документа выступает Устав образования. В Конституции установлены принципы, на которых базируется правовой статус региона. В первую очередь субъекты РФ имеют собственное законодательство. Оно принимается регионами самостоятельно и не требует утверждения от высшей власти. В республиках принятие Конституции осуществляется как представительным институтом, так и посредством референдума. Уставы утверждают законодательные органы субъектов РФ.

Предметы ведения

В Конституции установлено четкое разграничение полномочий, которыми наделены субъекты РФ и высшие институты власти страны. Данный принцип находит свое отражение и в Договорах, регламентирующих разделение предметов ведения. Данная проблема считается экспертами одной из самых сложных во взаимодействии центрального и региональных аппаратов управления. Это обуславливается тем, что многие субъекты РФ приняли свои Конституции и прочие нормативные акты до вступления в действие основного закона страны в 1993 году. Происходило это во время "парада суверенитетов". Соответственно, в законодательствах присутствовало множество положений, противоречащих действующей Конституции страны и общему Закону.

Наименование

Каждый субъект РФ вправе установить собственное название. При изменении существующего наименования оно должно быть включено в ст. 65 Конституции. Точным и исчерпывающим перечислением названий регионов в основном законе подчеркивается добровольностью их присоединения. Это также указывает на распространение всей положений Конституции на все субъекты РФ в одинаковой степени.

Равноправие

Этот принцип выражается в представительстве регионов в СФ ФС. При этом не имеет значения численность и размер территории образования. Субъекты РФ представлены и в Государственном Совете. Этот институт власти состоит из руководящих лиц высших исполнительных структур регионов. Равноправие также выражается в общем определении предметов их ведения. Оно исходит из статей 71-73 Конституции. Субъекты РФ не могут вмешиваться в компетенцию высших институтов власти, которые формируются по волеизъявлению многонационального населения, исходящего из каждого региона. Последние, как выше было сказано, имеют представителей в СФ. Следовательно, они принимают участие в решении вопросов, которые относятся к ведению Федерации. Совместно с высшими институтами власти они осуществляют нормативное регулирование и управление по проблемам, составляющим общий предмет.

Полномочия

Разделение предметов ведения позволяет регионам решать широкий круг вопросов. Если они относятся к общей компетенции, то законы и прочие нормативные акты субъект РФ утверждает в соответствии с ФЗ по данной проблеме. Если вопрос входит в предмет ведения исполнительных структур региона, то он осуществляет правовое регулирование самостоятельно. То есть субъект РФ в этом случае без вмешательства высших институтов власти принимает закон или иные нормативные акты.

Гарантии

Она устанавливается в ч. 6 ст. 76 Конституции. Законы и другие нормативные документы, которые принимает каждый субъект РФ по вопросам совместного и самостоятельного ведения, должны соответствовать ФЗ. При наличии противоречия приоритетным должен считаться именно ФЗ. В этой связи ч. 6 ст. 76 Конституции устанавливает, что при возникновении несоответствия такого же рода по проблемам, составляющим исключительно предмет ведения региона, действовать будет закон субъекта РФ. Из этого следует, что ФЗ не может вторгаться в законодательство образования. Еще одна важная гарантия касается территориальной целостности субъектов. Границы регионов могут изменяться только по их согласию.

Экономическая основа

Финансовое обеспечение государственной власти в субъекте РФ составляет имеющееся в собственности региона имущество, бюджетные средства, а также поступления из внебюджетных госфондов и имущественные права. ФЗ устанавливает круг вопросов, которые составляют совместный предмет ведения. К ним, в числе прочих, относят и те, решение которых осуществляется за счет бюджетных поступлений субъектов страны. Всего таких проблем 41:

  • Проведение выборов.
  • Вопросы образования.
  • Проблемы здравоохранения.
  • Предупреждение катастроф и чрезвычайных ситуаций.
  • Обеспечение функционирования органов власти и так далее.

Полномочия, которые передаются регионам и относятся к вопросам их самостоятельного ведения, реализуются за счет субвенций из бюджета страны на определенных условиях.

Правовой статус субъектов Российской Федерации и их виды

Российская Федерация является федеративным государством, которое было создано с учетом воли её многонационального народа. Её правовой статус определен Конституцией РФ.

Состав субъектов, входящих в Российскую Федерацию, закреплен в Конституции РФ.

Замечание 1

В Российскую Федерацию включены:

  • Государства, входящие в Российскую Федерацию;
  • Государственные образования - автономная область и автономные округа;
  • Территориальные образования – края, области, города федерального значения.

На основании положений Конституции РФ и федеральных законов субъектам РФ разрешено принятий конституций и уставов, законов и иных нормативных актов.

На основе принципа верховенства Конституции установленные ею предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения субъектов РФ не могут быть переданы, исключены или перераспределены на основании конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ.

Замечание 2

Субъекты РФ обладают правом самостоятельно устанавливать свое наименование, а если это наименование изменяется, оно должно быть включено в ст. 65 Конституции РФ. В Конституции РФ приведено точное и исчерпывающее наименование всех субъектов Федерации и это говорит о том, что каждый субъект добровольно входит в состав Российской Федерации и на него распространяются все нормы Конституции РФ.

Равноправие субъектов РФ проявляется в том, что они имеют равное представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, а также в порядке формирования Государственного Совета РФ, состоящего из высших должностных лиц всех субъектов РФ.

Равноправие субъектов РФ заключается также и в том, что для них определены предметы общего ведения. Субъекты РФ не вмешиваются в компетенцию федеральных органов государственной власти, созданных с участием многонационального российского народа и всех субъектов РФ. Органы государственной власти РФ и субъекты РФ в вопросах совместного ведения осуществляют правовое регулирование и управление. При этом стоит сказать, что пока субъекты РФ не приняли законы, им разрешается осуществлять собственное правовое регулирование. После того, как соответствующий федеральный закон будет принят, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ должны быть приведены в полное соответствие с действующим федеральным законом в течение 2 месяцев. По вопросам, которые не входят в пределы ведения РФ и не являются предметом совместного ведения, субъекты РФ вправе самостоятельно осуществлять государственную власть.

Субъекты Федерации характеризуются собственной правовой системой , состоящей из конституций, уставов, законов и подзаконных актов. Правовая система субъектов РФ представлена собственным конституционным правом, которое является единым с конституционным правом РФ и составляет его федеративный аспект. Субъекты РФ самостоятельно принимают свои правовые акты, но главным требованием является их полное соответствие Конституции РФ и федеральным законам.

Конституции республик и уставы субъектов РФ по своей юридической силе равнозначны. Различия состоят лишь только в терминах, касающихся государств и государственных образований.

Субъекты РФ обладают своей территорией, являющейся частью территории РФ. Границы между этими территориями могут меняться только при согласии обеих сторон.

Экономической базой субъектов является имущество, находящееся в собственности субъекта РФ, а также бюджетные средства субъекта РФ и имущественные права.

Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти, но при этом они должны соблюдать определенные конституционные требования.

Субъекты РФ имеют право на осуществление международных и экономических связей. Но их международной правосубъектности присущ ограниченный характер. Они не имеют права ставить вопрос о дипломатическом признании и организовывать зарубежные представительства на уровне посольств. Российская Федерация осуществляет координацию всех международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ дает им большие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. Законодательные органы субъектов РФ принимают огромное количество законов в области социальной политики, защиты прав и свобод граждан, в области государственного строительства, развития экономики, предпринимательства и культуры.

Видовой состав субъектов РФ определен и представлен Конституцией РФ. В Российскую Федерацию включены образования строго установленной формы:

  • республика;
  • край, область, город федерального значения;
  • автономная область, автономный округ.

Все виды субъектов РФ интегрированы в более общие группы и составляют три типа субъектов (рис. 1):

Рисунок 1. Виды субъектов РФ

Состав субъектов Российской Федерации

По форме государственного устройства государства могут быть унитарными и федеративными.

Федеративное государство является союзным государством, которое включает несколько государственных образований (субъектов федерации), имеющих определенную политическую самостоятельность.

Замечание 3

Исторически так сложилось, что наше государство подобно союзному государству, имеющему в своем составе самостоятельные территориально-политические образования. Основными факторами, повлиявшими на этот процесс, стали значительная часть территории, изобилие национальностей и различный уровень развития регионов. Для государственного устройства Российской Федерации характерны федеративные связи между ее субъектами, которые возникают на основе Федеративного договора и Конституции РФ одновременно. Поэтому Российская Федерация считается конституционно-договорной федерацией.

Российская Федерация включает в себя следующие виды субъектов:

  • республики;
  • автономную область;
  • автономные округа, края и области;
  • города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

Как уже говорилось выше, субъекты РФ составляют три группы.

  1. Республики характеризуются своей конституцией, высшими органами государственной власти и названием. В Конституции РФ они называются государствами и имеют большой объем полномочий в своей деятельности.
  2. Автономные образования – автономная область и автономные округа - являются национально-территориальными образованиями, имеют право самостоятельно разрабатывать проект федерального закона о своем правовом статусе и выносить предложение Федеральному Собранию. Также они имеют свое наименование согласно названию нескольких национальностей или этнических групп, исконно проживающих на их территории.
  3. Края, области и города федерального значения – это административно-территориальные образования. Их территория не обосабливается по национальному принципу.

Основные принципы формирования Федерации:

  • национально-территориальный принцип устройства Федерации;
  • свободное региональное развитие субъектов РФ;
  • все народы равноправны и имеют право на самоопределение;
  • все тождественные субъекты существуют в соответствии с принципом равноправия;
  • жизнь всех народов основана на взаимопомощи и всестороннем сотрудничестве.

Все эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Определение 1

Итак, Российская Федерация – это федеративное государство, нормы конституционно-правового института которого устанавливают форму государственного устройства, определяют виды субъектов РФ, распределяют компетенцию между субъектами и Федерацией, и строят отношения между субъектами РФ.

Россия является федеративным государством. Это означает, что страна состоит из ряда равноправных субъектов, которых на данный момент насчитывается 85. Что такое субъект Российской Федерации? Какие существуют виды регионов и обладают ли они индивидуальными полномочиями? На все эти вопросы будут получены ответы в нашей статье.

Ниже на фото все республики России, полный перечень.

Российский федерализм

Как формировался действующий состав РФ? Этот вопрос особенно актуален для тех, кто хочет разобраться с территориальным устройством страны. Известно, что Россия унаследовала ряд регионов от РСФСР. В 1992 году между регионами был подписан договор о разграничении полномочий. Ряд норм из этого договора вошел в Конституцию 1993 года.

Число субъектов с момента появления Российской Федерации постоянно менялось. Первоначально их насчитывалось 89. В результате объединения некоторых регионов весной 2008 года общее количество субъектов сократилось до 83. В марте 2014 года появились еще два субъекта - Республика Крым и входящий в нее город федерального значения Севастополь. Таким образом, по состоянию на 2017 год в России насчитывается 85 регионов.

Итак, что такое субъект Российской Федерации? Это конкретный регион, который может обладать одной из шести форм. О составе РФ, а также о видах национальных субъектов будет рассказано далее.

Республика в России

Из истории мы знаем, что существует две основные формы правления: это монархия и республика. В монархии власть сосредоточена в руках одного человека, которая передается по наследству. В республике глава государства либо вовсе отсутствует, либо делит свои полномочия с государственными органами. Россия является государством с республиканской формой правления. Однако внутри самой страны существует еще 22 республики. Как подобное возможно? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, что такое субъект Российской Федерации. Согласно закону, это территория с собственным политическим и экономическим устройством, зависимая от центральной власти страны. Республика в сравнении с другими регионами не имеет каких-то особых полномочий, ибо все субъекты равны. Однако она обладает рядом отличительных признаков.

Первый, но не основной признак - это относительно большая территория. Более того, народ на территории должен обладать культурной и исторической общностью - как это возможно, например, в Чечне, Дагестане, Тыве и прочих территориях. Вторая особенность республик - это наличие в них своей конституции, президента и республиканского гражданства. Конституция должна соответствовать нормам федерального законодательства, президент республики не выходит за рамки своих полномочий. Гражданство же есть далеко не во всех республиках, да и носит оно, скорее, неформальный характер.

Края в России

В нашей стране насчитывается 9 краев. Это Алтайский, Ставропольский, Красноярский, Пермский, Краснодарский и Хабаровский регионы. Здесь же следует выделить Забайкалье, Приморье и Камчатку.

Что характерно для краев в России? Так же, как и в случае с республиками, это громадная территория. Красноярский край, например, считается крупнейшим регионом в стране. Власть в представленных субъектах реализуется за счет уставных норм - положений, зафиксированных в региональных уставах. Именно устав является основным законом в субъектах Российской Федерации (за исключением республик, где главенствуют конституции).

Автономные округа и автономные области

В Российской Федерации существует всего одна автономная область, именуемая Еврейской (ЕАО). Столицей АО является Биробиджан, основанный вместе с областью в 1934 году. Несмотря на название, в ЕАО проживает меньше одного процента граждан еврейской национальности. Яркой особенностью рассматриваемого региона является единственный в мире еврейский административно-территориальный статус. Всего в Еврейской автономной области проживает порядка 170 тысяч человек.

Автономных округов (АО) в стране тоже немного - всего четыре. Это Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский АО. Каждый регион сформирован по национально-территориальному признаку. Несмотря на свое название, АО не обладают большей автономностью, чем другие регионы. В них так же есть свое законодательство и собственная территория. В остальном все четыре АО обладают такой же долей самостоятельности, что и другие субъекты РФ.

Области в России

Областей в России больше всего. Регионы такого типа отличаются небольшой территорией, а также особой системой внутреннего политического устройства. Например, исполнительная власть в областях именуется мэрией или администрацией, но не правительством, как это распространено в субъектах покрупнее. Однако на этом особенности статуса субъектов федерации исчерпываются. Изменены названия, но остается прежним правовой статус областей.

Ниже вы видите полный перечень субъектов Российской Федерации областного типа, коих на данный момент насчитывается 46.

Две области содержат в себе еще две формы российских субъектов. Речь идет про города федерального значения - Москву, Санкт-Петербург и Севастополь. Севастополь находится в республике, а две столицы разбросаны по областям - Московской и Ленинградской соответственно. Спорное юридическое значение имеет Байконур - казахстанский город, взятый Россией в аренду.

Федеральные округа

Вопрос о том, что такое субъект Российской Федерации, до сих пор остается спорным. Например, многие юристы не могут понять, следует ли относить федеральные округа к имеющемуся списку регионов. Ведь каждая группа субъектов состоит из регионов, а федеральные округа (ФО) лишь объединяют уже имеющиеся субъекты. Тем не менее про спорные территориальные элементы все же стоит рассказать

ФО были созданы по инициативе главы государства в мае 2000 года. В момент учреждения округов насчитывалось семь, сегодня их на один больше. Сами округа нужны для удобства организации исполнительной власти в регионах.

Существует центральный округ со столицей в Москве (содержит 18 регионов), а также южный (8), северо-западный (11), северо-кавказский (7), уральский (6), сибирский (12), приволжский (14) и дальневосточный (9).

Российское государство – это федерация.

РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ : 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

Изучаем субъекты РФ и их столицы на карте (список 85) → регионы входящие в состав России. Ниже список по алфавиту, таблица, карта — где все субъекты Российской Федерации со столицами (с центрами регионов)

Все области России и их столицы

Буква Область Центр
1 А Амурская г. Благовещенск
2 А Архангельская г. Архангельск
3 А Астраханская г. Астрахань
4 Б Белгородская г. Белгород
5 Б Брянская г. Брянск
6 В Владимирская г. Владимир
7 В Волгоградская г. Волгоград
8 В Вологодская г. Вологда
9 В Воронежская г. Воронеж
10 И Ивановская г. Иваново
11 И Иркутская г. Иркутск
12 К Калининградская г. Калининград
13 К Калужская г. Калуга
14 К Кемеровская г. Кемерово
15 К Кировская г. Киров
16 К Костромская г. Кострома
17 К Курганская г. Курган
18 К Курская г. Курск
19 Л Ленинградская г. Санкт-Петербург
20 Л Липецкая г. Липецк
21 М Магаданская г. Магадан
22 М Московская г. Москва
23 М Мурманская г. Мурманск
24 Н Нижегородская г. Нижний Новгород
25 Н Новгородская г. Новгород
26 Н Новосибирская г. Новосибирск
27 О Омская г. Омск
28 О Оренбургская г. Оренбург
29 О Орловская г. Орел
30 П Пензенская г. Пенза
31 П Псковская г. Псков
32 Р Ростовская г. Ростов-на-Дону
33 Р Рязанская г. Рязань
34 С Самарская г. Самара
35 С Саратовская г. Саратов
36 С Сахалинская г. Южно-Сахалинск
37 С Свердловская г. Екатеринбург
38 С Смоленская г. Смоленск
39 Т Тамбовская г. Тамбов
40 Т Тверская г. Тверь
41 Т Томская г. Томск
42 Т Тульская г. Тула
43 Т Тюменская г. Тюмень
44 У Ульяновская г. Ульяновск
45 Ч Челябинская г. Челябинск
46 Я Ярославская г. Ярославль

подробнее

Все республики России и их столицы

Буква Республика Центр
1 А Адыгея г. Майкоп
2 А Алтай г. Горно-Алтайск
3 Б Башкортостан г. Уфа
4 Б Бурятия г. Улан-Удэ
5 Д Дагестан г. Махачкала
6 И Ингушетия г. Магас
7 К Кабардино-Балкария г. Нальчик
8 К Калмыкия г. Элиста
9 К Карачаево-Черкесская г. Черкесск
10 К Карелия г. Петрозаводск
11 К Коми г. Сыктывкар
12 М Марий Эл г. Йошкар-Ола
13 М Мордовия г. Саранск
14 С Саха г. Якутск
15 С Северная Осетия-Алания г. Владикавказ
16 Т Татарстан г. Казань
17 Т Тыва г. Кызыл
18 У Удмуртия г. Ижевск
19 Х Хакасия г. Абакан
20 Ч Чечня г. Грозный
21 Ч Чувашская г. Чебоксары
22 К Крым г. Симферополь

подробнее

Все края России и их столицы

Буква Край Центр
1 А Алтайский г. Барнаул
2 З Забайкальский г. Чита
3 К Камчатский г. Петропавловск-Камчатский
4 К Краснодарский г. Краснодар
5 К Красноярский г. Красноярск
6 П Пермский г. Пермь
7 П Приморский г. Владивосток
8 С Ставропольский г. Ставрополь
9 Х Хабаровский г. Хабаровск

подробнее

Все автономные округа России и их столицы


подробнее

Автономная область

Города федерального значения


подробнее

Конституция РФ, статья 65 (2019г.) : Россия является федеративным государством, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации (субъект Федерации). Состав из 85 субъектов - 22 республики, 46 областей, 9 краёв, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Каждый регион имеет федеральные органы исполнительной власти, так и свои внутренние органы местного самоуправления

Презентация на тему: столицы 85 субъектов РФ - для детей и взрослых. Возможность сортировать таблицу и список по алфавиту, выбрать необходимый российский регион и его столицу, показать приграничные области на схеме со спутника, панорамы и фото улиц, где находится на карте центральный район

Все субъекты России и их центры — карта регионов

Здесь собраны все субъекты РФ — таблица в алфавитном порядке, которые объединены в единую форму государственного правления, у которых общие границы (республики, края, области, округа, города федерального значения, автономные округа, автономная область). Как сухопутные/по суше так и морские/по морю. Вышеперечисленные государственные образования равномерно распределены по всей территории Рос.Федерации

Центр Российской Федерации (Russia) - г. Москва (Moscow)

Теперь вы знаете, сколько и какие субъекты входят в состав РФ (2019г.)